» » Развитие согласованности речевых движений. Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников. со стертой формой дизартрии”

Развитие согласованности речевых движений. Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников. со стертой формой дизартрии”

Автоматизация навыка интонационной выразительности речи.

Работу по развитию выразительной, эмоциональной, содержательной речи необходимо проводить не только на занятиях по развитию речи, но и вне их, используя все виды деятельности дошкольников для закрепления и дальнейшего развития навыков и умений, полученных детьми на специально организованных занятиях.Для автоматизации навыка интонационной выразительности речи рекомендуется использовать следующие виды деятельности.Инсценировки.Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях.Работая с детьми над инсценировками, логопед не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.Инсценировки можно осуществить по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры-драматизации.Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Логопед передает текст (если он не велик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за логопедом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе с взрослыми, или некоторые детали к костюму. Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы логопед просит каждого ребенка рассказать о том, как он изготовляет ту или иную поделку.Распределяя роли в игре-драматизации, логопед должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы. Важно дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением. В группе, которую посещает ребенок, должен находиться центр театрализованной деятельности для самостоятельной реализации ребенком интонационно окрашенных речевых высказываний. Куклы-бибабо.Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки.Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.Куклы позволяют логопеду незаметно исправлять интонационные недостатки, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.Сюжетно-ролевые игры.Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты.Подвижные, народные, хороводные игры с сюжетным содержанием также способствуют интонационной выразительности речи.Логопедическая ритмика.

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой. Занятия включают в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка.Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны:- отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.

Музыкальные сказки; - танцевальные упражнения и музыкально-ритмические игры; - ритм-блоки; - комплексы ритмической гимнастики; - двигательно-ритмические задачки.

музыкальные сказки - сюжетные занятия длительностью 15 - 20 минут, двигательное содержание которых составляют основные виды движений, объединённые сказочным сюжетом с участием любимых персонажей, выполняемые под музыку;

танцевальные упражнения и музыкально-ритмические игры -разновидности подвижных игр и игровых заданий с музыкально-ритмической доминантой;

ритм-блоки - мини-комплексы общеразвивающих упражнений с выраженной ритмической доминантой, выполняемые с музыкальным сопровождением в течении 5-7 минут в основной части занятия;

комплексы ритмической гимнастики - система мини-комплексов музыкально-ритмических упражнений общеразвивающей и танцевальной направленности, объединенных в занятии, продолжительностью до25-30 минут, соединенных сюжетной линией;

Двигательно-ритмические задачки - упражнения, целенаправленно развивающие в игровой форме способность к восприятию, дифференцировке и воспроизведению ритмической структуры двигательных действий.Произнесение скороговорок с разной интонацией.Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т.п.).

Вывод: Целенаправленная работа по развитию просодической стороны речи, проводимая по предложенной выше системе, окажет положительное влияние на расширение речевых навыков детей, а использование ряда упражнений, направленных на развитие компонентов просодики будет способствовать формированию просодической стороны речи. Кроме того, предполагается совершенствование и развитие слуховой памяти, эмоционального восприятия, накопление эмоционально-нравственного опыта. Дети становятся более активными и общительными. А это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативной функции речи.


Заключение

правильный речь просодический нарушение

Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к вам. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.

В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата нарушаются уже базовые компоненты речевой коммуникации, такие как дыхание, голос, интонация, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности. Материалы исследования позволили сделать вывод, что у детей с данной патологией наблюдается нарушение просодической стороны речи. Это подтверждает данные исследований ученых, а также выдвинутую нами гипотезу о нарушении просодической стороны речи у детей с НОДА, имеющих речевые нарушения. На основе полученных данных строится программа комплексного коррекционно-логопедического воздействия по формированию, как восприятия, так и воспроизведения интонации с учетом ведущего дефекта. Следовательно, у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата формирование просодической стороны речи должно быть включено в общее коррекционно-логопедическое воздействие по развитию речи.

В настоящее время отдельной методики работы по формированию интонации не существует, поэтому в коррекционной работе можно использовать приемы, предложенные Лопатиной А.В., Сорокиной В.Т., Смирновой И.А., Емельяновой Л.Ф. и др.

