» » Сценарий мероприятия культура речи. Сценарий для проведения внеклассного мероприятия по культуре речи. в кратчайший срок находят нужную информацию

Сценарий мероприятия культура речи. Сценарий для проведения внеклассного мероприятия по культуре речи. в кратчайший срок находят нужную информацию

Внеклассное мероприятие: «На чистом, русском языке». Сценарий для 7-9 класса

Внеклассное мероприятие: «На чистом, русском языке».

Оборудование: Конспект мероприятия, видеоролик «Ералаш: Почему мы так говорим», презентация, карточки для жеребьевки, карточки с заданиями для команд(список сленговых слов и стихотворение для инсценировки), 2 ватмана, ножницы, клей, цветные карандаши и фломастеры, линейки, картинки для оформления стенгазеты, опорные материалы, индивидуальные карточки для проведения рефлексии.

Ход мероприятия:

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть.

Знаете, в детстве, да если сказать честно и сейчас мне очень нравилась программа «Ералаш». А вы знаете такую передачу? Смотрели ее когда-нибудь? Как раз сегодня утром, когда я собиралась к вам, я случайно наткнулась на одну из его серий. Посмотрев ее, я улыбнулась, но и задумалась одновременно. Я не поленилась скачать это видео, и мне хотелось бы показать его вам. Действие там происходит в 1974 году, когда ни вас, ни меня, еще не было. Прошло 40 лет, а как дела обстоят в наше время. Об этом вы мне скажете после просмотра. Слайд 1 (видео ролик "Ералаш" - Почему мы так говорим?)

Скажите, в чем главная мысль ролика? Правильно, вот именно об этом мы сегодня с вами и будем разговаривать. А в настоящее время как обстоят дела? Люди более старшего поколения всегда понимают вашу речь? Могла бы такая же ситуация случиться в наше время? Лексика мальчика, конечно, немного поменялась бы, но взрослый по-прежнему ее не понимали бы.

Есть такая поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму»». А как же люди узнают об уме, ведь вас же не заставляют каждый раз знакомясь с новыми людьми, делать тест IQ, или что-то подобное. А можно по речи человека, по тому, как он говорит определить его умственные способности?


Слайд 3.


А теперь сленговые слова. А вот примеры, которые нашла я. Слайд 6.

Следующее задание будет у каждой группы свое, мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением.
1. Прикинь –
2. Ништяк –
3. Хавчик –
4. Базар –
5. Прикид –
6. Тусить –
7. Предки –
8. Бро –
9. Ботан –
10. Батл –
11. Сяпки –
12. Рот оф-
13. Фиолетово –
14. Замутить –
15. Глюк –
16. Шухер-
17. Кульно –
18. Го –
19. Фейк –
20. Няшно –

1. – Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
2. – Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

1. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
2. – Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
1. Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.

Мы сегодня с вами так активно и творчески работаем, наверное вы уже немного устали? А хотите я вас научу как всего парой движений, и зная несколько точек научиться активизировать работу мозга, избавиться от раздражения, повысить настроение и многое другое?

Для этого нам с вами нужно прежде всего встать, расправить плечи и расслабиться. Разогреем ладошки. Чтобы избавиться от умственной усталости и ощутить прилив сил нужно найти и помассировать по часовой стрелке Слайд 7


2 точки по сторонам от ногтя мизинца, слегка надавали и массируем.
Посмотрели на большой и указательный пальцы, нашли место где у вас сходятся косточки, массируем с легким нажимом по часовой стрелке.
Нашли небольшую впадинку на задней части головы и помассировали ее, опять же по часовой стрелке.

Для снятия стресса: Слайд 8.


2 выступающие косточки чуть ниже шеи.
Точка на запястье со стороны мизинца. При выполнении массажа дышим глубоко и ровно.

Ну и что бы с вашим настроением всегда все было в порядке, тоже есть несколько точек: Слайд 9


точка на лбу между бровями
точка у крыльев носа (движения вверх вниз)
3 точки над верхней губой, под нижней губой и на подбородке.

А что бы информация, которую вы сегодня узнали лучше вам запомнилась, и что бы с ней могли ознакомиться не только вы, но и учащиеся других классов, давайте сделаем своеобразную стен газету, в которой четко и лаконично отразим основные тезисы нашего сегодняшнего мероприятия. Все необходимое для этого у вас есть на столах, а схему, по которой вы будете делать стенгазету, вы видите на экране. Слайд 13

Давайте повесим наши стенгазеты на доску.

Подведем итоги, у каждого из вас есть небольшая табличка, в котором вы должны оценить, интересным ли для вас было данное мероприятие, как вы работали в ходе него, и что получилось в итоге. Оценочный лист можно не подписывать.

Спасибо вам большое, мне было очень приятно с вами работать, я надеюсь, вы тоже получили удовольствие, от нашего совместного времяпровождения.

языка и зарубежной литературы

Криворожской общеобразовательной школы

І-ІІІ степеней № 99

Лысякова Тамара Николаевна

Разработка сценария внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5-6-х классов на тему:

«Культура общения. Речевой этикет. Нормативная и ненормативная лексика»

Цели:

Формировать культуру общения с одноклассниками;

Учить речевому этикету, закрепить знание жанров речевого общения;

Развивать интерес к изучению русского языка и норм и правил поведения

человека.

Оборудование:

    Мультимедийная установка;

    Электронная презентация «Речевой этикет. Культура общения»;

    Памятки для учащихся «Речевой этикет»

    Бейджики для команд игроков

Время проведения:

11.00-12.00 (зимние каникулы)

Место проведения:

Кабинет русского языка и зарубежной литературы (№ 45)

На кого рассчитано мероприятие: Учащиеся 5-6-х классов.

