» » Материал для проведения коррекционного занятия в школе. Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов. Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах -

Материал для проведения коррекционного занятия в школе. Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов. Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах -

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Коррекционная работа с младшими школьниками.

На вопрос, какая школа нам нужна, все отвечают примерно одинаково: школа нужна такая, которая учит и воспитывает детей. Но, как правило, воспитание становится непременным следствием хорошо поставленного обучения. Школьник на уроках должен понять: работая, он может достичь хороших результатов, быть в ладу с самим собой, нравиться себе и другим. Из учеников должны вырасти люди, положительно относящиеся к учебному труду как к таковому, тогда меньше будет неуспевающих, так как большая беда школы - безделье учеников.

Преподавание может быть организовано с использованием следующих приемов: знания детей контролируются и оцениваются по всем элементам программы, тем самым обеспечивается систематичность новых знаний; на уроках дети все время работают, а заданий на дом получают в минимальном количестве. Это соответствует рекомендациям медиков: ребенок не будет чувствовать усталости, если освободить его на уроке от безделья, обеспечить оптимальным объемом работы и по возможности освободить от большого количества упражнений в домашнем задании. Работа в классе должна быть организована таким образом, чтобы дети на уроках получали общеучебные навыки, развивались интеллектуальные способности учащихся.

В вопросе коррекции знаний учащихся большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий. Что же такое коррекция?

Коррекция – это умение:

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Принцип коррекции

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

Формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

Обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

Побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

Установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

Использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

Разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

Использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Учитывая идеи развивающего обучения, при проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых самостоятельных работ;

в) дать возможность учащимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

При развивающем обучении учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать знания, сообщать только необходимый минимум знаний в соответствии с государственными стандартами, на основе которых учащиеся должны развить дальнейшее доказательство, сделать выводы, увидеть практическую применимость (увиденного) изученного.

В результате данной работы ученики осознают необходимость учения, умеют подходить и анализировать свои ошибки, самостоятельно оценивают уровень знаний, развивают свои способности, начинают творчески относиться к труду.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:

Индивидуальный подход;

Игровая форма занятий для поддержания неослабевающего интереса;

Доброжелательность в отношениях с детьми, недопустимость порицания за неуспех;

Поддержка положительной эмоциональной оценкой любого достижения ребенка, чтобы успех переживался ребенком как радость;

Развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

Для управления деятельностью всего класса и каждого ученика учителя школы используют в своей работе сигнальные карточки и планшеты. С помощью такой работы можно проверить каждого ученика и выявить его пробелы. Работая с планшетами, учитель может подготовить ребят к восприятию нового материала, повторить ранее изученный материал и проверить, как они усвоили новую тему. Когда каждый ребенок активно работает на уроке, у него чаще всего не бывает пробелов, ребенок испытывает радость познания.

Систематическое проведение устных вычислений дисциплинирует учащихся, развивает внимание, наблюдательность, смекалку, повышает культуру вычислительных навыков. После изучения каждой темы применяются тестовые задания, которые позволяют своевременно выявить трудности учащихся и предупредить типичные ошибки при усвоении программы.

На уроках учащимся предлагаются творческие задания при закреплении материала, на логическое мышление, различные дидактические игры, которые очень нравятся ребятам. Так как в классе есть ученики с разным уровнем знаний и одни работают быстрее, другие медленнее, к детям применяется дифференцированный подход. При объяснении нового материала учитель использует наглядные пособия в виде картинок, чертежей, геометрических фигур. Ребята с удовольствием выполняют различные творческие домашние задания.

Перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли школьники, если у них проблемы, которые могут затруднить изучение нового материала. С этой целью проводятся самостоятельные работы повторительного коррекционного характера, задания которых включают такие упражнения, которые дадут детям понимание, что нужно знать для усвоения новой темы, а учитель сможет выяснить степень подготовленности учащихся её изучению. Основу обзорных работ составляют задание репродуктивного характера. Составленная таким образом самостоятельная работа даёт возможность учителю проверить усвоение узловых вопросов всего раздела, необходимого для изучения нового материала.

Организация системы коррекционной работы на уроках даёт возможность осуществлять максимально раннее выявление и реализацию умственных способностей детей, развивать мыслительную деятельность учащихся, осуществлять формирование навыков самоорганизации, самоконтроля.

К высокой эффективности образовательного процесса ведут многие пути. Конкретные условия работы, опыт, личные качества учителя подсказывают ему разнообразные средства практического решения проблемы повышения эффективности обучения. Арсенал используемых учителями средств, методов и приемов открывает широкие возможности для дальнейшей педагогической деятельности. Ведь труд учителя – дело творческое.

9. Коррекция познавательной сферы школьников: определение понятий, виды коррекционной работы.

Активизация и коррекция познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей коррекции познавательной деятельности у школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Одним из важнейших направлений работы школьного психолога с детьми младшего школьно¬го возраста является развитие познавательной сферы. Коррекционно-развивающая работа с каждым из познаватель¬ных процессов имеет свою специфику.

