» » Театрализованная игра-конкурс мифы древней греции. Викторина по мифам древней греции «сказочная эллада Игры и конкурсы по мифам древней греции

Театрализованная игра-конкурс мифы древней греции. Викторина по мифам древней греции «сказочная эллада Игры и конкурсы по мифам древней греции

Игра по мифам Древней Греции


Первый тур «Боги и герои мифов»


1.Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью: «Прекраснейшей» ?



3.Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне?


Тога, туника, хитон


4.Назовите героя греческой мифологии, занимающегося самой бесплодной работой.



5.Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие?


Нектар, амброзия


6.Геракл-персонаж греческой мифологии. Какое имя дали ему римляне?


Геркулес


7. Кто из богов был отцом Геракла?



8. Кто была мать Геракла?


Смертная женщина- Алкмена


9. Как звали ребенка, родившегося раньше Геракла?


Эврисфей


10. Кто все время пытался погубить Геракла?



11. Как Гера пыталась убить Геракла в младенчестве?


Змеи в колыбели


12. Кто был воспитателем Геракла?


Кентавр Хирон


13. Сколько лет было Гераклу, когда он совершил свой первый подвиг?



14. Как Гера продолжала преследовать Геракла?


Безумие. Убил своих детей


15. Что означает имя «Геракл»?


Благодаря Гере или прославленный Герой


16. Назовите самую известную горную вершину Древней Греции.



17. Из каких источников ученые узнали мифы?


Поэмы Гомера, Гесиода



По горизонтали: 1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. 2. Туловище у этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади-змеиное, и три головы: льва, козы, змеи, изрыгающие из пастей пламя. 3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело на горе неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевшего ответить на вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. 4. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они - «собаки Зевса». По вертикали: 5. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет; когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по распространенной версии – сжигает сама себя). Из праха ее возрождается новая птица. 6. Полудева – полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. 7. Полуженщины – полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив их, убивают и пожирают. 8. Страж Аида, трехголовый пес (по Геоксиду, пятидесятиголовый) со змеиным хвостом.


Ответы По горизонтали: Кентавр. Химера. Сфинкс. Грифон. По вертикали: Феникс. Ехидна. Сирены. Кербер или Цербер.


Третий тур «Фразеологические обороты»



Назовите фразеологизм по рисунку


Назовите фразеологизм по рисунку


Назовите фразеологизм по рисунку


Назовите фразеологизм по рисунку


Назовите фразеологизм по рисунку


Назовите фразеологизм по рисунку


Назовите фразеологизм по рисунку


Четвёртый тур - конкурс капитанов «12 подвигов Геракла»


В какое животное мог превращаться Зевс? Кого из своих сыновей Гера сбросила с горы? Какое животное приносили в жертву Гере? У какой богини прозвище Пенорожденная? Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? Когда Артемида мчится на колеснице, что у нее в руках? Почему Афину называют Палладой? Сколько голов было у гидры? Кто помог одолеть гидру? Кому принадлежала керенейская лань? Кто из богов подарил быка царю Крита? Чем кормил Диомед коней? Каково значение пояса Ипполиты? Сколько яблок должен был принести Геракл?




































































































По горизонтали: По горизонтали: 1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. 2. Туловище у этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади-змеиное, и три головы: льва, козы, змеи, изрыгающие из пастей пламя. 3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело на горе неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевшего ответить на вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. 4. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они - «собаки Зевса». По вертикали: По вертикали: 5. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет; когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по распространенной версии – сжигает сама себя). Из праха ее возрождается новая птица. 6. Полудева – полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. 7. Полуженщины – полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив их, убивают и пожирают. 8. Страж Аида, трехголовый пес (по Геоксиду, пятидесятиголовый) со змеиным хвостом.






В какое животное мог превращаться Зевс? В какое животное мог превращаться Зевс? Кого из своих сыновей Гера сбросила с горы? Кого из своих сыновей Гера сбросила с горы? Какое животное приносили в жертву Гере? Какое животное приносили в жертву Гере? У какой богини прозвище Пенорожденная? У какой богини прозвище Пенорожденная? Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? Когда Артемида мчится на колеснице, что у нее в руках? Когда Артемида мчится на колеснице, что у нее в руках? Почему Афину называют Палладой? Почему Афину называют Палладой? Сколько голов было у гидры? Сколько голов было у гидры? Кто помог одолеть гидру? Кто помог одолеть гидру? Кому принадлежала керенейская лань? Кому принадлежала керенейская лань? Кто из богов подарил быка царю Крита? Кто из богов подарил быка царю Крита? Чем кормил Диомед коней? Чем кормил Диомед коней? Каково значение пояса Ипполиты? Каково значение пояса Ипполиты? Сколько яблок должен был принести Геракл? Сколько яблок должен был принести Геракл?

