» » Сценарий поэты о родной природе для детей. Методическая разработка Сценария конкурса чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века. Природная красота как произведение искусства

Сценарий поэты о родной природе для детей. Методическая разработка Сценария конкурса чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века. Природная красота как произведение искусства

В последнее время необычайно возросли требования к литературному образованию учащихся. Существенную помощь в преподавании литературы оказывают активные, нестандартные формы обучения, которые помогают осуществить индивидуальный подход и развитие творческих способностей каждого ученика. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся.

Урок - встреча поможет в яркой, запоминающей форме познакомиться с творчеством местных поэтов, окунуться в мир природы родного края.

РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ - ЗЕМЛЯКОВ

Для меня моя Россия

Началась с Хопра!

Т. Попова - Евдокимова

ЦЕЛИ: 1. Продолжить изучение темы родной природы в творчестве поэтов XX века.

2. Познакомить учащихся с творчеством поэтов - земляков.

3. Развивать логическое мышление при анализе стихотворения.

4. Воспитание бережного отношения к природе, к красоте, которые часто являются

Музой и вдохновляют поэтов на создание шедевров.

I. ОРГМОМЕНТ.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем путешествие в мир природы, в мир красоты. Мы уже знакомы с творчеством таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, Н. Рубцов, которые большую часть своего творчества, большую часть своих произведений посвятили природе, своей земле, своей Родине.

Почему, как вы думаете, постоянно, во все времена, обращаются к этой теме?

Конечно, природа вдохновляла, была Музой для людей.

Но и в наши дни к этой теме обращаются, потому что любят, ценят.

И в нашем крае любят природу, восхищаются ее красотой, воспевают в стихах, посвящают ей песни. Природе и, конечно же, Хоперскому краю, казачьему краю.

Да и как не любить ее! Как не любить наш Хопер, наш лес, нашу природу, которую мы каждый видим, наблюдаем, любим.

Эту любовь, эту красоту можно увидеть в творчестве наших поэтов - земляков:

Бориса Рубанского,

Алексея Волоского,

Татьяны Головкиной,

Виктора Гранатова,

Николая Заболоцких,

Анатолия Карпушина,

Наталии Поцелуевой,

Нины Харитоновой,

Татьяны Поповой,

Юлии Сухоруковой.

И многих из них вы знаете, читали их стихотворения. Многие их работы положены на музыку.

III. ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ.

1 (слайд - фото, слова)

а) Эпиграфом к уроку являются слова ТАТЬЯНЫ ПОПОВОЙ - ЕВДОКИМОВОЙ, которой, к сожалению, нет в живых. Всем своим творчеством она старалась передать свою любовь к родному краю, в котором родилась и выросла, в котором проработала 25 лет. Она всегда показывала красоту родной земли.

б) Чтение учащимся стихотворения «Наш город маленький».

2 (слайд - фото)

а) Гордится своей Родиной, своим городом, своим Хопром и БОРИС РУБАНСКИЙ, которого тоже нет, но который оставил великолепное стихотворение о Хопре. Оно так и называется «Ненаглядный Хопер».

б) Чтение учащимся стихотворения «Ненаглядный Хопер»

в) Беседа:

Чем привлекают вас стихотворения?
С кем сравнивается Хопер?
Какова роль Хопра в жизни авторов?

3 (слайд - фото)

а) А для другого поэта родной край подставил плечо в трудную минуту, помог выжить. Палочкой - выручалочкой стал родной край для ВИКТОРА ГРИГОРЬЕВИЧА ГРАНАТОВА. Много стихотворений у поэта написано и посвящено военным годам. Но всегда рядом был родной край.

б) Чтение учащимся стихотворения «Ой, вы степи…»

4 (слайд - фото)

а) Дорог край и для НИНЫ ХАРИТОНОВОЙ. Она много путешествовала по стране, была за рубежом, но Хоперский край стал, по ее словам, для нее «господином».

б) Чтение учащимся стихотворения «Урюпинск родных и любимых».

5 (слайд - фото)

а) Является Хопер «господином» и для Наталии Поцелуевой.

б) Чтение учащимся стихотворения «Природа - Мать».

в) Обратите внимание, какие эпитеты подбирает автор для передачи восхищения родной красотой (примеры).

IV. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Мы с вами познакомились только с некоторыми поэтами, отметили их любовь к родному краю, к любимому городу, к ненаглядному Хопру.

А вот чем является Хопер, казачий край для РУБАНОВОЙ ИРИНЫ ЛЕОНИДОВНЫ мы узнаем из ее рассказа, потому что этот замечательный человек, прекрасная женщина, милая мама сегодня у нас в гостях. Попросим Ирину Леонидовну поведать нам немного о себе, рассказать о начале творческого пути, о том, что служит Музой в ее творчестве, и, конечно же, попросим прочитать свое любимое стихотворение.

V. СЛОВО И.Л. РУБАНОВОЙ.

VI.ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ УЧАЩИМИСЯ.

VII. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Спасибо, ребята, за стихи. Вы еще раз попытались передать мысли и чувства автора.

Итак, мы окунулись в мир природы, в мир родного края. Еще раз убедились, что стихи наших поэтов проникнуты чувством любви к Хоперскому краю. Еще раз услышали, насколько он неповторим, насколько он красив, насколько дорог он.

Во все времена природа является вдохновителем. И в этом мы убедились, когда знакомились с писателями и поэтами XIX века и XX века.

Но не только поэтов она окрыляла.

На слайдах вам будут показаны фотографии, на которых также запечатлена природа, ее отдельные, но все такие же прекрасные уголки. И может быть, какой-нибудь из этих уголков для кого-то из вас является родным, любимым.

