» » Высший менеджмент и его роль в обществе. Менеджер в современной организации Что такое профессиональный менеджмент

Высший менеджмент и его роль в обществе. Менеджер в современной организации Что такое профессиональный менеджмент

Понятие организации в менеджменте

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей(Мескон). Целью менеджмента является сохранение цельности организации и установление ее взаимодействия с внешней средой(менеджмент-управление организацией; деятельность, которая включается в качестве составляющей в деятельность организации в целом; воздействие на организацию с целью ее развития является одной из ключевых функций менеджмента) .

Виханский: организация - систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института(частные и гос.фирмы,обществ.объединения,гос.учрежд.,учрежд. культуры, образов. и др.)Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе(напр,организация митинга). При таком рассмотрении организации она скорее выступает как отдельная функция управления.

Организация возникает и продолжает существовать потому, что она позволяет отдельным людям решать свои проблемы, достигать свои личные цели, люди вносят свой вклад в жизнедеятельность организации(деньги, другие материал.ресурсы, знания, энергия, творчество, и др). Одной из важнейших задач менеджмента является предотвращение кризисных ситуаций(например, если люди от которых зависит существование организации, теряют к ней интерес и отходят от нее-у орг-ции появляются проблемы, при определенных обстоятельствах она может прекратить свое существование), обеспечение должного удовлетворения интересов отдельных групп людей, от которых зависит существование организации. Именно менеджмент должен сформулировать для организации такие задачи, решение которых позволит всем вовлеченным в ее деятельность участникам получить приемлемую для них выгоду(з/п,дивиденды,прибыль и др.)



Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Организация-живой организм: она рождается, развивается и,если этого требуют обстоятельства, умирает. Особенность современного этапа состоит в том, что темп изменений, происходящих во внешней среде, существенно возрос. Выживать в такой динамично развивающейся среде могут только те организации, которые сами меняются не менее высоким темпом. Проведение изменений всегда являлось важной функцией менеджмента.

Менеджмент как наука, как искусство, как вид профессиональной деятельности.

Общее определение менеджмента как науки: менеджмент - вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов менеджмента.

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управления труда, установления в нем связей между причиной и следствием, выявления факторов и условий, при которых совместный труд становится более полезным и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркнута важность упорядочивания знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию предприятия. Любая наука состоит из 2-х подсистем: - организационная; - методологическая (понятие, накопленные знания о закономерности).

Становление менеджмента как науки включает в себя следующие этапы:

1).Школа научного менеджмента : 1900 - Тейлоризм – перенесение инженерных наук в управление (Ф.Тейлор)

1920 - Фойлеризм – принципы управления ориентированные на построение организационных структур (Анри Файоль)

2).Школа с позиций психологии и человеческих отношений: 1940 - Неоклассицизм – в науку об управлении вносится изучение поведения людей и психология

3).Школа количественного и системного подходов : 1950 - Применение экономико-математических методов и компьютеризации в управлении

1970 - Применение ситуационного подхода к управлению

4). Школа ситуационного и инновационного подходов : 1980 - Методы воздействия на людей через организационную культуру

1990 - Применение инновационных и международных процессов в управлении: синтез деятельности людей и высоких технологий, демократизация управления.

Ситуационные и инновационные подходы начали и продолжают применятся и в 21 веке.

Также менеджмент как наука включает в себя и бихевиористские теории, а именно

Школу человеческих отношений: (1930 - 1950)

n Мэри Паркер Фоллет (неформальные отношения с работниками)

n Элтон Мэйо (Хоуторнский эксперимент) (1950 по настоящее время):

n Д. МакГрегор (теория управления Х и Y)

n Р. Ликерт (расширенная теория ХY МакГрегора)

n Ф. Герцберг (теория двух факторов мотивации) и др.

Менеджмент как наука включает в себя 3 основных вида:

Системный менеджмент организация рассматривается как единая система взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды и действуют согласованно.

Ситуационный менеджмент – пригодность различных методов управления определяется ситуацией и нет “лучшего” метода, каждый метод пригоден в зависимости от ситуации.

Менеджмент как процесс – достижение целей фирмы рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления (планирование, организация, контроль, коммуникация, принятие решений, подбор персонала и др.)

Менеджмент как искусство

Менеджмент можно представить как искусство, используя возможности которого, происходит управление руководством с высоким мастерством и хорошим умением. Множество специалистов высказывающих свое мнение о самом менеджменте полагают, что его можно отнести лишь к искусству, помогающему грамотно овладеть различными высокопрофессиональными навыками и раскрыть в человеке какой-либо новый талант.

Главная роль менеджмента как искусство заключается в правильном измерении разнообразных явлений, а также достижения наилучших результатов в сфере производства или оказания каких-либо услуг. Понимание самого менеджмента, как искусства управления в различных областях, является необходимым для каждого человека, который хочет добиться высоко поставленных целей и решить разнообразные проблемы.

А. Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства».

Ф. Тейлор указывал, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».

Менеджмент как искусство включает в себя как врождённые, так и приобретённые качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.

Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями.

Также существуют 4 Метода искусства управления:

Метод Сократа

(его диалоги, метод убеждений)

Метод трех раундов

Модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода). В первой части диалога (первый раунд) вы коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с доводами вашего, скажем, руководителя и вызывая, таким образом, его положительные реакции (метод Сократа!). Во втором раунде вы даете несколько альтернативных вариантов решения проблемы, упомянув, в том числе и свой, желанный. И в третьем раунде, когда сам оппонент поймет, что ненавязчиво упомянутый вами вариант - лучший, нужно согласиться с ним.