Цель урока: Обобщить ранее изученный материал, приобщить учащихся к мифологии древних греков, повысить интерес учащихся к изучению истории и литературы, развить ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.

Тип урока: игра-конкурс

Оборудование: репродукции картин на мифологические темы, раздаточный материал.

Класс предварительно делится на 3 команды, которые заранее выбрали себе название и составили клятву олимпийцев. В качестве домашнего задания было предложено инсценировать эпизод из любого мифа. Члены жюри – учитель истории и литературы. Ведущий – ученик старшей школы.

Ход урока

План проведения Олимпийских игр

1. Торжественное открытие Олимпийских игр;

2. Поэтический конкурс (Загадки по теме “Религия Древней Греции”);

3. Бег (“Боги Древней Греции”);

4. Прыжки в длину (“Боги, герои мифов и мифологические существа”);

5. Метание диска (“Фразеологические обороты”);

6. Метание копья (“12 подвигов Геракла”, или конкурс олимпийских журналистов);

7. Борьба I (“Боги”);

8. Борьба II;

9. Борьба III (“Боги”);

10. Домашнее задание;

11. Закрытие Олимпийских игр.

Учитель литературы: Музыка

Добрый день! Мы рады приветствовать Вас на священной земле. Сегодня мы попытаемся обобщить знания о Древней Греции.

Клио, богиня, наскучив
С богами сидеть
На высоком Олимпе,
На землю решила сегодня
Спуститься и здесь, в классе,
Устроить праздник для всех.

Слово учителя истории про Олимпийские игры:

Самым прославленным храмом, посвященным богу Зевсу, был храм в Олимпии. Здесь в честь верховного божества каждые 4 года устраивались общегреческие празднества – олимпийские игры. На период олимпийских игр воцаряется священный мир, где нет места ссорам и обидам.

Со всей Греции в Олимпию съезжалась самая сильная, ловкая и одаренная молодежь для соревнований по гимнастике, музыке и литературе. Из гимнастических состязаний особой любовью пользовался бег. Молодежь состязалась в метании диска и копья, в прыжках, борьбе и кулачном бою. Победители соревнований в Олимпии награждались лавровыми венками.

В старину, в античном мире,
Города не жили в мире, шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе состязаться без войны.

Учитель литературы: Итак, священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны, ступайте же в Олимпию! А я объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом.

Пусть всем участникам нашей Олимпиады сопутствует Фортуна, богиня счастья, случая и удачи.

Учитель истории: Вы все помните, что одна из главных достопримечательностей Олимпийских игр – статуя Зевса. Она была гордостью и славой всех греков, и тех, кто не видел статую олимпийского Зевса, считали несчастными. Статуя Зевса принесет нам сегодня удачу, а также он будет следить за игрой с высоты Олимпа.

Ученик: Я хотел бы услышать клятву участников состязания.

Клятва участников:

Бороться честно;
Не пользоваться запрещенными приемами;
Проявлять уважение к соперникам;
(судьям) Выносить справедливые решения.

Учитель литературы: для участия в олимпийских играх вы разделились на 3 команды. Каждая команда должна была придумать себе название, выбрать бога-покровителя и заполнить свой маршрутный лист.

Представление команд капитанами (показ маршрута на карте “Древняя Греция”)

Жеребьевка

Задание № 1 Поэтический конкурс (Загадки по теме “Религия Древней Греции”)

Учитель истории и литературы: Какая команда быстрее даст ответ, та и получит лавровый листок.

Он собьется с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его....(Гермес)

Под землей на тропке
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Кербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут...(Аид)

На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости....(Афина)

Короткая шпаргалка
Для маленьких детей:
Тесей покорил Минотавра,
А Медузу-Горгону...(Персей)

Он меткий стрелок
И на лире играет.
Десять муз его сопровождают.
В блеске и свете является он –
Брат Артемиды, бог...(Аполлон)

Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта...(Афродита)

(6 листов)

Задание № 2 Бег (“Боги Древней Греции”)

Учитель литературы: Каждой команде раздается лист с заданием. За одну минуту соедините части предложения в единую фразу. На первой части предложения написано имя бога, а на второй его значение в жизни греков.

Значение Бог
1. Бог моря Зевс
2. Бог царства мертвых Деметра
3. Богиня земледелия и плодородия Гера
4. Богиня мудрости, воительница Посейдон
5. Бог грома и молнии Афина
6. Богиня красоты и любви Дионис
7. Бог виноделия Аид
8. Богиня семейного очага Гермес
9. Бог кузнечного дела Афродита
10. Бог торговли Аполлон
11. Богиня победы Гефест
Арес
Ника

Задание № 3 Прыжки в длину (“Боги, герои мифов и мифологические существа”)

Учитель истории: Какая команда быстрее даст ответ, та и получит лавровый листок.

