» » Мальчик в 2 года не разговаривает. Если ребенок в два года не говорит: причины и методики обучения малышей разговаривать. Говорящие игры для детей

Мальчик в 2 года не разговаривает. Если ребенок в два года не говорит: причины и методики обучения малышей разговаривать. Говорящие игры для детей

Первые слова, произнесенные малышом, вызывают особый трепет у родителей. С этой поры они начинают верить, что их чадо вот-вот начнет связно разговаривать. Однако происходит так далеко не всегда. Случается так, что даже когда ребенку почти 2 года, не разговаривает малыш, а выдает окружающим только несвязные звуки. При этом он может лишь мычать, показывая на нужный ему предмет пальцем. Когда же родителям начинать беспокоиться при возникшей ситуации и вести свое чадо на прием к специалисту? В каких ситуациях достаточно просто подождать - и ребенок начнет разговаривать сам?

Этапы развития речи

От того, насколько ребенок способен оперировать понятиями своего родного языка, можно судить об уровне его развития, а также об успеваемости в будущем. Именно поэтому речь малыша стоит развивать с самого рождения, следя за правильностью произношения (в соответствии с возрастом) и своевременным расширением словарного запаса. При этом родителям не стоит терять зря времени, действуя вслепую. Прежде всего им нужно понять, каковы этапы развития речи малыша.

Первый из них проходит от самого рождения до года жизни. Данный этап называется довербальным. До трехмесячного возраста малыш только воспринимает речь близких ему людей. Однако уже и в этот период у него существует потребность общения. Чем чаще родители будут разговаривать со своим чадом, тем больше у него появится предпосылок перехода к следующему этапу развития речи. При этом произноситься слова должны нежно и ласково, четко и с улыбкой на лице. Это важно для становления будущей дикции ребенка.

К полугодовалому возрасту малыш начинает осваивать искусство диалога. Вначале он произносит слоги, понятные только ему. Ими маленький человечек обозначает те предметы, которые нужны для игры. По-своему называет малыш и близких ему людей, а несколько позже и некоторые действия. Родителям важно не переходить на язык своего чада, называя предметы правильно.

От года до трех лет длится следующий этап развития, когда начинает возникать речь. Малыш учится составлять из слогов слова и понимать их значение. Теперь ему не обязательно видеть тот предмет, который он решил попросить. Он уже сам может назвать нужную ему вещь. На данном этапе ребенок способен ответить на вопрос взрослого человека, так как ему понятен смысл уже целого предложения.

В возрасте от 3 до 7 лет малышу предстоит пройти этап, который характеризуется развитием речевого общения. В этот период родной язык ребенок осваивает самостоятельно во время игр и познания нового. Взрослым стоит помнить о том, что на данном этапе от них требуется правильно оперировать словами и стараться отвечать на возникающие у малыша вопросы. При этом разъяснения должны быть не однозначными, а красноречивыми, со множеством примеров. Если родители способствовали правильному развитию своего ребенка, то в будущем он отблагодарит их хорошей успеваемостью по всем школьным предметам.

Проведение своевременной диагностики

На каждом из этапов развития речи родители должны внимательно следить за поведением малыша. Проведение своевременной диагностики явится первым шагом на пути к выздоровлению их чада. Что должно насторожить мам и пап? Они должны забить тревогу в том случае, если:

  • новорожденный не проявляет никакой реакции при громких звуках и не поворачивает голову на голос матери;
  • малыш не начинает гулить в период от 2 до 4 месяцев и не высказывает активную реакцию на появление около него близких людей;
  • у ребенка наблюдается малая активность речи или полное отсутствие лепета в возрасте от девяти месяцев до одного года;
  • малыш не произносит в 12 месяцев самые простые слоги и не выполняет элементарные устные просьбы (к примеру, показать животное на картинке);
  • маленький человечек в 1,5 года не говорит простые слова («мама», «баба» и т. д.), а также не проявляет никакой реакции при произношении взрослыми его имени;
  • ребенок 2 лет не разговаривает или плохо произносит слова при невнятной и односложной речи;
  • малыш старше трех лет не способен составить самое простое предложение, знает менее тридцати слов и нередко путает их окончания.

Любой из вышеперечисленных признаков является поводом для обращения к специалисту. Это даст возможность исключения патологии или ее своевременного лечения.