(демонстрация)

Много песен посвящено Урюпинску и Хоперскому краю.

(прослушивание)

А вот на выставке представлены рисунки, выполненные детьми. Среди них есть и ваши работы. Посмотрите внимательно. Даже дети не остались равнодушными, смогли увидеть прекрасное.

Но чтобы эта красота жила, вдохновляла, помогала жить, мало ее любить. Ее нужно беречь и охранять.

Вот сейчас весна, появляются первые цветы. И горько смотреть на то, как люди несут целыми охапками редкие цветы, не задумываясь о том, что на следующий год им же не на что будет смотреть.

А чтобы этого на случилось, берегите природу, берегите родной край, берегите Землю, чтобы было вам куда вернуться самим, чтобы было что оставить своим потомкам.

Я благодарю Ирину Леонидовну за рассказ и приглашаю ее приходить нам почаще.

Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке, за чтение стихотворений.

VIII. ИТОГИ УРОКА.

1) выучить понравившееся стихотворение поэтов - земляков;

2) написать мини - сочинение на одну из тем: «Тихая моя Родина…», «Когда я читаю стихотворения….»

Похожие образовательные материалы:

Внеклассное мероприятие.

Тема: Природа в поэзии и музыке.

Цели: познакомить с произведениями русских поэтов и писателей о родной природе; познакомить с произведениями композиторов Э. Грига, А. Вивальди; выявлять связь произведений литературы с другими видами искусств, формировать у детей чувство прекрасного, понимать эмоционально-нравственные переживания героев и авторов произведений.

Оборудование:

1. Портреты К. Паустовский

М. Пришвин

Э. Грига

С. Есенина

А. Вивальди

2. Выставка книг различных писателей о природе.

3. Картины природы, репродукции Шишкина.

4. Произведения композиторов А. Вивальди «Зима», «Весна», Э. Григ «Утро».

Музыка и стихи – это прекрасное, без чего человек не может жить. А без чего ему еще трудно прожить? (природы)

Сегодня мы с вами будем говорить о природе в музыке и стихах.

Писатель К. Паустовский, с произведениями которого вы познакомитесь на уроках чтения, сказал чудесные слова: «… и если мне иногда хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей природы. Любовь к родной природе – один из самых важнейших признаков любви к своей родине.»

Очень много написано стихов и рассказов о природе. Но сегодня мы поговорим и ближе познакомимся с творчеством поэта С. Есенина.

С. Есенин родился в 1895 году 221 сентября в Рязанской губернии, в селе Константиновке. Его родители были простые крестьяне. С 2-х лет его отдали на воспитание к зажиточному деду по матери. С. Есенин был в детстве неутомимым выдумщиком и заводилой по части детских забав. За это его часто ругала бабушка, но она очень любила его. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, читала духовные книги.

Свои первые стихи он написал в 8-9 лет. Некоторые сказки, которые были с плохими концами, он переделывал на свой лад.

С. Есенин очень любил природу – она для поэта была чудесным и необъятным храмом, в котором все было прекрасно. На первый взгляд, в природе нет броских запоминающихся картин, молодой поэт неожиданно и смело открывает новые краски.

1-й учебник

Задремали звезды золотые

Задрожало зеркало затона

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона

Улыбнулись сонные березки

Распрепали шелковые косы

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы…

А композитор М. Протасов сочинил песенку, которую сейчас споют ребята 4 кл. «Выглянуло солнышко»

Может ли песня внести радость в наше сердце? А природа?

В ней есть душа, язык. Только, к сожалению, не каждому дано услышать и понять этот язык. Но многим талантливым людям (как поэт С. Есенин, композитов А. Вивальди удалось понять язык природы и полюбить ее всем сердцем) поэтому они создали так много произведений. Но не только писатели, поэты, композиторы смогли услышать язык природы, посмотрите как прекрасно передали нам красоту природы художники Шишкин, Левитан и другие.

Певец природы М. Пришвин не уставал говорить, что природа и человек – это одно целое.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Кто любит природу, тот не срубит дерево, не сорвет цветок, не обидит беззащитное животное. (песня «Не дразните собак»)

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы, и журчание ручейка, и пение птиц, чтобы вы научились любить и жалеть все живое в лесу и сам лет – это необыкновенное чудо природы.

Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно деревце. Все еще не успели сделать это, так постарайтесь оберегать уже посаженные леса. А кто скажет какое сейчас время года? (зима)

Назовите зимние месяцы?

А кто подготовил нам стихи о зиме? (конкурс стихов о зиме)

А сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение композитора Антона Вивальди «Зима». Вот как композитор понял и передал нам язык зимней природы. (слушание «Зима»)

Вслед за зимой идет прекрасное время года – весна. Весна – это время пробуждения природы, всё радуется теплому солнышку, время сна прошло. Начинает таять снег, бегут ручьи, птицы поют свои песни. Попросим ребят прочитать свои стихи о весне. (стихи о весне)

Композитор Вивальди уже совсем другой музыкой передает нам пробуждение природы весной. (слушание «Весна»)

Хорошо в лесу и в поле летом. Прослушайте, как поэт И.С. Никитин описывает пробуждение дня в своем стихотворении «Утро»

Утро

Звезды меркнут и гаснут

В огне облака

Белый пар по лучам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

Дремлет чуткий камыш

Тишь, безлюдье вокруг

Чуть приметна тропинка росистая

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет вода серебристая…

Очарование наступающего дня поэт выразил словами, а композитор музыкой. Э. Грин «Утро» (слушание)

2-й ученик

«Отворила роща золотая

Березовым, кудрявым языком

И журавли, печально пролетая

Уж не жалеют больше ни о ком».