Метод Штирлица

Суть: во время приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения упомянуть о своей идее и немедленно "забыть" ее. Если ваш начальник умен, то сразу же оценит разумность вашей мысли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее, уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям, родившимся в собственной голове, чем чужим. Ведь чаще всего вам важно добиться своей цели, а не тешить авторское самолюбие. Этот метод интуитивно хорошо знают и блестяще применяют многие умные жены: после неоднократных и деликатных намеков, вздохов и якобы сомнений произносится желанная итоговая фраза: "Что ж, пусть так и будет, как ты, мой умненький, сказал..."

Метод «лягушка в сметане»

Уместно вспомнить притчу о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной. Одна из них, считая положение безнадежным, прекратила борьбу и погибла. Другая продолжала бороться до конца, она пыталась выпрыгнуть из кувшина, отчаянно работала лапками, сбила из сметаны масло и в итоге смогла выбраться на волю. Суть метода заключается в том, что необходимо бороться до конца в любой сложной ситуации.

Менеджмент как профессиональная деятельность

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др. В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.).

Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования организации исходя из того, что прибыль является не причиной существования организации, а результатом его деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

В связи с выше перечисленным, менеджмент имеет ряд функций:

n Прогнозирование

n Планирование

n Организация

n Координация

n Мотивация

n Стимулирование

n Контроль

n Принятие решений

Понятие «менеджмент» возникло в начале 20 века в американской среде бизнеса. Еще в 30-е годы прошлого столетия там была ясно осознана его значимость, деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Произошла т.н. «революция менеджеров», когда возникли корпорации-гиганты, простирающие свои производственные и сбытовые сети по всему миру, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым с целым государством. Известно, что крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций, от них зависят правительства, а значит, решения менеджеров, стоящих во главе крупных корпорации, подобно решениям государственных деятелей определяют судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Важен и малый бизнес. В экономике развитых стран предприятия малого бизнеса по количественному составу составляют более 95% всех фирм. В этой сфере экономики существует еще более жесткая конкуренция, а основная задача устоять, выжить, вырасти принадлежит эффективному менеджменту. Что же такое менеджмент и кто такой менеджер?

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления.

Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или категории:

  • цели и задачи управления;
  • объекты и субъекты управления;
  • функции управления;
  • виды менеджмента;
  • методы менеджмента;
  • принципы управления.

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента:

  • оценка состояния объекта управления;
  • определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;
  • разработка стратегии развития организации;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • распределение и координация полномочий и ответственности, совершенствование структуры организации;
  • определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени;
  • подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;
  • установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация – группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда.

Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности. Авторы известного учебника «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, они выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это коммуникация и принятие решений. Другие авторы предлагают следующий состав управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств, разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации. Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы, корректировка планов, норм, решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей между ними.

Изучив тему «Менеджмент как вид профессиональной деятельности», слушатель должен уметь:

  • объяснить, откуда происходит объективная необходимость управления как вида профессиональной деятельности;
  • сформулировать понятие и основные характеристики организации;
  • объяснить особенности менеджмента как одного из типов управления;
  • дать определения понятиям «система», «процесс» и «механизм управления»;
  • охарактеризовать особенности управленческого труда;
  • определить и перечислить функции управления;
  • охарактеризовать различные подходы к разделению управленческого труда;
  • объяснить понятие «роль руководителя»;
  • перечислить традиционные и современные концепции менеджмента.

Менеджер - не профессия?..

В голове нашего человека, одуревшего от необходимости постоянно быть «на рысях», чтобы иметь элементарную возможность поесть вечером, понятие «менеджер» давно заняло свое место в нише, где складируется то, с чем вроде бы все ясно, но если попросят выразить словами, то... Черт его поймет, что это такое! Менеджер - и этим все сказано. Кому надо, тот разберет. Естественно, каждый разбирает по-своему.

Сейчас профессия «менеджер» на отечественном рынке труда является наиболее востребованной, а люди, работающие по данному профилю, чаще всего самые неквалифицированные. Парадокс? Ничуть. Скорее закономерность. Нынешние работодатели изобрели уникальные специальности, кардинально отличающиеся по профилю, но совершенно не разнящиеся на слух. Поэтому каждый уважающий себя безработный точно знает: в конце концов можно и менеджером. Опять же, пролистав издания, публикующие информацию о предлагаемых на данное время вакансиях, вычитываешь столько о профессиях, название которых начинается со слова «менеджер» (одни списки предъявляемых к кандидатам требований чего стоят), что даже люди, получившие в свое время данную квалификацию, мягко говоря, теряются.

Набирают: менеджеров по обучению, по персоналу, по маркетингу, по проектам, по рекламе, по ВЭД, по продажам, по сбыту, по закупкам, финансовых менеджеров, офис-менеджеров, менеджеров бэк-офиса, менеджеров-делопроизводителей, продакт-менеджеров, бренд-менеджеров. Попадаются и такие типично отечественные изобретения, как менеджеры по продажам услуг, менеджеры торгового зала и менеджеры по контролю за деятельностью сотрудников... (15)

Ни одна компания не может существовать без менеджеров. Как только появляется предприятие, сразу же появляется потребность в управлении его деятельностью. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому сегодня менеджер - одна из основных и наиболее востребованных профессий.