  1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода)
  2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар - напиток богов, амброзия – пища богов)
  3. Какого греческого бога вскормила божественная коза Амалфея? (Зевса)
  4. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? (Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка морей)
  5. Кому может быть известна судьба самого Зевса? (Мойрам, богиням судьбы)
  6. Какой из богов самый некрасивый? (Бог огня, бог-кузнец - хромой Гефест).
  7. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью “Прекраснейшей”? (Афродите)
  8. Какая война разгорелась из-за спора трех богинь? (Троянская)
  9. Вестник богов у древних греков (Гермес)
  10. Перевозчик душ умерших (Харон)
  11. Бог торговли (Гермес)
  12. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. (Сизиф)
  13. Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена).
  14. Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон)
  15. Кто подарил людям огонь? (Прометей)
  16. Река, текущая из океана в подземный мир (Стикс)
  17. Богиня справедливости и правосудия (Фемида)
  18. Кто ослепил циклопа Полифема? (Одиссей)
  19. Перечислите древнегреческих муз (Эрато – муза любовных песен, Эвтерпа- муза лирики, Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, Полигимния – муза торжественного гимна, Клио – муза истории, Мельпомена - муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Урания – муза астрономии. За каждый правильный ответ – 1 очко ).
  20. Дикие существа, полулюди – полукони, обитатели гор и лесов (Кентавр).
  21. Туловище этого чудовище спереди львиное, в середине козье, а сзади змеиное, у него три головы (льва, козы, змеи), изрыгающие из пастей пламя (Химера).
  22. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Она сидела неподалеку от города и задавала прохожим загадку: “Кто утром ходит а четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?”. Не сумевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятиях (Сфинкс). Отгадайте загадку Сфинкса (человек).
  23. Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – “собаки Зевса” (Грифоны).
  24. Волшебная птица родом из Эфиопии. Она похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет, но, когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает. Из праха ее возрождается новая птица (Феникс).
  25. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей (Ехидна).
  26. Полуженщины – полуптица с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их (Сирены).
  27. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом (Цербер).

(27 листов).

Задание № 4 Метание диска (“Фразеологические обороты”)

Учитель литературы: От каждой команды приглашается капитан. Необходимо объяснить современное значение фразеологизмов. Тем, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов, даются лишние очки.

Рог изобилия
Авгиевы конюшни

Панический страх
Ящик Пандоры

Сизифов труд
Кануть в Лету

(6 листочков)

Кто быстрее из капитанов объяснит значение фразеологизма Прокрустово ложе?

Задание № 5 Метание копья (“12 подвигов Геракла”, или конкурс олимпийских журналистов)

Учитель литературы: Ребята, а сколько подвигов совершил Геракл? Вы сейчас сделаете репортаж одного из подвигов Геракла.

Как известно, первая газета появилась в Англии в 17 веке. Но давайте представим, что и на Олимпе существовала своя газета, скажем “Олимпийская правда” или “Вечерний Олимп”.

Итак, вам необходимо сделать репортаж об одном из 12 подвигов Геракла. Я думаю, что не будет затруднения, ведь вы хорошо знаете этот миф. Рассказать о тех подвигах, которые изображены на карточках. Представители от каждой команды, подойдите ко мне.

  • 1 команда: составляет репортаж о том, как Геракл сражался с Лернейской гидрой.
  • 2 команда: готовит репортаж о том, как Геракл в один день очистил стойла у царя Авгия.
  • 3 команда: составляет репортаж о путешествии Геракла за золотыми яблокам Гесперид.

(2 листочка)

Учитель истории: А пока одни участники команды готовят репортаж, другие представители команды отвечают на вопросы по “Двенадцати подвигам Геракла”:

  1. Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие)
  2. Сколько голов было у Гидры? (9)
  3. Кто помог одолеть Гидру? (Иолай – племянник Геракла)
  4. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (с помощью трещоток)
  5. Кому принадлежала Керинейская лань? (Артемиде)
  6. Куда спрятался Еврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (в большой бронзовый сосуд)
  7. Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон)
  8. Назовите имя владельца коней-людоедов. (Диомед)
  9. Каково значение пояса Ипполиты? (знак власти, приносил удачу)
  10. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3)
  11. Чем была хороша шкура немейского льва? (Она была неуязвима для стрел)
  12. Какое болотное чудище должен был убить Геракл? (Лернейскую гидру)
  13. Чем была необычна лань? (У неё были золотые рога и медные копыта)
  14. Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства)
  15. Какой подвиг был самым трудным? (12-й – яблоки Гесперид)
  16. Когда Антей получал великую силу? (Когда прикасался к земле, т.к. был сыном богини земли)
  17. Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид? (Атлас)

(17 листочков)

Жеребьевка

Репортаж

Задание № 6

Борьба I (Боги)

Учитель: Зевс подходит к командам и предлагает вынуть из “черного ящика” по 4 предмета. Нужно определить, кому принадлежат предметы.