Из опыта работы инструктора по физической культуре ДОУ "Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Основной признак тяжелого нарушения речи - ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи обусловлено клиническими диагнозами (дизартрия, алалия).
Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от произнесения вместо слов отдельных звуков, звукоподражательных комплексов), до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства (ОНР III – IV уровня). Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.
Клинический диагноз сказывается не только на речевом развитии детей, но проявляется в их соматической ослабленности и замедленном развитии локомоторных функций. Им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.
У детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и т.д.
Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Обнаруживается застревание на одной позе.
Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами, а также занимаются продуктивными видами деятельности (рисованием, аппликацией, конструированием).
Таким образом, у детей с ТНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако, нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими патологиями.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что у детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Наша задача сделать все возможное для устранения рече-моторного нарушения у воспитанников. Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное», «Речевое развитие", "Физическое развитие", обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с тяжелыми нарушениями речи, с задачами развития речи, для чего обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие упражнения, подвижные игры необходимо стремиться наполнять коррекционно-речевой составляющей.
Комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений, пространственных представлений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Василий Александрович Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки»,или,наоборот, «руки крюки».
Нарушения же моторики могут создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.Формирование движений происходит при участии речи.Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти, что способствует преодолению дизартрических проявлений у детей с ОНР.
Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.
Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в течение 10 лет, определила, что наиболее эффективным средством развития и коррекции моторной организации детей с ограниченными возможностями здоровья является использование на физкультурных занятиях игр и игровых упражнений с предметами.
Действия с предметами, в отличие от упражнений без атрибутов, благодаря их наглядности и практической направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые. В связи с этим у них повышается мотивация к таким занятиям, появляются осмысленность и целенаправленность при выполнении различных предметных манипуляций. Иными словами, работа над упражнениями с предметами приобретает для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук.
Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.
Почему с мячом?
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать.
Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности по ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются мячи из различных материалов. Эти игры не требуют большого пространства.
С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в сочетании с речью крайне необходимо. Звуковая гимнастика действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. Для детей с речевыми отклонениями проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Это происходит за счет системного подхода, который предусматривает использование лексического, систематизированного материала по определенным темам («Осень», «Овощи и фрукты», «Зима», «Весна», «Наш город» и т.д.) на физкультурных занятиях наряду с решением двигательных задач. Например, в средней группе тема недели «Осень и ее признаки». Проводится комплекс ОРУ «Осенние листочки» и подвижная игра с речевым сопровождением «Ветерок». Для групп старшего дошкольного возраста - комплекс ОРУ «Осень золотая» и подвижная игра «Улетают журавли».
Речевое сопровождение определенной тематики позволяет структурировать предложение, что способствует профилактике дисграфии анализа и синтеза. Решению этой же задачи служат считалки, когда каждое слово, включая предлоги и союзы, указывает на играющего.
Дети на занятиях по физической культуре не только узнают новые слова, но и составляют с ними словосочетания, предложения, т.е. речь формируется как система.
С учетом основных недостатков лексической стороны речи детей с ОНР система коррекционной работы основывается:
- на обогащении словаря, т.е. усвоении ранее неизвестных детям слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе;
- активизации словаря, т.е. перенос как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный.
Задачи обогащения словаря решаются на протяжении всего занятия по физической культуре.
Работа строиться в двух направлениях:
- расширение словаря при ознакомлении со специальной спортивной терминологией;