Английское слово «management», употребляемое в русском языке без перевода, происходит от латинского слова «манус» - «рука». Первоначально оно использовалось в области управления животными и обозначало искусство управления ими, но позднее распространено на сферу человеческой деятельности и стало применяться для обозначения процессов управления людьми и организациями. Современное понимание этого термина, приведенное в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как:

  • 1) вид деятельности, процесс управления людьми в разнообразных организациях;
  • 2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления;
  • 3) определенную категорию людей, осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли, предприятия, подразделения.

Итак, менеджмент - это в первую очередь управление и, по определению Питера Друкера, особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Поэтому менеджмент можно определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности ее работы, а менеджера - как работника компании, принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.

Однако высокий уровень квалификации и большой объем ответственности работника еще не означают, что он менеджер. Например, если человек единолично и самостоятельно выполняет работу, относящуюся к управлению предприятием, это еще не дает оснований считать его менеджером. Менеджером он становится, когда объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников, специализирующихся на конкретных вопросах, и возникает необходимость управлять их деятельностью.

Менеджеры возглавляют различные структурные подразделения предприятия. При этом одни менеджеры подчиняются другим менеджерам, образуя управленческую иерархию. Конечная цель деятельности любого менеджера - достижение требуемых результатов в возглавляемом им структурном подразделении.

В настоящее время менеджмент как вид профессиональной деятельности и такая профессия, как менеджер, - объективная необходимость современного этапа развития общества и производственной сферы. Рассмотрению и разъяснению этих понятий посвящена тема «Менеджмент - профессиональная деятельность».

Прежде чем одолеть конкуренцию,
вы должны одолеть свою собственную компанию.

Скотт Адамс
, всемирно известный карикатурист

Термин "Профессиональный менеджмент" — одно из самых расплывчатых понятий, имеющих очень широкую трактовку. Кто-то считает, что оно близко по смыслу к слову профессия , полагая, что человек, имеющий диплом о формальном образовании в области управления может считаться профессиональным менеджером. Другие находят больше сходства со словом профессионализм , подразумевая под этим мастерство владения своей профессией. Третьи отрицают существование профессионального управления, считая, что управлять может каждый человек, который становится начальником.

В этой статье я буду писать о профессиональном менеджменте, подразумевая генеральный менеджмент и роль высшего руководства в управлении бизнесом. Для меня профессионализм управления заключается в умении топ-менеджера добиваться такого состояния организации, при котором она обретает способность своевременно, адекватно, с предсказуемыми последствиями реагировать на поставленные задачи. Другими словами, профессиональный топ-менеджер должен справляться с двумя основными задачами: спроектировать и создать бизнес-машину, способную успешно конкурировать (создание конкурентного потенциала), а также управлять этой бизнес-машиной так, чтобы максимально использовать конкурентный потенциал для решения задач бизнеса (реализация конкурентного потенциала). Из этого вытекает моё определение профессионального менеджмента.

Профессиональный менеджмент — это такой способ управления организацией, при котором организация принимает осознанные решения, действует адекватно существующему положению и тенденциям во внешней и внутренней среде, что приводит её к высокой конкурентоспособности и финансовой устойчивости, а также оправдывает ожидания собственников, акционеров и лояльных работников. По отношению к менеджменту коммерческой организацией я употребляю слово профессиональный , как синоним слов эффективный и результативный . Можно было бы это определение уточнять до бесконечности, расшифровывая каждое выражение, но я остановлюсь на этой обобщённой формулировке, чтобы не завести читателя в глубокие «джунгли» теории менеджмента.

Что такое профессиональный менеджмент, что он даёт на практике?

В качестве первого примера рассмотрю роль профессионального менеджмента в организации инновационного бизнеса с использованием венчурного инвестирования.

Для успешного зарождения и развития инновационного бизнеса нужны три основных компонента:

  • предпринимательская инициатива, выраженная в бизнес-идее;
  • профессиональный менеджмент, способный эффективно реализовать бизнес-идею на практике;
  • финансовые инвестиции, позволяющие привести всё в движение.

Финансы — это кровь бизнеса. Но деньги дают лишь тем, кто умеет ими грамотно распорядиться, принести прибыль финансисту с приемлемым уровнем риска. Предприниматель с хорошей бизнес-идеей для венчурных инвесторов ничего не стоит, пока не станет понятно, способен ли он реализовать свою бизнес-идею на практике. Венчурным инвесторам сама бизнес-идея не интересна, их интересует финансовая выгода от реализации этой идеи при определённом уровне инвестиционного риска.

Мне случалось наблюдать, как предприниматель-изобретатель какого-нибудь технического чуда, пытается зажечь своей идеей венчурных инвесторов, рассказывая о непревзойдённых технических характеристиках своего изобретения. Инвесторы слушают, вежливо кивают, но на самом деле ждут момента, когда изобретатель закончит, чтобы задать свои вопросы, например: «Какой объём рынка у подобной продукции? Почему потребители предпочтут именно его продукт? Как планируется организовать производство? Кто будет управлять компанией? Какие инвестиции нужны на каждом этапе? Какой период возврата инвестиций?» и так далее. В большинстве случаев предприниматель совершенно не готов к ответу на эти вопросы, так как у него не достаточно квалификации в управлении, он даже не представляет, что всё это можно спрогнозировать. Он не верит, что профессиональный менеджер может ответить на все эти вопросы.

Уровень финансового риска инвесторы оценивают по потенциальной способности будущей организации конкурировать на рынке, то есть превращать бизнес-идею в конкретные продукты, продавать их конкретным потребителям, зарабатывать реальную прибыль и повышать стоимость бизнеса. Поэтому, хорошая бизнес-идея только в сочетании с профессиональным менеджментом и реалистичным бизнес-планом имеет шансы привлечь внимание венчурных инвесторов и вызвать у них доверие.