(12 листочков )

II Учитель: На экране написано 5 слов. Определите лишнее слово и укажите, почему именно это слово лишнее (по 2 человека от команды).

  1. Гера, Афина, Пенелопа, Афродита, Артемида (лишнее имя – Пенелопа)
  2. Микены, Троя, Спарта, Афины, Олимпия (лишнее – Троя)
  3. Сцилла, Сирены, Приам, Полифем, Харибда (лишнее – Приам)
  4. Артемида, Нимфа, Деметра, Персефона, Афродита (лишнее – Нимфа)
  5. Зевс, Арес, Аполлон, Амон-Ра, Аид (лишнее – Амон-Ра)
  6. Геракл, Персей, Дедал, Прометей, Тесей (Дедал) (6 листочков)

III (А) Боги (2 человека)

Учитель: Каждой команде раздаются вопросы, и участники должны быстрее своих соперниковправильно написать имена мифологических персонажей.

  1. “Орел садится ему на грудь и терзает ее острыми когтями. Орел рвет своим острым клювом печень Титана”. (Прометей)
  2. “Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руках, весело охотится она в тенистых лесах”. (Артемида)
  3. “В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю”. (Гефест)
  4. “Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод”. (Геракл)
  5. Увидел несчастный юноша покрытого темным ядом скорпиона и, обезумев от страха, выпустил вожжи. Еще быстрее понеслись кони, почуяв свободу”. (Фаэтон, сын Гелиоса)
  6. “И родился у умирающей Семелы сын, слабый, не способный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен на гибель в огне”. (Дионис)

(6 листов)

III (В) Греко-римские боги (1 человек из команды выполняет задание, пока другие участники отвечают на вопросы)

Учитель: На листе написаны имена греческих и римских богов. Ваша задача - правильно соотнести эти имена.

1. Царь богов и людей, бог грома и молнии Зевс Минерва
2. Хранительница семьи Гера Меркурий
3. Богиня любви Афродита Юнона
4. Бог войны Арес Нептун
5. Богиня мудрости и справедливой война Афина Юпитер
6. Богиня – охотница Артемида Купидон
7. Бог огня и кузнечного дела Гефест Марс
8. Бог моря Посейдон Вулкан
9. Бог любви Эрот Диана
10. Бог торговли и прибыли Гермес Венера

(За правильные ответы – 3 листа, если допущена 1 ошибка - 2 листа, если 2 ошибки – 1 лист).

При равном счете задаются дополнительные вопросы:

  1. В какое животное мог превращаться Зевс? (в быка)
  2. Какое животное приносили в жертву Гере? (корову)
  3. Какая богиня носит прозвище “пенорожденная” (Афродита)

Задание № 7 Домашнее задание

Учитель: Командам необходимо инсценировать эпизод из любого мифа. Выступление оценивается в 2 балла (1 балл – за постановку, второй - за то, насколько узнаваемы были герои). Соперники могут получить дополнительный балл для своей команды, если угадают название мифа и назовут действующих лиц.

Учитель литературы: Пока судьи подсчитывают количество баллов, каждая команда прикрепляет свои листочки и тоже подчитывает количество баллов.

Итак, сильнейший определился в честной борьбе. Венчаем победителя венком. Также победителей ждут почести и привилегии, например, они первыми получает отметку в журнал.

А наше путешествие в далекое прошлое на сегодняшний момент завершилось. Но оно будет продолжаться всю вашу жизнь, т. к. греческая мифология стала неисчерпаемым источником для искусства, критерием и образцом, а знание ее – непременным условием и признаком образованности.

ВИКТОРИНА

по мифам Древней Греции

«Сказочная Эллада»

Цели и задачи:

    Развивать представление учащихся о мифах на примере мифов Древней Греции.

    Привлечь учеников к самостоятельному изучению мифов.

    Дать представление о древнегреческих мифах, их главных героях - олимпийских богах.

    Продолжить работу по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.

    Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Здравствуйте, уважаемые зрители и участники сегодняшнего конкурса. Мы посвящаем сегодняшнюю игру греческой мифологии.