Слова С. Есенина положены на музыку. Такие песни называются – романсы (исполнение или слушание романса на стихи Есенина).

С. Есенин ушел из жизни в 30 лет, но оставил нам замечательное наследие, - свои стихи – чудо поэзии.

Читайте его стихи и поэмы и вы наслаждайтесь поэзией С. Есенина.

Но сегодня дети подготовили нам стихи не только С. Есенина, но и других поэтов, которые воспели красоту природы, каждый по своему. (конкурс еще не прочитанных стихов)

В природе строгий порядок. Все в ней крепко связано. Живут по строгим законам и растения, и насекомые, рыбы, птицы, звери.

3-й ученик

Мы любим лес в любое время года

Мы слышали речек медленную речь

Все это называется природа

Давайте же всегда ее беречь!

В лучах ромашка солнечного цвета

Такие, что светлей на свете жить

Природой называется все это

Давайте же с природою дружить

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым

Все это называется природа

Давайте же сердца ей отдадим Прощальный вальс танцует с небом лето Дрожит в окне вечерняя звезда Природой называется все это Давайте же любить ее всегда!

Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе.

Подведение итогов конкурса стихов. Награждение.

Надеюсь, что вы еще больше будете любить и охранять природу, научитесь ее слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, не будете причинять зла и конечно я думаю кто-то из вас захочет взять и почитать поэта С. Есенина.

ФИЛАРМОНИЯ ШКОЛЬНИКА

«Картины природы в поэзии, музыке, живописи»

Ребята любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите. Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие страны. Можно совершить путешествие, не выходя из нашей школы. Это путешествие в мир красоты природы, и помогут его совершить замечательные художники, музыканты и поэты.

Природа удивительно разнообразна красками и формами: жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – шум дождя, шелест листвы, завывания ветра и целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и различных животных!

Природа – настоящий храм красоты. И не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении, восхищались красотой родной природы, вдохновлялись на создание замечательных произведений.

Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразил композитор Юрий Антонов в песне «Родные места»

(Звучит песня «Родные места»)

Чтец:

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней просто миг – и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас?
Хотя бы день, полдня, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?
Мы ей за все “спасибо” говорим,
И, веря в торжество ее, – творим!

(О. Гаджикасимов)

Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи. В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой - один из путей познания божественной истины. Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.

Интересно, что в европейской живописи пейзаж приобрёл популярность в то время, когда активно развивалась промышленность, когда всё больше людей переселялись в город. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.

Природа величава, прекрасна, богата и такие выдающиеся мастера кисти, как Левитан, Саврасов, Шишкин, и многие другие, изображали родную природу в разных состояниях в разное время года и суток: в глубоком сне зимы, в радостном весеннем пробуждении, когда, как молоком облитые, стоят сады вишневые, в истоме лета, в печали осени.

Слайды с осенними пейзажами

Осень

Чтец:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

Слайд с портретом И. Левитана

Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них – Левитан. Достаточно произнести его имя, и перед нами предстает облик прекрасного, глубокого и благородного человека.
Встают картины художника, что с детства навсегда вошли в нашу жизнь, картины родной русской природы, то грустные, то радостные. «Левитановские» – говорим мы.
Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.

Осень была любимейшим временем года для Левитана, он посвятил ей более сотни картин.

Слайд «Осенний день. Сокольники»

«Осенний день. Сокольники» - первая картина Левитана, на которой он изобразил осень.

Осень… Тихий печальный день. Серое небо. Далеко-далеко в сосновый бор уходит дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревца. Они уже засыпали землю жёлтыми, золотыми, коричневыми листьями. Печаль пасмурного дня дополняется фигурой грустной женщины в чёрном, одиноко идущей по ворохам опавшей листвы. Художнику помогал в работе его друг Николай Чехов: он написал фигуру женщины, идущей по аллее парка. Это единственная картина Левитана, где был изображён человек.

Слайд «Золотая осень»

Пожалуй, наиболее популярна среди всех работ отличающаяся необыкновенной яркостью.

Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы. Смотришь на картину - и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе - лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане - стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!

Чтец:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

( И. А. Бунин)

Левитан очень любил поэзию, называл её «очаровательницей жизни». Он знал наизусть множество стихотворений Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, А. А. Фета. К тому же известно, что Левитан очень любил музыку, особенно музыку Петра Ильича Чайковского. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность.

Слайд с портретом П.И. Чайковского

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков», а сам композитор, чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной литературы.

Сейчас мы прослушаем пьесу - элегию «Осенняя песнь».

Звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского

Чтец:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А.С. Пушкин)

Зима

Слайды с зимними пейзажами

Чтец:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

(А.С. Пушкин)

Слайд с портретом И.Э. Грабаря

Нельзя пройти мимо жизнерадостных, полных света и гармонии картин И.Э. Грабаря. Он вошёл в историю русской живописи как поэт русской зимы.

Игорь Грабарь - замечательный художник, выдающийся реставратор, неутомимый исследователь, музейный деятель. Более 60 лет он создавал свои полотна.

Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир - он всегда стремился запечатлеть его в красках. И. Грабарь открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.

Наибольшим стимулом в живописи Грабаря стала его любовь к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него. Художник очень любил изображать иней. Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. «Не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции».

Слайд И. Э. Грабаря «Иней»

Настоящий зимний праздник! Берёзы, горят, сверкают на солнце. Сверкает чистая белизна ствола, ослепительная белизна ветвей, в гуще которых густо синеет небо. И хрусткие льдинки, намёрзшие на каждой веточке. Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег! Попробуй одной белой – и правда, выйдет тускло, мертво. Нет, тут надо взять и голубую, и синюю, и фиолетовую, и розовую. Сверкающий снег, белизна берёз заметнее рядом с яркой синевой неба.