    Есть два типа доверия. В одном случае я доверяю вам, поскольку я доверяю вашим намерениям. Другая форма доверия — доверие не только намерениям человека, но и его способности исполнить эти намерения. Обе формы важны... Если вы действуете так, что я вижу, что и ваши намерения, и ваша компетентность позволяют вам отстаивать мои интересы, я доверяю вам. Если же вы в своих действиях обнаруживаете, либо недостаточно "благие намерения", либо недостаток компетентности, чтобы проводить эти намерения в жизнь, доверие всегда будет падать.
    Джон Коттер, профессор в отставке Гарвардской бизнес-школы.

Отношение предпринимателя к своей бизнес-идее, как отношение матери к ребёнку, как отношение влюблённого к любимому человеку — недостатков нет, в наличии одни достоинства. Такая влюблённость и нежелание замечать очевидные со стороны недостатки вызывает недоверие финансистов. То есть предпринимателю, как правило, не хватает компетентности в менеджменте, и в этом случае прагматичный взгляд профессионального менеджмента на коммерческую перспективу проекта для инвестора имеет решающее значение.

Взаимосвязь трёх факторов создания венчурного бизнеса можно образно представить так. Бизнес-идея предпринимателя — это автомобиль, менеджер — это водитель, а финансы — это бензин. Предприниматель без менеджера, как автомобиль без водителя, менеджер без бизнес-идеи предпринимателя, как водитель без автомобиля. Автомобиль с водителем, но без бензина, как бизнес-идея, подкреплённая профессиональным менеджментом, но без финансовых инвестиций. Пока три компонента не будут в наличии никто никуда не поедет.

    Настоящие венчурные проекты часто появляются из конфликта предпринимателя и профессионального менеджмента. По-моему, это единственный способ сдвинуть дело с мертвой точки, особенно когда риски просчитать сложно. Мой управляющий директор — математик и финансист. И если я подхожу ко всему с эмоциональной точки зрения, то он все «цифрует». Это большой плюс в нашем тандеме. Мои эмоции и интуиция часто сталкиваются с его рациональностью. Я сам постоянно чего-то хочу, что-то разрушаю, меня не устраивает время, которое занимает принятие решения. А он все приводит в порядок.
    Дмитрий Буряк, основатель B&S Holding

На самом начальном этапе зарождения бизнеса не нужны большие инвестиции, они даже вредны, так как предприятие управляется вручную, масштабы бизнеса невелики. На этом этапе «младенчества» происходит проверка бизнес-идеи на жизнеспособность, а предпринимателя на прочность.

    Для начальных инвестиций, в первые два года больших денег не нужно. Самые крупные и известные компании начинались с маленьких инвестиций, а провалы почему-то следовали за огромными инвестициями. Тим Дрейпер, крупнейший инвестор, управляющий директор крупнейшей американской венчурной компании Draper Fisher Jurvetson, которая является мировым лидером венчурного инвестирования.

Но когда бизнес-идея себя оправдала, бизнес начинает развиваться и начинается основная стадия финансирования проекта, предприниматель должен уступить ведущую роль профессиональному менеджеру, который создаст эффективную бизнес-систему. В противном случае очень большая вероятность серьёзного кризиса, который может привести к банкротству. В жизненном цикле организации такой переходный период с этапа «давай-давай» (быстрого роста) к этапам «юности» и «расцвета» возможен только при хорошем администрировании. Если основатель не передаёт управление, то компания попадает в «западню основателя» и, в лучшем случае, откатывается назад, в худшем случае, перестаёт существовать. По этой причине инвесторы не вкладывают деньги в плохо управляемые организации, а финансовые институты не дают денег в долг.

Ещё один пример. Возьмём для сравнения двух предпринимателей. Бизнес-идею первого предпринимателя оценим в 100 баллов (её потенциал получения экономических результатов). Бизнес-идея второго предпринимателя имеет потенциал 30 баллов. За два года первый предприниматель реализовал бизнес-идею на 20%, а второй — на 90%. Через два года первый предприниматель имеет экономический результат 20 баллов в год, второй — 27 баллов в год. Такую разницу в эффективности реализации бизнес-идеи обеспечила более высокая предпринимательская активность второго основателя. Внешне их результаты выглядят почти одинаково и можно сказать, что оба предпринимателя состоялись.

Но самое интересное происходит дальше. Профессиональный менеджмент имеет способность не прибавлять капитал, а приумножать его. Через пять лет капитал первого предпринимателя составляет 0 баллов, а второго 5000 баллов. Почему возникла такая разница, ведь стартовый потенциал у первого предпринимателя был в три раза выше? Ответ простой. Стартовая бизнес-идея и предпринимательская активность даёт возможность бизнесу, так сказать «пробиться» и выйти на оперативный простор. После этого дальнейшую «раскрутку» бизнеса должен подхватить профессиональный менеджмент. Причём, при грамотной постановке менеджмента, организация сама выдаёт бизнес-идеи и сама же их реализовывает, бизнес растёт, результаты преумножаются. Более активный и целеустремлённый второй основатель вовремя осознал жизненную необходимость в постановке профессионального менеджмента и осуществил это не доводя предприятие до кризиса.