- закрепление словаря в соответствии с лексическими темами.
Задачи обогащения словаря специальной спортивной терминологией могут решаться в любой части занятия.
В качестве примера рассмотрим игровое упражнение «Стройся!»
Задачи :
- закреплять понятия «колонна», «шеренга», строевые упражнения;
- развивать ориентировку в пространстве.
Дети ходят или бегают по залу врассыпную. Водящий (сначала его роль выполняет взрослый) подает команду «Стройся!» в колонну (в шеренгу, в круг и т.д.)!». В соответствии с командой дети строятся, уточняя вид построения.
При выполнении ОРУ дети знакомятся с такими понятиями, как «наклоны», «повороты», «приседания». Сначала взрослый называет движение, выполняя его с объяснением техники. Затем он называет движение, но не выполняет его. Позже детям предлагается выступить в роли взрослого: дети по очереди самостоятельно придумывают упражнение, называют его, объясняют последовательность выполнения и лишь затем предлагают выполнить товарищам.
Дети выполняют упражнения из разных исходных положений и с различными предметами. Так ненавязчиво закрепляются знания о частях тела и спортивном оборудовании. Дошкольники не просто визуально знакомятся с предметом, они изучают его свойства и приемы работы с ним. Например, при работе с мячом давались понятия: «гладкий», «резиновый», «разноцветный», «упругий», «прыгучий». Таким образом, в речь вводятся прилагательные.
Знакомя детей с основными видами движений, необходимо показывать их, сопровождая подробным объяснением. Перед началом выполнения предложенного задания предложить назвать основные движения. В конце занятия для закрепления полученных знаний предлагается вспомнить, что делали и в какой последовательности. С этой же целью в конце занятия задается вопрос: «Что вы делали со скакалкой?» и т.д. От детей требуется ответ предложением, а не одним словом.
Для проверки осознанности выполняемых действий используются задания проблемного характера. Например, перед началом занятия педагог вместе с детьми расставляет спортивное оборудование, а затем предлагает догадаться, что сегодня будем делать. Необходимо озвучить свои предположения.
Таким образом, работа направлена не только на обогащение пассивного словаря, но и на введение новых слов в активный словарь.
Поскольку словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игры, то и закрепление слов в соответствии с лексическими темами проводится при проведении игр и игровых упражнений, которые решают двигательную и речевую задачи. Игры по расширению словарного запаса разнообразны.
С целью активизации и обогащения словаря можно использовать игровые упражнения «Подбери нужное слово».
Задачи:
- развивать активный словарь детей;
- учить подбирать к названному слову определения;
- совершенствовать технику ловли и бросков мяча.
Дети стоят по кругу. Водящий, передавая скакалку, предлагает детям подобрать нужное слово к тому, какое он произнесет. Например, скакалка признается, что она. Какая?
В практической деятельности постоянно используется речевое сопровождение на уровне звука, звукокомплекса.
Например игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. Прокатывая мяч в паре, дети пропевают гласные звуки пока мяч катится.
Игра «Стучалочка»
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.
Дети отстукивают мячом гласные звуки. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:
А
АА
ААА
Пальчиковый игротренинг также является эффективным для детей с различными нарушениями речи. Обычно через полгода у большинства детей, в том числе заикающихся, речь несколько нормализуется. К концу года наблюдается положительная динамика в устранение аграмматизмов. На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений.
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа. Первый – fingerplay – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – action hume – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Классификация эта достаточно условна. Фольклорные игры имеют множество версий. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом.
Различные упражнения я объединяю в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ (например, прогулка в лес, где дети придумывают и осуществляют движения ползущей улитки, летящей бабочки, колышащейся травы и т.д.)
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия. Су –Джок терапия - одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС.
Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции, дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией, в народе волчья пасть, заячья губа А. Г Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.
Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – с ТНР независимо от вида их речевого дефекта.
Таким образом:
комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре. Поскольку потребность в движении у дошкольников огромна, они с удовольствием выполняют все задания педагога;
и логопед, и инструктор по физической культуре, ясно представляя характер и особенности своей работы, помогают друг другу в решении общих задач: преодолении речевой недостаточности у детей с ОНР и подготовке данной категории дошкольников к обучению в школе.