    Слово учителя 1

Сегодня мы с Вами поговорим о культуре речи и речевом этикете, узнаем, насколько культурно мы умеем общаться между собой и со взрослыми людьми, а также закрепим понятие «нормативная» и «ненормативная» лексика.

    КУЛЬТУРА РЕЧИ – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо.

    Мозговой штурм. Сейчас мы с вами попробуем узнать, как вы определяете понятие «культура речи», а для этого используем приём «мозговой штурм». Разделимся на две команды с помощью считалочки «Времена года». Все, кто относится к зимним временам года - будут снеговички и снежинки, а все, кто относится к летним временам года, будут солнышками и тучками. (Один из вызванных учеников проводит считалку, разделяя детей на две команды. Потом каждая команда выбирает своего капитана и садится на отдельный ряд. Готовится к ответу)

    Учитель: Как вы понимаете, что такое «культура речи»?

(Дети отвечают. В этом по очереди принимают участие все желающие, потом правильность ответа проверяется слайдом презентации, команде, которая дала более правильный ответ, даётся фишка)

Слайд 2 Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи; 2)речевое мастерство.

Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка.

Речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание.

    Учитель: Хочу вам напомнить видыречи, которые мы используем в общении. Посмотрите на слайд.

    говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

    слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;

    письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;

    чтение - восприятие графических символов и их понимание.

    Учитель: Предлагаю вам выяснить, какая команда сегодня более эрудированная, а для этого поиграем в игру «Как мы общаемся?» В процессе игры предлагается пообщаться командам между собой.

Тема общения «Новогодние праздники, каникулы» Можно задавать друг другу вопросы, дополнять ответы своих товарищей, то есть общаться вдвоём и группой. Итак, что вы хотите узнать о проведении Новогодних праздников у своих друзей? (Идёт общение между командами)

А теперь ответьте на мои вопросы: каковы были жанры вашего общения? (Команды дают ответы)

Давайте определим, какая команда должна получить очередную фишку за правильный ответ, а для этого сверьте свои ответы с материалом слайда.

    Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.

    Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

    Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном 3

общении нескольких лиц.

Учитель : Хочу вам напомнить о достоинстве и недостатках вашей речи. Посмотрите на слайд!

    Разве речь может быть качественной или некачественной? Может. А может быть и высококачественной, то есть искусной.

    Мы стремимся, чтобы наша речь:

    А) была лишена недостатков Б) обладала достоинствами

    Вам кажется, что это одно и то же? Не совсем так. Мы считаем хорошей речь, о которой можно сказать, что она правильная, чистая, логичная.

    Правильная – если в речи не нарушены нормы литературного языка

    Чистая – если речь не засорена словами, не относящимися к

литературному языку

    Логичная – если речь не противоречит законам мышления.

    Плохая речь та, в которой есть несоответствие вышеназванным качествам.

Учитель: Сделайте вывод, чья речь сегодня была более

правильной, логичной, а чья – плохой. (Дети дают самооценку своей речи. Команда-победительница получает очередную фишку)

    Культура речи включает три аспекта:

    нормативный;

    коммуникативный; 4

    этический. Но есть ещё ненормативная лексика, которая, к сожалению, очень часто встречается в вашей речи, но не считается культурной формой общения.

Учитель: А кто из вас знает, что такое этикет? (представители каждой команды дают свои варианты ответов)

А откуда в русский язык пришло само слово «этикет»? (определяется команда, которая дала более правильные ответы, ей вручается фишка)

Сверим свои ответы с правильными. Смотрите на слайд!

Слайды 7,8

Остановимся подробнее на понятии “Этикет”. Понятие это философское, этическое.

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими,формы общения, манеры и одежда) ”

Учитель: Предлагаю вашему вниманию игру «Вежливые слова». Суть её состоит в том, что вам сейчас надо вспомнить как можно больше вежливых слов в общении друг с другом. Предлагаю одной команде выбрать слова приветствия, а другой – прощания. Игра будет проходить в парах. Каждое новое слово приветствия или прощания говорит новая пара. Согласны? Выберите себе пару для этой игры.

(Проводится игра. Потом дети сверяют свои слова с теми, которые предложены на слайде, выявляется команда-победительница)

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. 5

В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости

их вырабатывается ты – общение или вы – общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п.

Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то

благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем... Национальные и культурные традиции предписывают определённые формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинакового приемлемого обращения к мужчине или к женщине – дело будущего: здесь скажут своё слово социокультурные нормы.

Учитель: А что вы знаете о формах обращения «ты» и «вы». Великий русский поэт А.С. Пушкин писал: «Пустое ”Вы” сердечным ”Ты”

Она, обмолвясь, заменила.

К кому можно обращаться на «ты»? (Команды дают ответы, 6 уточняется, какая команда дала более верный ответ, вручается очередная фишка)

Слайды 10,11,12

“Ты” и ”Вы” – местоимения, употребляются”вместо имени”. ”Жизнь” местоимений сама по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника, с ощущением того, что “прилично” и “неприлично” в таком назывании.В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин. Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.

Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:

    К незнакомому, малознакомому человеку

    В официальной обстановке общения

    При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку

    К равному и старшему (по возрасту, положению) человеку

Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости:

1. К хорошо знакомому человеку

2. В неофициальной обстановке общения

3. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к человеку

4. К равному и младшему (по возрасту, положению) человеку.

Учитель: Сделаем вывод об этикете, для чего необходимо его знать и уметь

им пользоваться:

Уважительность к другому человеку, вежливость и доброжелательность

помогает словесно выразить речевой этикет; он же уместно в меру

употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения. Запомни : грубость вредит всегда и везде, никому и ни при каких

обстоятельствах не позволено грубить!

