» » Российско-германские отношения в начале XX века. Российско-германские отношения на современном этапе Русско немецкие отношения

Российско-германские отношения в начале XX века. Российско-германские отношения на современном этапе Русско немецкие отношения

Начало ХХ столетия - это особая эра. Начинался век невиданного динамизма во всех сферах жизни человека и общества, эпоха глобализации мировой истории, когда человечество впервые по-настоящему осознает, в каком взаимозависимом и хрупком мире мы существуем, когда процесс развития отдельных цивилизаций и регионов обретает все больше общих черт. Это начало века торжества разума и науки и одновременно - войн, страшных трагедий, когда под вопрос ставились сами понятия прогресса, гуманизма, ценности человеческой жизни.

В этот период на авансцену мировой политики выходят страны, на протяжении предыдущих веков не игравшие первых ролей в международных отношениях. К числу таких стран мы относим и Германскую империю, заявившую о своей мощи после победы в франко-прусской войне. В этот период Германия начинает играть значительную, если не ведущую роль в мировой политике.

Одним из важных направлений германской внешней политики в рассматриваемый период являются отношения с Российской империей. Германия традиционно являлась союзником России, однако в начале ХХ столетия пути этих двух великих держав коренным образом разошлись в силу ряда причин, вызванных особенностью самой эпохи.

  • 1. На рубеже XIX-XX веков соотношение сил на международной арене резко изменилось. Геополитические устремления великих держав: Великобритании, Франции и России, с одной стороны, Германии с Австро-Венгрией - с другой - привели к необычайно острому соперничеству. В нараставшем соперничестве каждая из великих держав преследовала собственные интересы.
  • 2. После разгрома Франции Германия оказалась самой сильной державой в Европе. После отставки Бисмарка Германия стала расширять политику колониальных захватов. В германских политических и общественных кругах активно проповедовалась идея Срединной Европы - объединения центрально-европейского региона вокруг немецкого этнического ядра. Ключевую роль для определения внешнеполитической стратегии Германии играли противоречия в ее отношениях с Францией и Великобританией.

Внешняя политика Германии в начале XX в. определялась двумя основными факторами - общими тенденциями развития международных отношений в эпоху империализма и внутриполитической ситуацией, благоприятствовавшей нарастанию националистических, шовинистических настроений. Поэтому, помимо сугубо прагматичных проектов колониальной экспансии, германская внешнеполитическая доктрина опиралась на чрезвычайно претенциозные идеологические постулаты. Их основой стала концепция "мировой политики" - превращения Германии в одну из ведущих мировых держав, "способную занять свое место под солнцем". Речь шла не только об изменении баланса сил в системе международных отношений, но и о коренном преобразовании самого европейского политического пространства. 2

Согласно от 8 апреля 1904 г. Англия и Франция делили едва ли не последние "свободные" колониальные территории. Тем самым, устраняя взаимные распри, они создавали себе возможность совместно действовать против Германии. После соглашения с Францией английское адмиралтейство стянуло в отечественные воды около 160 военных судов, разбросанных по многочисленным владениям Англии, но главным образом из Средиземного моря; там после соглашения с Францией английские коммуникации оказывались в относительной безопасности. Ещё в 1903 г. Англия начала постройку военно-морских баз на своём восточном побережье, обращенном в сторону Германии. Раньше главные базы английского флота находились на побережье Ламанша, против французских берегов. В английских военно-морских кругах зрела мысль, не лучше ли заблаговременно посредством неожиданного нападения пустить ко дну германский флот, как это когда-то было сделано с датским флотом на Копенгагенском рейде.

Слухи об этих замыслах дошли и до немцев.23 ноября 1904 г. Вильгельм писал главе внешнеполитического ведомству Бернхарду фон Бюлову: "Я сегодня получил новое сообщение о всё более ухудшающемся настроении, о статьях, которые прямо призывают к нападению, а также о разговорах с дамами из морских кругов; они открыто заявляли, что нам вскоре должны объявить войну, так как наш флот пока ещё настолько мал, что его можно уничтожить без опасности для Англии, а через два года будет уже поздно". 1

Сначала немцы внешне не реагировали на заключение Антанты. Но по мере того, как Россия терпела поражения в войне с Японией, германские империалисты стали смелеть. И вот, в ответ на англо-французскую Антанту германская дипломатия в лице Гольштейна задумала встречный дипломатический маневр. Она решилась на попытку заключить союз с Россией. Хотя и поздно, но Бюлов и Гольштейн поняли, что их политика балансирования между Россией и Англией была ошибкой. Момент был для Германии благоприятен. Во время войны с Японией Россия, естественно, нуждалась в дружественных отношениях с Германией. Германское правительство не упустило такого случая, чтобы вытянуть у царизма максимум уступок. Первым средством оплаты немецкой "дружбы" стал торговый договор, который немцы навязали России в 1904 г. Они использовали стеснённое положение царского правительства, чтобы заставить его снизить пошлины на фабрикаты. Договор широко открывал путь в Россию для германских товаров и для германского капитала. Он способствовал росту немецкого засилия в народном хозяйстве России. Когда на Дальний Восток была отправлена из Балтики эскадра адмирала Рожественского, то германское правительство дозволило своим судовладельцам снабжать русские суда в пути углём. Это ещё более увеличило зависимость России от Германии. 1

В конце октября 1904 г. неожиданный инцидент породил англо-русский конфликт. Адмирал Рожественский получил ложные агентурные сведения, что в Северном море его поджидают японские миноносцы. Опасаясь нападения, Рожественский обстрелял близ Доггер-Банка, неподалёку от Гулля, английские рыболовные суда, приняв их за японские эсминцы. Так возник гулльский инцидент. Не довольствуясь дипломатическим протестом, английское правительство приступило к некоторым подготовительным мероприятиям военного характера. 2

Германская дипломатия уже давно поджидала какого-либо подобного момента - как хищник подкарауливает добычу. Теперь ей показалось, что настало время для прыжка. Кайзер лично телеграфировал царю, сообщая, что Англия намерена помешать Германии снабжать углём русский военный флот; он предлагал совместно положить конец этим поползновениям и сообща принудить Францию присоединиться к России и Германии для солидарного отпора Англии. Царь и его правительство были напуганы возможностью военных осложнений с Англией. Николай по телеграфу ответил Вильгельму согласием и попросил прислать проект союзного договора. Ответ Вильгельма гласил: "Дорогой Ники! Твоя милая телеграмма доставила мне удовольствие, показав, что в трудную минуту я могу быть тебе полезным. Я немедленно обратился к канцлеру, и мы оба тайно, не сообщая об этом никому, составили, согласно твоему желанию, 3 статьи договора. Пусть будет так, как ты говоришь. Будем вместе". К этому чувствительному посланию прилагался проект союзного договора. "В случае, если одна из двух империй подвергнется нападению со стороны одной из европейских держав, - гласил проект, - союзница её придёт к ней на помощь всеми своими сухопутными и морскими силами. В случае надобности обе союзницы будут также действовать совместно, чтобы напомнить Франции об обязательствах, принятых ею на себя, согласно условиям договора франко-русского союза". 1