Чтец:

Чародейкою Зимою

Околдован , лес стоит -

И под снежной бахромою ,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

( Ф. И. Тютчев)

Слайд « Февральская лазурь»

Перед вами репродукция знаменитой картины "Февральская лазурь".
Во время одной из своих обычных утренних прогулок Грабарь был поражён праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.

В то необычайное утро природа праздновала какой – то небывалый праздник – праздник лазоревого жемчужных берёз и сапфировых теней на белом снегу. Я стоял около дивного экземпляра, берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять…Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги,
объединённых голубой эмалью неба…Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит берёзу, а среди берёз - "плакучую" её разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" берёза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении видеть его очарование сказалось радостное восприятие художником природы России. На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью". Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. В картине художник наносил мазки плотным слоем, благодаря чему выявились и объём у стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Автору удалось передать всю градацию голубого цвета - от светло-зелёного внизу до ультрамаринового наверху. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно иной облик, заискрилась радостными красками, наполнилась ощущением простора и света. Художник не сразу пришёл к названию своей картины.
Он обдумывал варианты
"Лазоревый февраль", "Конец февраля". И только после этого отыскал, как ему показалось, лучшее название - "Февральская лазурь".

Весна

Наступает весна – и всё на свете меняется. То, что, казалось бы, каждый день перед глазами, обновлено дыханием весны. Мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым

Слайды с весенними пейзажами

Чтец:

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!”

Весна идёт! Весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

(Фёдор Тютчев)

Слайд с портретом А.И. Сасрасова

Много написано стихов, песен, создано картин об этом чудесном времени года. Русские художники с проникновенным лиризмом и теплотой изображали весеннюю природу. Один из них – Алексей Кондратьевич Саврасов . Кому не знакома эта бесконечно близкая и понятная каждому картина пробуждающейся природы.

Слайд «Грачи прилетели» А.И. Сасрасова

Более 100 лет назад Саврасов написал свою знаменитую картину «Грачи прилетели». Но и теперь, как и прежде, в Третьяковской галерее у небольшого полотна собираются люди и подолгу его рассматривают. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении.

На первом плане картины – грачи. Они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. Грачи спешат соорудить на берёзах гнёзда. В пасмурном небе идет борьба весны с зимой. Вот-вот пойдет снег.

Много воды. Снег рыхлый, тает. Снег написан нежнейшими оттенками синего, голубого, тепло-желтого цвета. Настроение тревожное. Даже неуютно.

В середине – облупленная церквушка с колокольней. Гнезда грачей на березах растрепаны. Атмосфера переезда, перемен, неприбранности. Но природа и человек всегда рады этим переменам. В тихом уголке русского селения художник увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям.

На картине Саврасова изображён конец марта. А этот случай был в апреле.

Инсценировка стихотворения «Этот случай был в апреле».

Этот случай был в апреле,

С юга птицы прилетели.

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

Убирайся вон, задира,

Просвистел ему скворец.

Ни за что, моя квартира,

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенёс.

А сейчас, под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей,

Прочирикал воробей.

Не упрямься!

Мне в наследство

Этот дом остался с детства.

Вылетай. Мой клюв остёр

А не то…

Но тут во двор

Со скворечней Петя вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

Я, друзья сердечно рад,

Охраняйте вместе сад.

Только Петя слез долой,

Воробейка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили. Хочу предложить вашему вниманию, один из лучших образцов инструментального концертного цикла, написанный итальянским скрипачом, дирижером и композитором эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди . Цикл «Времена года» состоит из четырех частей «Весна», «Лето», «Зима» и «Осень» - чарующая красота этой музыки продолжает завоёвывать сердца всё новых и новых поколений ценителей музыки. Надеюсь и вам она знакома. Мы слушаем первую часть «Весна».

Звучит «Весна» Антонио Вивальди Цикл «Времена года»

Лето.

Слайд с портретом И.А. Шишкина

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Произведения выдающегося художника, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

На высоком берегу Камы, среди лугов, полей, озер и прекрасных сосновых лесов, расположился старинный городок Елабуга. Здесь и родился, провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Шишкин. Еще с детства елабужские сосновые леса наметили основную тему картин художника – тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса», через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.

Слайд «Рожь» И.А. Шишкина

«Рожь» – одно из лучших творений в русской пейзажной живописи.

Да, сюжет картины прост. Но смотришь на нее, не оторвешь: вот она Россия, с ее раздольем, богатством земли. А какими красками написана картина! Светлыми, звонкими, голубовато-зелеными, золотисто-коричневыми – лучезарными! Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Над землёй летают ласточки. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. Быть грозе. Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы. И рожь, и сосны, и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл.

Чтец:

Рожь, рожь… дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Над полем, низко провисая,

Лениво стонут провода.

Рожь уродилась. Близки сроки.

Отяжелела и на край,

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула, хоть подпирай.

Знать колос, туго начиненный,

Четырехгранный, золотой,

Устал держать пуды,

Вагоны, состава хлеба

Над землей.

( А. Т. Твардовский)

А сейчас мы хотели бы показать вам еще картины Ивана Шишкина посвященные лету.

Слайды с пейзажами И. А. Шишкина

Чтецы:

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.

Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

( Николай Рыленков)

Слайд «Утро в сосновом лесу» И. А. Шишкина

«Утро в сосновом лесу» одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца; и влажный покров земли; и сочная листва кустарников; и дыхание сиреневого тумана. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера.