Дата добавления: 11 Января 2012 в 23:07
Автор работы: P***********@mail.ru
Тип работы: реферат

Скачать (46.55 Кб)

Работа состоит из 1 файл

Скачать документ Открыть документ

Реферат.doc

- 200.50 Кб

На занятиях систематически проводится работа по развитию устной речи детей: в процессе вербализации игровых ситуаций, словесного объяснения упражнений, в ходе разучивания текстов, песен (уточнение трудных слов, отработки их ритмической структуры, четкости произношения звуков). Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения; формы речи поэтапно усложняются.

Очень важно, какие методы и приемы, и каким образом используются на музыкальных занятиях. На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные и тактильно-мышечную наглядность.

Итак, наглядно-слуховые приемы включают:

  • исполнение музыкального произведения музыкальным руководителем, воспитателем, ребенком;
  • использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.

Из наглядно-зрительных приемов целесообразно использовать следующие:

  • показ педагогом разнообразных приемов использования музыкально-ритмических движений;
  • показ приема детьми, которые хорошо его освоили;
  • сравнительный показ.

И, наконец, говоря о тактильно-мышечной наглядности, можно иметь в виду индивидуальную работу педагога на занятии и в повседневной жизни.

Словесные методы, которые используются на занятиях, включают в себя:

  • объяснения;
  • указания;
  • вопросы.

Практический метод, или метод упражнений связан с многократным повторением трудных мест или всего упражнения в целом.

Таким образом, при подборе методов и приемов нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка с общим недоразвитием речи.

В программе обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи проведение музыкальных занятий с элементами логоритмики является желательным. Занятия рекомендуются проводить 2 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня. Продолжительность занятия от 20 до 25 минут, в соответствии с возрастной нормой. Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

1.3. Музыкально-речевые и рече-двигательные средства музыкального воспитания.

Основными музыкально-речевыми и рече-двигательными средствами музыкального воспитания являются развитие мелкой моторики, развитие общей моторики и развитие артикуляционной моторики.

«Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь». Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых. Коррекция речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До 3-х лет ребенок должен научиться правильно бегать, ходить, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, сопровождающими движения. В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объём информации об окружающем мире. Мышечная радость- основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе речевого развития малыша развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.

Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом является мощным, естественным средством правильной речи и движений.

«Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук». Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

«Развитый мозг и развитая рука вполне закономерны, при современном образе жизни» . Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Неточность моторных актов проявляется преимущественно при выполнении заданий на динамическую координацию движений, также при выполнении движений в быстром темпе и, особенно при скоростном переключении движений. При выполнении заданий на динамическую координацию движений отмечаются скованность, несоразмерность движений. У части детей недостаточно сформированы динамический праксис и кинестетическая основа двигательного акта, у большинства – пространственный праксис. Выше перечисленные нарушения тонкой моторики у детей с общим недоразвитием речи затрудняют овладение манипулятивной деятельностью и нуждаются в своевременной коррекции. Коррекционная работа должна строиться с учетом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи носит системный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта. В практике логопедической работы данной категории детей развитие тонкой моторики включается в систему занятий. Занятия проводят в форме игр, динамических пауз, желательно разнообразить их, вносить соревновательный элемент. Работа по развитию тонкой моторики пальцев рук может осуществляться логопедом в системе коррекционных занятий и музыкальным руководителем на музыкальных занятиях. При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности этой деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.

Одним из показателей речевого развития ребенка является сформированные навыки звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Важной частью коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Через артикуляционные упражнения мы формируем правильные скорректированные кинемы, необходимые для артикуляции того или иного звука. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми с общим недоразвитием речи, осуществляется в игровой форме. Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными, ритмичными, точными. Также очень важно проводить артикуляционную гимнастику, она помогает учить детей с ограниченными речевыми возможностями правильному произношению звуков. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционного аппарата. Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики рук.

Таким образом, произношение звуков речи – сложный двигательный навык. Для повышения качества постановки звуков у детей с общим недоразвитием речи созданы специальные комплексы гимнастик.

1.4. Роль ритмических и темповых упражнений в работе над согласованностью речи и движений

Важным аспектом воздействия на развитие согласованности речи и движения является воспитание чувства ритма и темпа в движении . У человека имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма и темпа. Уже маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму и темпу музыки. По мнению ученых при восприятии музыкального ритма и темпа у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье, удары руками по бедрам как самые естественные средства выражения экспрессии. Ребенок, организуя с помощью ритма и темпа эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию.