Николай II и Ламздорф предложили внести в проект некоторые поправки. Но вскоре в Петербурге возникло сомнение: не лучше ли предварительно показать проект договора французам? Об этом царь сообщил Вильгельму. Фактически это означало срыв переговоров: Германии как раз надо было поставить Францию перед совершившимся фактом русско-германского соглашения. "Дорогой Бюлов, - сообщил Вильгельм своему канцлеру, - при сем посылаю вам только что полученную от царя шифрованную телеграмму, которую я расшифровал при помощи Куно и Гогенау. Его величество начинает прошибать холодный пот из-за галлов, и он такая тряпка, что даже этот договор с нами не желает заключать без их разрешения, а значит, не желает его заключать также и против них. По моему мнению, нельзя допустить, чтобы Париж что-нибудь узнал, прежде чем мы получим подпись „царя-батюшки". Ибо если до подписания договора сообщить Делькассе, то это равносильно тому, что он даст телеграмму Камбону и в тот же вечер её напечатают в „ Times" и „Figaro”, а тогда делу конец... Такой оборот дела очень огорчает, но не удивляет меня: он (т.е. царь) по отношению к галлам - из-за займов - слишком бесхребетен". 2

Дело ограничилось тем, что по категорическому требованию немцев 12 декабря им была гарантирована вооружённая помощь России в случае, если у них возникнет конфликт с Англией специально из-за угольных поставок русскому флоту.

Почему царское правительство отказалось от союза с Германией? Союз с Германией означал разрыв союза с Францией и вовлекал Россию в фарватер германской политики. Это главное. Другой причиной отказа была финансовая зависимость русского царизма от французского капитала. В дни переговоров с Германией министр финансов Коковцев представил царю доклад. В нём исчислялось, что при использовании всех трёх доступных России денежных рынков - парижского берлинского и амстердамского - в течение 1905 г. удастся занять не более 500 миллионов рублей, которых хватит лишь на 8 месяцев войны. А между тем предвиделся ещё дефицит в 40 миллионов в обыкновенном бюджете. Из 500 миллионов, на получение которых, по исчислению Коковцева, могла рассчитывать Россия на германском рынке, уже было добыто всё, что возможно было оттуда выкачать. Там только что приступили к реализации займа в 231 миллион, которые поступали России мелкими долями в течение всего следующего, 1905 г. Остальные 270 миллионов германский капитал дать уже не мог; их можно было получить лишь в Париже. При таких условиях ссориться с французами не приходилось. 1

В течение 1904 г. было уже немало фактов, свидетельствовавших, что на каждый симптом русско-германского сближения Париж отвечает ударом по царским финансам. Когда русскому правительству пришлось заплатить Германия за её нейтралитет торговым договором, французское правительство в порядке компенсации выговорило передачу русских военных заказов французским промышленникам, хотя их цены и были выше германских. В результате Россия переплачивала на шрапнели, лишь бы не терять доступа к парижскому денежному рынку.

Как бы то ни было, Германии не удалось заключить союз с Россией. Таким образом, эта первая попытка германской дипломатии парировать англо-французское соглашение сорвалась.

Пользуясь родственным положением, кайзер имел большое влияние на своего русского кузена. При этом отношения двух императоров были далеко небезоблачными. Ездили друг к другу в гости и на парады, отмечали семейные юбилеи, обменивались подарками. В гостях приятно щекотали самолюбие друг друга застольными объяснениями в любви, изысканными комплиментами. А расставшись, злословили друг другу вслед, награждали один другого прозвищами, ехидными эпитетами. Мелочная склока между императорами принимала подчас столь нудный и затяжной характер, что встревоженные дипломатические службы были вынуждены вмешиваться в их отношения. Иногда же возникали инциденты скандальные, где помельче, где покрупнее. 1

Итак, по указаниям кайзера его брат вкупе с сестрой Александры Федоровны шпионят в России, собирая для Берлина сведения из таких источников, какие заурядному шпиону были недоступны.

Кайзер приложил немало усилий в деле развязывания русско-японской войны.

Царя кайзер заверял в своем желании помочь делу отражения "желтой опасности", исходящей из Японии и Китая, а микадо и пекинского богдыхана - в сочувствии идее оттеснения русских с Дальнего Востока если не до Москвы, то, во всяком случае, до Байкала, на худой конец - до Читы. Замысел кайзера был следующим: втравить в дальневосточный конфликт русскую армию, вынудив ее ослабить прикрытие западной границы страны; повиснув над этой границей, навязать России такие условия дальнейших экономических и политических отношений с рейхом, которые открыли бы ему путь к гегемонии в Европе.

Какой-нибудь специальной обстановки для дипломатических ходов в этом направлении не требовалось. Использовался любой случай. Например, кайзер приехал в гости в Петергоф. Вдвоем с царем прогуливался в шарабане по парку. Неожиданно гость задал хозяину вопрос: будет ли он возражать, если германский военный флот захватит китайский порт Циндао?

Обозначилась перспектива резкой активизации политики и военных приготовлений Японии против России, чего и добивался Вильгельм. Несомненно, что "один из толчков к этому дал император Вильгельм своим захватом Циндао", как считал Витте. Он всячески старался "втиснуть нас в дальневосточные авантюры... стремился к тому, чтобы отвлечь все наши силы на Дальний Восток... это и было им вполне достигнуто".

Пока в Европе развёртывалась дипломатическая битва вокруг англо-французского договора от 8 апреля 1904 г., в Восточной Азии продолжалась вооруженная борьба. Царизм терпел одно поражение за другим. За Ляояном последовало падение Порт-Артура, затем разгром при Мукдене и, наконец, гибель русского флота при Цусиме в мае 1905 г. В России нарастала буржуазно-демократическая революция. Тяжёлое положение царского правительства и вспышка марокканского кризиса побудили германскую дипломатию сделать в июле 1905 г. ещё одну попытку оторвать Россию от Франции и заключить русско-германский союз. С одобрения Бюлова Вильгельм во время морской прогулки предложил Николаю встретиться в Балтике. Встреча состоялась в июле 1905 г. в финляндских шхерах, около острова Бьёрке. Вильгельм предложил Николаю вернуться к прошлогоднему проекту союзного договора. Он убедил царя подписать документ, сходный с тем, который обсуждался в конце минувшего года. Николай согласился. Подписав договор, он призвал сопровождавшего его морского министра Бирилёва, закрыл ладонью текст и велел Бирилёву расписаться под ним. Тот подмахнул. Таким образом, царская подпись была контрассигнирована министром в соответствии с требованием основных законов империи. 1

Соглашение 1907 г. создало так называемое Тройственное согласие - тройственную Антанту в составе Англии, Франции и России, противостоящую Тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии. Впрочем, Италия в результате франко-итальянского соглашения в 1902 г. фактически уже отошла от Тройственного союза. Таким образом, в результате своей агрессивной политики Германия оказывалась изолированной - вдвоём со своей слабой союзницей Австро-Венгрией. При этом соглашениями всех членов Антанты с Японией в большей или меньшей мере обеспечивались их тылы на Дальнем Востоке. Это имело, конечно, немаловажное значение в случае войны с Германией.

внешний политика германия русский

Статья в Википедии
Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения.
Ангела Меркель (канцлер Германии с 2005 года) относится к России более скептически, чем ее предшественник на этом посту Гельмут Коль и Герхард Шрёдер. Став канцлером, она дала понять, что возвратит главную внешнеполитическую ориентацию Германии на Соединённые Штаты, а к России необходимо относиться более дистанцированно, хоть и прагматично.