Давайте запомним и другое: слово доброе может делать чудеса с

человеком. Да что там с человеком! Блистательная дрессура Дурова, как

известно, основана именно на “поглаживаниях”. ”Доброе слово и кошке

приятно”! А злое всегда обижает. Культура общения – это та часть

культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во

взаимном обмене репликами, в беседе. Естественно, что существуют

определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом

Слайды 13-17

Учитель: Подведём итоги нашей сегодняшней встречи: какая 8

команда показала сегодня лучший результат в знании речевого этикета и умении им пользоваться. Лучшей сегодня была команда… Все её участники получают маленькие сувениры. А всем участникам мне хочется вручить памятку «Речевой этикет» (Вручаются сувениры, памятки)

Слайды 18,19

Памятка «Культура речи. Этикет»

Учитель: До свидания, до новых встреч!

МБОУ “ООШ пос. Прибрежный

Поговорим о культуре русской речи”

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

внеклассное мероприятие

для 5-6 классов

Библиотекарь

Гайворонская

Татьяна Васильевна

Энгельс 2012год

Слово не воробей, вылетит не

поймаешь”

- внеклассное мероприятие, посвящённое культуре речи.

Цель : Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи. -Выработать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми.

Задачи: Воспитать любовь и уважение к родному языку, привить интерес к литературе.

Используемое оборудование : подборка книг” О культуре поведения и общении”, плакаты, карточки.

Ход мероприятия:

.Организационный момент : (обратить внимание ребят на высказывания, на пословицы, поговорки, написанные на плакатах.)

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, -

это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!”


И. С. Тургенев.

Пословицы: “ Слово не воробей, вылетит - не поймаешь”.

Не дал слово – крепись, а дав – держись”.

У всякого словца ожидай конца”

Ведущий : Язык - это наша история, наше богатство. Культура - это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. Сегодня мы с вами познакомимся с основами культуры речи. Что же такое культура речи? Существует несколько определений этого понятия. Культура русской речи - соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.

Чтец: “Слово о слове” В.Полторацкий

Слова бывают разные – То дельные, то праздные То честные, правдивые, То льстивые, фальшивые. Есть слово – удушение. Есть трезвые и пьяные.

Есть чистые, алмазные, А есть бесстыдно – грязные, Одни помогут выпрямить, Другие – душу вытравить. Есть речь огнём горящая, Есть тлением смердящая, Слова высокой доблести И самой низкой подлости…

Ведущий: Сценка о тяжёлой жизни подростков.

Действующие лица:

Киллер –
Сокол –
Елизавета Потаповна –
Антонина Семеновна –

Елизавета Потаповна сидит на скамейке во дворе, на этой же скамейке сидит Алеша по прозвищу Сокол, он ждет своего друга. Вот друг, наконец, появляется.

Прива,Чел!
- Здорово, Кила! Как жизнь?
- На меня тут круто наехали, я одному в бубен, другому в торец…

Лавэ есть? Без базара.
- Ну ты крендель! Ты че? С дуба рухнул? Откуда?!
- Да мне по барабану!
- Зырь, какая телка!
- Клевая…реально!

Встают, уходят. Антонина Семеновна вышла погулять, ее увидела Елизавету Потаповну.

Семеновна, иди чего скажу… ужас…
- Что такое, Потаповна?
- Да тут ребята на базар за кренделем собрались, а на них какие-то наехали, но они не растерялись: в одну руку бубен, в другую барабан …- ну отбиваться….Потом с дуба свалились, зрения лишились… Идет девка молодая, а им вроде корова чудится…
- Ой! Потаповна, страсти какие-то прямо рассказываешь!

Ведущий - Наша речь должна быть не только правильной, но и точной. Речь человека должна быть еще и логичной.

Ведущий : Внимание на плакат.

Задание 1 . Найдите орфоэпическую ошибку в русском произношении слов, исправьте ее. Объясните ее появление.

Обжоры и гурманы, Стряпухи, повара! Скорей к телеэкранам, Вот-вот, сейчас пора! Любители азарта, Лихие конкурсанты, Откройте с нами вместе Кухонные таланты. Всех, кто любит вкусно есть, И всех, кто держит стан, Приветствует сегодня здесь Веселый телекулинар.

Ведущий : Неправильность речи может возникать под влиянием местных говоров и жаргонов или в результате сохранения устаревших элементов языка. Например, А. С. Пушкин и И. С. Тургенев чаще употребляли глагол отворить (дверь), сейчас чаще употребляется глагол открыть (дверь).

Ведущий : Внимание на плакат.

Задание 2. Устраните речевые ошибки. Объясните свой выбор слов.

1) Поэт стоял у источников новой поэзии. (Истоков)

2) Онегин вел праздничный образ жизни. (Праздный)

3) Горькому наиболее удачно удалось изобразить образ рабочего. (Успешно, образ-тип или показать).

4) Его идеалы были прогрессивными и передовыми. (Убрать одно из слов)

Основные правила по культуре речи .

    Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

    Говори только о том, что знаешь.

    Не спеши высказывать свои мысли. Помни, что говорить не думая – всё равно, что стрелять не целясь.

    Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова которые лучше других выражают твою мысль.

    При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

    Не говори быстро, не проглатывай слова.

    Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

    Будь ласков и приветлив в разговоре с людьми.

    Настройся на позитив в своей речи. Мысли материально.

Чтец : Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова – словно раны, слова –словно суд- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить.

Добро бы было, как бы, в дело, Пусть даже, как бы, наугад. А то ведь, как бы, неумело И чаще, как бы, невпопад.

Ведущий : «На закуску» ВАУ!