Много, много лет назад на полуострове в Эгейском море поселился народ, который назвали греками. Себя этот народ называл эллинами, а свою страну Элладой. Эллины оставили народам мира богатое наследство литературы и искусства. Они оставили свои предания и древние сказания – мифы. В представлениях древних греков, в их прекрасной стране обитали прекрасные боги, которые внимательно следили за жизнью людей с вершины олимпа. Древние греки верили, что бессмертные боги вершат всем. Происходящим на земле, помогают людям, или гневно наказывают их. Эти боги были близки людям, были похожи на людей. Они ссорились и мирились, вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах. Боги любили и ненавидели как люди, ревновали, плакали, страдали и радовались и отличались от людей только тем. Что были бессмертны. Но если боги схожи с людьми, то и люди, по мнению греков, были схожи с богами. А поэтому любимые герои греков бросали вызов богам и выходили из борьбы победителями, и даже получали от богов как великий дар бессмертие.

Древние греки были деятельным энергичным народом! Не боялись познавать окружающий мир. Свои знания они облекали в форму мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры. Начиная с эпохи Возрождения писатели, художники и скульпторы заимствовали для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология проникла и в русскую литературу. Достаточно вспомнить стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова. Образы из мифов глубоко проникли в мысли современного человека. Действительно и сейчас могучий человек называется Гераклом (Геркулесом), смелая и решительная женщина - Амазонкой, красивый мужчина – Аполлоном, а красавица – Афродитой. Много выражений современные люди используют, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы греческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. В современном языке существует выражение «строить химеры» т.е. предаваться несбыточной мечте. Химера – чудище с головой льва, туловищем коза и хвостом змеи.

Великий Платон сказал: «Нужно проводить жизнь в игре, играя в определенные игры, устраивая жертвоприношения, распевая и танцуя, дабы расположить к себе богов и отбить врагов, победив их бою…»

Давайте последуем мудрому совету древних и примем участие в состязании.

(звучит музыка)

Представьтесь, пожалуйста!

Поприветствуйте команды!

1.Конкурс «Разминка».

1. Назовите братьев Зевса.(Аид и Посейдон)

2. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита)

3. У какого царя служил Геракл (Эврисфей)?

4. За что должен был служить и сколько лет? (12 лет. В припадке безумия убил своих детей и племянников)

5. Как Гераклу за 1 день удалось очистить Авгиевы конюшни? (Изменил русла рек, направил их воды через конюшни)

6. Какое особое свойство имели яблоки Гесперид? (Давали вечную молодость)

7. Кого из известных титанов освободил Геракл? (Прометей)

8. Кто из героев был учредителем олимпийских игр?(Геракл)

9.Что явилось причиной начала Троянской войны? (Похищение троянским царевичем Парисом прекрасной Елены, жены спартанского царя Милая, помогла Афродита)

10. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым от того, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость. (Ахилл)

11. Кто выковал ему щит? (Гефест)

12. Но, как мы помним, неуязвимый Ахилл все же был убит. Почему же удалось его одолеть? Какая поговорка связана с этой легендой. (Отравленная стрела Париса попала в пятку, единственное уязвимое место. «Ахиллесова пята» - уязвимое место.)

13. Как называлась пища греческих богов, дающая им вечную юность и бессмертие? (Нектар, амброзия)

14. Кто подарил людям огонь? (Прометей)

2. А сейчас давайте проверим, как вы знаете мифологические персонажи.

Это конкурс «Знатоков». Для него потребуются ребята, которые готовы распознать имя олимпийского бога, сколь скудны и противоречивы сведения о нем ни были бы. Должны прозвучать признаки, определяющие имя бога, загаданного командой. Их всего семь. Понятно, что первый признак самый редкий и сложный, за него отгадывающий получит высший балл – 4. Последний признак самый распространенный, угадав его, участник получает один балл. Чем меньше Вам надо признаков для определения имени бога, тем выше балл за ответ. (Участники приглашаются парами по одному из команды).

Максимальная оценка 4 балла. Ваше задание: по описанию определить, о каком боге идет речь.

1. Она родилась из пены морской, богиня красоты, любви и вечной молодости. Она прекрасна, никто не в силах противиться ее чарам. Ее сын имеет крылья и колчан с волшебными стрелами, способными любого заставить испытать муки любви.(Афродита)

2. Это хромой бог - кузнец. Он добр и простодушен, никому не делает зла, послушен Зевсу. Ему помогают Циклопы. А еще он умеет ковать волшебные доспехи и оружие, которые делают неуязвимым того, кто ими воспользуется. (Гефест)

3. Перед нами могущественная богиня мудрости и победы. Сам отец - грозный Зевс побаивается своей дочери. Ей построено, пожалуй, самое большое количество храмов, в ее честь называют боевые корабли, ее расположения и покровительства добиваются многие герои. (Афина)

4. Она жена грозного Зевса, богиня календарного года, покровительница браков и семьи, обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, хотя и не без причины. (Гера)

«Атрибуты Богов»

3. Конкурс театрализованный

Каждая команда покажет сценку.