Так в основе коррекции наглядно-образного мышления в школьном возрасте лежат выявление и отражение объек¬тивных связей и отношений действительности в виде на-глядно-пространственных моделей. Основной задачей кор¬рекции в этом случае становится формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач. При этом ориентировка детей должна быть направлена на общие спо¬собы действий, а не только на получение конкретного ре¬зультата. Целесообразно применение таких видов конст¬руктивной деятельности, как конструирование по образцу (модельное, по элементам, путем отбрасывания элементов из фоновой фигуры), по условиям и по замыслу.

Коррекция логических форм мышления неразрывно связана с развитием обобщающей и символической функ¬ций речи. Коррекционные занятия должны быть на-правлены на формирование предпосылок овладения ребенком системой научных понятий, ставя своей целью разви¬тие у ребенка логических операций анализа, сравнения, обобщения, развитие действий классификации.

Цели коррекции речевого развития определяются форми¬рованием Основных новообразований этого возраста: станов¬лением планирующей и регулирующей функций речи и соот¬ветствующих им форм - формированием контекстной речи и совершенствованием диалогической ситуативной речи. Задачи коррекции включают: формирование связной контекстной речи, формирование, планирующей и регулирующей функций речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу пред¬ложений в плане подготовки к обучению детей грамоте.

Коррекция развития памяти может быть направлена на становление общей структуры мнемической деятельно¬сти ребенка - выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта, а также формирование внешнего опосредствования.

Коррекция развития внимания определяется задачами ста¬новления умения ребенка контролировать свою деятельность.

Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой де¬ятельности.

(21. Задачи и направления коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями в обучении.

22. Планирование коррекционных занятий с младшими школьниками с трудностями в обучении.

23. Использование в коррекционной работе с учащимися с трудностями в обучении программы «Развитие мыслительных действий с понятиями».

24. Использование в коррекционной работе с учащимися с трудностями в обучении программы «Развитие понимания».

25. Использование в коррекционной работе с учащимися с трудностями в обучении программы «Развитие активной речи».

21. Задачи и направления коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями в обучении

Исходя из оценки проблем, которые испытывают дети с трудностями в обучении в рамках учебной деятельности, можно выделить две группы взаимосвязанных задач коррекционно-педагогической работы с ними:

Устранение причин трудностей в обучении, которые определяются особенностями психического развития этих детей;

Восполнение пробелов предшествующего обучения.

Решение указанных задач осуществляется в процессе работы по направлениям, которые достаточно полно и четко охарактеризованы В.В. Гладкой и сведены в три блока:

1) формирование учебной деятельности и коррекция ее недостатков (формирование учебной мотиваци, формирование общеучебных интеллектуальных умений, развитие личностных компонентов познавательной деятельности);

2) развитие до необходимого уровня психических функций, которые обеспечивают учебную деятельность (зрительного восприятия, пространственной ориентировки, фонематического восприятия и др.);

3) формирование базовых представлений и умений (об окружающем, количественных, графических и др.), которые нужны для усвоения программного материала .

Другое дело, что формирование учебной деятельности и коррекция ее недостатков осуществляются главным образом на уроках и их нецелесообразно выделять как самостоятельное направление (раздел плана) коррекционных занятий.

Задачи же второго и третьего блоков применительно к коррекционным занятиям неоспоримы и в обобщенном виде названы выше.

22. Планирование коррекционных занятий с младшими школьниками с трудностями в обучении

Данный вопрос мы рассмотрим на примере занятий по развитию познавательной деятельности, так как занятия по социально-бытовой ориентировке, социальному ориентированию, современным средствам коммуникации рекомендованы для данной категории учащихся относительно недавно и опереться на опыт их планирования еще не представляется возможным.

При планировании коррекционных занятий необходимо учитывать:

Результаты психолого-педагогического изучения учащихся;

Объем коррекционных занятий, который зависит от условий организации обучения (см. Тема 3. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с трудностями в обучении).

Психолого-педагогическое изучение учащихся с трудностями в обучении целесообразно осуществлять по простой общей схеме: выявление трудностей в обучении > выявление причин, которые обусловливают эти трудности.

Обращаем внимание студентов, слушателей, практических работников, что подмена нормативно определенных функций педагога-психолога учителем-дефектологом недопустима. В этой связи необходимо дать категорическую отрицательную оценку тем случаям, когда карта психолого-педагогического обследования заполняется лишь учителем-дефектологом. Речь в данном случае идет и о «Карте психолого-педагогического обследования» В.В. Гладкой, Н.Л. Жмачинской, С.Л. Карповой , получившей определенное распространение.

Выявленные трудности в обучении

Результаты психологического изучения учащегося

Учитель (учитель-дефектолог)

Подпись Ф.И.О.

Педагог-психолог

_________ ____________________

Подпись Ф.И.О.

Ориентиром для составления подобной карты психолого-педагогического обследования могут быть психодиагностические таблицы, представленные в известных работах А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костроминой , Н.П. Локаловой . В качестве дополнения к карте психолого-педагогического обследования рекомендуется также «речевой профиль», полученный в результате обследования устной речи ученика по сокращенному варианту широко известной методики диагностики устной речи, представленной в работах Т.А. Фотековой .