Для лучшего понимания приведу аналогию. Раньше на тракторах устанавливали два двигателя — пусковой и основной. Пусковой двигатель был бензиновым и маломощным и предназначался для запуска основного мощного двигателя. Пусковой двигатель запускался трактористом с помощью пускового троса (как заводят бензопилу). Так вот, задача предпринимателя, запустить пусковой двигатель и передать его крутящий момент на основной двигатель. Этот период передачи крутящего момента можно сравнить с передачей управления предпринимателя в руки профессионального менеджмента, чтобы максимально извлечь потенциал мощности. Если предприниматель не может или не хочет сам стать профессиональным менеджером и в то же время не передаёт управление профессионалам, то бизнес так и остаётся на уровне мощности пускового двигателя. Шума много — толку мало. Пусковой двигатель перегревается и его заклинивает, так как он не рассчитан на длительную работу и высокие нагрузки. То же самое происходит с бизнесом.

Когда критически важно подключать профессиональный менеджмент?

Перед тем как отвечать на поставленный вопрос, подчеркну важность понимания этапности в жизненном цикле организации для любого, кто связан с организационным управлением. Рекомендую прочитать книгу «Управление жизненным циклом корпорации», признанного гуру в области менеджмента, американского исследователя и практикующего консультанта И. К. Адизеса. В этой книге даётся подробный анализ особенностей каждого этапа жизненного цикла организации с многочисленными примерами из реальной практики.

Критически важным моментом постановки или внедрения эффективного менеджмента для растущей организации является этап «Юность». На диаграмме этот этап обозначен ломаной кривой, чтобы подчеркнуть его преобразовательную роль, то есть период перерождения организации. В этот период организация окончательно должна избавиться от "детских болезней" и "стать взрослой".

Проведу аналогию. В авиации есть такое понятие "звуковой барьер". Для перехода самолётов от дозвуковых скоростей к сверхзвуковым, необходимо было принципиально изменить тип двигателя и конструкцию самолёта — стреловидность крыльев, профиль оперения и т. д.

    Рекомендации для безопасных околозвуковых и сверхзвуковых полетов сводятся к следующему:
    • винтовой самолёт в горизонтальном полёте не может достичь скорости, превышающей скорость звука, поскольку воздушный винт в зонах волнового кризиса и ударной волны неэффективен;
    • переход с дозвуковой скорости на сверхзвуковую возможен только реактивными самолётами и должен выполняться насколько возможно быстрее, с использованием форсажа двигателя, чтобы избежать длительного полёта в зоне волнового кризиса.

Бизнес под управлением собственника-предпринимателя — это дозвуковые полёты. Если нужно преодолеть звуковой барьер и выйти на сверхзвуковые скорости (переход бизнеса в состояние эффективного управления), то необходимо принципиально изменить систему управления организацией, то есть передать управление в руки эффективного профессионального менеджмента. Причём пройти этот этап основательной реорганизации компания должна как можно быстрее ("чтобы избежать длительного полёта в зоне волнового кризиса"), так как это опасный период управляемой дезорганизации, когда старая система уже перестаёт действовать, а новая ещё не усвоена организацией.

На этапе «Давай-давай» собственник-предприниматель, так сказать, «жмёт на газ», и если в период «Юности» не сбалансировать управление, то период «Расцвета» в организации, вероятнее всего, никогда не наступит.

    Супергероев не бывает, и руководители должны понять, что невозможное невозможно, независимо от того, как сильно вы подталкиваете войска в атаку.
    Успех часто ведет к самонадеянности, самонадеянность — к провалу. Когда люди добиваются успеха, они, как правило, теряют объективность. Объективные требования рынка они часто подменяют своими оценками.
    Джек Траут, всемирно известный маркетолог

Бизнес может разрушиться, как плохо отбалансированный двигатель на высоких оборотах. Пока обороты не высокие ощущается вибрация, но она не приводит к разрушению. Как только обороты превышают допустимый уровень, то динамические сверхнагрузки сначала приводят к разбалтыванию механизмов, затем к появлению трещин и в какой-то момент всё разлетается на куски. Хорошо сбалансированный двигатель выдерживает намного более высокие нагрузки и высокие обороты.

Как говорят, статистика — вещь упрямая. Приведённая ниже цитата должна заставить задуматься владельцев бизнеса.

    Фирмы "живут" от нескольких дней до нескольких десятков и даже сотен лет. Но следует заметить, что большая часть фирм имеет короткую продолжительность жизни. В течение, например, последнего десятилетия в США ежегодно возникало до 600 тысяч новых, прежде всего мелких, компаний (в 50-х годах ежегодно регистрировалось в среднем 130 тыс. новых компаний, в 60-х — 220 тыс., в 70-х — 350 тыс.). Однако "смертность" их чрезвычайно высока. Мировая практика свидетельствует, что в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-летнего возраста доживают не более 20 (половина гибнет в первый год).

Конечно же, разумнее следовать принципу — лучше болезнь предупредить, чем потом лечить; лучше не допустить разрушения, чем потом восстанавливать. Объективная потребность во внедрении профессионального менеджмента существует уже в конце периода «Младенчества» и тем более на протяжении периода «Давай-давай» (стремительного роста). Но в это время основатели, впервые организовавшие свой бизнес, не ощущают в этом потребности.