Если раньше, увидев или услышав что-то удивительное, необычное, страшное или радостное, мы восклицали: «Ах, ох, о, ай, ой, ага, фи!» или еще что-то в этом роде, то теперь все чаще на язык само просится это чужеродное ВАУ! Этот возглас весьма употребителен в молодежной среде, обычно он выражает эмоции чрезвычайного изумления или восторга: вот это книга! Вот это кино! Вот это девчонка, Вау!..

Ведущий : Мы не властны над речью других, но над собственной речью

мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Мне хотелось

бы дать вам несколько советов.

Совет №1. Для повышения речевой грамотности больше читайте.

Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали

лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и

мудро сказано:

Совет №2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много, и задачи

у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из

толкового словаря русского языка. О правилах написания слов вы узнаете

из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче

поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь

происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь.

Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по

этике и культуре речи. Вот сколько у вас надёжных помощников – читай,

не ленись!

Совет №3. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того,

как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только

видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое,

грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Ведущий : Задумайтесь над тем, что ни одно слово, вылетевшее из наших уст, не проходит бесследно. Что любая фраза может стать роковой. Помните народные пословицы, несущие многовековую мудрость:

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”, “Язык твой - враг твой”, “ Молчание золото”, “Не дал слово – крепись, а дав – держись”.

Поэтому не бросайтесь словами… Мы должны трепетно, бережно относиться к тому, что мы произносим каждый раз. Для этого введено понятие культура речи т.е. её правильность, подчинение нормами устного и письменного литературного языка. Под культурой речи подразумевается умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. Давайте будем следить за своей речью, не будем разрушать себя и своё будущее.

Помните слова И.С.Тургенева:

Берегите чистоту языка, как святыню.

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее”.

Спасибо за внимание.

Всего вам доброго.

Список используемой литературы:

    1. Головин Б. Н. « Основы культуры речи»: Учеб. пособие. Москва, Высшая

школа. 1980 335 с

    2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? - Москва. Знание, 1980

    3. /yandseard text.

    4. http//www.vlikor. con/2012/01/18/volkshebnaya-shktulka.html.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

- Как дела?

- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

- Без свечки?

-Без.

-А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный подкатил к шкету…

- Он на чём подъехал, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета…

- У какого шкета?

- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

- Чего, чего?

- А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Ведущий -2: Но,пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий – 3: Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матерщинник – богохульник».

Ведущий -1: А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани».

Ведущий -2: Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы.

Ведущий -3: На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани.

Ведущий -1: Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.

В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Ведущий -2 : Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.

Ведущий -3: Казалось бы, от растений до людей – огромная разница, но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё не разгаданным законам.

Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.

Ведущий -1: Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

А теперь давайте посмотрим, как обстоят дела у нас со сквернословием. Вам было предложено ответить честно на несколько вопросов анкеты. И вот как вы ответили на них.

Слово ведущего.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Мне хотелось бы дать вам несколько советов.

Совет №1. Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

Совет №2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О правилах написания слов вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь.

Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надёжных помощников – читай, не ленись!

Совет №3. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Итак, наша встреча подошла к концу. Как же с вами попрощаться? Пожалуй, удобно сделать это при помощи стихотворения С.Я.Маршака «Пожелание друзьям» - ведь пожелание принадлежит культуре речи, речевому этикету:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

И сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево.

1-й ведущий: Известный французский писатель-моралист 17 столетия Франсуа де Ларошфуко писал: “Юношам часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы”.

Конкурс “Закончи фразу”. Выигрывает тот, у кого больше попаданий.

Если тебя стараются вывести из себя, постарайся не кричать, не жестикулировать, не убегать, хлопнув дверью, потому что повышенные эмоции – это свидетельство…
Люди, которые унижают, издеваются и шутят не по-доброму над другими, всегда рассчитывают на ответную реакцию. Это придает им силы. Лучший способ борьбы с этими энергетическими вампирами - …
Если человек тебе неприятен, то …
Если кто-то бессовестно пользуется тобой, без раздумий…

1-й ведущий: Французский писатель Никола Шамфор говорил: “ В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах – такими, какие они есть”.

Конкурс “Ждем гостей”.

Команды сервируют стол. К ним приходят гости. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее это сделает.

2-й ведущий: Внимание! Конкурс ситуаций. Разыграть импровизированный этюд на тему.

Вам наступили в автобусе на ногу.
В гостях ты не наелась.
У тебя болят зубы, а к тебе пристают с расспросами.

Ситуации могут быть любые. Между конкурсами могут быть танцевальные номера.

1-й ведущий: Вот что говорил о вежливости великий испанский писатель Сервантес: “Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. Но не всегда люди понимают, что по-настоящему вежливые люди не бывают навязчивыми или бестактными, всегда знают меру, не в пример герою следующего стихотворения.

Очень вежливый индюк
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже
Он кричал:
- Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Научиться вежливости.
- Не стесняйся ты, осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: “Приду, спасибо!”
Как не бился он,
Однако
К индюку никто не шел –
Ни корова,
Ни собака,
Ни хавронья,
Ни осел.

И действительно, даже вежливость бывает оскорбительна, если она навязывается.

Сценка из школьной жизни о вежливости.

2-й ведущий: Не скупитесь на добрые слова, каждое слово взвешивайте!

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души…

Как вы думаете, какие слова рождает тепло души? (Кто больше?)

(Звучит песня Булата Окуджавы “Давайте восклицать…”)

Ребята, вот и подходит к концу наш веселый КВН. Для того что бы тебя уважали и любили окружающие, мало иметь безупречные манеры. Иногда бывает даже наоборот – прекрасно воспитанный человек отталкивает людей, а пренебрегающий этикетом – притягивает. Но наибольшие шансы у того, кто умеет находить ту самую золотую середину между формой и содержанием.