Ритм – это сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения, выполняется с наибольшими мышечными напряжениями, а затем движение продолжается некоторое время по инерции, пассивно. Ритм, как известно, организует двигательную деятельность человека. Выполнение ритмических упражнений способствует саморегулированию и развитию движений. Ритм регулирует не только движения, но и слово, также руководит темпом и динамическими особенностями речи. Разнообразные ритмические упражнения формируют у детей с общим недоразвитием речи способность к развитию согласованности движений с речью.

Для правильного воспроизведения ритмов в движении и проговаривании необходимо, чтобы ритм, передаваемый движением, соответствовал фразе. Из ритмических упражнений наиболее сложным является восприятие и воспроизведение ритмов стихотворений или небольших текстов. Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, способствует их автоматизации, что исключает напряжение и положительно влияет на речь.

Темп речи также играет важную роль в развитии согласованности движений и речи. Темп – это частота повторения циклов движений или количества движений в единицу времени, или произношения слов в секунду. Например, темп ходьбы равен 120-140 шагов в минуту, а для разговорной речи характерно произношение 5-6 слов в секунду. Темп движения зависит от массы движущейся части тела. В пределах нормального диапазона различают замедленный, средний и быстрый темп. С изменением темпа нередко изменяется вся структура движения. Каждый человек имеет свой индивидуальный темп выполнения движения, который в случаях патологии может изменяться. Различные темповые упражнения со слоговым материалом усваиваются на движениях таких, как ходьба, прыжки, взмахи руками, когда используются словосочетания, слова, сочетания, считалки, скороговорки, то характер движений становится более разнообразным. Коррекция темпа движений помогает сформулировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения благотворно складывается на координации речи с движением . Итак, развитие чувства темпа и ритма достигает своего совершенства в музыкально-ритмических композициях.

Таким образом, различные речевые нарушения быстрее и легче преодолеваются с помощью музыкальных занятий, на которых используются логоритмические упражнения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых. Коррекция речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений, ритмических и темповых упражнений, которые оказывают положительное влияние на развитие согласованности речи с движением.

Работу нужно проводить с помощью специальных игр и упражнений, проведенных на занятиях в виде динамических пауз и вне занятия в виде индивидуальной и подгрупповой работы. Также работа должна проводиться индивидуально для всех трех уровней развития. Для детей с высоким уровнем подбирать более усложненную систему логоритмических упражнений с более трудными речевками и движениями. А для детей с низким уровнем развития подбирать простые игры и упражнения с нетрудными речевками и движениями. Повышать объем упражнения на воспроизведение ритмических рисунков, на развитие общей речевой моторики.

Глава 2. Система работы над согласованностью движений и речи.

2.1. Анализ модели логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.

Неполноценная речь негативно сказывается на развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны коррекционных способностей. Коррекционно-педагогическая работа в специализированных дошкольных учреждений логопедического направления связана со своевременным исправлением дефектов речи и развитием координации слова с движением. В практике логопедической работы дошкольных учреждений существует логопедическая ритмика, основу которой составляют логоритмические упражнения. Поэтому Е.П. Прописновой была разработана модель системы логоритмических упражнений (Приложение 1).

Ее цель – развитие согласованности речи и движений на музыкальных занятиях, а также преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции у детей с нарушением двигательных и психических процессов.

В систему логоритмических упражнений входят: упражнения, которые используются на логоритмических занятиях (Приложение 2); упражнения, используемые на музыкальных занятиях; упражнения, используемые на других занятиях и логоритмические упражнения вне занятий.

Опорные компоненты данной системы - движение, слово и музыка.

Основой для овладения ребенком двигательными действиями служат движения, обеспечивающие эффективное формирование умений и навыков, развитие опорно-двигательного аппарата, физических качеств функций организма.

Первый компонент системы – движение. В его состав входят:

1. Движения, развивающие общую моторику (основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метанье, удержание равновесия). Упражнения включаются в основную часть урока и подбираются в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». В целях гармоничного физического развития детей в течение года предусматривается примерно одинаковое количество упражнений по каждому виду движений.