Представлена книга о российско-германских отношениях в ХХ веке (30 мая 2015 - www.istpravda.ru)
В здании президиума Российской академии наук вчера был представлен совместный труд российского и немецкого авторских коллективов "Россия – Германия. Вехи совместной истории. 20-й век".

Издан российско-немецкий исторический сборник (11 марта 2015 - Российская газета - rg.ru)
Наконец-то плод многолетнего труда российско-немецкой исторической комиссии, основанной первым президентом России Борисом Ельциным и экс-канцлером Германии Гельмутом Колем в 1997 году, увидел свет. Во вторник вечером в полном зале Берлинской государственной библиотеки был торжественно представлен третий том сборника, посвященный истории XX века. Ученые России и Германии дали оценки всем значимым событиям XX века. Но по ряду эпизодов Второй мировой войны возникли разногласия.

"По четырнадцати из двадцати тем мы пришли к единому мнению, - отмечает доктор исторических наук Хорст Мюллер. - По ним опубликована одна статья, будь она представлена первоначально русским автором или германским. По оставшимся шести темам у нас представлены по одной статье с каждой стороны. Это дает возможность читателю выбрать интересующую его позицию и показывает тот диалог между историками, который существует в наших странах".

Объединение Германии и политика Бисмарка (1871-1890). От отставки Бисмарка до 1918 года

Российско-германские отношения от объединения Германии до окончания Первой мировой войны (rossgerm.ru)
Первый канцлер объединенной Германии Отто фон Бисмарк отстаивал необходимость сохранения хороших отношений с Россией, однако большая часть немецких политиков относилась к восточном соседу негативно.
В 1887 году был подписан российско-германский «Договор о перестраховке», гарантировавший взаимный нейтралитет на случай войны.
В 1890 году Бисмарк был отправлен в отставку, и молодой император Вильгельм II отказался возобновлять «Договор перестраховки».

Владимир Дегоев. Россия и Бисмарк . (magazines.russ.ru)
В 1871 году в центре континента, на границе с Россией появилась Германская империя. Наивно было надеяться, что она будет вести себя так же, как скромная по размерам и военно-экономическим возможностям Пруссия. Вежливо выслушивая заверения Берлина о вечной благодарности за неоценимую помощь в судьбоносном вопросе объединения Германии, Петербург все же больше думал о новых для себя угрозах и пытался, исходя из них, выстроить собственную европейскую стратегию.

Прежняя, ориентированная на поддержку Пруссии, политика нуждалась в корректировке, характер которой зависел не от эмоциональных заявлений Германии, а от ее реального поведения по отношению к России и Европе. На чью сторону - Петербурга или Вены - встанет она в балканских делах, и как далеко простираются ее планы на рейнских землях и в других регионах?

Железные канцлеры: Бисмарк и Горчаков (ricolor.org)
В международной политике бывают моменты, когда доминирующее значение приобретают такие факторы, как интеллектуальные, волевые и этические качества государственных мужей. Это чаще всего случается в периоды, когда старая структура международных отношений вдруг разваливается, а новая не успевает вызреть не только в системах межгосударственных договоров, но и в головах президентов и императоров. Один из таких периодов пришелся на промежуток между 1856 и 1890 гг.

Обострение русско-германских отношений (1871-1917) (Вся-История.рф)
Германия шаг за шагом проводила политику обострения отношений с Россией. Вся эта антирусская политика Бисмарка в конечном итоге обернулась против Германии. Отказ Германии в кредитах России толкнул последнюю к получению финансового займа во Франции.

Роль династических отношений в истории Германии и России
Почему же именно немецкие принцессы чаще всего становились женами русских царей и великих князей? В первую очередь из-за своей лютеранской веры, которая позволяла свободно переходить или менять ее на другую. В то время как Римская католическая церковь не приветствовала отречения от своей веры. Невесты же русских великих князей непременно должны были принять православие. Это было обязательным условием.
Традиция российско-германских династических связей ведет свое начало от Петра I, который был женат сначала на Евдокии Федоровне Лопухиной из известного русского боярского рода, а потом на дочери лифляндского обывателя Екатерине Скавронской (будущей императрице Екатерине I). «Своего сына Петр хотел обязательно породнить с каким-нибудь из немецких королевских семейств. Царевич Алексей не посмел противиться властному отцу.