Список литературы:

Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М., 1982.

Литература:
2. Гольдин В. Е. Речь и этикет - Кн. для внеклас. чтения уч-ся 7 - 8 кл М. Про-свещение, 1983. 109 с.
3. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?: Кн. для внеклас. чтения (VIII - Х кл) М.: Просвещение, 1979. 207 с, ил
4. Розенталь Д Э, Теленкова М А Словарь трудностей русского языка 3-е изд, испр М.: Рус. яз, 1981. 696 с.

Винокур Г. О. Культура языка. М. 1929.

Костомаров В. Г. Культура речи и стиль. М., 1960.

Розенталь Д. Э. Культура речи. М., 1964.

 Актуальные проблемы культуры речи (сборник). М., 1970.

Головин Б. Н . Основы культуры речи. 2 изд., М., 1988.

Галь Н. Слово живое и мёртвое

Розенталь Д. Э. , Теленкова М. В. Словарь трудностей русского языка - М.: Айрис-пресс, 2002

Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М.: Знание, 1980

Тимофеев Б. Н. Правильно ли мы говорим? - Л.: Лениздат, 1963

Успенский Л. В. Культура речи. М.: Знание, 1976

Успенский Л. В. Слово о словах

Чуковский К. И. Живой как жизнь

Культура речи

Однажды вечером осенним
Под шелест листьев золотой
Гулял старик с собакой верной
По засыпавшей мостовой.

Вдруг слышит он: из подворотни
Веселой, шумною гурьбой
Парней компания выходит,
Язык пятная ерундой.

Пес громким лаем залился,
Хозяин дернул поводок:
«Ну, полно, полноте, Полкан!
Разбудишь городской народ».

Но парни, пыла не тая,
Все резко приняли в штыки:
«Эй, слышишь, жалкий старикан!
Ты лучше шавку придержи!»

«Как смеешь, наглая ты псина,
Облаивать таких, как мы?
Эй, ну-ка слушай, старичина,
Ты нас сигаркой угости!»

Старик, сжимая поводок,
Прижал поближе пса к ноге:
«Юнцы, простите, откажу,
Привычка эта не по мне».

«Да что мы возимся тут с ним?
Пошел же к черту, живо!»
Полкан издал свой злобный рык –
С презреньем парни удалились.

И тяжело вздохнул старик,
Погладив пса рукою:
«Куда течет же этот мир
Столь необузданной рекою?

Они совсем еще юны,
Но так жестоки в жизни.
И уваженья не полны
К самим себе и к людям, видно».

Но это есть «культура речи»…
И так обидно, что порой,
Хоть русской речью обеспечен,
А человек – совсем иной.

Мы можем много рассмотреть
Аспектов в понимании речи.
Но помнить важно лишь одно:
Она должна быть человечной!

Не бросай слова на ветер. (пословицы о языке)

От одного слова - да на век ссора. (пословицы о языке)

Пень - не околица, пустая речь - не пословица. (пословицы о языке)

Переливать из пустого в порожнее. (пословицы о языке)

Свой язык - первый супостат. (пословицы о языке)

Слово - серебро, молчание - золото. (пословицы о языке)

У всякого словца ожидай конца. (пословицы о языке)

У дурака что на уме, то и на языке. (пословицы о языке)

У него язык хорошо подвешен. (пословицы о языке)

Одет просто, а на языке речей со сто.
Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.

МОУ “ООШ пос. Прибрежный

Районный конкурс библиотекарей

Береги здоровье смолоду” деловой речи // Русская речь Культура русской речи и эффек? тивность общения...

  • Культура русской речи 1 ответственные редакторы – доктор филологических наук профессор л к граудина и доктор филологических наук профессор е н ширяев

    Книга

    ... –Б. – Здравствуй, Люда! – А. – Я хотела с тобой поговорить , когда забирала Андрея из сада... 26. М., 1985. Шварцкопф Б. С. Культура деловой речи // Русская речь . 1968. № 3. Шварцкопф Б. С. – В кн.: Культура русской речи и эффек? тивность общения...

  • Русский язык – настоящее сокровище список литературы курск 2012

    Документ

    279 с. 11. Ш141 Л 958 Люстрова, З. Н. О культуре русской речи / З. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дерягин. - М.: Знание, ... .2 С 427 Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре

  • Лингвистический форум «Великое русское слово»

    Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов.

    Цели : дать понятие «культура речи», научить слушать собственную речь и речь окружающих, научить выбирать языковые средства, воспитывать ответственность за грамотную речь и письмо.

    Задачи: установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

    Оформление: плакаты с высказываниями о русском языке, стенд о выдающихся русских лингвистах.

    План форума

    I. Вступительное слово учителя о понятии «культура» и культуре речи и просмотр видеоролика «Босоногая Россия» (к песне – притче С.Копыловой).

    II. Проблемный вопрос: «К чему может привести безобразное отношение к языку?».

    III. Слово ведущим:

    1) «Что такое слово? Что такое язык?»

    2) «Современная речевая ситуация»

    IV. Чтение стихов о русском слове и об отношении к языку. (И.С.Тургенев, «Русский язык»; А.Ахматова, «Мужество»; А. Лысов «Дикарь»; Э.Асадов «О скверном и святом»)

    V. Лингвистическая разминка «Переведи с русского на русский».

    VI. Лексическая разминка. Орфоэпическая разминка.

    VII. Заключительное слово и выводы.

    Ход форума

    I. Вступительное слово

    Учитель : Один из актуальных вопросов нашего общества - вопрос о культуре. Сегодня, когда большая часть населения имеет высшее образование, НТП изменил жизнь в лучшую сторону, казалось бы, этот вопрос не должен стоять. Но получается наоборот.