5. Перед вами миф, а вы должны найти в нем ошибки, которые допустил автор.

Однажды Геракл - сын Посейдона - решил отправиться в путь за золотым руном. Геракл помолился богине Гере, всегда покровительствовавшей ему, и отправился в путь. И вот он прибыл в царство, хранившее золотое руно, и предъявил права греков на сокровище. Царь очень обрадовался, что приехал законный хозяин руна, и поведал, что давно мечтал вернуть руно в Грецию, восстановив таким образом справедливость.

Вы правильно определили ошибки, которые допустил горе - автор мифов.

Часто в речи мы употребляем фразеологизмы, пришедшие к нам из далеких античных времен. Давайте вспомним их и попробуем объяснить их значение.

6. «Конкурс олимпийских журналистов»

От каждой команды приглашается по одному участнику для выбора задания, которое заключается в следующем. Как известно, журналисты интересуются многим и могут описать любые события. Вам предлагается объяснить значения « крылатых» выражений, которые появились благодаря мифам. Команды должны посовещаться одну минуту и ответить, что означают данные выражения.

Оценка этого конкурса – 2 балла.

Выражение взято из мифа « Скотный двор царя Авгия».

2. Ариаднина нить - путеводная нить, помогающая выйти из затруднительного положения.

Выражение взято из мифа « Путешествие Тесея на Крит»

3. Золотой дождь - богатство, неожиданное обогащение.

Выражение взято из мифа «Рождение Тесея» или « Даная»

4. Муки Тантала - невыносимые муки при невозможности достигнуть

цели. Выражение взято из одноименного мифа.

5. Нектар и амброзия – 1) необычайно вкусный напиток, изысканное блюдо;

2) вкусное блюдо, 3) пища богов. Выражение взято из мифа « Боги Олимпа»

6. Панический страх - внезапный, необъяснимый и очень сильный страх.

Выражение взято из мифа « Пан и Сиринга».

7. Зевс-громовержец - грозный начальник.

Выражение взято из одноименного мифа

8. Ящик Пандоры – источник несчастий и бедствий.

Выражение взято из мифа « Пандора».

7. Конкурс «Мифические животные»

(Командам по очереди задается вопрос, если нет ответа, отвечает другая команда, 1 балл за правильный ответ)

Команда 1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавры).

Команда 2. Туловище этого чудовища впереди львиное, в середине – козье, сзади - змеиное; три головы: льва, козы, змеи – изрыгающие из пасти пламя. (Химера)

Команда 1. Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. (Грифон)

Команда 2. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер).

Команда 1. Чудовище с лицом и грудью женщины, толом льва и крыльями птицы. В наказание послала Гера на Фивы. Сидело около города и задавало загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на двух, вечером на трех?» Не сумевшего ответить – душило. (Сфинкс). Отгадайте загадку: ребенок, взрослый, старик. (Человек)

Команда 2. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Живут на скалистом острове, завлекают своими голосами мореходов, потом убивают и пожирают. (Сирены)

8. Конкурс «Пантомима»

А теперь вы должны проявить свой артистизм.

(Команде дается карточка с названием мифологического существа, команда должна изобразить это существо, вторая команда отгадывает, 4 человека)

    Гидра (легендарное существо с 9-ю головами змеи, ее ядовитое дыхание уничтожает все живое, на месте отрубленной головы вырастают 2 новые).

    Кентавры полулюди-полукони

Пока команды готовятся

9. Найди ошибку .

    Критская Гидра (Лернейская гидра, Критский бык)

    Керинейский лев (Немейский лев, Керинейская лань)

    Кони Ипполиты (кони Диомеда, пояс Ипполиты)

    Стимфалийские коровы (коровы Гериона, Стимфалийские птицы)

10. Он называется конкур «Аэдов». Кто из зрителей вспомнит, кого называли аэдами? (Аэды – это древнегреческие странники, рассказывающие мифы, исполняющие миф, как песню). Итак, наши аэды будут рассказывать мифы, посвященные подвигам Геракла. Но сначала командам надо отгадать из предложенного списка персонажей героев своего мифа, доставшегося им по заданию. Прошу подойти по одному человеку от команды, чтобы выбрать конверт с заданием (участникиу подходят, берут конверты, в которых находится задание).

На совещание командам отводится 30 секунд, затем они должны предоставить жюри свою карточку с названием мифа и подобранные к ней имена персонажей этого мифа. За каждое отгаданное верно имя – один балл (всего пять баллов).