  • 1. Реформы в области местного управления.
  • 2.Судебная реформа.
  • 3. Финансовые реформы
  • 4. Реформы в области народного образования и печати.
  • 5. Военные реформы 1861 - 1874 г.Г Русская армия во второй половине XIX в.
  • 6. Значение реформ 1863-1874 гг.
  • Глава 3 социально-экономическое развитие пореформенной россии
  • 1. Изменения в землевладении и землепользовании.
  • 2. Сельская община в пореформенной России.
  • 3. Социальное расслоение пореформенной деревни.
  • 4. Помещичье хозяйство.
  • 5. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. Рост торгового земледелия.
  • 6. Рост промышленности в пореформенной России. Завершение промышленного переворота.
  • 7. Рост железнодорожной сети и парового водного транспорта.
  • 8. Внутренний и внешний рынок.
  • 9. Капиталистический кредит и банки. Иностранный капитал в России.
  • 10. Пореформенный город.
  • 11. Социальный состав населения к концу XIX в.
  • 12. Особенности социально-экономического развития пореформенной России.
  • Глава 4 освободительное движение 60-х - начала 80-х гг. Русское народничество
  • 1. Освободительное движение 1861 - 1864 гг.
  • 2. Польское восстание 1863 гг. И русское общество.
  • 3.Революционные организации и кружки середины 60-х-начала 70-х годов
  • 4. Русское народничество 70-х- начала 80-х годов.
  • 5. Рабочее движение 70-х годов.
  • 6. Славянофилы в общественно-политической жизни пореформенной России. Земское либерально-оппозиционное движение на рубеже 70 - 80-х годов
  • Глава 5 внутренняя политика российского самодержавия в 80-х - начале 90-х годов
  • 1. Кризис самодержавной власти на рубеже 70 - 80-х годов. Политика лавирования.
  • 2. Цензура и просвещение
  • 3. Аграрно-крестьянский вопрос
  • 5. Контрреформы в области местного управления и суда
  • 6. Национальный вопрос
  • 7. Финансово-экономическая политика
  • 8. Итоги внутренней политики самодержавия в 80 - 90-х годах
  • Глава 6 внешняя политика россии в 60-90 годы XIX века
  • 1. Борьба России за отмену ограничительных условий Парижского мирного договора 1856 г.
  • 2. Россия и европейские державы в начале 70-х годов
  • 3. Россия и балканский кризис середины 70-х годов XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  • 4. Взаимоотношения России с европейскими государствами в 80-90-е годы XIX в. Образование русско-французского союза.
  • 5 .Политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX века.
  • 6. Присоединение Средней Азии
  • Глава 7 культура россии в пореформенный период
  • 1. Особенности развития русской культуры в пореформенную эпоху.
  • 2. Просвещение, книгоиздательство и периодическая печать.
  • 3. Наука и техника
  • 4. Литература и искусство
  • Глава 8 экономическое развитие россии в конце XIX - начале XX вв.
  • 2. Динамика промышленного развития России в конце XIX - начале XX вв.
  • 3. Сельское хозяйство в России в конце XIX - начале XX вв.
  • 4. Кооперация в дореволюционной России.
  • 5. Состояние транспорта.
  • 6. Внутренняя и внешняя торговля.
  • 7. Финансовая система.
  • 8. Иностранные капиталы в русской промышленности.
  • 9. Общий итого социально-экономического развития России в конце XIX-начале XX в.
  • Глава 9 внутренняя и внешняя политика россии на рубеже XIX - XX вв.
  • 1. Личность Николая II и его окружение.
  • 2. Экономическая политика правительства.
  • 3. Крестьянский вопрос.
  • 4. Рабочий вопрос.
  • 5. Самодержавие и земство.
  • 6. Отношения России со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока на рубеже XIX-XX вв.
  • 7. Обострение международных отношений на Дальнем Востоке.
  • Глава 10 русско-японская война 1904 - 1905 гг.
  • 1. Начало войны. Силы и планы сторон
  • 2. Военные действия на море и на суше в 1904 г.
  • 3. Оборона Порт-Артура.
  • 4. Военные действия в 1905 г.
  • 5. Цусима.
  • 6. Портсмутский мир.
  • Глава 11 освободительное движение на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905 - 1907 гг.
  • 1. Стачечное движение рабочих на рубеже XIX - XX вв.
  • 2. Крестьянское движение
  • 3. Возникновение на рубеже XIX- хх вв. Социал-демократических и неонароднических партий и групп.
  • 4. Возникновение либерально-оппозиционных групп и объединений
  • 5. Начало революции 1905 - 1907 гг. Ее характер и движущие силы
  • 6. Нарастание революции (весна-лето 1905 г.)
  • 7. Высший подъем революции (октябрь - декабрь 1905 г.)
  • 8. Отступление революции (1906- весна 1907)
  • 9. Основные политические партии в России и их программы
  • 10. I и II Государственные думы
  • 11. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Итоги и значение революции 1905 - 1907 гг.
  • Глава 12 внутренняя политика самодержавия в 1907 - 1914 гг.
  • 1. "Третьеиюньская" политическая система. III Государственная дума. П.А. Столыпин и его программа
  • 2. Столыпинская аграрная реформа.
  • 3. Рабочий и национальный вопросы.
  • 4. Столыпин и придворная камарилья. Распад "третьеиюньской" системы.
  • 5. Революционное и общественное движение. IV Дума и русская буржуазия.
  • Глава 13. Внешняя политика россии в 1905 - 1914 гг.
  • 1. Международное положение России после русско-японской войны.
  • 2. Россия и Франция в 1905 - 1914 гг.
  • 3. Англо-русский союз 1907 г.
  • 4. Отношения России с Японией
  • 5. Русско-германские отношения.
  • 6. Боснийский кризис 1908 - 1909 гг.
  • 7. Потсдамское соглашение 1911г. С Германией.
  • 8. Россия и Балканские войны 1912-1913 гг.
  • 9. На путях к мировой войне.
  • Глава 14 россия в первой мировой войне
  • 1. Стратегические планы и военный потенциал России и австро-германского блока накануне первой мировой войны.
  • 2 .Вступление России в войну.
  • 3. Ход военных действий в 1914 г
  • 4. Выступление Турции в войну на стороне австро-германского блока.
  • 5. Кампания 1915 г.
  • 6. Кампания 1916 г.
  • 7. Дипломатические отношения России с союзниками в ходе войны.
  • 8. Социально-экономическая и политическая обстановка в России в годы войны.
  • Глава 15 февральская революция 1917 г.
  • 1. Причины и характер Февральской революции
  • 2. Восстание в Петрограде 27 февраля 1917 г.
  • 3. Образование Временного правительства.
  • 4. Отречение Николая II.
  • 5. Свержение старой власти в Москве и на периферии.. Первые декреты Временного правительства.
  • 6. Сущность двоевластия.
  • Глава 16 русская православная церковь во второй половине XIX - начале XX вв.
  • 1. Положение Русской православной церкви во второй половине XIX - начале хх вв.
  • 2. Конфессиональная политика Александра II и Александра III
  • 3. Русская православная церковь и государство в начале XX в.
  • 4. "Язычество в православии". Отношение русского крестьянства к православной церкви и духовенству
  • Хронология
  • 5. Русско-германские отношения.

    Еще в октябре 1904 г. Германия, пользуясь неудачами России в войне с Японией, предприняла попытку оторвать ее от союза с Францией, но переговоры, длившиеся до декабря того же года, не дали результатов. Вторая попытка со стороны Германии была предпринята на завершающем этапе русско-японской войны. В июле 1905 г. германский император Вильгельм II нанес визит Николаю II, отдыхавшему на о. Бьёрке в финских шхерах (близ Выборга). Здесь ему удалось уговорить Николая II подписать договор о взаимной военной помощи в случае нападения на Россию или Германию другой европейской державы. При этом Вильгельм II намекал, что здесь имелась в виду Англия, а не Франция, которая возможно примкнет к этому договору. Однако по своему смыслу договор был направлен против Франции, что лишало Россию ее основного союзника и кредитора. По своей форме договор был оборонительным и вступал в силу по окончании русско-японской войны.

    Этот договор носил характер личного соглашения двух монархов без ведома их министров иностранных дел. С.В. Витте, прибывший из Портсмута после подписания мира с Японией, и министр иностранных дел В.Н. Ламздорф после долгих уговоров царя убедили его дезавуировать договор: формально не отказываясь от него, внести в него ряд таких поправок и условий, которые сводили бы его на нет. В ноябре 1905 г. Вильгельму II было сообщено, что обязательства России в отношении Германии не распространяются на случай войны Германии с Францией. Это было дипломатическим отказом, и договор не вступил в силу, что укрепило отношения России с Францией. В начале апреля 1906 г. Франция предоставила России новый заем в размере 2250 млн. франков (850 млн. руб.).

    Вместе с тем Россия не желала обострять отношения и с Германией. В июле 1907 г. состоялось свидание Вильгельма II с Николаем II в Свинемюнде. Между ними был заключен договор о сохранении статус-кво на Балтийском море. К этому договору присоединились Швеция и Дания.

    6. Боснийский кризис 1908 - 1909 гг.

    Германия и ее союзница по военному блоку Австро-Венгрии стремились превратить Балканы и Турцию в сферу своего экономического, политического и военного влияния, что затрагивало интересы стран Антанты в этом регионе и углубляло их противоречия с австро-германским блоком. Взрывоопасный характер приняли события, развернувшиеся в 1908 - 1909 гг. на Балканах и получившие название "боснийского кризиса".

    Босния и Герцеговина, населенные сербами и хорватами, по решению Берлинского конгресса 1878 г. были оккупированы на неопределенный срок войсками Австро-Венгрии, но продолжали считаться турецкими владениями. Австро-Венгрия рассматривала эти провинции, имевшие важное стратегическое значение, как плацдарм для усиления своего влияния на Балканах и давно вынашивала планы окончательной их аннексии.

    В 1908 г. началась революция в Турции. Абсолютистский режим султана Абдул Хамида был свергнут, к власти пришли военные, принадлежавшие к буржуазно-националистической организации "Единство и прогресс" (именуемые в Европе "младотурками"), которые ввели в стране конституцию. Революция в Турции вызвала новый подъем национально освободительной борьбы народов Балкан, но младотурецкое правительство жестоко подавило начавшееся движение.