Применение этой методики дает возможность уточнить задачи занятий по развитию устной речи – направлению, входящему в развитие познавательной деятельности и практически всегда актуальному по отношению к младшему школьнику с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, что может быть подтверждено результатами обследования.

Занятия по развитию устной речи, которые мы рекомендуем приоводить начиная с первой четверти 1 класса, целесообразно планировать на материале уроков по предмету «Человек и мир» как наиболее близкому к житейскому опыту учащихся. Их темы могут быть сформулированы также, как и темы уроков. Другое дело, что в задачах этих занятий на первый план будут поставлены задачи развития устной речи, а задачи формирования знаний могут решаться как задачи их закрепления или не ставиться вовсе. Соответственно и методика проведения коррекционных занятий принципиально отличается от методики проведения урока – основное содержание этих занятий составляют коррекционно-развивающие упражнения, направленные на решение коррекционно-развивающих задач (в данном случае – задач развития устной речи).

Отметим, что в 1-м классе обычно особо актуальным является также формирование у учащихся следующих школьно-значимых функций: зрительного восприятия, тонкой моторики, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, фонетико-фонематического восприятия. Соответствующие задачи рассмотрены в учебно-методических и методических пособиях .

Задачи формирования зрительного восприятия, тонкой моторики и зрительно-моторной координации мы рекомендуем решать в рамках коррекционного занятия по общей теме. Это тем более важно в условиях дефицита учебного времени, которое выделяется на коррекционные занятия.

Приведем примеры общих тем занятий, в рамках которых могут быть объединены задачи указанных выше направлений коррекционно-развивающей работы.

Тема занятия – «Геометрические фигуры». На занятии ученикам предлагаются разные по сложности упражнения в нахождении геометрических фигур в различных изображениях, в дорисовке и штриховании, обведении шаблонов и вырезании геометрических фигур, составлении из них различных изображений и др.

Тема занятия – «Узнай и нарисуй». Учащимся предлагается узнавать знакомые предметы в контурном изображении, в неполном изображении, в наложенных друг на друга изображениях, в необычном (например, перевернутом) виде, затем выполняются изображения предметов (дорисовка, обведение по шаблонам, раскрашивание, штрихование).

Как можно видеть, в теме занятия отражается материал, на котором оно проводится. Темы занятий следует определять в перспективном (календарном, календарно-тематическом) плане. Задачи же занятий нужно определять к каждому занятию, анализируя результаты предшествующих занятий, то есть на диагностической основе.

Для учащихся 1-го класса могут быть актуальными также занятия по формированию дочисловых количественных представлений. Разумеется, занятия планируются с учетом этапов овладения этими представлениями, на которых находятся учащиеся.

Методика проведения занятия, отраженная в его рабочем плане, должна предполагать дифференциацию заданий, что позволит избежать крайне затруднительного дробления класса на микрогруппы и неоправданного увеличения количества индивидуальных занятий.

К сожалению, из-за дефицита учебного времени в 1-м классе не всегда представляется возможным проведение занятий по развитию памяти и мышления. Если это реально, то мы предлагаем планировать их на материале предмета «Человек и мир», как и занятия по развитию устной речи. Методически оправдано решение в рамках занятия по общей теме задач развития устной речи, памяти, мышления.

Во 2-м и последующих классах направления коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности могут меняться. Рекомендуется использование представленных в методической литературе коррекционных программ. Некоторые из них рассмотрены ниже.

23. Использование в коррекционной работе с учащимися с трудностями в обучении программы «Развитие мыслительных действий с понятиями»

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мыслительных действий с понятиями» представлена в книге «Психологическая коррекция умственного развития школьников» . Разработана для применения в коррекционной в работе со слабоуспевающими учащимися 2-х – 5-х классов, относящимися к медицинской норме (не имеющих органических и функциональных нарушений нервной системы). Цель программы – «формирование основных мыслительных действий и умений, которые необходимы при работе с понятиями (обобщение, абстрагирование, анализ, сравнение, выделение существенных признаков и определение понятий)» .

Исходя из того, что у учащихся с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, овладение указанными действиями и умениями затруднено, реализация данной программы в процессе коррекционно-развивающей работы с ними тем более целесообразна. Другое дело, что работа по данной программе может быть начата не со 2-го, а с 3-го класса, когда дети знакомы с более широким кругом понятий.

Приведем примеры первых заданий.

Задание 1. Педагог предлагает ученику (ученикам) по две карточки с понятиями. На одной из них – более общее понятие, на другой – частное по отношению к нему. Задание состоит в том, чтобы слева раскладывать карточки с более общими понятиями, справа – с частными. Примеры пар понятий: время года, зима; животное – собака; растение – кактус; единица длины – сантиметр; единица времени – минута.