Послушайте в исполнении Чистяковой Насти песню про такого же медвежонка, как на картине «Ай я жу-жу».

Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, вам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то великий художник Леонардо де Винчи сказал: “В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины. Чтобы ответить на это задание поэта Бромлея:

Чтец:

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета
зима, весна и лето?

Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире.
Возьми в дорогу кисти,
Глаза открой пошире.
Смотри какого цвета
Огромная планета.

И сейчас для вас будут танцевать «Веселые карандаши» в исполнении младших классов хореографического отделения

Мы надеемся, что картины, прозвучавшие стихи, музыка, подарили вам частицу красоты, тепла, добра, мудрости и крупицу человечности и надежды на то, что мы будем счастливы, если будем любить и охранять родную природу.

Спасибо за внимание!

Литературный час о писателях натуралистах (Н. Сладков и Е. Чарушин) О братьях наших меньших

В ноябре 2016 года в городской библиотеке № 14 МБУК «ЦБС г. Вологды» для учащихся первых классов прошёл литературный час «О братьях наших меньших». На занятии ребята познакомились с творчеством двух писателей-натуралистов: Н. Сладков и Е. Чарушин.
библиотекарь городской библиотеки № 14 МБУК «ЦБС г. Вологды» Ромина Наталья Алексеевна.
Описание: Литературный час «О братьях наших меньших» предназначен для учащихся младшего школьного возраста (1-2 классы). На нём школьники знакомятся с биографией и творчеством Н. Сладкова и Е. Чарушина. Данный литературный час можно проводить как отдельное мероприятие или использовать его фрагменты на уроках чтения в школе или библиотечных уроках, посвящённых творчеству писателей-натуралистов, в городских и школьных библиотеках.
Цели:
- Познакомить детей с творчеством писателей-натуралистов;
- Помощь учебному процессу;
- Заинтересовать школьников книгами Н. Сладкова и Е. Чарушина, имеющимися в библиотеке.
Оформление: красочный заголовок мероприятия, портреты писателей Н. Сладкова и Е. Чарушина, книжная выставка «Писатели о природе и животных», видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (открываются ворота Московского зоопарка), видео «Художник Е. Чарушин», видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (закрываются ворота Московского зоопарка).
Оборудование: телевизор, видеоплеер.

Ход мероприятия

«Природа – это
увлекательнейшая книга.
Только начни её читать,
не оторвёшься».
Н. Сладков

Ребята, писатели бывают разные. Одни пишут про детей и про школу, другие в своих книгах описывают путешествия по разным странам, третьи сочиняют фантастические истории. А бывают такие писатели, которые пишут книги о природе и о животных. Таких писателей называют натуралистами. Сегодня мы познакомимся с двумя писателями-натуралистами. Это Николай Сладков и Евгений Чарушин. С помощью их книг мы отправимся в удивительный мир животных.

(Видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (открываются ворота Московского зоопарка)).
Конечно, любой человек любит природу. Но есть такие люди, которые наделены особым отношением ко всему живому. Природа это чувствует и делится с ними своими самыми сокровенными секретами. Таким был писатель Николай Иванович Сладков. Он родился в 1920 году в Москве, но вся его жизнь прошла в городе Ленинграде (Санкт-Петербурге) славящемся великолепными пригородными парками. Здесь писатель открыл для себя удивительную жизнь природы, которая и стала главной темой его творчества.
Ещё во время учёбы в школе Николай начал вести дневник, куда записывал свои впечатления и наблюдения за животными и растениями. Став взрослым Сладков увлекался охотой, но потом отказался от этого занятия. Вместо неё он стал заниматься фотоохотой и выдвинул такой призыв: «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

Николай Сладков очень любил родную русскую природу. Однажды он сказал: «Я пишу о природе, потому что я её очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость её и разнообразие».
Свою первую книгу «Серебряный хвост», в которой рассказывается о встрече охотника с горной лисой, Сладков написал в 1953 году. Всего он написал более шестидесяти книг.
Вместе с другим писателем-натуралистом Виталием Бианки Сладков готовил передачу для радио «Вести из леса», в которой с удовольствием отвечал на многочисленные письма юных слушателей.

Викторина по рассказам Н. Сладкова
(При подготовке к мероприятию дети самостоятельно читают рассказы Н. Сладкова из цикла «Лесные шорохи»: «Сорока и медведь», «Сорока и заяц», «Лиса и мышь», «Кто как спит», «Лисица и ёж», «Сорока и заяц», «Одуванчик и дождь», «Крот и филин»).

Ответьте на вопросы:
1. Когда медведь бывает сытым? (Никогда, он всё время ест)
2. Почему зайцу не нужны лисьи зубы, волчьи ноги да рысьи когти? (Так как душа у него заячья, он всего боится)
3. Чего боится мышка-трусишка? (Тихого шороха) Почему? (Это означает, что крадётся кошка или лиса)
4. Как спит летучая мышь? (Висит вниз головой) Кто спит сидя? (Тетёрка) Кто спит стоя? (Цапля) А как спит заяц? (Лёжа)
5. Почему, по мнению лисы, колючки ежу не к лицу? (С ними он несъедобный)
6. Почему зайцу горькая осина вкусной кажется? (Так как он голодный)
7. Почему одуванчик кричит то «Ура», то «Караул»? (Корни у него рады дождю, так как пить хотят, а цветок боится, что пыльца испортится)
8. Филин – хищная птица. Кого он может проглотить? (Всех: и крота, и зайчонка и даже ежа)