2. Движения, способствующие развитию мелкой моторной координации движений и созданию функциональной базы для становления речи ребенка. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в согласовании с музыкой и направлены на развитие ручных навыков мелкой моторики и координации движений рук. На первом этапе ознакомления с комплексом пальчиковые упражнения выполняются в статичном положении. По мере освоения движений детям предлагается сочетать их с другими несложными по координации двигательными действиями (ходьбой, элементарными движениями рук и ног). Целесообразнее выполнять пальчиковые упражнения во вводной или основной части занятия. Чем выше развита двигательная и координаторная активность руки, тем лучше развивается речь и тем меньше трудностей ребенку придется испытывать, когда он будет учиться писать.

Описание

Целью исследования является выработка педагогических условий, которые способствуют эффективной работе над согласованностью движений и речи. Из цели вытекает следующие задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
изучить и проанализировать систему логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.
разработать систему логоритмических упражнений, способствующих развитию согласованности движений и речи;
выделить педагогические условия, способствующие более эффективному развитию согласованности движений и речи.

Вспомните, как когда-то ваш грудничок вслушивался в ваш голос, замирал на мгновение, а потом начинал «отвечать». И не только губками да язычком. Взмахивал ручками, дрыгался ножками, он – весь движение, он к вам тянулся, словно всем телом впитывал ваши слова. И всё тело помогало ему «разговаривать»!

Да-да, это именно так: двигаются руки-ножки – и приходят в движение (активизируются!) определённые области мозга (физическое движение вызовет повышение возбудимости двигательной области головного мозга», – скажут психологи).

У маленьких детей движение и речь связаны напрямую: свобода движений/действия малыша – это и свобода речевого развития.

Совет: Может, кому-то покажется это странным, но это действительно так: от того, что малыш кушает, тоже зависит его речевое развитие. Когда ребёнок пережёвывает пищу, у него задействованы те же мышцы, что и при артикуляции. Так что – следите, чтобы в меню ребёнка была не только протёртая пища, но и такая, которую надо жевать.

Итак,

Для нормального развития речи ребёнку необходима свобода движения и передвижения. И вот почему.

Из внешнего мира малыш старательно вылавливает информацию. Её поставляют мозгу анализаторы – органы чувств (зрение, слух, обоняние и др.).

Информация – это питание для нашей психики, без неё человеческое сознание голодает, и голод этот переносится ничуть не легче, чем натуральный, физический, а может, куда сильней.

Ограничивать ребенка в свободе движений – это перекрыть поток информации, из широкой реки превратив её в тоненький ручеёк. Такое «перекрытие» сказывается не сразу – обычно хватаемся мы за голову в тот момент, когда человек отправляется в школу.

И вот тут-то нехватка ощущений и впечатлений проявится, повлияв на темпы развития мышления, памяти, воображения и, конечно же, речи (и письменной в том числе).

Это первое.

Более прочно в памяти у малышей закрепляются непосредственные ощущения и впечатления, а это становится прочной базой для развития речи (нашей второй сигнальной системы). Даже в год десять месяцев карапуз с трудом связывает предмет и слово, если только лишь видит его. Слово (название предмета) западёт в его память гораздо быстрее и удержится крепче, если малыш этим самым предметом сможет поманипулировать/поиграть. Почему? Потому что Мышление маленького ребёнка – наглядно – действенное .

Это значит, что всё новенькое (а для него всё – новенькое!) малыш воспринимает через ощущения и восприятие: ему надо потрогать, пощупать, (работает осязание), понюхать (задействовать обоняние), узнать, какова «эта штучка» на вкус, посмотреть и послушать … И только тогда (на своём, детском, уровне) он разберётся, что к чему.

Детские «разборки» совсем не похожи на наши. Мы с вами ориентируемся на зрение и слух в основном, а ребёнок на все свои анализаторы (органы чувств). Обращали внимание, как ребёнок-малыш смотри на что-то, его заинтересовавшее? он шевелит пальчиками рук и даже ног – он как бы «ощупывает» предмет своим взглядом.И если мы не учитываем этих особенностей, темпы развития малыша замедляется, в том числе и развитие речи, увы.