    Младотурецкая революция рассматривалась Австро-Венгрией как удобный предлог для осуществления для окончательной аннексии Боснии и Герцеговины. В связи с этим намерением Австро-Венгрии министр иностранных дел России А.П. Извольский полагал возможным договориться с венским кабинетом о компенсациях для России взамен признания ею оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией. Он знал, что вопрос об оккупации этих территорий окончательно уже решен венским кабинетом, и при этих обстоятельствах пришлось бы либо ограничиться бесплодным протестом российской стороны, либо прибегнуть к угрозам, что было чревато развязыванием военного конфликта.

    2-3 (16-17) сентября 1908 г. в австрийском замке Бухлау состоя лась встреча Извольского с австрийским министром иностранных дел графом А.Эренталем. Между ними было заключено устное ("джентльменское") соглашение. Извольский давал согласие на признание Россией аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в обмен на обещание Эренталя поддержать требование России открыть Черноморские проливы для прохода русских военных судов и предоставление территориальных компенсаций Сербии. Предусматривался также вывод австрийских войск из турецкой провинции - Ново-Базарского санджака - и отказ австрийской стороны от претензий на него. Всю ответственность за переговоры Извольский взял на себя.

    Эти вопросы предстояло решить на международной конференции европейских держав, участниц Берлинского конгресса 1878 г., - России, Англии, Франции, Австро-Венгрии, Германии и Италии. Для подготовки этой конференции и выяснения позиции держав Извольский отправился в турне по европейским столицам.

    Германия и Италия дали свое согласие в общей, ни к чему их не обязывающей, форме, но вместе с тем потребовали определенных для себя компенсаций. Франция и Англия, несмотря на свои союзнические отношения с Россией, не были заинтересованы в изменении режима проливов и фактически отказались ее поддержать в этом вопросе. Франция обусловила свою позицию мнением английского кабинета. В Лондоне ссылались на необходимость получения согласия Турции на изменение режима проливов.

    29 сентября (10 октября) 1908 г., когда Извольский совершал турне по европейским столицам, Австро-Венгрия официально объявила об аннексии Боснии и Герцеговины. В это время с целью привлечь Болгарию на свою сторону Эренталь тайно договорился с болгарским кня зем Фердинандом о предоставлении ей полной независимости. По условиям Берлинского конгресса 1878 г. Болгария хотя и была автономным княжеством, но платила дань Турции, а выборный болгарский князь утверждался турецким султаном. Опираясь на поддержку Австро-Венгрии, Фердинанд объявил себя царем, а Болгарию независимым царством.

    Против аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией с протестом выступили Россия, Сербия и Турция. Сербия даже провела мобилизацию своей армии. Англия и Франция под разными предлогами уклонились от принятия каких-либо мер против действий Австро-Венгрии. Англия выдвинула проект нейтрализации проливов и даже направила свою эскадру в Дарданеллам, а турецкому правительству советовала быть бдительнее и укрепить Босфор. Турция за субсидию от Англии в 2,5 млн. фунтов стерлингов в феврале 1909 г. отказалась от своих прав на Боснию и Герцеговину.

    Против действий Извольского выступил Столыпин, который резонно указывал, что соглашение России с Австро-Венгрией на этих условиях вызовет сильное недовольство как славянских народов Балканского полуострова, так и общественного мнения в самой России. Он считал, что аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины неизбежно вызовет сильное противодействие балканских народов и тем самым будет способствовать единению их под эгидой России.

    Австро-Венгрия в ультимативной форме потребовала от Сербии признания аннексии Боснии и Герцеговины, открыто угрожая ей войной, демонстративно начала военные приготовления и сосредоточила свои войска на сербской границе. На сторону Австро-Венгрии решительно выступила Германия. 8 (21) марта 1909 г. она предъявила России ультиматум - признать аннексию Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины, отказаться от требования созыва международной конференции по боснийскому вопросу и воздействовать на Сербию, чтобы она приняла условия венского кабинета. Германия недвусмысленно заявила о вероятности военных действий Австро-Венгрии против Сербии, если ультиматум не будет принят. Германия откровенно шла на крайние меры. В Берлине заявляли, что наступил "самый лучший момент, чтобы рассчитаться с русскими".

    В день получения германского ультиматума царским правительством собралось совещание под председательством Николая II. Была признана неготовность России к войне, а также и внутренние обстоятельства социального характера. Твердую позицию избежать войну любыми средствами занял Столыпин, указывая, что "развязать войну - значит раз вязать силы революции". 12(25) марта 1909 г. Николай II направил Вильгельму II телеграмму о согласии русского правительства принять требования Германии. Через несколько дней о принятии требований Австро-Венгрии заявила и Сербия. Неудачу русской дипломатии в боснийском кризисе в самой России едко окрестили "дипломатической Цусимой".

    Неудача русской дипломатии временно ослабила позиции германофильской группы в России. Вместе с тем правых газетах развернулась шумная кампания против Англии и Франции, не поддержавших Россию в самые острые моменты кризиса.

    Германия расценила исход боснийского кризиса как благоприятный фактор ослабления влияния России на Балканах и раскола Антанты. Германия стремилась сама укрепить свое влияние на Балканах и вытеснить из стран Ближнего Востока Россию, Францию и Англию, но как раз это стремление Германии еще более сплотило блок Антанты, а итогом боснийского кризиса явилось усиление гонки вооружений. В России было преступлено к разработки программы по реорганизации армии и флота, оснащению их новыми видами вооружения. С целью централизации всего военного дела в августе 1909 г. был упразднен Совет государственной обороны, и все учреждения военного ведомства, включая Генштаб и генерал инспекторов отдельных родов войск были подчинены военному министру. После боснийского кризиса российский Генштаб еще более был убежден в близости войны, а также и в том, что наиболее вероятными противниками России в этой войне будут Австро-Венгрия и Германия. В 1910 г. была утверждена новая дислокация армии с целью более равномерного распределения войск на территории страны. Были отодвинуты от границ районы сосредоточения войск и техники, чтобы не поставить их под удар противника в первые же дни войны. Был расширен офицерский корпус, в котором увеличился удельный вес представителей недворянских сословий.

    Боснийский кризис способствовал сближению России с Италией. В октябре 1909 г. в итальянском городке Ракконджи был подписан секретный договор между Россией и Италией. Он предусматривал поддержку со стороны Италии в сохранении статуса-кво на Балканах и содействие в открытии черноморских проливов для русских военных кораблей в обмен на доброжелательный нейтралитет России в случае захвата Италией Триполитании и Киренаики (в Северной Африке), находившихся под властью Турции. Договор также предусматривал совместное дипломатическое давление Италии и России на Австро-Венгрию в случае нарушения ею статуса-кво на Балканах. Русско-итальянский договор 1909 г. знаменовал собой важный шаг в наметившемся отходе Италии от Тройственного союза.

    В сентябре 1911 г. началась итало-турецкая война. Россия решила воспользоваться неудачами Турции в этой войне для создания благоприятного для себя режима Черноморских проливов. В Турцию был направлен послом Н.В. Чарыков, перед которым была поставлена задача добиться от турецкого правительства согласия на открытие для русских военных судов Черноморских проливов в обмен на помощь со стороны России в защите проливов и прилегающих к ним территорий. Ста вилась перед Чарыковым и другая задача - добиться объединения Турции, Болгарии, Сербии и Черногории в Балканский союз под эгидой России с целью противодействия агрессивной политики Австро-Венгрии на Балканах. Предполагалось присоединить к этому союзу также Грецию и Румынию.