Выполнению задания предшествует вступительная обучающая беседа. Ее цель – достигнуть понимания учеником (учениками) того, что понятия могут быть разными по отношению друг к другу, могут быть общими и частными. Предложенный авторами вариант беседы целесообразно упростить и сократить в объеме. Сделать это педагог может по своему усмотрению.

Задание 2. Педагог предлагает ученику (ученикам) по три карточки с понятиями, разными по степени общности. Задание состоит в том, чтобы слева раскладывать карточки с самыми общими понятиями, справа – с самыми частными, посередине – промежуточными по общности. Примеры соотносящихся понятий: растение, кустарник, малина; животное, домашнее животное, курица; книга, учебник, «Математика»; гриб, съедобный гриб, подосиновик.

Задание 4. Педагог предлагает ученику (ученикам) подбирать общие понятия к частным, поясняя задание следующим образом: называет два понятия (например, рубашка и брюки), и говорит, что общим для них будет понятие одежда». Затем предлагаются по два понятия (плотва, лещ; дуб, береза; зима, лето; треугольник, квадрат; и т. д.), к которым общее понятие подбираются учеником (учениками).

Всего программа включает 11 заданий, каждое из которых может иметь различные варианты, которые подбирает педагог с учетом программного материала и владения учениками житейскими понятиями.

Тема каждого занятия определяется по содержанию заданий. Например: к указанному выше заданию 4 тема и задача могут быть сформулированы следующим образом:

Тема. Подбор обобщающих понятий.

Задача. Формировать у учащихся умение сравнивать понятия, определять общие существенные признаки, и подбирать обобщающие понятия.

В методике проведения занятий должно быть предусмотрено оказание обучающей помощи. Именно с учетом ее эффективности педагог может уточнить количество занятий по каждой теме.

24. Использование в коррекционной работе с учащимися с трудностями в обучении программы «Развитие понимания»

Данная программа также представлена в книге «Психологическая коррекция умственного развития школьников» . Цель ее применения – формирование умений понимания «смысловой стороны языка, значений отдельных слов и текстов, осознания семантических связей между словами и словосочетаниями, использование смыслового сцепления частей текста для восстановления и прогнозирования его содержания, выделения существенного (главных мыслей, общего смысла) ».

Разработана для применения в коррекционной в работе с относящимися к медицинской норме слабоуспевающими учащимися, начиная с 3-го класса. Эффективность проведения занятий по данной программе в значительной степени будет зависеть от состояния у учащихся навыка чтения (его скорости). Поэтому в работе с детьми с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, ее лучше применять в 4-х – 5-х классах.

Приведем примеры отдельных заданий.

Задание 1 состоит в объяснении значения слов путем подбора к ним других, близких по смыслу. Например, педагог предъявляет ученику (ученикам) карточку со словосочетаниями, в которых выделено одно из слов (например, разбить сад, горячее сердце, открытый человек и т. д.) и просит к выделенным словам подобрать близкие по смыслу.

Задание 2 состоит в нахождении разных значений слов (например, коса, ручка, фигура).

Задание 3 состоит в подборе синонимов. Всего программа включает 13 заданий, каждое из которых может изменяться по содержанию педагогом, то есть иметь разные варианты.

Темы занятий определяются по содержанию заданий. Например: к заданию 3 тема и задача могут быть сформулированы следующим образом:

Тема. Подбор синонимов.

Задача. Развивать умение подбирать слова-синонимы.

Методика проведения занятий опять-таки должна предполагать оказание обучающей помощи. Например, при затруднениях учащихся в нахождении разных значений слова, в качестве помощи целесообразно использовать работу со словарем. Целесообразно предусмотреть также возможность коллективного взаимообучения. Для этого, в частности, предусматриваются взаимопроверки выполненных работ.

Понятно, что такая методика существенно ограничит количество слов, которые предлагаются учащимся в рамках одного занятия.)

Болотова С.А., кандидат педагогических наук,

зав. лабораторией «Начальная инновационная

с младшими школьниками, обучающимися

по УМК «Начальная инновационная школа»

Для современного этапа развития начального образования характерна

вариативность содержания образования, которая сопровождается

разработкой и введением в практику новых учебно-методических комплектов

или систем учебников для младших школьников. В условиях перехода на

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основании:

1.Закона «Об образовании»

2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.Учебного плана образовательного учреждения

Структура документа.

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; список литературы.

Специфика программы

Цели обучения коррекционной школы VIII вида - это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.

Коррекционно-развивающие занятия - это курс специальных занятий (игр, упражнений, этюдов), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Эти занятия отличаются от других уроков тем, что ученикам предлагаются задания внеучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что весьма привлекательно для школьников. Обучение происходит непроизвольно, т.е. ребенок овладевает каким-то знанием, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, а в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно незаметно для себя самого.

На этих уроках не ставятся отметки, хотя оценивание, конечно, осуществляется. Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности (связанной с боязнью получить плохую оценку) создают на уроках коррекционных занятий особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые занятия.

Учащихся с ограниченными возможностями здоровья отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Цель коррекционной работы - коррекция познавательной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи коррекционной работы:

    развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;

    формирование умственного плана действий и речевых функций;

    развитие произвольности психической деятельности.