    Очень многие компании растут слишком быстро, не удосуживаясь в начале отшлифовать до совершенства свой производственный процесс и систему продаж... Поэтому, когда их бизнес начинает расти, он неизбежно достигает некой критической точки. И тут начинают вылезать наружу всевозможные погрешности и недостаточная согласованность производственных процессов. Зачастую бизнес рушится в тот самый момент, когда его рост кажется наиболее впечатляющим.
    Билл Бишоп, Эксперт в области маркетинга и массовых коммуникаций. Основатель и руководитель консалтинговой фирмы "Bishop Information Group Inc.", Торонто, Канада.
Я считаю, что собственник не должен лишать себя возможности получения ценного опыта, но в тоже время, у него должно хватить благоразумия не затягивать постановку эффективного управления до наступления глубокого кризиса. Опытные собственники, которые развивают третье, пятое, десятое предприятие или направление, профессиональный менеджмент закладывают на этапе «Младенчества», а планируют его ещё на этапе «Ухаживания». Подведу итог. Почему в заголовке статьи я назвал профессиональный менеджмент третьим элементом? Трудно найти взрослого человека, который не смотрел фильм "Пятый элемент". По сюжету этого фильма главная героиня должна была собрать воедино четыре основных элемента, составляющих основу жизни на Земле, и только тогда, когда она это сделала, героиня смогла выполнить свою миссию по спасению планеты, став пятым элементом. Для зарождения и успешного развития бизнеса необходимы три компонента или элемента — предпринимательство, инвестиции и профессиональный менеджмент. Каждый из этих элементов важен для бизнеса и исполняет свою роль. Миссия менеджмента заключается в скреплении всех элементов воедино и чем более профессионально организация реализует эту миссию, тем значительнее её успехи в бизнесе. 1

Широкомасштабные реформы, происходящие в России, привели к трансформации социально-структурных отношений, перераспределению власти, возникновению многообразия форм собственности, возрождению предпринимательства, становлению институтов рыночной экономики, в том числе и менеджмента, как принципиально иного подхода к управлению. Изменились в структуре российского общества статус и роль менеджеров. Сегодня они, консолидируясь в отдельную социальную группу, входящую в состав среднего класса, активно развиваются и постоянно профессионализируются. Специальное управленческое образование, в процессе которого формируются навыки и умения, определенный стиль жизни, идеология в итоге легитимируют власть управленцев на конкретном предприятии и помогают приобретению относительных преимуществ по сравнению с другими социальными группами. В статье рассматривается процесс формирования слоя менеджеров в социальной структуре современного российского общества, что, по мнению авторов, представляется актуальным для оценки потенциала общества, его способности к поступательному развитию.

общество

социально-профессиональная группа

менеджеры

менеджмент

1. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. [Текст] / Р.Н. Абрамов. М.: КомКнига, 2005.

2. Гайда А.В., Вершинин С.Е., Шульц В.Л. Коммуникация и эмансипация: критика методологических основ социальной концепции Ю. Хабермаса. [Текст] / А.В. Гайда, С.Е. Вершинин. Свердловск: Изд-во Свердловского университета, 1988. С. 51.

3. Друкер П. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. [Текст] / П. Друкер. М.: Вильямс, 2008. С. 560.

4. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий. [Текст] / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. 2001. №3. С. 129.

5. Крутий И.А., Красина О.В. Человеческий капитал: эволюция представлений. [Текст] / И.А. Крутий, О.В. Красина // Социс. 2007. № 8. С. 129.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – М.: Политиздат, 1974. Т. 23. С. 342.

7. Силин А.Н. Управление персоналом: Учеб. по кадровому менеджменту для студентов вузов [Текст] / А.Н. Силин, Н.Г. Хайруллина; Тюм. гос. нефтегазовый ун-т. Москва, 2004.

8. Устинова О.В., Утешев Р.С. Концептуальные основы управления карьерным ростом менеджера. [Текст] / Устинова О.В. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. №2(29). 219-222.

9. Устинова О.В., Чуприна Е.В. Формирование корпоративной идентичности персонала. [Текст] / Устинова О.В., Чуприна Е.В. // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. №24(353). С. 50-53.

10. Giddens A. The Growth of the New Middle Class // The New Middle Classes. Life-styles, Status Claims and Political Orientations. Edited by Vidich, Arthur J. L.: Macmillan, 1995.

11. Lederer E., Marshak J. The new middle class. N.Y., 1937.

12. Lockwood D. The black coated worker: A study in class consciousness (2nd ed.). Oxford, UK: Clarendon, 1989.

13. Mills С.W. The New Middle Class // Vidich A.J. (ed.) The New Middle Classes. Life-Styles, Status Claims and Political Orientations. Houndmills and London, Macmillan, 1995. P.191.

14. Reh J.F. Glossary of Business Management Terms and Abbreviations, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://management.about.com/od/begintomanage/ a/MgmtGlossary.htm

15. Rossides D. W. The American class system. An introduction to social stratification. Boston: Mifflin, 1976.

16. Webster’s Online Dictionary. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.websters-online-dictionary.org/definitions/manager.

Формирование социально-ориентированной рыночной экономики в Российской Федерации привело к появлению новой социально-профессиональной группы - менеджеров, класс которых сформировался за рубежом в начале XX века. Примерно в это же время в научной литературе стал рассматриваться данный феномен.

Исторически обособление менеджеров как социально-профессиональной группы, в первую очередь, от рабочих, стало развиваться с появлением фабричного производства. В частности, речь идет о сегрегации менеджеров и рабочих по условиям труда: первые, даже не будучи «оторванными» от производственного процесса, проявляли идентичность скорее с высшим руководством, так как занимались не физическим, а умственным трудом. Впервые о таком обособлении высказался Э. Гидденс, исследовавший труды Д. Локвуда : «даже обычные клерки, далекие от менеджеров высшего звена, практически не были связаны непосредственными контактами с рабочими - обычно в качестве основного коммуникационного канала между офисом и цехом выступал начальник последнего» .