    Российско-германские отношения являются важным фактором европейской и глобальной политики , оказывающим влияние на решение многих мировых проблем.

    Первый официальный визит в ФРГ президента РФ Владимира Путина состоялся в июне 2000 года. В свою очередь, первый визит германского канцлера Герхарда Шредера с супругой в Россию состоялся 7 января 2001 года и носил неформальный характер.

    Начиная с 2001 года российско-германский диалог приобрел характер постоянных консультаций на высшем уровне с включением в него всех актуальных вопросов современности.

    После избрания на пост Федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель в ноябре 2005 года интенсивность контактов между двумя странами на высшем уровне не снизилась . Встречи лидеров двух стран проходили несколько раз в году, при этом обсуждались не только отношения России и Германии, но и происходящие в мире процессы, шел обмен мнениями по вопросам международных отношений.

    Важность для России отношений с Германией сохранилась и после избрания в 2008 году президентом России Дмитрия Медведева. В июне 2008 года Германия стала первым из европейских государств, которое Дмитрий Медведев в качестве президента России.

    В ноябре 2009 года президент России принял участие в торжествах в Берлине в связи с 20-летием падения Берлинской стены, 9 мая 2010 года канцлер ФРГ присутствовала на праздновании 65-летия Победы в Москве.

    Также канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин в Берлине на саммите лидеров "нормандской четверки" и на переговорах по ситуации в Сирии. В 2017 году лидеры двух стран провели несколько телефонных разговоров .

    C 1998 года проводятся, как правило, ежегодно Межгосударственные консультации (МГК) на высшем уровне с участием членов правительств обеих стран. Последний по счету 14-й раунд МГК состоялся 16 ноября 2012 года в Москве. Намечавшиеся на апрель 2014 года очередные МГК были отложены по инициативе германской стороны из-за украинского кризиса.

    В 2000 году по инициативе президента России и канцлера ФРГ была учреждена Рабочая группа высокого уровня по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ).

    В 2003 году по решению руководителей двух стан создана двусторонняя Рабочая группа высокого уровня по вопросам политики безопасности (РГВУ).

    Регулярный характер носят контакты на уровне министров иностранных дел. Тесные и дружеские отношения сложились у главы МИД России Сергея Лаврова с министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером, занимавшим этот пост в 2005-2017 годах. По словам Сергея Лаврова, их диалог "носил неизменно конструктивный характер , был направлен на выстраивание позитивной повестки отношений между Россией и Германией и тесное сотрудничество наших стран на международной арене".

    16 февраля 2017 года "на полях" неформальных консультаций глав МИД G20 в Бонне министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с новым министром иностранных дел ФРГ Зигмаром Габриэлем. 18 февраля глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль впервые (Германия, Россия, Украина и Франция) "на полях" Мюнхенской конференции по безопасности.

    9 марта 2017 года в Москве состоялась встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с вице-канцлером, федеральным министром иностранных дел ФРГ Зигмаром Габриэлем, который впервые посетил Россию в новом качестве главы внешнеполитического ведомства. Министры обсудили график предстоящих политических контактов, актуальное состояние российско-германских отношений.

    Россия и Германия являются участниками "нормандского процесса" и, наряду с Францией и Украиной, соавторами Минского документа . Страны регулярно взаимодействуют по тематике Афганистана, по вопросам ливийского урегулирования.

    В контексте украинских событий официальным Берлином был взят курс на снижение либо полное замораживание динамики развития двустороннего взаимодействия практически по всем направлениям. Германская сторона инициировала отмену очередного раунда МГК, регулярных заседаний СРГ, РГВУ, заблокировала работу других форматов.

    Германия была в первом ряду сторонников введения по линии ЕС секторальных санкций в отношении России в качестве "наказания" за "аннексию" Крыма и "дестабилизацию" ситуации на Украине.

    28-30 июня 2017 года в Краснодаре запланирована к проведению очередная российско-германская Конференция городов-партнеров.

    В 2017-2018 годах пройдет перекрестный российско-германский Год регионально-муниципальных партнерств под патронатом глав внешнеполитических ведомств двух стран.

    Обсуждается возможность продолжения практики проведения двусторонних перекрестных годов.

    Функционируют Межправительственная комиссия по делам российских немцев, Смешанная комиссия по научно-техническому сотрудничеству, Совместная комиссия по изучению новейшей истории двусторонних отношений, Российско-Германский совет в области молодежного сотрудничества, другие совместные органы.

    На территории Германии расположено более трех тысяч советских воинских захоронений, на которых покоятся 760 тысяч российских/советских граждан. Германская сторона осуществляет содержание советских воинских захоронений в соответствии с межправительственным Соглашением об уходе за военными могилами от 16 декабря 1992 года.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Российско-германские отношения, двусторонние контакты между Москвой и Берлином всегда вызывали к себе обострённый, нередко настороженный интерес международного сообщества.

    Российско-германские отношения, двусторонние контакты между Москвой и Берлином всегда вызывали к себе обострённый, нередко настороженный интерес международного сообщества. С учётом истории, по крайней мере последних полутора веков, такое внимание к процессам, происходящим между двумя крупнейшими державами континента, вполне обоснованно: от характера и степени взаимопонимания россиян и немцев в решающей степени зависят стабильность и траектория развития европейской цивилизации, её способность находить оптимальные ответы на современные вызовы и угрозы.

    При всей неоспоримой и всё возрастающей значимости связей России с западными многосторонними интеграционными структурами, такими, как Евросоюз и НАТО, а также международными финансово-экономическими объединениями (ОЭСР, Парижский клуб и др.), в которых ФРГ является активным членом и во многом определяет политику на российском направлении, смеем утверждать, что двустороннее сотрудничество между нашими странами в последние годы не только не потеряло своего значения, но и приобрело новое качество - взят курс на стратегическое партнёрство, способное стать локомотивом формирования подлинно единой “Большой Европы”.

    Но что же должно лежать в основе “стратегического партнёрства”? Каково должно быть его практическое содержание и почему этот термин, на наш взгляд, по праву можно применить к характеру отношений, складывающихся между Россией и Германией, точнее, к тому уровню отношений, к которому обе стороны объективно должны стремиться?

    По нашему мнению, это общность или близость интересов и долгосрочных целей соответствующих государств и народов, понимание того факта, что реализация этих интересов и целей сильно затруднена, если вообще возможна, без участия партнёра, а тем более вопреки ему. Другими словами, это осознанная взаимозависимость. Сюда же мы отнесли бы общую оценку тех вызовов, для ответа на которые требуется объединение на более или менее отдалённую перспективу двух или нескольких государств.

    Стратегическое партнёрство предполагает: наличие прагматичных, свободных от бремени крупных нерешённых проблем отношений; способность политического руководства обеих стран мыслить перспективно, в исторической взаимосвязи, избегать сиюминутных соблазнов во имя достижения далеко идущих целей; глубокое знание и уважение друг друга, равноправие, доверие, взаимопомощь.