Выбрана групповая форма работы, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни семьи.

Система коррекционной работы , направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, разделена на 4 основных блока :

1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

    становление умения владеть средствами общения;

    формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

    формирование коллективного обсуждения заданий;

    установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

    способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

    приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

    формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

    становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

    расширение словарного запаса.

3. Развитие произвольности психической деятельности:

    умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;

    произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;

    произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);

    навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

4. Развитие пространственных представлений:

    формирование умений различать геометрические формы;

    усвоение учащимися понятия величины;

    ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;

    овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;

    совершенствование координаций движений в пространстве;

    формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.

Программа коррекционно-развивающих занятий в начальной школе рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

При планировании и проведении занятий с учащимися начального звена с ограниченными возможностями здоровья были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:

    Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание).

    Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.

Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.

    Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей. Примером подобных занятий может служить цикл игровых занятий «Школа разведчиков».

    Введение системы штрафов и поощрений является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», т.е. был невнимателен, часто отвлекался). В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» и «ворон».

    Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы.

Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

    Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися.

Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал - покажите большой палец», или использование контрольных карточек: «Внимание!!», «Тишина!!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употребление различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчика, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте; минуты молчания (дети «держат» себя в руках, замерев на месте).

При планировании была соблюдена общая для всех занятий структура построения занятия.

Схема построения коррекционно-развивающего занятия

1. Введение в занятие

2. Основное содержание занятия

3. Заключительный этап занятия

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия , которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.

В качестве примера можно предложить следующее упражнение. Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, встречаясь друг с другом, улыбаются и произносят всего два слова: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение. Задание можно видоизменять, добавляя к предложенному хлопанье в ладоши, пожатие рук, объятия; или все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.

Следующее обязательное упражнение - «Новости» - включает в себя ряд очень важных моментов: дети имеют возможность, во-первых, обменяться информацией о событиях, происшедших с ними за последнее время; во-вторых, обсудить результаты домашнего задания и вспомнить содержание прошлого занятия и, в-третьих, оценить в баллах свое настроение.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра , которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Коммуникативные игры, используемые в начале и в конце занятия, имеют некоторое специфическое отличие. Условно мы могли бы назвать их «Игра-энергизатор» (на начальном этапе) и «Игра-оптимизатор» (в заключительной части занятия), целью которых является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. «Игра-оптимизатор», как правило, малоподвижная. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.

Произвольность в младшем школьном возрасте выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослым, и действовать в соответствии с ними, выполнять действия по образцу, организовывать свою деятельность, самостоятельно планируя способы достижения цели.

Упражнения по развитию произвольности и пространственных представлений, как правило, проводятся в письменной форме, поэтому у каждого ребенка обязательно должна быть тетрадь в клетку и простой карандаш. Это самое продолжительное по времени задание, занимающее от 10 до 15 минут.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности я объединила не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования. Поэтому в классе обязательно должны быть цветные карандаши, фломастеры и бумага.

Завершает основной этап процедура домашнего задания. Чаще всего - это небольшие творческие работы. Например, после занятия, посвященного умению ориентироваться в помещении по плану, ребятам предлагается нарисовать план своей комнаты, а на следующем занятии дается возможность рассказать о ней. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает в себя проведение коммуникативной «игры-оптимизатора» либо релаксационного упражнения. И та и другая игра способствуют расслаблению детей в конце работы и формируют положительное отношение к занятию в целом.

Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми. В качестве примера мы предлагаем следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.

Учебно-методический комплекс

Вид методического пособия

Наименование

Программа.

Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе», 2007г.

Ю.В. Останкова

«Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития»

Т. В. Бойко- Волгоград: «Учитель», 2012

«Развиваем речь. Жадные разбойники. Весёлые чистоговорки и логопедические игры»

Ю. В. Гурин- Санкт-Петербург: «Литера», 2006

Диагностический материал

«Диагностика эмоционально-личностного развития детей»

Н.Д.Денисова - Волгоград: «Учитель», 2013

Программы, дидактические материалы

«Курс комплексного развития младшего школьника»

В.Н.Карандашев - Волгоград: «Учитель», 2012

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

Хухлаева О.В. - М., 2003

Дидактические материалы

Коррекция обучения и развития школьников.

Сиротюк А.Л.. - М., 2002

«Мир фантазии».

«Мир логики»

Гин С, Москва, «Вита-пресс» 2001

Учебное пособие

«Практическая психология образования»

Дубровина И. В, Москва, ТЦ «Сфера» 1998

Справочник

«Справочник психолога начальной школы»

Истратова О.Н,. Экзакусто Т.В: Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003

Справочник

«Справочник по групповой психокоррекции»

Истратова О.Н..- Ростов н/Д: Феникс, 2006

Программа

“Познай себя”

Лазарев М.Л. - М., 1993

Пособие для родителей

«Игры, ребусы, загадки для дошкольников»

Линго Т.И. - Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г

«90 уроков психологического развития младших школьников»

Локалова Н.П. - М., 1995

Тесты и коррекционные игры.