    Просмотр видеоролика «Босоногая Россия» (к песне – притче С.Копыловой).

    Учитель : Все ли вам здесь понравилось?

    (Ответы учеников)

    Учитель : Да, это тоже культура. Но такой ли она должна быть? Почему такое происходит с нами? Вот об изменениях, происходящих с нами и с нашим языком мы и поговорим.

    Что такое культура? Из чего она складывается?

    О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он одет, какой образ жизни ведет, но и по тому, как он выражает свои мысли и чувства. Ведь в устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека.

    Итак, поговорим о СЛОВЕ. Слово… Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым.

    Считается само собой разумеющимся, что на родном языке говорить нормально и правильно легко. Но коли есть тьма свидетельств тому, что с русским языком у многих, мягко говоря, нелады, то почему бы и не приняться повсеместно за пропаганду подлинно эстетического и разумного слова?

    Бережно относиться к родной речи - обязанность не только специалистов, филологов и литераторов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражается национальная культура и история, духовный талант и сила народа.

    Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но можем получить представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.

    Ведущий 1. Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык Александра Сергеевича Пушкина, Ивана Сергеевича Тургенева, Льва Николаевича Толстого и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

    Ведущий 2. К сожалению, современное состояние русского языка заставляет «бить тревогу». В речи современных людей, желающих «идти в ногу со временем», мы слышим большое количество жаргонизмов, заимствованных и просторечных слов и выражений, слов с ярко выраженной отрицательной окраской. Конечно же, можно сказать, что подобное разнообразие только украшает язык, делает его ярким, эмоциональным, выразительным, но какова цена этой яркости и всегда ли она уместна? По данным исследований, проведённых учеными-лингвистами вместе с учителями, современная речевая ситуация выглядит так: наибольшее количество жаргонизмов в своей речи употребляют старшеклассники – около 10,5 % от общего количества опрошенных; просторечными словами и выражениями сравнительно одинаково пользуются и старшеклассники, и учащиеся среднего звена – около 6 %; книжную лексику, как ни странно, чаще используют родители школьников – около 9 %; а использование нейтральной лексики в преобладающем количестве свойственно всем.

    Ведущий 1. К чему может привести подобная ситуация? На этот вопрос попытались ответить журналисты газеты «Аргументы и факты». Согласно их исследованиям и статистическим подсчётам в 90-е гг. XX века на русском языке говорили около 358 млн. человек, к 2004 году это число сократилось до 278 млн. человек, а по прогнозам к 2025 году может составить не более 152 млн. человек. При таком положении дел русский язык утратит статус международного, а его место займут язык хинди, арабский и португальский языки.

    Так, может быть, именно сейчас пришло время задуматься о чистоте, красоте, культуре нашего языка? Много ли знаем мы о нормах, правилах русского языка и всегда ли их используем и соблюдаем?

    Ведущий 2 . Русский писатель Максим Горький говорил: «Язык – это оружие, как ружьё солдата, чем лучше оружие – тем сильнее воин…». Николаю Васильевичу Гоголю принадлежат слова: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Это ли не доказательство того, что язык имеет огромное значение в жизни человека и является величайшим богатством и достоянием в жизни человечества. Это ли не доказательство того, что богат, величав, живописен великий и могучий русский язык.

    Поэтесса ХХ века Анна Андреевна Ахматова в своих стихотворениях о Великой Отечественной войне приоритетное значение отдавала сохранению именно языка, «великого русского слова», как символа свободы народа.

    (Чтение стихотворения Анны Ахматовой «Мужество».)

    Мы знаем, что ныне лежит на весах

    И что совершается ныне.

    Час мужества пробил на наших часах,

    И мужество нас не покинет.

    Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

    Не горько остаться без крова,

    И мы сохраним тебя, русская речь,

    Великое русское слово.

    Свободным и чистым тебя пронесём,

    И внукам дадим, и от плена спасём . Февраль 1942 г

    Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»

    Ведущий 2 . Наш народ и наш язык и сегодня находятся в непростой ситуации. Сколько отклонений в использовании нашего русского языка! Большой вред языку наносят слова - сорняки. Они делают речь смешной и бессмысленной. О низкой культуре языка свидетельствует также засорение речи неуместными иностранными словами, которые вдобавок употребляются иногда неправильно. Например, вполне уместны в речи английские слова трактор, комбайн, которые вошли в наш язык, но странно и дико слышать" окей", вместо русского "хорошо", "гуд-бай"- вместо "до свидания".

    Ведущий 1. Ильф и Петров в романе «Двенадцать стульев» дали гротескный образ Эллочки-людоедки: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо- Юмбо" составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью». Ученые скажут о том, что Эллочка и ей подобные разговаривают на жаргоне. Жаргон - это буквально «испорченный язык», цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества.

    Ведущий 2. Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость. Они используют слова общеупотребительные в особом значении (предки - родители, старшее поколение) или же заимствования из арго.

    Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной, блатом или феней. По фене ботать - говорить так, как беседуют между собой преступники. Атас, атанда, шухер - предупреждение об опасности; кодда, шарага - компания; чувиха - девушка. Надеемся, что подобный словесный мусор не засоряет ваше общение. Было бы обидно узнать, что ваши друзья - это кодла, а любимая девушка - чувиха.

    Существует молодежный сленг. ЭТО то же, что и жаргон, - это буквально: испорченный язык. Англ.- слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться.

    Учитель. Давайте проведем лингвистическую разминку «Переведи с русского на русский». Объясните значение сленговых фраз и выражений:

    Без сипа. (Все хорошо, удовлетворительно.)