    Прецеденты попыток наладить стратегическое партнёрство в российско-германской истории были. В качестве одного из, пожалуй, наиболее ярких примеров назовем “политику Рапалло”, вокруг которой вот уже несколько десятилетий не стихают жаркие дискуссии специалистов-международников, очередной всплеск которых прогнозируем на конец апреля, когда исполнится 80 лет со дня подписания известного договора. (Сразу оговоримся, что, с нашей точки зрения, так называемый пакт Молотова-Риббентропа, вопреки имеющемуся мнению, не есть “продол-жение Рапалло на новом историческом витке развития”. Документы и последующие шаги обеих стран свидетельствуют, что августовско-сентябрьские 1939 года соглашения между Москвой и Берлином были для них действиями сугубо тактическими - по причине существенного расхождения интересов и целей, о которых говорилось выше.)

    Особенностью нынешнего, принципиально отличного от “рапалльского”, этапа отношений между нашими странами, начавшегося с объединения Германии, в котором Россия вновь сыграла решающую роль, является стремление и Москвы, и Берлина развивать сотрудничество между собой максимально транспарентно, при сохранении безусловной верности своим союзническим обязательствам, а также ненаправленность этого сотрудничества против третьих стран, намерение встроить российско-германские связи в более широкий международный, прежде всего, евроатлантический, контекст.

    К настоящему времени между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия создан прочный правовой фундамент созидательного и активного взаимодействия, выдержавший испытания временем. Его краеугольным камнем является так называемый “большой” Договор 1990 года о добрососедстве, партнёрстве и сотрудничестве - уникальный и во многом еще не исчерпавший своих потенций документ, охватывающий практически все принципиально важные направления взаимоотношений - от совместных действий по обеспечению международного мира и борьбы с терроризмом (!) до кооперации в экономической и гуманитарно-культурной сферах.

    Нормативно-правовая база партнёрства включает в себя значительный массив долгосрочных соглашений - от Договора о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники (действует до 2010 года) до таких специфических документов, как соглашения об обмене конфиденциальной информацией и о линии прямой шифрованной связи между Кремлем и ведомством федерального канцлера.

    Год от года набирает обороты и становится всё более многогранным механизм стратегического партнёрства России и ФРГ. Как само собой разумеющееся воспринимаются теперь регулярные встречи и телефонные контакты лидеров двух стран. В международном календаре прочно прописались ежегодные двухдневные российско-германские межгосударственные консультации на высшем уровне - плотные и предельно конкретные переговоры руководителей ключевых министерств и ведомств под эгидой Президента России и канцлера ФРГ. Вспомним, что подобная форма переговоров впервые начала практиковаться германской дипломатией в отношениях с ближайшими европейскими союзниками ФРГ, прежде всего с Францией.

    К обыденным рабочим связям по линии МИД добавились “рутинные” контакты по линии министерств экономики, финансов, культуры, внутренних дел. Актуальная международная обстановка стимулировала к сотрудничеству спецслужбы обоих государств. Обмен доверительной информацией идёт через созданные в последние годы в России и ФРГ аппараты официальных представителей органов безопасности.

    Действенным рычагом урегулирования денежно-хозяйственных проблем, в том числе долговых, а также генератором нестандартных идей в области новых инвестиционных проектов стала образованная в 2000 году и подчиняющаяся напрямую президенту и канцлеру Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества (в её составе - “профильные” заместители министров экономики, финансов, промышленности и науки, иностранных дел). В своеобразную “биржу идей” в торгово-экономической сфере преобразовался российско-германский Кооперационный совет, возглавляемый министрами экономики России и ФРГ и объединяющий многочисленных представителей государственных и частных хозяйствующих операторов.

    Наконец, весьма важной составной частью формирующегося механизма стратегического партнёрства стала организация диалога гражданских обществ двух стран на базе созданного президентом и канцлером дискуссионного форума общественности “Петербургский диалог”. Среди его учредителей - авторитетные представители интеллигенции России и Германии, небезразличные к тому, как будут развиваться отношения между грядущими поколениями россиян и немцев, и готовые внести свой вклад в окончательное преодоление все еще присутствующих в общественном сознании клише периода холодной войны, а также новых предубеждений и негативных штампов, создаваемых подчас под воздействием тенденциозной информации.

    Чтобы быть устойчивым и, следовательно, долговечным, партнёрство между странами должно покоиться на трёх, желательно равновеликих, опорах. Это политическая сфера, торгово-экономические связи и культурно-гуманитарные обмены. Недостроенность одной из этих опор способна в определённой обстановке поколебать всю конструкцию.

    Сферы совпадения или значительной близости политических интересов России и Германии сегодня очевидны. Это, прежде всего, обеспечение международной и региональной стабильности, в том числе в условиях существования глобальной террористической угрозы. Не вызывает сомнения, что, действуя совместно либо на параллельных курсах, Москва и Берлин способны внести весомый вклад в формирование новой системы международной безопасности, обеспечивающей надежную защиту их гражданам и опирающейся на основополагающие принципы международного права.

    В числе наших общих важнейших приоритетов - своевременная профилактика потенциальных кризисных очагов и содействие продвижению в урегулировании застарелых конфликтов в Европе (Балканы, Закавказье) и её ближайшем окружении (прежде всего на Ближнем Востоке). С учётом декларируемой Берлином готовности в целом брать на себя большую ответственность в международных делах (пример Афганистана подтверждает это) потенциал сотрудничества, в том числе в двустороннем плане, объективно возрастает. Показательно, в частности, что взаимодействие внешнеполитических ведомств России и Германии, согласование подходов к наиболее важным международным проблемам в последние полтора-два года не просто стали нормой, но и приобретают все более субстантивный, прикладной характер.

    Далеко не последнее место в этом ряду занимают вопросы разоруженческого досье. Совершенно очевидно, что тематика стратегической стабильности с акцентом на СНВ-ПРО уже давно вышла за рамки чисто российско-американских отношений. Это и естественно, так как она касается безопасности всех государств, как и вопросы, скажем, нераспространения или радикального сокращения различных видов ОМУ и средств его доставки.

    Приведённые выше примеры, разумеется, лишь отчасти покрывают актуальную российско-германскую повестку дня. У нас много совместимых позиций по различным международным вопросам, в их числе - борьба с трансграничной организованной преступностью, цивилизованное решение миграционных проблем, поддержание экологической безопасности, предотвращение возникновения чрезмерного разрыва в уровнях жизни близлежащих государств и многое другое. Конечно же, как у любых партнёров и даже ближайших союзников, наши взгляды на тактику и механизмы действий здесь могут в чем-то расходиться, а в ряде аспектов присутствуют и серьёзные разногласия. Однако исключительно важно при этом, что поиск баланса интересов ведётся Москвой и Берлином на равноправной и конструктивной основе, на базе единой системы цивилизационных ценностей.

    В Берлине не могут не понимать, что Россия - это “стабилизатор” Евразии и “окно” Германии в данный регион. В Москве сознают, что Германия для России - одна из ключевых стран Старого континента. Именно на этой основе в последние годы и развивалось, причём по восходящей, взаимодействие России и ФРГ в политической области: от объединения Германии и беспрецедентного по целому ряду параметров (военных, финансовых, экономических) вывода российских войск с её территории до вступления России в “восьмёрку” и начала процесса становления качественно новых отношений с Евросоюзом и НАТО, которые были бы невозможны без активной поддержки со стороны Германии.

    Полагаем, что сегодня как никогда очевидно - опыт прошлого и интересы всех государств Европы диктуют необходимость включения России и Германии в единую систему координат в сфере безопасности. Вырабатываемая новая философия сотрудничества России с НАТО и ЕС, включая её военно-политический компонент, открывает для этого исторический шанс. В Москве хотели бы искренне рассчитывать на дальновидный и по-настоящему партнёрский подход Берлина к этой работе.