На свободу!

Чтобы хорошо развивался интеллект, младенец должен, как говорят психологи, «выстроить схемы собственных действий», таких, как сосание, хватание, «ударяние» – именно так он устанавливает поначалу контакт с окружающим миром. Но и потом, в раннем возрасте, такое знакомство с миром – через свои ощущения, чувства и действия -, остаётся наиважнейшим.

Вот вам пример.

К году (или чуть раньше) у малышей начинается звукоподражательный этап. Можно сказать, что это канун – очень скоро появятся настоящие слова. Так вот, звукоподражание у малышей, которые много сидели в манеже (куда не двинься – везде барьер!), а на улице больше возили в коляске (не давая возможности подвигаться самостоятельно) обычно начинается позже, чем у малышей, имеющих свободу передвижения!

Мозг ребенка так умно устроен, что умеет извлекать огромную пользу из любого приобретённого опыта.

Наша с вами задача – предоставить ему возможность добывать этот опыт. Желательно – чтобы самостоятельно. То есть – не ограничивая инициативы любопытного малыша (а бережно направляя её в нужное русло).

Ограничивая передвижения ребенка, мы лишаем его самостоятельности.

Кто-кто, а уж родители испытали это на собственной шкурке: сколько раз вылавливали удирающего малыша, сколько раз тормозили, когда рвался что-то делать, по-своему делать! Вот висит штора, мама её задёрнула; малыш тоже – дёрг. Дёрнул, та заколыхалась, полюбовался – дёрнул сильней, теперь заколыхались и тюль и шторы, карапуз начинает с силой непрерывно тянуть, он наслаждается, он в восторге от результата….

Эксперименты, подобные этому, наталкивают ребёнка на замечательное открытие: «могу действовать сам, действовать самому интересно!». Конечно, это всего лишь первые росточки самостоятельности, и в чём-то они для нас неудобны, и за малышом нужен глаз да глаз… Но как это так важно: не ограничивая детской инициативы (а направляя её в нужное русло), само стремление к самостоятельности – поддержать.

Мама жалуется, что дочка без маминой «погонялки» даже уроки не делает… А что же тут удивляться? Вот была детка маленькая, мы за неё отвечали (контролировали, наставляли и т. д. и т. п.) а пошла в первый класс: «доченька, ты теперь должна отвечать за себя» – так не бывает. Ответственность растёт потихоньку… И начинается-то она с того, что мы помогаем маленькому человеку, поддерживая его стремление к самостоятельности. А не гасим.

Погасить-то совсем не трудно

Как? вероятно, вот так – отнимая у маленького человека «кусочки» самостоятельности:

старательно выполнять за ребёнка всё то, что он способен, сумеет выполнить сам; предугадывать его просьбы/желанья (а тем не дать потрудиться, заявляя о них самому). Этакими незамысловато-полезными (с нашей точки зрения) действиями мы лишаем ребёнка возможности думать – действовать самому.

Ведь в чём состоит самостоятельность малыша ?

Уж верно не в том, чтобы тихо сидеть и копаться в игрушках. А в том, что он познавал, активно и деятельно, окружающий мир, учится нужным действиям с предметами, знакомиться с ними, узнавать их «имена», действовать самому, накапливать собственный опыт…

Не потому ли так часто дочки – сыночки капризничают и бунтуют, не потому-то возникают проблемы, в том числе и с умением заговорить в сроки, предначертанные природой?

Капризы детей очень часто связаны как раз с тем, что они пытаются (так вот, шумом и визгом) нам объяснить: взрослые, дороге, вы ошибаетесь! Способ этот для нас некомфортный, но что делать, если иначе пока сообщить не умеют и – если никак не доходит до нас?!

А теперь складываем первое и второе. И делам вывод: чем больше движения и разумной свободы – тем лучше развивается речь.

Предоставьте ребёнку!

Свободу движения и передвижения.

Как часто во время прогулок видишь печальное зрелище: катят и катят ребёнка в коляске. Он старается вылезти – выбраться, а ему: «Ты куда, сиди». Взрослым так удобно: на не испачкается, не упадёт… А малышу? Лишая своих подопечных свободы передвижения, мы заодно (не желая того) лишаем их более важного – весёлого ритма развития, который заложен в них.