«Игротерапия общения»

Панфилова М.А.: - М., 2002;

«Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы».

Самоукина Н.В. М.: Новая школа, 1993;

«Обучение через движение».

СполдингДж. - М., 1992;

Дидактические материалы

«Упражнения на каждый день: логика для младших школьников».

Тихомирова Л. Ф.:. Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г

«Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении»

Шилова Т.А.,. - М.: Айрис дидактика, 2005

Справочник

«Энциклопедия интеллектуальных игр»

Анашина Н.Ю..- Ярославль: Академия развития, 2006

«Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет)».

Ганичева И.В.- М., 2004

«Комплексные занятия»

Т. М. Бондаренко - Воронеж: «Учитель»,2006

Дидактический материал

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: трафареты, пазлы; шнуровки; раскраски; головоломки.

Физ.минутки

Речевые разминки

Игровые упражнения; игрушки.

Психологические тренинги

Наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты.

«Мировые головоломки»

серия брошюр «Хочу в школу»

журналы «Непоседа»

брошюры «Отгадай, реши, раскрась»

кроссворды

тексты релаксаций.

VIII вида»

в 1 классе

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка к планированию коррекционно-развивающих занятий для 1 класса.

Тематическое планирование составлено на 2013-2014 уч. год для 1 класса.

Тематическое планирование составлено на основе программы Ю.В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе», 2007г.

Цель курса:

Задачи курса:

Ожидаемые результаты:

Учащиеся неодинаково достигают поставленных целей, поэтому разделились на 3 уровня обучаемости. К первому уровню я отнесла детей, которые самостоятельно могут выполнять упражнения, активны и заинтересованы на занятиях. Это Бисенгалиева А., Ескулаева С., Нутышов Е., Щербаков К.

Ко второму уровню я отнесла учащихся, которые пользуются небольшой помощью учителя, не всегда активно включаются в работу, но сохраняющие интерес к уроку - Аткасова С., Котельникова И., Мухамбетов А.

Ну и, наконец, к третьему уровню относятся ребята, испытывающие трудности при выполнении заданий, часто пользуются помощью учителя и часто теряют интерес к изучаемому материалу. Это Абулхасов А., Абулхасов М., Кляченко Д. Поэтому работа чаще проходит по уровням, чтобы учащиеся этой группы не чувствовали себя хуже других.

Уровни обучаемости:

% учащихся:

Тематика занятий

I четверть

День знаний.

Тестирование с целью выявления уровня сформированности познавательных процессов.

Формирование представлений о цвете.

Формирование представлений о форме.

Формирование представлений о величине.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие пространственной ориентации (право-лево, верх-низ).

Развитие произвольного внимания.

II четверть

Развитие устойчивости внимания (концентрация, объем).

Развитие мышления (обобщение, выделение существенных признаков).

Развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.

Развитие воображения.

Развитие мышления.

III четверть

Развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Развитие объема внимания.

Развитие наблюдательности.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие зрительной памяти.

Развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Развитие воображения.

Произвольность поведения.

Развитие устойчивости внимания.

Развитие моторики.

IV четверть

Развитие слуховой памяти.

Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания.

Развитие мышления.

Развитие воображения.

Развитие пространственной ориентации.

Развитие мелкой моторики.

Повторение. Внимание. Мышление. Память.

Кол-во часов

Примечание

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение Астраханской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Харабалинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»

во 2 классе

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка к планированию коррекционно-развивающих занятий для 2 класса.

Тематическое планирование составлено на 2013-2014 уч. год для 2 класса.

На изучение данного курса отводится 2 часа в неделю.

Тематическое планирование составлено на основе программы Ю.В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий в школе», 2007г.

Цель курса:

Обучение, воспитание и развитие у младших школьников комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

Задачи курса:

Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей младшего школьного возраста;

Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе;

Развитие внимания, аналитического мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции;

Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.

Ожидаемые результаты:

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.

Учащиеся неодинаково достигают поставленных целей, поэтому разделились на 3 уровня обучаемости. К первому уровню я отнесла детей, которые самостоятельно могут выполнять упражнения, активны и заинтересованы на занятиях. Это Богданенко С., Турченко Ю., Кульсейтова М.

Ко второму уровню я отнесла учащихся, которые пользуются небольшой помощью учителя, не всегда активно включаются в работу, но сохраняющие интерес к уроку - Куширов Т., Избасаров В., Батырова С., Дадян М.

Ну и, наконец, к третьему уровню относятся ребята, испытывающие трудности при выполнении заданий, часто пользуются помощью учителя и часто теряют интерес к изучаемому материалу. Это Спасова И. Поэтому работа чаще проходит по уровням, чтобы учащиеся этой группы не чувствовали себя хуже других.

Уровни обучаемости:

% учащихся:

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Вводное занятие. Обследование.

Внимание. Упражнения на развитие концентрации внимания.

Внимание. Упражнения на развитие произвольного внимания.