    За прошедшие после Второй мировой войны десятилетия Россия и Германия проделали непростой по своему содержанию путь. Возложения в прошлом году - впервые в истории - Президентом Российской Федерации и канцлером ФРГ совместных венков на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге и в берлинском Тиргартене наглядно отражают окончательный выбор наших народов в пользу искреннего примирения и добрососедства. Сегодня этот выбор прочно укрепился в сознании абсолютного большинства россиян и немцев. В Москве вновь доверяют Германии, видят в ней надёжного и ответственного партнёра. Надеются, что и разрабатываемые в Берлине внешнеполитические установки ориентируются не на временную экономическую слабость России, а на будущую сильную евразийскую державу, граничащую и тесно сотрудничающую с Евросоюзом.

    Очевидно, нет нужды подвергать детальному анализу жизненно необходимый для обеих стран, особенно на перспективу, характер их взаимодействия в экономической сфере. Взаимодополняемость наших экономик сегодня в значительной степени предопределяет развитие тесных деловых отношений с Германией. О многом говорит хотя бы инициированный Москвой и Берлином диалог Россия-ЕС по вопросам энергобезопасности в ХХI веке. Действительно, топливно-энергетическая составляющая на 90 процентов доминирует в нашей торговле, покрывая около трети потребления газа и на четверть - обеспечение нефтью ФРГ. Хорошо известно и то, что Германия является не только крупнейшим кредитором России, но и главным поставщиком машин и оборудования на российский рынок. Но сводить всё к достаточно малопривлекательной, особенно в эпоху глобализации, схеме простого обмена сырья на оборудование было бы близоруко.

    Проблемы, десятилетиями накапливавшиеся бывшим СССР во внешней торговле (не только с Германией), в одночасье не решить. Здесь необходимо совместно поработать обеим сторонам, задействовать нестандартные пути и механизмы.

    Серьёзным бременем для поднимающейся российской экономики, безусловно, является огромный внешний долг (кстати, Россия исправно выполняет свои обязательства перед кредиторами и за последние десять лет выплатила только Германии свыше 12 млрд. долларов, половина из которых - проценты). В Берлине заявляют о готовности - в случае резкого ухудшения макроэкономических показателей российской экономики - пересмотреть свои жёсткие подходы в Парижском клубе. Это, конечно, важный стабилизирующий фактор. Однако истинно партнерский подход, думается, мог бы быть и более кооперативным. Жаль также, что в вопросе зарубежных активов бывшего СССР Германия не столь последовательна и вот уже в течение десятилетия, ссылаясь на известные возражения Украины, категорически отказывается перезаписать на Россию принадлежащую ей зарубежную недвижимость. В отличие, между прочим, от многих своих же партнёров по Евросоюзу.

    За прошедшие годы в российско-германском экономическом взаимодействии создан прочный каркас, который способен - события 1998 года тому пример - выдерживать сильные перегрузки и может служить плацдармом для движения вперёд. На общем фоне снижения в 2001 году мировой экономической конъюнктуры российско-германская торговля сохранила свою позитивную динамику, выйдя, по оценкам, на уровень в 47,5 млрд. марок (+14,5 процента) при положительном для России сальдо в 15 млрд. марок - малореальный ориентир для многих других наших ведущих партнёров.

    И, тем не менее, реальный потенциал российско-германского экономического сотрудничества, по нашему убеждению, может быть в полной мере раскрыт только путём многовекторной кооперации в наукоёмких и высокотехнологичных отраслях. Только тогда оно станет действительно стратегическим. Это, на наш взгляд, понимают многие партнёры в Германии, настроенные всерьёз и надолго идти на российский рынок, осознающие, что сегодняшняя смелость сторицей окупится завтра.

    У России есть “прорывные” разработки, которые мы готовы осуществлять вместе с европейскими, прежде всего немецкими, концернами, например, в авиационной сфере, космосе. Российские математики и программисты, инженеры и физики, биологи и генетики (“дешёвые”, но высококвалифицированные) предлагают современные российские технологии, их совместное патентование и продвижение на международные рынки. Для нас это альтернатива “утечке мозгов”, для Евросоюза - шанс обеспечить себе вместе с Россией достойное место в конкурентной борьбе с другими мировыми экономическими центрами силы. Пока мы здесь находимся лишь в начале пути.

    Непросто обстоят дела в важнейшей инвестиционной сфере. Обгоняя всех своих конкурентов по накопленным капвложениям в российской экономике (6,5 млрд. долларов, или 18 процентов от их общего объёма), ФРГ значительно уступает по объёму прямых инвестиций (1,4 млрд. долларов), занимая лишь пятое место. Эти цифры ещё более меркнут, уступая в несколько раз в сравнении с инвестиционной активностью ФРГ, к примеру, в Чехии, Венгрии или Польше, в Китае или ряде стран Латинской Америки.

    Выправление этой ситуации, конечно же, зависит и от того, сколь быстро Россия пройдёт свою часть пути в создании благоприятного климата для иностранных инвесторов. Движение с нашей стороны, несомненно, началось, и в России вправе рассчитывать на встречное движение и активность германского капитала.

    Не сомневаемся: если удастся уйти от идеологических стереотипов времен конфронтации, если мыслить стратегически, то выгода от реализации совместных крупных инвестиционных проектов будет взаимной. Относим к их числу не только двусторонние начинания с Берлином, но и крупные трансъевропейские, в том числе магистральные транспортные проекты с Евросоюзом.

    И, наконец, о третьем, не менее важном духовно-психологическом аспекте стратегического партнёрства, его демографической и культурно-гуманитарной составляющей.

    Русская и немецкая культуры как части общеевропейской культуры равноценны, самодостаточны и в тоже время взаимодополняемы и взаимообогощаемы. Русская литература, музыка, живопись стали органичной частью немецкого общества, и наоборот.

    Отрадно, что российско-германское партнёрство не замыкается сегодня исключительно на межгосударственный уровень отношений, а реально развивается вширь и вглубь. Большинство федеральных земель ФРГ поддерживают устойчивые и весьма интенсивные связи с регионами Российской Федерации, более 80 пар городов в России и Германии, около 330 университетов обеих стран объединены партнёрскими отношениями. Объём этих связей характеризуют и 150 регулярных авиарейсов, осуществляемых еженедельно между нашими странами.

    Красноречивы и такие цифры: свыше 2 миллионов человек, для которых русский язык является основным, родным, переехали за последние десять лет на постоянное жительство в ФРГ из стран бывшего СССР. Около 20 миллионов человек (включая членов семей), большинство из которых живет в России, служили или работали в Восточной Германии и сохранили об этой стране самые тёплые чувства. Десятки, если не сотни, тысяч немцев не понаслышке знакомы с жизнью россиян и имеют в России давние дружеские контакты.

    Особое место в формировании объективного образа страны-партнера, развитии действительно прочных контактов между людьми - важнейшей опоры двусторонних отношений, имеет вопрос о прямом общении россиян и немцев, предполагающем знание языка своих соседей. Сегодня русский язык изучают в Германии около 200 тысяч человек, более 4 миллионов человек учат немецкий в российских школах и вузах. Потенциал знающих и понимающих язык в обеих странах намного больше.

    И. Б. Братчиков, Д. Е. Люблинский