В работе Э. Ледерера 1912 года данная группа обозначалась как «новый средний класс», а в 1937 году вышло исследование Э. Лендерера в соавторстве с Я. Маршаком, в рамках которого учеными был проведен анализ социальной группы менеджеров . В качестве ключевого критерия выделения данной общности индивидов на том историческом отрезке выступал их социально-профессиональный статус.

Достаточно убедительное высказывание в пользу профессионализации менеджеров как социальной группы может быть найдено в трудах К. Маркса, доказавшего, что наличие иерархии в разного рода трудовых (производственных) отношениях есть инвариант, в связи с чем менеджеры, как особый класс, отличный от рабочих, также будут формировать иерархическую структуру, однозначно стремясь занять в ней максимально высокие позиции: «всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами... Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» .

В последующий период стали появляться работы, в которых существование данной социально-профессиональной группы обуславливалось личностными и экономическими параметрами. В частности, Ч. Миллс отмечал в качестве отличительной особенности менеджеров наличие у них возможности продавать свои услуги на рынке труда, при этом природу данного класса наиболее полно определяла не предпринимательская собственность: его необходимо было рассматривать в терминах экономики и социологии профессий . В данном случае способность менеджеров организовывать труд других людей, осуществлять контроль и общее руководство рассматривается как отличительная способность - профессиональная характеристика по аналогии с другими профессиями и видами деятельности.

Как отмечает Друкер, профессионализация менеджмента сдерживается двумя обстоятельствами. Первый фактор связан с размером бизнеса - именно у малого бизнеса отсутствует ярко выраженная потребность в применении высокопрофессиональных навыков управления. Второй аргумент обусловлен отсутствием «профессиональных лифтов» для менеджеров в некоторых странах .

Четкое выделение менеджеров как группы можно найти в работе Д. Россидеса, в рамках которой было выделено пять основных классов, исходя из их индивидуальных достижений. Большая доля менеджеров, вместе с бизнесменами, чиновниками и военными высокого ранга, была причислена к высшему среднему классу. Таким образом, уже в XX веке сложилась достаточно обширная доказательная база правомерности отнесения менеджеров к особой социально-профессиональной группе.

Традиция исследования менеджеров как специфической группы разделялась в дальнейшем многими исследователями в России и странах постсоветского пространства. Ликвидация идеологической цензуры, развитие разнообразных организационно-правовых форм экономической деятельности способствовали появлению новых ориентиров в системе ценностей и норм поведения индивидов, в том числе, повлекли за собой существование адекватных реальности современных целевых установок в профессиональной деятельности, обусловив появление менеджеров в отечественной хозяйственной практике. Вышеуказанное обуславливает потребность в исследовании профессионального развития менеджеров в контексте проблемы интеллектуального и нравственного роста потенциала личности.

Необходимо отметить, что первоначально феномен менеджера рассматривался исследователями исключительно в контексте проблемы идентификации среднего класса, с которым весьма обобщенно он и отождествлялся. Тем не менее, нельзя утверждать, что первые исследования в современной России стремились решить задачу выделения менеджеров как особой социальной группы - приоритет отдавался именно среднему классу и его возможному влиянию на процесс социально-экономических преобразований безотносительно его функционального наполнения. Многие из научных исследований описываемого исторического этапа рассматривают менеджеров как обособленную по показателям благосостояния социальную группу в рамках среднего класса.

В дальнейшем вектор исследований был направлен либо на обособление на основе профессионализации менеджмента как вида общественной практики , либо на стирание отличий между менеджерами и прочими специалистами-профессионалами (расширение социальной группы менеджеров за счет включения в нее всех высококвалифицированных работников). В отдельных работах прослеживается тенденция обособления группы менеджеров-собственников, наделенных соответствующими полномочиями, несколько выходящими за рамки сложившегося на Западе понимания исследуемого феномена.

Значимым, по мнению автора, доказательством принадлежности менеджеров к особой социально-профессиональной группе является институционально-профессиональное оформление соответствующих групп индивидов на основе союзов, ассоциаций, клубов и т.п., что дает, как минимум, формальные основания для их обособленного рассмотрения в контексте социологической проблематики. При этом их идентичность проявляется в наличии доступа к особого рода социальному капиталу, закрытому для представителей иных социально-профессиональных групп . Сущность социального капитала раскрывается в том, что он рассматривается как совокупность ценных социальных отношений и полезных связей. Так, с точки зрения Дж. Коулмена, социальный капитал - это сеть отношений, основанных на доверии и уверенности в том, что другие члены сети добровольно выполнят свои обязательства .

Исследования, проводившиеся в начале XXI века, преимущественно лишь констатируют факт обособления менеджеров как социально-профессиональной группы, при этом задача обоснования данного тезиса в них не ставилась.

Следует заметить, что в современной литературе по управлению проводится много определений термина «менеджер». Как правило, в качестве такового выступает наемный профессиональный управляющий, деятельность которого предполагает исследование рынка и стимулирование спроса потребителей для увеличения объемов продаж и вывода на рынок новых товаров . Необходимо подчеркнуть, что представленная трактовка в научных кругах воспринимается как обывательская, существование которой связано с практикой формирования штатных расписаний в российских компаниях, когда любое лицо, связанное с продвижением товаров или услуг, именовалось «менеджер». Тем не менее, нельзя не указать, что в некоторых источниках нередко встречается определение, согласно которому менеджер - это лицо, ответственное за некоторый набор задач, которому могут быть подчинены другие работники. Ярким тому примером может быть шеф-повар, менеджер проекта в рамках отдела организации или администратор в театре.