Внимание. Упражнения на развитие объема внимания.

Восприятие. Упражнения на развитие точности восприятия.

Восприятие. Упражнения на развитие представлений о временах года.

Мышление. Упражнения на развитие логического мышления.

Память.

Память. Упражнения на развитие слуховой памяти.

Воображение. Упражнения на развитие зрительного воображения.

Воображение. Упражнения на развитие вербального воображения.

Произвольность поведения.

Развитие мелкой моторики.

Развитие речи. Чистоговорки.

Развитие речи. Заучивание стихов.

Внимание. Концентрация внимания.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

Развитие слуховой памяти.

Графический диктант. Пространственная ориентация.

Развитие зрительной памяти.

Упражнения на развитие устной речи.

Мышление. Упражнения на развитие логического мышления.

Развитие речи. Работа с деформированным текстом.

Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок.

Упражнения на развитие зрительной памяти.

Упражнения на развитие слуховой памяти.

Упражнения на развитие мышления.

Упражнения на развитие логического мышления.

Развитие внимания, памяти в процессе восприятия.

Развитие речи. Чистоговорки. Частоговорки.

Развитие речи. Заучивание стихотворений.

ТЕСТИРОВАНИЕ. Уровень развития познавательной сферы.

Кол-во часов

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение Астраханской области

Готовые конспекты занятий и НОД по различным предметам и темам, предназначенным для коррекционных классов и групп всех типов. Рабочие программы коррекционных занятий «на все случаи жизни». Адаптированные для детей всех категорий коррекционной педагогики занятия по развитию речи, по математике, окружающему миру и другим предметам и учебным дисциплинам. Конкретный опыт педагогов, специализирующихся по социальной педагогике. Проверенные пути и методы адаптации и воспитания непростых дошкольников и учеников, в процессе их непосредственного обучения.

Составляйте конспекты занятий в коррекционных группах вместе с МААМ.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 3071 .
Все разделы | Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах

Конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями речи) Конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи) Театрализованная деятельность по сказке «Заюшкина избушка» . Цель : Развитие речи посредством театрализованной деятельности. Коррекционно -развивающие...

Тема"Цветы" Цель : уточнить и расширить знания о цветах, местах их произрастания, строении. Задачи : Коррекционно - образовательные : упражнять в словообразовании с использованием уменьшительно - ласкательных суффиксов, образовывать относительные прилагательные, учить подбирать...

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах - НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья»

Публикация «НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в...» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема: Деревья. Задачи: Образовательные: - Расширить знания детей о деревьях. - продолжать учить правильно держать карандаш - Формировать навык...

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности (нарушение зрения) «Мама - солнышко моё» НОД в старшей группе компенсирующей направленности (нарушение зрения) по теме «Мама – солнышко моё» Цель: Расширить представления детей о празднике – Дне матери. Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Познание» «Речевое...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Новый год» Тема: «Новый год» Возраст: 5 лет Цель: Уточнение и обобщение знаний об особенностях праздника Новый год. Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: - Развитие грамматического строя речи, - Обогащение словаря прилагательными, глаголами - Формиррвание умения подбирать...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Рыбы» Тема: «Рыбы» Возраст: 5 лет Цель: формировать представления по теме «Рыбы» Задачи: 1.Коррекционно-образовательные: - Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными...

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах - Конспект развлечения в младшей группе для детей с нарушением зрения «Поможем ежику»

Развлечение в младшей группе для детей с нарушением зрения на тему: «Поможем ежику» коррекционно - образовательные: - Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности; - Закреплять представление о фруктах и овощах; - Учить различать и называть...

ООД по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе групп «Юные космонавты» оод по развитию зрительного восприятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. На тему: «Юные космонавты» Коррекционно-развивающие задачи: 1.Расширить и закрепить знания детей о космосе, о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия...

Татьяна Бурая
Семинар по обмену опытом на тему «Условия и правила проведения коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста»

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. В нашем случае – это коррекционно-развивающая среда : разработка разновариативных моделей (игры –путешествия, литературные гостиные, устный журнал, беседы, клубы и др.)

Коррекционные занятия - это специальная пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге способствующая усвоению школьных знаний и умений . Коррекционная направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др., вызывающих у детей так называемые школьные трудности , в развитии познавательных процессов.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ :

Коррекционные занятия рекомендуется проводить 1 раза в неделю . Занятия могут проводиться как в первую , так и во вторую половину дня; продолжительность занятий 15-30 мин .. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными : сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

Любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.

Немаловажным фактором является определение структуры занятия , которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности : организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач . Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ :

1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель : что будем делать, как, для чего.

2. Через каждые 5-7 мин занятия целесообразно проводить физминутки , используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки , упражнения для глаз.

3. Начинать занятие следует с разминки , далее организовать повторение (более легкое задание, затем переходить к новому материалу (более сложному заданию) и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.

4. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить .

5. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте с подведением итогов прошедшего занятия .