1. «Яблоки Гесперид»: Нерей, Антей, Атлант, Геракл, Еврисфей.

2. «Рождение героя»: Ата, Еврисфей, Гера, Алкмена, Геракл.

Затем игрок, представляющий команду должен кратно и красиво рассказать свой миф.

За эту часть ответа максимальная оценка – 3 балла.

Пока счетная комиссия подводит итоги, вопросы для зрителей:

    Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена)

    Кто воспитал Геракла? (кентавр Хирон)

    Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. (Кифара, лира)

    Как Гераклу удалось победить Гидру? (Иолай прижигал меч факелом)

    Как погиб Геракл? (От рук своей жены)

    Какое вооружение было у греков во время Троянской войны. (Луки, дротики, мечи, копья)

    В какое животное мог превращаться Зевс? (Бык)

    Какое свойство имели яблоки Гесперид?(Они давали вечную молодость)

    Сколько яблок должен был принести Геракл? (Три)

    Как Геракл перехитрил титана Атласа? (Геракл попросил Атласа снова принять на свои плечи небесный свод, чтобы подложить себе на плечи подушку, и, забрав принесенные Атласом яблоки ушел)

    Кого из известных титанов освободил Геракл?(Прометей)

    Как погиб Геракл? (От рук своей жены, пославшей ему пропитанную ядом одежду; Деянира считала, что это поможет ей вернуть его любовь – так обманул ее кентавр; Деянира покончила с собой, а Геракл погиб в пламени и вознесся на Олимп)

Пора подводить итоги. Обе команды были хороши, показали хорошее знание мифов, но победителем стала команда………. Поздравляю всех участников с победой! Звучит греческая музыка.

Завершает нашу викторину стихотворение О.Тарутина «Древние греки»

Древние греки, античные греки,

многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берет:

Ну, до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

мудрые мифы они создавали,

с детства знакомы любому из нас

и Прометей, и Геракл, и Атлас.

Древние греки моря бороздили,

время для спорта они находили.

И Олимпийские игры они

тоже придумали в давние дни!

Строили греки театры и храмы,

ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

было скульптурное их мастерство!

Ну а всего поразительней, братцы,

То, что мы с ними могли б изъясняться!

«Физика», «космос», «медуза», «стратег» –

понял бы мигом слова эти грек!

Скажешь: «асфальт», «стадион» и «динамо» –

скажешь ты это по-гречески прямо!

«Библиотека», «театр», «берилл» –

так, между прочим, и грек говорил!

Видите, какое богатое наследие оставили нам древние греки! Вам предстоит всю жизнь открывать для себя и окружающих культуру Древней Греции… До новых встреч с героями Древней Эллады!»

Награждение команд.

Игра-конкурс «Олимпийские игры

(по мифам Древней Греции)»

Цель урока : повторение и закрепление материала по теме; развитие интереса к мифологии.

Оборудование урока: сборники мифов; репродукции картин на мифологические темы; рисунки-иллюстрацци учеников; рисунки «Подвиги Геракла»; рисунки к фразеологизмам, пришедшим из греческой мифологии; песня А. Городницкого «Атланты держат небо...».

Методические приемы : проведение игры-конкурса.

Ход урока

I . Конкурс-викторина

Ведущим может быть учитель или старшеклассник (предпочтительнее), помощником ведущего — один из сильных учеников или ученик старших классов.

Ведущий: Объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.

Помощник ведущего: Одна из славных достопримечательностей Олимпийских игр — статуя Зевса 14 метров высотой (изображение статуи подготовлено заранее, размещено на доске). Зевс изображен на троне из кедрового дерева, украшенном драгоценными камнями и резьбой. Лицо, руки, грудь статуи — из слоновой кости, глаза — из драгоценных камней. Голова увенчана золотым венком, волосы на голове и борода — из чистого золота. На его правой руке стоит статуя богини Победы, в левой руке — скипетр, рядом орел.

Статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не видел статуи олимпийского Зевса, считали несчастным. Пусть изображение статуи Зевса принесет нам сегодня удачу.

Ведущий: В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. Будем считать, что эти состязания прошли на уроках литературы и все вы допускаетесь на второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки.

Итак, объявляю начало первого тура «Боги и герои мифов» (прыжки в длину).

В первом туре участвуют все игроки, получая за каждый правильный ответ фишку — лавровый листок.

1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода.)

2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар — напиток богов, амброзия — пища богов.)

3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? (Туника, тога, хитон.)

4. Назовите музыкальные инструменты древней Греции (Кифара, лира.)

5. У статуи Зевса в правой руке богиня Победы. Назовите ее имя. (Ника.)

6. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? (Аид — царство мертвых, Посейдон — владыка морей.)