А сейчас я хочу рассказать о другом писателе-натуралисте. Это Евгений Иванович Чарушин. Он был не только писателем, но и художником. Евгений Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке (Киров). В этом 2016 году исполнилось 115 лет со дня рождения Е. Чарушина.
Вместе с мамой мальчик часто ходил в лес, там наблюдал за лесными жителями, ловил их, воспитывал, лечил. В доме Чарушиных всегда было много животных. Во дворе обитали поросята, индюшата, козы, утки, цыплята. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы с рыбками.
Мальчику всегда хотелось подольше сохранить в памяти всё то, что он видел. На помощь пришло рисование, второе сильное увлечение детства. Женя часто ходил с карандашом в руках и рисовал животных. Рисовать его научил отец Иван Аполлонович Чарушин. Он был известным на Урале архитектором. А профессия архитектора требует умения хорошо рисовать.
Любимым чтением Чарушина в детстве были книги о животных.
Вместе с отцом Женя часто ездил по родной Кировской области. В этих поездках Женя мог любоваться восходом и заходом солнца, наблюдать как засыпает и просыпается лес, слушать пение птиц и голоса зверей. Именно благодаря ярким впечатлениям детства Евгений Иванович Чарушин и стал писателем и художником.

(Показ видео «Художник Е. Чарушин»)
Животные окружали Евгения Чарушина всю жизнь. Так, когда он стал уже взрослым, в его доме жил русский спаниель Томка, с которым писатель ходил на охоту. Именно он стал прообразом щенка Томки – одного из героев рассказов Чарушина.
Сначала Евгений Иванович был только художником – он создавал иллюстрации к книгам В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака и др. Затем он стал писать и сам.
Особенно он любил рисовать детёнышей животных. «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь», - писал Евгений Иванович. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Викторина по рассказам Е. Чарушина
(При подготовке к мероприятию дети самостоятельно читают рассказы Е. Чарушина из цикла «Тюпа, Томка и Сорока», а также по выбору).

Ответьте на вопросы:
1. Как зовут охотничью собаку из рассказов Е. Чарушина? (Томка)
2. Вспомните, как автор выбирал себе щенка. Как по поведению щенка можно узнать его характер? Кого выбрал? (Томку; Рассказ «Томка», автор отнял деревяшку у щенка и спрятал, а тот её нашёл).
3. По каким признакам можно узнать, что снится щенку Томке? (Во сне Томка повизгивает и лапы у него дёргаются; рассказ «Томкины сны»)
4. Как Томка научился плавать? (Побежал в воду за мячиком, а мячик – это любимая игрушка Томки)
5. Как зовут маленького котёнка из рассказов Е. Чарушина? (Тюпа)
6. Почему Тюпу прозвали Тюпой? (Он ползёт, подкрадывается ближе к птичке, бабочке и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»)

Ребята, какие книги Е. Чарушина вы ещё читали? (Дети рассказывают)

Разгадайте кроссворд «Чарушин»:


1. Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Под крыло собирает. (Курочка)
2. У своего теремочка
Сидит на цепочке. (Собака)
3. Чёрная заплатка,
Белая заплатка.
По берёзе скачет,
Обо всём судачит. (Сорока)
4. Пёстрая крякушка
Ловит для детей лягушек. (Утка)
5. Любит зёрна,
Любит хлеб,
Но любимей сыра нет,
Баловница, хоть мала,
Страх наводит на слона. (Мышка)
6. Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица)
7. Мохнатенький, усатенький,
Лапки мягоньки, а когти востры. (Котёнок)

Молодцы, ребята! Я вижу, что слушали меня вы сегодня внимательно и поэтому много нового узнали и запомнили. Закончить нашу встречу я хочу словами Евгения Чарушина: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты - человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Расти поскорее, учись лучше!». Так обращался Е. Чарушин ко всем детям. Давайте будем следовать его совету: читать интересные книги, изучать животных и охранять природу. До новых встреч!

(Видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (закрываются ворота Московского зоопарка))

Муниципальное казённое учреждение культуры

«Подосиновская межмуниципальная библиотечная система»

Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва

Методический сектор

От экологии природы

к экологии души

Человек и природа

в произведениях художественной литературы.

Методический сборник сценариев.

Подосиновец, 2015
Составитель:

Крюкова Е.В., зав. методическим сектором МКУК «Подосиновская МБС»

От экологии природы к экологии души. Человек и природа в произведениях художественной литературы: Методический сборник сценариев / Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва; сост. Е. Крюкова.- Подосиновец, 2015.- 46 с.

Сборник представляет подборку сценариев по творчеству писателей-природоведов В. Бианки, М, Пришвина, Н. Сладкова, Е. Чарушина, обзоры литературы, посвящённые проблеме взаимоотношения человека и природы в современной литературе.

Творческий час по творчеству Е.И. Чарушина для учащихся 1-2-х классов 6
Тимшина Н.А. Лесной корреспондент. Литературный утренник,

посвящённый творчеству В.В. Бианки . 12
Кочанова Е.И. «Лес не школа, а всему учит»

Литературный час по творчеству Н. И. Сладкова для 3-4 классов 15
Савина Л.В. Лесные тайнички

Литературное путешествие в мир русской природы

с писателем-натуралистом Н.И. Сладковым 19
Кочанова Е.И. «И лес тихонько мне шептал»

Литературный час по творчеству М. М. Пришвина для 3-4 классов 21
Требунских Т.В. Писатели и экология. Беседа для учащихся 6-11классов 25
Крюкова Е.В. Человек и природа в произведениях

художественной литературы

Литературный обзор для старшеклассников 29
Злобина Е.Н. Люблю тебя, мой край суровый, северный…

Литературно-экологическое путешествие

по родному краю с поэтами-земляками 44
Список сценариев по произведениям писателей-природоведов 49
Введение.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Экология сегодня – значимая наука, которая вплотную взаимодействует с биологией, природоведением, географией. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! Познавательные и в то же время красочные повествования в ореоле добра – отличительная черта произведений писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Игоря Ивановича Акимушкина, Михаила Михайловича Пришвина, Евгения Чарушина и многих других талантливых авторов XIX-XX веков.