Неврологические проблемы

Бывает, что ребенок 2 года не разговаривает, мычит и только показывает пальцем на нужный ему предмет. Такая ситуация может быть следствием неврологического заболевания. Отмахиваться от проблемы, ожидая, что все образуется само собой, не стоит. Чем раньше родители приведут свое чадо к специалисту и начнут лечение патологии, тем лучше это будет для малыша.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины могут крыться в:

  • поражении или недоразвитии мозга, а также ЦНС как в период внутриутробного развития, так и во время и после родов;
  • длительном токсикозе или угрозе выкидыша в период беременности;
  • хронических заболеваниях и вредных привычках матери;
  • затяжных или стремительных родах ;
  • приеме противопоказанных во время беременности лекарств;
  • гипоксии плода;
  • переношенности или недоношенности;
  • несовместимости крови матери и плода;
  • родовых травмах;
  • черепно-мозговых травмах и инфекционных заболеваниях малыша;
  • приеме антибиотиков, способных повлиять на развитие маленького человечка.

Физиологические проблемы

Речь у детей развивается постепенно. Начинается все с артикуляции, укрепления мышц. Это подготавливает речевой аппарат. Только после его укрепления малыш пытается общаться с близкими ему людьми, используя простые звуки, и учится понимать произнесенные слова. От года до полутора активный словарь ребенка постоянно расширяется. Для второго года жизни характерен своеобразный «лингвистический прорыв». В этот период то количество слов, которые произносит маленький человечек, увеличивается с каждым днем.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины такого состояния нередко кроются в физиологии его развития. Это могут быть:

  1. Проблемы со слухом. Такая патология приводит к задержке в интеллектуальном развитии и, конечно же, речи. Ребенок, у которого наблюдается глухоухость или полностью отсутствует слух, не способен нормально разговаривать. Данные проблемы могут быть либо врожденными, либо приобретенными. При этом они и явятся причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Но если в 3 года малыш не произносит слов, несмотря на то что до этого времени его речь соответствовала существующим нормам, то родителям нужно сводить свое чадо на консультацию к отоларингологу.
  2. Нарушение артикуляции и недоразвитие речевого аппарата. Это может быть еще одной причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Слабо развитые челюстные и лицевые мышцы приводят к трудностям локализации звуков. Такая патология возникает в случае раннего отлучения от груди или при короткой уздечке под языком. О нарушении артикуляции свидетельствует сильное слюнотечение, постоянно приоткрытый рот и рвотный рефлекс, который вызывает твердая пища. Данная патология также приводит к тому, что ребенок 2 лет не разговаривает.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему ребенок не разговаривает в 2 года, не имея при этом никаких физических отклонений? Возможно, в роду у малыша есть родственники, которые в свое время также не спешили произносить слова. Причина этого кроется в незрелости нервной системы, что замедляет рост тех клеток, которые отвечают за речевую деятельность.
  4. Задержка в интеллектуальном развитии. На речи ребенка, без всякого сомнения, отражаются такие генетические патологии, как метаболические дефекты и синдром Дауна. Негативно влияют на освоение родного языка и различные вирусные заболевания, перенесенные в утробе матери.

Аутизм

Бывают случаи, что ребенок 2 лет не разговаривает в связи с нарушением развития головного мозга. Такая патология приводит к аутизму. Внешние ее проявления можно увидеть в нарушении социального общения, ограничении интереса и повторяющихся действиях.

Детский аутизм протекает устойчиво и стабильно. Его симптомы наблюдаются даже во взрослом состоянии. Но для того, чтобы убедиться в правильности диагноза, необходимо подтверждение таких признаков патологии, как:

  • нарушение общения малыша с окружающими его людьми;
  • низкое социальное взаимодействие ;
  • стереотипность в поведении и узкий круг интересов.

С такой патологией долго ребенок не хочет разговаривать. 2 года - это возраст, в котором он способен лишь повторить услышанное прежде слово. Молчать такой ребенок может и в пять лет. При этом он будет категорически отказываться от общения и с истерикой протестовать против всякого нарушения его режима.

Социальные причины

Почему ребенок не разговаривает в 2 года, хотя у него нет никаких проблем со здоровьем? На это могут влиять определенные социальные причины, среди которых:

  1. Невостребованность речи. Некоторые родители жалуются на то, что их ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает. Причиной этому может быть либо педагогическая распущенность, либо гиперопека над малышом. Первый случай касается такой ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе. При этом родители мало разговаривают с ним, не стимулируя речевую активность своего чада. На первый взгляд кажется, что такой малыш отстает в своем развитии. Ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает и у чересчур заботливых родителей. Чрезмерная опека взрослых приводит к тому, что у малыша отсутствует надобность в озвучивании своих желаний. Ему достаточно указать на нужный предмет пальцем.
  2. Испуги и стрессы. Ребенку 2 года 4 месяца? Не разговаривает, если находится в неблагоприятной обстановке. В этом возрасте у малыша появляются сильные эмоциональные переживания, если родители часто ссорятся, срываясь при этом на маленьком человечке. Стрессы сопровождают детей при смене семьей места жительства и при многих других факторах, снижающих психологический комфорт.
  3. Билингвизм. Многие родители беспокоятся, что их чадо молчит, несмотря на то что ребенку 2 года 5 месяцев. Не разговаривает такой малыш в тех случаях, когда в семье для общения используются два языка. Все сказанное он воспринимает с трудом. Ему сложно отделить один язык от другого и понять нужные значения слов.
  4. Синдром госпитализации. Иногда у детей развиваются случаи физической и умственной отсталости, когда их отлучают от матери по причине длительного нахождения в больничном стационаре. В таких случаях у малышей начинает формироваться отстраненность от окружающего мира. Маленький ребенок, находясь в больнице, не может говорить элементарных слов даже в возрасте полутора лет. Такой же синдром наблюдается и у тех деток, в жизни которых мать присутствует только формально.
  5. Негативное отношение к речи. Если ребенок обладает упрямым и независимым характером, то упорство и настойчивость родителей способны привести к отрицательному результату. Постоянные просьбы взрослых произнести то или иное слово становятся причиной того, что их чадо замыкается в себе и отказывается разговаривать.

Что предпринять?

Многие мамы и папы начинают бить тревогу, когда их малыш, несмотря на то что исполнилось ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать в таких ситуациях? В первую очередь необходимо исключить патологии слухового аппарата. Ведь случается так, что до двухлетнего возраста родители и не предполагают о том, что у малыша есть проблемы. Необходимо также обратиться к специалисту для выявления неврологических заболеваний.

Если физически малыш здоров, но при этом ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать? В этом случае можно просто подождать. Многие неврологи и логопеды отмечают все возрастающую тенденцию того, что в целом детки начинают говорить несколько позже, чем даже 10-15 лет назад. Именно поэтому специалисты советуют не бить тревогу даже тогда, когда ребенок 2,5 года не разговаривает. Они рекомендуют просто подождать, пока он вырастет до 3 лет. Только после этого врачи начинают заниматься с малышом.

Как должны вести себя родители

Разумеется, если ребенок 2,5 года не разговаривает, подождать можно. Однако многие родители предпочитают, чтобы их малыш разговаривал так же, как и соседский. А для этого понадобится создание благоприятных условий.

Ребенок начнет озвучивать все происходящее вокруг в том случае, когда для этого будут существовать определенные бытовые условия, а именно:

  • выключенные радио, телевизор и компьютер;
  • внимание родителей.

Однако взрослые не должны предугадывать желания своего чада и выполнять его указания по одному только взгляду. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш вынужден попросить о чем-либо, а взрослые делают вид, что не понимают его намеков и мычаний.

Развитие мелкой моторики

Еще Павловым было отмечено использование мышечных ощущений, ведущих от речевого органа к коре головного мозга. Так происходит и у ребенка, который начинает говорить, подражая мимике матери. После семимесячного возраста эта способность у малышей начинает ослабевать. Именно поэтому в дальнейшем необходимо пользоваться другими методами. Специалистами было подмечено, что с речевым развитием совпадает развитие движений пальцев на руках. Именно поэтому их моторику необходимо развивать для скорейшего освоения родного языка.

Работа по тренировке детских пальчиков должна начаться уже с семи месяцев. Для этого малышу надо давать катать шарики из пластилина или использовать в качестве игрушки крупные бусы из дерева. В полтора года задания должны быть усложнены. Малыша нужно занимать застегиванием пуговиц или завязыванием узелков.

Если ребенок не разговаривает в два года, то ему нужно не просто читать стихи или петь песни, а научить помогать взрослому. Малыш должен вставлять нужные по смыслу слова.

Большое значение для детей имеет их общение со сверстниками. Неудивительно то, что именно в садике малыши начинают разговаривать намного быстрее. Они берут пример с других детей.

У многих малышей стремление что-либо рассказать появляется после того, как они увидят что-либо новое, удивившее их. Это должны учесть родители в процессе воспитания. Для новых познаний важно ходить с детьми в цирк и посещать игровые комнаты, а также ездить в деревню, где показывать им домашних животных. В таком случае малыш будет стремиться поведать всему миру о своих ярких впечатлениях.

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

    Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

    Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

    Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

    Гипоксия.

    Травмы (в т. ч. и родовые).

    Сильная интоксикация.

  1. Перенесенная операция.

    Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

    Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Активная речь может возникнуть внезапно

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

    пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

    не просто все слышит, но и понимает речь;

    наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

    застегивание замков и пуговичек;

    завязывание узлов;

    шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

    Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время "лепетных" слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

    В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

    К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем - трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

    Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

    Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС...

    Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

    Что делать?

    Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

    И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

    Обязанности родителей

    Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, Так будет проще проследить рост речевого развития.

    Говорящие игры для детей

    Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

    Игры разработаны с учетом характерных Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и которая в какой-то степени может заменить логопеда. Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.

По статистике Минобразования России за последние несколько лет количество детей с задержкой психоречевого развития увеличилось в 2 раза. Обычно эта проблема начинает проявляться в возрасте от 2 до 3 лет. Наблюдая, как сверстники вашего малыша уже не просто лопочут на непонятном языке, а радуют мам с папами, запоминая все больше новых слов, сложно сохранять спокойствие. Так и хочется запаниковать и побежать по врачам с расспросами, как ускорить развитие речи ребенка. Главное в этой ситуации – не паниковать и не давать воли негативным эмоциям. Специалисты утверждают, что некоторое торможение речевого развития – не повод для беспокойства. Обычно задержка обусловлена определенными причинами, выявив и устранив которые, вы услышите долгожданные первые слова своего крохи. Главное – вовремя обратиться к специалистам. Идеален вариант обращения к врачу, когда малышу будет 2 – 3 года. В более взрослом возрасте задержка речевого развития будет тормозить развитие мышления ребенка. Рассмотрим основные критерии, по которым может задерживаться развитие речи крохи, и то, как их преодолеть.

Нормы речевого развития для ребенка 2 – 3 лет: тест на речь ребенка

Для начала необходимо разобраться, действительно ли ребенку свойственна заторможенность психоречевого развития, или это плод воображения окружающих его взрослых. Бывает, что родители слишком многого ждут от своего малыша, хотя его умения являются нормой для такого возраста. Предлагаем пройти простейший тест, чтобы определить, всеми ли необходимыми речевыми навыками обладает ваш ребенок. За каждый положительный ответ поставьте знак плюс, за отрицательный – минус.

  1. Комментирует (сопровождает, проговаривает) действия окружающих предметов и людей с помощью характерных звуков: би-би (о едущей машине), ту-ту (о поезде), цок-цок (о лошадке).
  2. Верно произносит основные звуки, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»).
  3. Лексикон в размере около 1300 слов. Для «измерения» можно воспользоваться тестом из Интернета, например, . Важно отмечать только те слова, которые регулярно используются вашим ребенком.
  4. Способен конструировать из слов осмысленные предложения.
  5. Умеет называть предметы, изображенные на картинке (в качестве теста предложите малышу изображение, содержащее не менее 12 – 15 предметов и явлений).
  6. Активно использует основные части речи: Существительные (мама, папа, мышка); Прилагательные (красный, хороший, добрый); Глаголы (пил, кушать, пошли гулять); Местоимения (я, ты, мы).
  7. Пока не использует: Причастия (обиженный, накормленный); Деепричастия (подъезжая, рассказывая).
  8. Способен называть предмет, его качество и совершаемое действие: «рыжая кошка пьет молоко».
  9. Умеет рассказать небольшую сказку, эпизод из жизни или четверостишие.
  10. Любознателен – ребенка интересуют названия, действия, характеристики и свойства окружающих его предметов и явлений.
  11. Ощущает мелодии, их ритм.
  12. Способен копировать слова и небольшие предложения, произносимые взрослыми.
  13. Обладает неторопливой речью без проглатывания окончаний.
  14. У ребенка отсутствует повышенное слюноотделение.
  15. Спрашивает о незнакомых предметах.

Если вы отметили более 5 минусов, рекомендуем как можно скорее проконсультироваться с педиатром. Чем более продолжительное время ребенок отстает в речевом развитии от сверстников, тем сильнее затягивается его умственное и психическое развитие.

Если минусов менее 3 – 4, то врач вам не понадобится, можете быть спокойны, с развитием речи ребенка все в порядке.

Подробные нормы развития речи от 0 до 3 лет (логопед Татьяна Ланская)

Причины «неразговорчивости» 2-3 летнего ребенка

Все факторы, по которым к 3 годам ребенок не владеет необходимыми речевыми навыками, можно условно разделить на физиологические и психологические.