7. Кому может быть известна судьба самого Зевса? (Мойрам, богиням судьбы.)

8. Какой из богов самый некрасивый? (хромой Гефест, бог огня, бог-кузнец.)

9. Какой бог соответствует Гефесту в римской мифологии? (Вулкан.)

10. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите.)

11. Какая война разгорелась из-за этого спора трех богинь? (Троянская.)

12. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. (Сизиф.)

13. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу? (Геркулес.)

14. Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена.)

15. Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон.)

16. Кто подарил людям огонь? (Прометей.)

17. Перечислите древнегреческих муз. (Эрато — муза любовных песен, Эвтерпа — муза лирики, Каллиопа — муза эпической поэзии и знания, Полигимния пауза торжественного гимна, Клио — муза Истории, Мольпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии. Терпсихора муза танцев, Урания муза астрономии. За каждый из девяти правильных ответов — 1 очко.)

Подводим итоги первого тура (подсчитываем количество очков). Во второй тур выходит примерно половина участников.

Второй тур

«Мифические животные» (бег)

1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавр.)

2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине — козье, а сзади — змеиное; у него три головы: льва, козы, змеи, — изрыгающие из пастей пламя. (Химера.)

3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. (Сфинкс.)

4. Отгадайте загадку сфинкса. (Человек: ребенок, взрослый, старик.)

5. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они — «собаки Зевса». (Грифоны.)

6. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет; когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по одной из версий, сжигает сама себя). Из праха ее возрождается новая птица. (Феникс.)

7. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. (Ехидна.)

8. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их. (Сирены.)

9. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер.)

В третий тур выходит 8-10 человек.

Третий тур

«Фразеологические обороты» (метание диска)

Каждый правильный ответ будет равен 10 метрам полета диска. Задание: узнать фразеологизмы по рисункам (рисунки заранее подготовлены; на небольших листах бумаги демонстрируются соревнующимся).

Рог изобилия; яблоко раздора; панический страх; ахиллесова пята; сизифов труд; бочка данаид; кануть в Лету; ящик Пандоры; троянский конь; прокрустово ложе.

При прочих равных условиях побеждает тот, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов. В четвертый тур выходит 4 человека.

Четвертый тур

«12 подвигов Геракла» (метание копья)

Ведущий: В нашем состязании целью метания будут подвиги Геракла. Задача — восстановить последовательность подвигов Геракла. Всем участникам конкурса раздаются небольшие карточки с рисунками «Подвиги Геракла».

1. Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4. Керинейская лань. 5. Эриманфский вепрь. 6. Авгиевы конюшни. 7. Критский бык. 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11. Кербер (Цербер). 12. Яблоки Гесперид.

Дополнительные вопросы:

1. Сколько голов было у гидры? (9)

2. Кто помог одолеть гидру? (Иолай — племянник Геракла.)

3. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (С помощью трещоток.)

4. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде.)

5. Куда Спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (В большой бронзовый сосуд.)

6. Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон.)

7. Чем кормил Диомед коней? (Человеческим мясом.)

8. Каково значение пояса Ипполиты? (Знак власти; приносил удачу.)

9. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3).

В пятый тур выходит два человека.

Пятый тур

«Греко-римские боги» (борьба)

Ведущий: Борьба последний вид пятиборья. Он выявит победителя нашей Олимпиады. Задача — правильно соотнести имена греческих и римских богов. Победит тот, у кого соответствий будет больше. Место у доски разделено ширмой, на доске — наборное полотно и карточки с именами богов. Пока финалисты выполняют задание, ведущий задаст вопросы оставшимся игрокам, выявляя победителя среди них:

1. В какое животное мог превращаться Зевс? (В быка.)

2. Какое животное приносили а жертву Гере? (Корову.)

3. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита.)

4. Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? (Пигмалион.)

5. Как называли греют ветра (по Сторонам света)? (Борей — северный, Эвр — восточный, Нот — южный, Зефир — западный).

6. Как звали богиню радуги? (Ирида.)

Победитель награждается. Проверяется задание у финалистов:

1. Зевс — Юпитер (царь богов и людей, бог грома и молнии.)

2. Гера — Юнона (хранительница семьи.)

3. Афродита — Венера (богиня любви.)

4. Эрот — Купидон (бог любви.)

5. Арес — Марс (бог войны.)

6. Артемида — Диана (богиня-охотница.)

7. Афина — Минерва (богиня Мудрости и справедливой войны.)

8. Гефест — Вулкан (бог огня и кузнечного дела.)

9. Посейдон — Нептун (бог моря.)

Ведущий : Честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна (она же греческая Тихе) всем участникам нашей Олимпиады!

Звучит песня А. Городницкого. «Атланты держат небо...».