Природоведческая проблематика в литературе тесно связана с экологической: в защите и охране одинаково нуждается душа человека и душа окружающего его мира. Отличительной чертой отечественной литературы было осознание неразрывной связи проблем экологии с нравственностью человека, его совестью, ответственностью. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, без учета отдаленных скрытых последствий такого вмешательства, нарушая экологическую среду, человек тем самым искажает и нравственный кодекс, издавна действовавший в отношениях человека с природой.

Несмотря на драматизм ситуации, нормы экологического поведения, сама идея единства человека с природой находили свое отражение в повестях и романах советских писателей. Подтверждение этому - творчество Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Леонида Леонова, Василия Белова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Сергея Залыгина, и других писателей. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Предлагаем вашему вниманию методический сборник «От экологии природы к экологии души», который посвящен творчеству писателей, признанных классиков отечественной литературы.

Пособие включает сценарные разработки мероприятий природоохранной тематики для детей и юношества, которые проводились библиотеками района. Это направление работы актуально для формирования экологической культуры и сознания подрастающего поколения.

Используя все ресурсы экологических знаний имеющихся в библиотеке, включая Интернет, библиотекари самостоятельно разрабатывают интересные, познавательные, насыщенные информацией сценарии по творчеству писателей-природоведов, актуальной сегодня теме взаимоотношения человека и природы.

Мероприятия организуются совместно с педагогами, специалистами-экологами, и сопровождаются показами видеофильмов, иллюстративного материала, способствующих углублению восприятия, творческой и практической активизации детей и юношества. Главную роль здесь играет умение библиотекарей находить и в полном объеме представлять читателям информацию, несущую экологические знания.

При проведении каждого мероприятия библиотекари стремятся добиться того, чтобы каждый участник осознал себя частицей Земли, заставляют размышлять над экологическими проблемами, пробуждают неравнодушное отношение к каждому зверю и птице, и в конечном итоге – к самому себе.

Советы школьникам писателя-натуралиста.
Как писатель - натуралист, я скажу, что писать о природе очень сложно и ответственно.

Во-первых, сложно потому, что жизнь природы нужно хорошо знать и эти знания могут быть приобретены только посредством большого труда. Нужно много бывать в лесу, в поле, у реки, наблюдать жизнь лесных обитателей в их обычной среде, при этом, не нарушая их покоя. Писатель - натуралист должен жить природой. Наблюдая за жизнью лесных обитателей, писатель - натуралист видит то, что не видят многие - потаённой жизни леса, поля, реки. Той жизни, которая, по выражению известного детского писателя - натуралиста Георгия Скребицкого скрыта «пологом леса» и право приподнять этот полог дано не каждому. Для этого мало одного желания пойти в лес. Нужно еще и огромное стремление увидеть эту лесную жизнь, для чего порой приходится мокнуть под дождем, бродить по лесу темной ночью, мёрзнуть студёными зимними днями, цепко ходить по моховому верховому болоту. Одним словом, слиться с природой, и только тогда она откроет тебе свои тайны.

Во-вторых, писатель-натуралист пишет только о том, что видит. Но это не простой рассказ-байка, а особое повествование, где образ природы является главным. Именно вокруг этого образа и должны развиваться события, о которых пишет писатель - натуралист. А еще в рассказе должен быть особый смысл, я бы сказал, вложена душа самого автора. Если этого нет, то это простая байка - пересказ какого либо события.

В-третьих, в описании природы не может быть фальши. Тут нет места фантазии и домыслам. Природа должна жить в рассказе писателя-натуралиста такой, какой он ее увидел в определенном временном отрезке. Рассказ должен быть подобен фотографии. Вот только тогда писатель, пишущий о природе, может назвать себя писателем - натуралистом.

И в-четвертых, писатель - натуралист - это связующая нить между живой природой и читателями. И как он напишет о природе, так он и преподаст ее тем, кто её мало знает. Потому на писателе - натуралисте лежит очень большая ответственность.

А вообще, писать о природе - это здорово! Бывайте, дорогие ребята, больше в лесу, в поле, на реках и озерах в любое время года, старайтесь открыть в природе неизведанное, и я уверен, что ваша рука сама потянется к ручке и чистому листу бумаги для того, чтобы запечатлеть увиденное и передать эту радость другим.

Олег Трушин, писатель-натуралист

Волшебный мир зверей и птиц.

Чарушинские зверята.

Творческий час по творчеству Е.И. Чарушина для учащихся 1-2-х классов
Составитель: Тимшина Н.А.,

библиотекарь Демьяновской детской библиотеки
Библиотекарь Н.А. Тимшина разработала и провела творческий час-знакомство с жизнью и творчеством Е. Чарушина, для учащихся начальных классов (всего на мероприятиях побывало более 100 человек). Ребята заранее готовились к встрече с книгами Чарушина, читали различные произведения автора. В ходе мероприятия была проведена викторина по произведениям Чарушина, были применены элементы громкого чтения с последующим обсуждением рассказов, элементы обзора. Забавные получались рисунки маленького рысёнка. Мероприятие «Чарушинские зверята» интересное и познавательное, ребята получили заряд хорошего настроения. Цель мероприятия: На игровом, занимательном и привлекательном материале попытаться привить любовь к чтению, воспитать уважение к книге библиотекарем достигнута.