Не держите ребёнка в манеже, вытащите из коляски – и пустите свободно исследовать мир. Набираться знаний и опыта и ошибаться, и учиться исправлять ошибки свои. Просто будьте рядом и называйте правильно то, на что внимательно смотрит, к чему тянется и к чему прикасается, к чему он прислушивается, что заинтересовало его. * Сноска. * Сноска. Как дать малышу свободу и в то же время уберечь его от опасностей мы рассказываем в книге «Безопасность ребёнка от памперса до паспорта. Как правильно обучать»

Тест на речевую готовность

Этот тест поможет вам определить общую речевую готовность – насколько малыш готов к речевому общению. Посадите ребенка напротив, скажите: «давай поиграем», – и протяните к нему свою руку открытой ладонью вверх. Подождите, пока он заинтересуется вашей ладошкой. Затем медленно сожмите её в кулак. И – начинайте поднимать вверх свои пальцы, по одному. Поднимаете и приговариваете:

Раз– два – три – четыре – пять (

Поднимаем понемножку – (на каждый счёт поднимаете по одному пальцу)

Получается ладошка. (похлопайте ладошкой с растопыренными пальцами по…….

Раз – два – три – четыре – пять

Опускаем понемножку (последовательно, по одному сгибаете пальцы)

Где ладошка? Нет ладошки.

Пальцы сжали в кулачок

И молчок. (покрутите, покажите, как пальчики крепко сжаты )

Открываем понемножку (последовательно, по одному поднимаете пальцы)

Получается ладошка.

Впрочем, можете без приговорок, но с приговорками интереснее – дети любят ритмичность фраз.

Предложите малышу повторить то же самое вслед за вами.

Он повторяет, а вы наблюдайте. Посмотрите, как работают пальчики малыша.

Результат:

Если пальчики детки разгибаются и сгибаются лишь всё компанией (т. е. вместе, а не по одному), если они совсем «вялые» и/или очень напряжены – заговорить малышу действительно трудно. Почему ему трудно и как эту трудность преодолеть – об этом сейчас и расскажем

Если у малыша это дело (сгибание – разгибание пальчиков по отдельности) хорошо получается – к «говорению» он готов. Речь ребёнка будет развиваться успешно.

«Говорящие» пальчики

Наша способность к речи состоит как бы из двух половинок: речь сенсорная (понимание того, что говорят) и речь моторная (когда звуки речи произносит сам человек). За ту и другую отвечают совершенно разные участки головного мозга. Сенсорная речевая зона находится в левой височной области головного мозга, двигательная – в области левой лобной. Очень важно, чтобы зоны эти жили – действовали в согласии между собой. Так вот, оказывается, действуют они более согласованно, когда малыш двигает пальчиками!

Тренируемся

Активную тренировку пальчиков надо начинать не позднее, чем с месяцев 10-и.

Принцип простой:

а) движения пальчиков должны быть достаточно энергичными;

б) в движение вовлекаются все пальчики рук.в) чередуют сжатие, расслабление и напряжение.

Побуждайте малыша брать мелкие предметы двумя пальцами и – обязательно! – активно работать всеми пальчиками.

Что полезно для детских пальчиков ?

Рвать бумагу, что-то растягивать и сдавливать (резиновую игрушку, например), мять/катать шарик из пластилина, играть во вкладыши, перебирать бусы, нанизывать кольца пирамидки, расставлять мозаику (крупную) по ячейкам. (и т. п.)

С полутора лет с малышом проводятся более сложные упражнения по развитию «пальчиковой» моторики. Завязать – развязать узелок, расстегнуть пуговиц, играть со шнуровкой.

В магазинах продаётся масса подходящих детских игрушек – песочные наборы, полые кубики, которые можно вкладывать один в другой (вкладыши), матрёшки, пирамидки и прочее. Но вы без особых усилий сможете сами сделать массу полезных и развивающих игрушек для своего малыша.