    Мне параллельно. (Выражение безразличного отношения к чему-либо, состояние максимальной отстраненности.)

    Отхомячиться. (Избавиться от неприятного занятия.)

    Оттопыриться. (Приятно провести время.)

    Я торчу от этой песни (она мне нравится).

    Ловлю кайф (получаю удовольствие).

    Выделываться (вести себя вызывающе).

    Понтово (получаю удовольствие).

    Прикол (шутка).

    Отпад (замечательно).

    Тащиться (быть в восторге).

    Ведущий 1. Отдельное внимание хотелось бы уделить нецензурщине - одному из отреченных пластов русской лексики, который настолько оскорбляет нравственное и эстетическое чувство всякого воспитанного человека, что справедливо не допускается в печать. Брань, конечно, была свойственна подросткам и молодым людям и раньше. Она традиционна, передается из поколения в поколение. Возникла она много веков назад, причем сложилась в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери когда-то в древности вовсе не были бранью. Когда были живы традиции родового строя, представитель старшего поколения мог обращаться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, чтобы он уважал старших. Таким образом, подобные выражения имели первоначально воспитательное значение, напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойное ругательство.

    Ведущий 2. С течением времени, с ростом физическим и умственным, с нарастанием жизненного опыта привычка к матерной брани превращается у многих людей в некое средство, «облегчающее душу», снимающее стрессовые нагрузки. Вот и тянется «хвост» нецензурщины и в служебные кабинеты, и на производство, получая прописку на рабочем месте, в курилке, даже в общении начальников с подчиненными (но очень ред. ко - наоборот!). Подросток тоже стремится, вслед за взрослыми, скрыть свою чрезмерную обидчивость - и вот начинается словесное хулиганство.

    Ученик читает стихотворение А. Лысова “Дикарь»

    Я видел нынче дикаря

    И говорил с ним даже,

    Но, откровенно говоря,

    О нём всего не скажешь.

    Пусть лексикон дикарский пуст, –

    Зато как речь цветиста:

    Что шаг, то мат слетает с уст

    Такого “шаг-матиста”.

    Сказать лишь можно, что с лица

    И не дикарь он вовсе:

    Не носит он в носу кольца

    Монет в ушах не носит.

    Дикарь на площади. Он рад

    стать мастером особым,

    Чтоб сделать трёхэтажный мат

    Скабрёзным небоскрёбом.

    Его одежду описать

    Словами можно тоже:

    Он по одёжке, так сказать,

    На всех на нас похожий.

    И дикарей вокруг щадят,

    Обходят стороною,

    Как будто речь на площадях

    Должна стать площадною.

    Но передать его язык

    Поэт не правомочен:

    В таком бы случае мой стих

    Был сплошь из многоточий.

    А надо, что ни говори,

    Пресечь их брань вначале –

    Пресечь, покуда дикари

    Совсем не одичали!

    Вы догадались: речь идёт

    Опять про мат и матик,

    Про речь, которую ведёт

    Подобный “мате-матик”.

    Ведущий 1. Что же делать? Что противопоставить нецензурному валу в речи подростков и юношей?

    Ведущий 2 . Прежде всего - устыдиться, поняв, что грязное слово и нечистая мысль выдают человека с головой, дурно характеризуя его. Оглянуться вокруг и увидеть, как отвратительны «носители словесной дряни», как пачкают человека речевые нечистоты. А затем припасть к чистому роднику народной мудрости, к образцам настоящей речевой культуры, к классической литературе. Больше читать, чаще бывать в театре. Банально? Но ведь это лекарство уже вылечило не одно поколение. Попробуйте его применить к себе.

    (Ученик читает стихотворение Эдуарда Асадова «О скверном и святом»)

    Что в сердце нашем самое святое?

    Навряд ли надо думать и гадать.

    Есть в мире слово самое простое

    И самое возвышенное - Мать!

    Так почему ж большое слово это,

    Пусть не сегодня, а давным-давно,

    Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

    В кощунственную брань обращено?

    Тот пращур был и темный, и дурной

    И вряд ли даже ведал, что творил,

    Когда однажды взял и пригвоздил

    Родное слово к брани площадной.

    И ведь пошло же, не осело пылью,

    А поднялось, как темная река.

    Нашлись другие. Взяли, подхватили

    И понесли сквозь годы и века...

    Пусть иногда кому-то очень хочется

    Хлестнуть врага словами, как бичом

    И резкость на язык не только просится,

    А в гневе и частенько произносится,

    Но только мать тут все-таки при чем?

    Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

    И все же трудно попросту понять,

    Что слово "мат" идет от слова "мать",

    Сквернейшее - от самого святого!

    Неужто вправду за свою любовь,

    За то, что родила нас и растила,

    Мать лучшего уже не заслужила,

    Чем этот шлейф из непристойных слов?!

    Ну как позволить, чтобы год за годом

    Так оскорблялось пламя их сердец?!

    И сквернословам всяческого рода

    Пора сказать сурово наконец:

    Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

    Но не теряйте звания людей:

    Не трогайте, не смейте, не грязните

    Ни имени, ни чести матерей

    Учитель : Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:

    Словом можно убить, словом можно спасти,

    Словом можно полки за собой повести…

    Слово - неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?

    Какую силу имеет наше слово? Послушайте притчу.

    «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).

    Ученик читает стихотворение В. А. Солоухина «Слово о словах»

    Когда ты хочешь молвить слово,

    Мой друг, подумай - не спеши.

    Оно бывает то сурово,

    То рождено теплом души.

    Оно то жаворонком вьется,

    То медью траурной поет.

    Покуда слово сам не взвесишь,

    Не выпускай его в полет.