К физиологическим относятся:

  • Заикание – довольно частое нарушение речи, которое обычно проявляется после того, как ребенка что-то напугает. Может возникнуть по причине нездоровой атмосферы в семье. Для решения проблемы необходимо обратиться к неврологу ();
  • Генетическая предрасположенность – в некоторых случаях имеет место, но не стоит оправдывать задержку речи тем, что «наш папа тоже поздно начал разговаривать». Если к 3 годам ребенок не обладает нужными речевыми навыками, следует обратиться к специалисту;
  • Нарушение слуха – при данной особенности все затруднения сводятся к тому, что малыш недостаточно хорошо воспринимает окружающую речь, чтобы ее воспроизвести, а при глухоте и вовсе искажает слова/звуки;
  • Алалия – серьезное неврологическое заболевание, которое требует оперативной медицинской коррекции. Может быть причиной частичного нарушения или полной дисфункции речи ввиду поражения частей головного мозга;
  • Дислалия – сложности воспроизведения одного или нескольких звуков. Требует помощи логопеда. Исправляется обычно с 4-х лет.
  • Дизартрия – это нарушение - результат неполадок в работе ЦНС. Заболевание свойственно детям с диагнозом ДЦП, который может поставить только логопед после длительного наблюдения за пациентом. Для болезни характерны ограниченная подвижность артикуляционного аппарата, нечеткость речи, проблемы с мелкой моторикой у ребенка;
  • Серьезные травмы и инфекции в анамнезе , вызвавшие нарушение функций головного мозга;
  • Гипоксия плода (кислородное голодание) во время беременности;
  • Болезни матери в период вынашивания ребенка (инфекционные заболевания, травмы);
  • Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины), травмы ребенка, полученные во время родов (перинатальная энцефалопатия, повреждение шейных позвонков);
  • ДЦП – серьезнейшее заболевание центральной нервной системы, для которого характерно поражение одного или нескольких отделов головного мозга. Задержка психоречевого развития – один из основных признаков болезни;
  • Гидроцефалия – нарушения развития головного мозга, обусловленные скоплением в нем жидкости;
  • Ишемия головного мозга – заболевание, для которого характерно нарушение нормального кровообращения головного мозга;
  • Эпилепсия – тяжелое неврологическое заболевание, характеризующееся появлением в коре головного мозга особого очага возбуждения, вызывающего судорожную активность и как следствие судорожные припадки с потерей сознания;
  • Другие врожденные и приобретенные аномалии областей мозга и центральной нервной системы.

Психологические причины задержки речевого развития:

  • Индивидуальная особенность. Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, что часто не соответствует общепринятым нормам. Если других причин задержки речи не удается обнаружить, то вероятнее всего, что кроха освоит необходимые навыки, но чуть позже своих сверстников;
  • Билингвизм и полилингвизм. В семье, где бытовое общение осуществляется на двух или нескольких языках, ребенку достаточно сложно осваивать их одновременно. Поэтому некоторые задержки в развитии речи в этом случае являются нормой;
  • Отсутствие необходимости в речи. Малышу необходимо живое общение в большей степени, чем взрослому. Речь необходимо развивать – читать сказки и стихотворения; пересказывать небольшие произведения; называть окружающие объекты, их свойства, качества и действия; задавать малышу вопросы. В семье, где родители предпочитают молча уткнуться в смартфон или компьютер, ребенок не чувствует необходимости в речи и не говорит;
  • Стресс. Сюда относятся как жестокое обращение с ребенком, так и чрезмерная опека и лишение его самостоятельности. Детям из асоциальных семей задержка речевого развития свойственна в первую очередь;
  • Тяжелая психическая травма, полученная в раннем возрасте. Это может быть как, казалось бы, небольшой испуг от лая собаки, так и крики, и скандалы взрослых, прием родителями наркотиков и алкоголя, оставление ребенка надолго в одиночестве, в темноте, без помощи взрослых.

Лечение задержки речи у ребенка 2 – 3 лет

Итак, если вы определили, что развитие речевых навыков вашего малыша ниже заявленных норм, необходимо обратиться к специалисту. Самостоятельно исправить ситуацию, не обладая нужными профессиональными навыками, не удастся. Сомнительные методики неизвестных псевдоспециалистов из Интернета тоже не помогут.

Важно понимать, что задержка речевого развития напрямую влияет на формирование мыслительных способностей человека, поэтому необходимо как можно оперативнее обратиться к хорошему врачу. Чем скорее это будет сделано, тем ниже вероятность осложнений в дальнейшем развитии малыша. Отложив решение проблемы на потом, вы рискуете обречь ребенка на отставание в развитии, сложности школьного обучения, и как следствие – перевод в коррекционную школу.

К какому врачу обращаться?

  1. Педиатр – в первую очередь стоит посетить педиатра, наблюдающего вашего ребенка. Он проведет осмотр малыша и определит, к какому узкопрофильному специалисту необходимо обратиться.
  2. Сурдолог – специалист, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний, связанных с органами слуха.
  3. Оториноларинголог или, проще говоря, лор – медицинская специальность, направленная на лечение и профилактику заболеваний системы ухо – горло – нос – голова – шея. В случае проблем с речью врач поможет установить, есть ли связь с нарушениями в работе артикуляционного аппарата. Например, короткая подъязычная уздечка существенно усложняет у детей произношение многих звуков. После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
  4. Логопед – специалист, напрямую занимающийся устранением нарушений речи у детей и взрослых. Он проведет тестирование и определит - каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
  5. Логопед-дефектолог – врач, работающий с проблемами речи именно у детей.
  6. Невропатолог – определит, не связана ли задержка развития речи с нарушением функций головного мозга или центральной нервной системы. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит - есть ли проблемы по его профилю.
  7. Детский психолог – специалист, оказывающий психологическую помощь родителям и детям. Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.

В комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим. - по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.

Основные методы лечения

  • Микротоковая рефлексотерапия – разрешена для использования для детей с 6 месяцев. Представляет собой воздействие слабого электрического импульса на нейрорефлекторные зоны и области головного мозга, связанные с восприятием и формированием речи (есть ряд противопоказаний);
  • Магнитотерапия – аналогичная методика, при которой воздействие осуществляется при помощи низкочастотных постоянных или импульсных магнитных полей;
  • Лекарства – назначается неврологом или психиатром на основе индивидуальной схемы лечения. В большинстве случаев используют ноотропные лекарственные средства для питания нейронов мозга и активизации зон, отвечающих за речевую деятельность: лецитин, когитум, нейромультивит, кортексин и др. Эти препараты имеют множество противопоказаний и побочных эффектов, поэтому лечение ими нужно согласовывать с узким специалистом;
  • Работа с логопедом-дефектологом – ориентирована на развитие мелкой моторики, правильной работы артикуляционного аппарата и развитие мышления;
  • Логопедический массаж – весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка, что способствует облегчению произношения. Наиболее эффективными считаются методики массажа по Дьяковой, Краузе и Приходько.

Альтернативные методы лечения

  • Остеопатия – нетрадиционный метод воздействия на биологически активные точки на теле ребенка, направлен на регенерацию функций центральной нервной системы и головного мозга;
  • Иппотерапия – метод лечения при помощи езды на лошадях и общении с животными;
  • Дельфинотерапия – лечение с помощью ультразвуковых колебаний, воспроизводимых дельфинами и благотворно действующих на головной мозг человека (купание с дельфинами);
  • Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку для решения психологических проблем;
  • Арт терапия – способ терапии, использующий в качестве лечебного средства творческую активность;
  • Работа с детским психологом – необходима в случаях, когда задержка речевого развития обусловлена неблагополучной обстановкой в семье, психологическими травмами ребенка;
  • Домашнее развитие речи – комплекс игр, гимнастики и других занятий, ориентированных на прогрессирование речи и выполняемых в домашних условиях.
  • И, конечно, упражнения, которые нужно будет выполнять дома.

Занятия и игры с ребенком в домашних условиях

Как бы усиленно не работали с малышом узкопрофильные специалисты, используя самые эффективные методики, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит и львиная доля работы ляжет на плечи родителей. Важнейшую роль в устранении задержки развития речи играют регулярные ежедневные занятия с ребенком дома.

Развитие мелкой моторики

Педиатры и неврологи твердят родителям о чрезвычайной важности развития мелкой моторики чуть ли не с самого рождения ребенка. Мелкая моторика действительно тесно связана с развитием речи (центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь). Наиболее действенные упражнения – игры с просеиванием и пересыпанием круп, бисера, поиск игрушек, «утонувших» в крупе и т.п.; рисование пальцами; плетение косичек; пальчиковый театр; игры с конструкторами, лепка из пластилина или теста,

Беседы по картинкам

Подойдут книги по возрасту с большими и яркими изображениями. Либо расклеенные по дому рисунки любого размера с изображением людей, животных, овощей и фруктов, транспорта, игрушек, сказочных персонажей. Стимулируйте ребенка к речи, задавая ему вопросы формата «Кто это?» или «Что это?», «Что он делает?», «Какой он?» и т.п. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам). Ежедневно находите повод обсудить несколько картинок – расскажите забавный эпизод, связанный с изображением, предложите соревнование, кто быстрее найдет на картинке какое-либо животное и т.д. Рисунки нужно менять еженедельно.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Артикуляционная гимнастика

Какой ребенок не любит покривляться? Организуйте соревнование на лучшую страшную или забавную рожицу, проверьте, кто дальше вытянет губы, достанет языком до носа. Задействуйте зеркало или камеру. Потренируйтесь улыбке, чем она шире, тем проще произнести букву «ы». Малыш будет в восторге, даже не заметив, что выполнил комплекс артикуляционной гимнастики. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств - выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!