В практике Западного словоупотребления менеджер ассоциируется с лицом, возглавляющим соответствующее подразделение в организации или ответственным за определенные аспекты ее работы. Так, наиболее часто встречаемое словосочетание «Sales Manager» (менеджер по продажам) фактически означает главу отдела продаж, а не любого исполнителя в этом отделе, как принято делать в России.

Этимологически слово «менеджер» восходит к английскому глаголу «to manage», значения которого вобрали в себя следующие дефиниции, наиболее близкие по контексту к исследуемой категории: вести, направлять деятельность, управлять, подчинять или укрощать (кого-либо), иметь в подчинении, разумно использовать. Следовательно, «менеджер» дословно определяется как лицо, в руках которого сосредоточены полномочия вести и направлять что-либо (кого-либо); человек, который ведет дела экономно и бережливо, хороший хозяин.

В профессиональном контексте зарубежные источники приводят следующие определения категории «менеджер»:

  • человек, осуществляющий руководство компанией и несущий коммерческий риск;
  • лицо, которое организует работу и обеспечивает ее выполнение силами других людей;
  • человек, чья работа заключается в обеспечении функционирования какого-либо объекта (например, учреждения).

Представленные трактовки позволяют поставить знак равенства между менеджером и управляющим. Однако, несмотря на то, что менеджеры имеют право управлять другими людьми, характер и целевые установки этого управления, как правило, определяются им не самостоятельно, что, в соответствии с распространенным мнением, отличает менеджера от предпринимателя .

По утверждению Дж. Ре, менеджер - это человек, ответственный за планирование и руководство работой группы индивидов, осуществление контроля за их деятельностью и внесение корректировок при необходимости. Менеджер должен быть знаком со спецификой работы того подразделения, которое он возглавляет, но не обязательно должен быть лучшим специалистом в этой сфере. Принципиальным отличием профессионального менеджера является знание того, как руководить работниками, нежели знание того, как выполнить их работу .

В представленном выше определении необходимо отметить элемент, который, по мнению авторов, является ключевым в вопросе идентификации менеджера как профессионала: именно знание и умение организовать работу группы индивидов в интересах других людей, обеспечить осведомленность работников о целях, стоящих перед их отделом и всей организацией, наладить взаимодействие с подчиненными с учетом личностных характеристик, ценностных ориентаций и интересов каждого. При этом не следует исключать из рассмотрения целый спектр проявлений социальной ответственности, которая возлагается на менеджера .

Таким образом, авторы полагают возможным дать следующее определение категории «менеджер»: индивид, обладающий определенными знаниями и компетенциями, наделенный управленческими полномочиями по отношению к некоторой группе работников, обеспечивающий эффективную организацию процесса выполнения ими возложенных на них обязанностей, являющийся носителем специфического социального капитала.

Таким образом, можно выделить ряд специфических моментов, позволяющих рассматривать менеджеров в качестве особой социально-профессиональной группы:

1) Сравнительно высокий и постоянно повышаемый уровень образования, высокая склонность и способность к самообразованию. Наличие данной черты некоторые исследователи связывают с положениями концепции так называемой «экономики дипломов», согласно которой обособление социальной группы менеджеров по уровню образования происходит не на основе «абсолютных» характеристик знаний конкретного специалиста, а на основе отличия уровня образования данной группы от других или от среднего уровня. Это объясняет тот факт, что требования, предъявляемые к уровню и широте теоретической и практической подготовленности менеджеров, постоянно повышаются: сегодня по мере распространения высшего профессионального образования и, как следствие, формального стирания рассматриваемых отличий, в среде менеджеров набирает популярность бизнес-образование (МВА), которое, в числе прочего, определяет особый статус обладателя соответствующей квалификации, не умаляя его содержательного значения. Таким образом, как справедливо отмечают И.А. Крутий и О.В. Красина, «образование... определяет максимально достижимый данным индивидом социальный статус и создает объективно-субъективные основания для его карьерного роста, где объективными основаниями являются требования для определенного вида деятельности и должности, связанные с образованием, а субъективными - способность индивида применить... полученные в процессе обучения навыки и умения, увеличивающие его способность к креативности и инновационной деятельности» .

2) Профессиональная независимость, мобильность и адаптивность благодаря сочетанию личных качеств и уровня образования (например, менеджер, работающий на предприятии торговли, без особых затруднений в случае необходимости может выполнять аналогичные функции на производственном предприятии).

3) Обладание совокупностью специфических черт характера: инициативность, креативность, рациональность мышления, самостоятельность в поиске информации, формировании и выборе вариантов решения проблем, способность принимать на себя ответственность. Так, деятельность менеджера систематически сопряжена с решением задач, не являющихся рутинными, в условиях значительной неопределенности. Поэтому данная специфическая характеристика менеджера выступает одновременно и как причина, и как следствие его профессионального развития.

4) Понимание причинно-следственной связи между затрачиваемыми усилиями и результатом - готовность, например, работать сверхурочно или связать уровень оплаты труда с результатом, а не с отработанным временем.

5) Главенствующая роль карьеры и семьи в системе ценностей; преобладание нематериальных стимулов над материальными.

6) Менеджеры являются носителями социального капитала особого свойства, а также имеют доступ к такому капиталу.

Также было установлено, что характеристикой менеджеров как социально-профессиональной группы является относительно более высокий уровень доходов. Тем не менее, данный критерий не следует рассматривать как уникальный, поскольку современное состояние рынка труда позволяет констатировать, что значительный уровень дохода могут иметь и некоторые представители «рабочих» профессий.

Рецензенты:

Барбаков О.М., д.с.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.с.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Черепанова В.Н., Устинова О.В. МЕНЕДЖЕРЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21313 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»