Туркова З.А., заведующая Демьяновской детской библиотекой.
Ход мероприятия

1. Кто такой анималист

Библиотекарь: Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не растут ли где ягоды, которыми можно полакомиться? А потом он устал и сел. Умелая рука художника передала пушистый мех медвежонка, его по-детски раскрытые немного удивленные глаза. Это рисунок Евгения Ивановича Чарушина. Есть художники, у которых звери и птицы главные герои рисунков и картин. Таких художников называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что значит «животное».

Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек.

Но рисовать животных не так-то просто - позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которому в 2015 году исполняется 114 лет со дня рождения.

2. Мир Чарушина

Как Чарушин стал писателем и художником .

11 ноября 1901 года в Вятке в семье губернского архитектора родился Евгений Иванович Чарушин. Вятский край, его леса и поля, постоянное наблюдение птиц и зверей, рассказы охотников - крестьян оказали воздействие на всё последующее развитие художника. 3 - родники его творчества.

Семья.

Отец Евгения - художник-архитектор, строитель домов, дворцов, вокзалов. Отец привил сыну первоначальные художественные навыки, любовь к природе и охоте. В детстве все самые яркие воспоминания связаны с животными. Мать - садовод и огородник-любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они превращались в чудо-сад. Мама делал прямо чудеса. В холодной Вятке (ныне г. Киров) она выращивала под снегом тюльпаны и гиацинты, сажала в муравьиные кучи картофель, который вырастал величиной с человеческую голову. Мальчик принимал деятельное участие в её работе. Мать любила все живое и передала эту любовь к сыну. Цыплята, поросята, индюшата, с которыми всегда было много хлопот, козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом. Трехногий пес Бобка, война с котом, съедавшим крольчат, ловля певчих птиц - чижей щеглов, свиристелей, гоньба голубей... С этими воспоминаниями связано раннее детство Жени Чарушина.

Детство.

В шесть лет он заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся каши из грязного куриного корыта, каких-то трав, кореньев, в общем, самой невообразимой гадости. В другой раз он переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. И с этого лета научился хорошо плавать. Через год убил из чужого ружья филина, и с тех пор охотился один или с приятелями. В 11-12 лет получил в подарок ружье.

Рисовать он начал рано. Отец всегда с карандашом, и Женя то же. Изображал чаще всего животных и битвы индейцев. Можно сказать, что Женя Чарушин вырос с карандашом и кистью в руках: бегал рисовать чучела в чучельную мастерскую, помогал отцу в раскрашивании акварелью его проектов, ежедневно изображал что-нибудь для себя и для приятелей.

Любимыми книгами детства были - Сетон-Томпсон, Лонг, Биар и подарок отца, от которого «дух захватывало» - семь томов Брема «Жизнь животных». Он читал эту книг запоем. По утрам, умывшись, лез на дерево, чтоб чего доброго не заставляли учить уро: Читал Брема и чуть не плакал, так ему хотелось иметь тапира или жирафу.

Озорство.

Друзей привлекали к Жене простота и открытость. Идеалами семьи, немного провинциальной, старинной и интеллигентной, были честность, дружба, доброта. Женя рос озорной. Не избалованный, не капризный, Например: за очередной проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго. Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще стоит за ширмой - ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают - ботинки на месте, а Жени нет! Проделки его остроумны, изобретательны, веселы. Они рождались от неуемной фантазии, от неисчерпаемой энергии, от пытливости ума, от талантливости. И никогда в его озорстве не было ни зла, ни жестокости.

Таланты.

Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актером, вечно что-то изобретал (прозвали Евгеша-изобретатель), был великолепным живописцем, скульптором, впоследствии стал мастером книжной графики и отличным детским писателем. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

Образование.

Мастерству живописца учился в Петрограде в Академии художеств вместе с такими художниками, как Валентин Курдов, Николай Костров, Юрий Васнецов. Уже в студенческие годы работы Евгения Ивановича выделялись смелостью, отчаянием и талантливостью.

После окончания Академии в 1926 году Чарушин начинает работать в детской книге. Его дальнейшие успехи связаны с именами художника В.В. Лебедева и писателя С.Я. Маршака. Этим люди хорошо знали то, чем занимались, любили природу, животных, детей. Эти люди помогали ему, давали ценные советы.
Чарушин-художник.

Библиотекарь: Ребята, а что же, до Чарушина никто не рисовал животных?

Сколько книг написано о природе! А сколько писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: медведей, волков и прочую живность! Но книги Евгения Ивановича Чарушина все-таки невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны. Чарушин - художник отличается душевностью, теплотой чувств, человечностью. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.

Кого любит рисовать Е. Чарушин?

Больше всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло. Чарушин лаконичными средствами умеет выразить характер каждого зверька, его «психологию», мы узнаем хищника в оскаленном тигренке, видим незащищенность зайчонка, задиристость петуха.

В изображении своих героев художник часто прибегает к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог.

Что делают герои – животные? Это не вообще звери - лиса, волк, тигр, сова, гусь, олень, собака, кошка. Это их индивидуализированные образы. Художник показывает своих героев в те моменты, когда их характеры раскрываются особенно выпукло. Он любит показывать их в действии: оленята стремительно скачут, маленький мишка взбирается на пень, котенок Тюпа готовится к нападению...

С неистощимой энергией Чарушин иллюстрирует произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г.Я. Снегирева - писателей-охотников, знатоков леса, страстных природолюбов.