На занятиях можно выполнять рисунки, орнаменты, аппликации, постройки из деталей конструктора, поделки из бумаги, форма которых задается словесно или с помощью схемы взрослым. Можно тренировать учащихся в пересказе сказок по схематическому плану, составленному взрослым. С помощью игр и упражнений необходимо сформировать у детей поисковые пробы ориентировки при выполнении задания (Мозаика, Сложи картинку) . Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание и зрительное восприятие.

Пристальное внимание необходимо уделять коррекции и развитию мелкой моторики рук. Управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи.

Для развития движений руки на занятиях можно использовать традиционные формы работы : обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы. Для развития тактильно-кинестетических ощущений предлагаются игры с песком : “Я пеку, пеку, пеку”, “Найди предмет”, “Оставь след”, “Рисунки на песке; игры с водой. Дети с удовольствием переливают воду из одного сосуда в другой, создают волны, смотрят на свое отражение в воде, пускают пузыри. Игры с крупой, мелкими камешками, орехами, природным материалом. Например : “Помоги Золушке перебрать крупу”, “Собери маме бусы”, “Угадай на ощупь”, “Выложи узор”.Кроме того ребенку надо дать возможность мять и рвать бумагу, разминать пластилин, манипулировать предметами различной фактуры (мех, кожа, бархат, шерсть, дерево, фольга) .

Предлагать шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным пластилином для выкладывания узоров из семян, крупы, мелких камешков, игры с мозаикой. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер.

Особою роль в развитии играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения : симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами фигурок из открыток, журналов. Прищепки – очень любопытная игра , и хорошая гимнастика для рук. Складывание фигурок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук.

Пальчиковые игры занимают важное место в формировании мелкой моторики. Это инсценировка историй, сказок при помощи пальцев. Для развития общей и крупной моторики необходим спортивный инвентарь, шнуровки,мозаики, кольцебросы, массажные коврики…

Систематические занятия конструированием интенсивно развивают у детей сенсорные способности. Для этого необходимо иметь строительные конструкторы разного размера, с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, логический куб, геометрическое лото, вкладыши -формы и т. д.

Основные методы коррекционно-развивающих занятий , используемые мною в работе с младшими школьниками – это игровые методы. Игра- это ведущий вид деятельности для младших школьников . Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребёнка, его существование, мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение и другие психические функции.

Проведение коррекционных занятий предполагает наличие дидактических игр разного вида (демонстрация) . Необходимо иметь картотеку игр :

по развитию речи, игры на релаксацию, гимнастики для речевого аппарата, упражнения на дыхание, разные виды массажа (лица, шеи, головы и т. д., игры на общение, разные виды психогимнастики, игры и упражнения с разным уровнем двигательной активности, игры на внимание, на развитие памяти, логического мышления и т. д.

И сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в одном из таких коррекционных занятий . В процессе занятия мне хотелось бы слышать ваши высказывания, ответы на вопросы, которые я вам буду задавать. Будьте, пожалуйста, активны.

Перед каждым занятием у нас проводится игра- приветствие , которая способствует повышению общего эмоционального фона, улучшению психологического климата в группе. И сейчас вместе со мной повторяйте слова и движения :

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю, я вас всех приветствую!

1. РАЗМИНКА

Цели : создание положительного рабочего настроя в группе, подготовка к предстоящей деятельности.

Игра “Действуй по инструкции”

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция : встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо , потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите “хорошо”!

В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (игра на повторение и новый материал)

Игра “Загружаем корабль”

Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на корабле.

Нам нужно загрузить корабль пассажирами с именами, начинающимися на букву “А”.

Можно предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда, инструменты, цветы и т. д.)

Загрузив наш корабль всем необходимым мы отправляемся в плавание… . и вдруг (звучит музыка шторма)

Игра “Необитаемый остров”

“Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм!

На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть. Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.

Все поочереди достают из мешочка по одному предмету и рассказывают, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые варианты.

Предметы, лежащие в волшебном мешочке :

Газета, спички, дискета, колпачок от дезодоранта, ножик канцелярский, пластмассовая ложка, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, неисправный фотоаппарат .

Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт , полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг. Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, воображение, тактильные ощущения.

3. ФИЗМИНУТКА

Игра «Лавата»

Все берутся за руки в кругу. Идут приставным шагом и повторяют слова : Дружно танцуем мы, тра-та-та, танец любимый наш лавата. Играющие останавливаются, ведущий говорит : Мои локти хороши, а у соседа лучше. Все берут друг друга за локти и повторяют танец. Затем ведущий говорит : Моя шея хороша, а у соседа лучше. Все выполняют другие движения и т. д.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цели : проверка полученных на занятии навыков , закрепление положительных эмоций, подведение итогов.

В конце каждого занятия проводится упражнение на релаксацию.

Цели : для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.

Игра «Облака»

Рефлексия “Все у меня в руках”:

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

Больше всего мне понравилось…

В дальнейшем я буду использовать…

Здесь я сегодня узнал (а) нового…

Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

Неожиданным для меня сегодня было…

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу . Уделяйте достаточно времени для игр.