Чтение

Один из важнейших аспектов всестороннего и гармоничного развития малыша любого возраста. При задержках формирования навыков речи необходимо активно вовлекать малыша в процесс чтения, просить повторить небольшие стишки, загадывать загадки, разучивать скороговорки и потешки для самых маленьких. При прочтении сказки останавливаться для того, чтобы задать крохе несколько вопросов формата «Как зовут главного героя?», «Мишка добрый или злой?», «Почему зайка убежал от волка?» и т.д. Пробуйте пересказать небольшие эпизоды произведения или разыграть мини-спектакль по ролям. Читайте как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу.

Танцы и песни

Музыка – прекрасный инструмент для развития областей мозга, отвечающих за речь. Слушайте детские песенки, разучивайте и пойте самые любимые. Придумайте ритуальные песни перед сном, обедом или прогулкой. Укладываясь спать, обязательно спойте колыбельную куклам, плюшевым игрушкам или машинкам. Обязательно танцуйте с ребенком, задействовав не только руки и ноги, но и двигая пальчиками и строя гримасы.

«Непонимание» жестов ребенка

Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами мягко и ненавязчиво давайте понять ребенку, что вы не понимаете его жестов-просьб и просите озвучивать словами свои желания.

Учите малыша «кривляться»

Можно устраивать конкурсы дома - на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!

Зарядка для языка

Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Логопедические игры

Их количество и вариации ограничены только вашей фантазией. Имитируйте голоса зверей и птиц, разложите вокруг ребенка игрушки-животных и поговорите на их «языке». Отличное упражнение – мама произносит звук («ку-ка-ре-ку», «га-га-га», «мяу-мяу»), а кроха угадывает, какое это животное.

ТОП-5 игр от логопеда, которые помогут ребенку заговорить и развивать свою речь

Лучшие упражнения для речевых мышц - делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование - только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки , по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной - малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки.

Развитие речи – это в первую очередь результат серьезного родительского контроля и взаимодействия с ребенком. Даже достаточно сильное торможение психоречевого развития вполне исправимо в возрасте до 5 – 6 лет, поэтому постарайтесь заняться этим вопросом как можно скорее. После 6 лет вероятность излечения составляет всего лишь 0,2 %. Если вы запустите процесс, и ребенок не заговорит до 7 лет, то шансы на полное выздоровление равны нулю.

3 лайфхака как развить речь ребенка. Развиваем речь ребенка. Лайфхаки от логопеда Ольги Сахаровской

Как играть, чтобы развивать речь (логопед Татьяна Ланская)

Если ребенок не говорит, то с ним нужно не просто заниматься, а активно играть. В этом видео я расскажу о том, как лучше организовать игру с ребенком, чтобы она принесла как можно больше не только пользы, но и радости как родителям, так и ребенку. Так же вы узнаете, зачем играть, в какие игры лучше играть, чтобы развивать речь, правила игры, как сделать игру речевой, и почему взрослым сложно играть с ребенком. Видео поможет и тем, кто хочет играть со своим ребенком, но не знает, как лучше. А также тем родителям, которые заставляют себя играть со своим малышом.

В возрасте двух лет речь ребенка постепенно развивается. Активный словарь наполнен существительными, глаголами, местоимениями, предлогами и наречиями. Малыш не всегда грамотно и правильно выбирает связки слов и окончания, но пытается оперировать всевозможными фразами и модулями. Но что делать, если ребенок в этом возрасте совсем не разговаривает?

Нормы речевого развития

Ориентировочно, в словаре двухлетки насчитывается 100-300 слов. Всё чаще встречаются обобщенные слова, такие как обувь, посуда, фрукты, игрушки и реже слова-подражания (му-му, би-би). Конечно, ребёнок может путать понятия внутри обобщенных групп, называя босоножки – тапками или ботинками, а свитер – майкой или кофтой. Но по мере расширения словаря слова займут свои места. Малышу сложно произносить длинные, насыщенные трудными звуками конструкции, так как речевой аппарат к этому недостаточно готов.

В этом возрасте речь может быть не понятна, но с каждым месяцем в процессе практики она совершенствуется, наполняется большим смыслом. Ребенок произносит предложения, состоящие из двух и более слов, заменяя некоторые мимикой и жестами. Речь эмоциональна, ярко окрашена. Понять малыша уже гораздо проще не только родителям, но и другим людям. Также пополняется новым запасом и пассивный словарь (внутренний словарный запас ребенка, состоящий из тех слов, которые он понимает.) речь наполнена активным словотворчеством, выстраиванием новых слов из существующих. Меняется осознание собственного “я”, и выражения “Аня сама пойдёт” меняются на “Я пойду сама”. Звуковое наполнение терпит изменения в течение третьего года жизни.

Примерное распределение речевых способностей приведено в таблице.