    Им можно радости прибавить,

    И радость людям отравить.

    Им можно лед зимой расплавить

    И камень в крошку раздробить.

    Оно одарит иль ограбит.

    Пусть ненароком, пусть шутя.

    Подумай, как бы им не ранить

    Того, кто слушает тебя.

    Ведущий 2: Что же такое культура речи? Почему идет снижение речевой культуры?

    Ответы учеников

    Ученик: Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.

    Ученик: Наше поколение мало читает, много времени проводит в соцсетях, общаясь со сверстниками, ни на что не обращает внимания…

    Ведущий 1 : «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

    Ведущий 2. Так на каком же языке мы с вами говорим? В чем, по-вашему, причина сложившейся столь неблагоприятной языковой ситуации сегодня в России? Что делать? Кто виноват? Грозит ли образцовому русскому языку исчезновение? Как к этому относиться?

    Ведущий 1. Давайте запомним некоторые требования к нашей речи. Пусть они станут руководством к построению своей речи.

    Как строить свою речь

      Точно, ясно и ярко выражайте свои мысли и чувства.

      Создавайте правильную целесообразную этически-корректную речь в заданных условиях общения.

      Всегда сохраняйте уважение и любовь к языку.

      Говорите правильно, соблюдая нормы.

      Употребляйте языковые средства с учётом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной целью.

      Читайте больше книг и справочников, постоянно пополняйте свой словарный запас

      Не допускайте чрезмерного употребления иностранных слов.

      Не засоряйте свою речь ненормативной лексикой.

      Помните об изобразительных средствах языка и говорите красиво, выразительно.

      Стремитесь говорить и писать правильно.

    Учитель. В заключение нашего разговора хочу напомнить бессмертные слова Ивана Сергеевича Тургенева, обращенные к нам, его потомкам: «...Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

    Учиться правильной и хорошей речи нужно всю жизнь, об этом писал и Н.М.Карамзин: "В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному".

    22.01.2017

    В Международный день родного языка, который мы отмечаем 21 февраля, прошли мероприятия в детской библиотеке №3, библиотеках-филиалах №7, №9.

    «Родной язык, как ты прекрасен!»

    21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка . В этот день в детской библиотеке-филиале №3 состоялся час словесности «Родной язык, как ты прекрасен!». В течение всего дня ребята знакомились со словарями русского языка, нормами речевого этикета, исправляли грамматические ошибки, отвечали на вопросы викторины, подготовленные заранее на листах, пытались закончить известные пословицы и афоризмы о книге, объясняли значение фразеологических оборотов.
    Из рассказа библиотекаря ребята узнали о многообразии языков на планете, о том, что родной язык — это характер народа, его память, история, духовное могущество. Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Об этом и многом другом шла речь на мероприятии.



    «Русской речи государь…»

    В библиотеке-филиале №7 с учащимися 5-6-х классов провели библиотечный урок «Русской речи государь по прозванию Словарь» , посвященный Международному дню родного языка. Эпиграфом к уроку стали слова К.Г.Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

    Ведущая Гришина Г.И.рассказала ребятам, как восхищённо и уважительно относились к русскому языку знаменитые писатели и философы не только в России, но и за рубежом, привела примеры их высказываний. Затем ребята узнали об известных составителях словарей русского языка – В.И. Дале и С.И. Ожегове, об их неоценимом вкладе в развитие языкознания и речевой культуры нашего родного языка.

    Прослушав отрывки стихотворений В. Солоухина и В. Шефнера о значимости и силе языка, ребята сделали вывод о том, что надо умело пользоваться богатством языка в устной и письменной речи, беречь его.

    Ребята приняли участие в небольшой викторине «Я и словари», в которой им пришлось ответить на вопросы о назначении различных словарей, о словарном запасе человека и о том, как его пополнять. В ходе мероприятия ребята познакомились с различными видами словарей.

    Вторая часть библиотечного урока была практической. Ребятам были предложены задания: с помощью толкового словаря найти значения некоторых слов, с помощью этимологического словаря узнать происхождение заданных слов, вставить пропущенные буквы в словах, проверяя себя по орфографическому словарю.

    Очень интересными оказались задания на карточках. В первом надо было к иностранному слову подобрать его русский эквивалент, а в другом – к карточкам с фразеологическими оборотами подобрать соответствующую расшифровку. Все ребята справились на «отлично».

    Все читатели, посетившие в этот день библиотеку, познакомились с выставкой «Язык есть исповедь народа», посвященной нашему родному русскому языку.






    «Я голову пред ним склоняю снова…»

    21 февраля, в Международный день родного языка, в актовом зале гимназии № 11 для обучающихся 7А и 7Б классов (56 чел.) коллектив библиотеки-филиала №9 провёл литературный лингвовечер «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!» . Целью праздника стало сохранение и поддержка русского языка как национального достояния России.

    Библиотекари рассказали детям о величии и богатстве русского языка, необходимости беречь его чистоту от искажения, обеднения и засорения жаргонными, нецензурными словами, сленга, о том, что речь человека отражает уровень его развития.
    Мероприятие содержало различного вида задания, игры, конкурсы, освещающие многие разделы языка. Например, «Загадки о знаках препинания», блиц-турниры: «Синонимы», «Антонимы», «Архаизмы»; конкурсы: «Знатоки пословиц», «Доскажи фразеологизм», «Говори правильно!» и др.

    В ходе лингвовечера звучали цитаты, высказывания и стихотворения о русском языке выдающихся деятелей (А.С. Пушкина, Э. Роттердамского, В.И. Даля, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева), а учащиеся показали отличные знания и неподдельную заинтересованность в области родного языка.
    Сопровождалось мероприятие мультимедийной презентацией.