Развитие речи у девочек происходит более спешно, чем у мальчиков. По статистике, девочки раньше начинают строить предложения, уходить от слов-подражаний. Исследователи зарубежных стран установили закономерность более раннего речевого развития именно у девочек. Как известно, в 2 года активный словарь у женского пола значительно превышает мужской. И, как следствие, речевой опыт делает своё дело. Легче строить предложения, выбирать слова. Даже произношение слов и определенных звуков девочкам даётся легче.

Двухлетние молчуны

Случается, что дети, перешагнув рубеж в 24 месяца, так и не начинают радовать своих близких потешными разговорами. Остаются лишь звукоподражания, обрывки слов, либо «мычание», мимика и жесты. В чём причина и являются ли данные обстоятельства патологией? Ведь все дети абсолютно разные в своём развитии. Всё же существующие нормы не целесообразно игнорировать.

Если в семье возникла такая проблема, родители должны выявить причину, так как два года наиболее сенситивный период для формирования и становления познавательных способностей малыша. Возможно, ребёнок развивается по индивидуальному маршруту, и вскоре догонит сверстников. Но причины задержки речевого развития могут быть разными, а время для принятия будет упущено.

Следует понять, что имеют ввиду родители под понятием «ребёнок не разговаривает»:

  • совсем не произносит ничего;
  • говорит невнятно, не произнося определённых звуков;
  • говорит меньше, чем хотелось бы родителям (либо в сравнении родителей с собой в детстве или с предыдущими детьми в этой семье);
  • произносит малоразличимые звуки, не похожие на слова;
  • не способен соединять слова в предложениях;
  • не говорит, но может показать на предмет, понимая о чём речь;
  • не разговаривает совсем, не воспринимает собеседника, не находит коммуникации.

В каждом индивидуальном случае коррекционная деятельность будет строиться по-разному. Возможно, она совершенно неуместна, но первоисточник проблем необходимо обязательно выяснить. Существует множество факторов, влияющих на развитие речи ребенка.

Рассмотрим два варианта.

Ребенок не говорит, но всё понимает

Здесь имеет место расстройство экспрессивной речи. Распространённая в современном мире проблема: «Всё понимает, но говорить не хочет». Сравнивая со сверстниками своего ребенка, родители невольно понимают, что-то не так, но начинают искать выход из ситуации ближе к трём годам. Возможно, у ребенка присутствует дизартрия (проблема артикуляционного аппарата), в следствии которой малыш не накапливает словарный запас. Может быть, имеет место быть какая-либо психологическая подоплёка. Важно отметить другие признаки:

  • сохранность слуха и интеллекта;
  • психофизиологическое развитие соответствует норме;
  • в наличии общение мимикой и жестами, адекватное эмоциональное проявление;
  • нет признаков расстройств аутистического спектра, проявления которых можно заметить уже с 2 лет.

Не разговаривает и не понимает обращенную речь

Одновременное расстройство импрессивной и экспрессивной речи. Такая проблема гораздо сложнее предыдущей. Необходимо обратиться к специалистам и провести дифференциальную диагностику с различными нарушениями: дефекты слуха, нарушения интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой. В случае, если не выявлено посторонних, сопутствующих речевым, патологий имеет место сенсомоторная алалия. Такой диагноз может поставить лишь невролог, имея на это соответствующие основания. И коррекционная работа будет строится под тщательным контролем логопеда-дефектолога. Проблема требует незамедлительной коррекции, так как со временем речь малыша не будет меняться, ему необходима логопедическая помощь.

Факторы, влияющие на формирование речи и что делать

Экзогенные (внешние) факторы

Проблемы, не связанные с интеллектуальными возможностями ребенка.

  1. Речевая атмосфера в семье. Дефицит общения может привести к тому, что у малыша не возникнет предрасположенности к подражанию. Если родители практически не разговаривают с ребенком, ссылаясь на занятость или усталость, ему просто будет не у кого учиться говорить. Поэтому с первых дней жизни необходимо уделять время общению с крохой.
  2. Особенный психотип ребенка. Малыш знакомится с миром, наблюдает за ним, формирует пассивный словарный запас и осмысливает увиденное.
  3. Искажение речи взрослыми, подражая ребенку. Родители, сами того не понимая, могут серьёзно навредить правильному восприятию речи крохи, искажая слова, излишне применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  4. Педагогическая запущенность. Ситуация, свойственная неблагополучным семьям, в которых ребенку не уделяется должного внимания. При этом часто случаются конфликты, травмирующие детскую психику, драки, ругань.
  5. Гиперопека. Чрезмерная забота родителей о своём чаде, при которой у ребенка нет никакой мотивации к самостоятельной деятельности, в том числе и речи. Крохе незачем проявлять речевую активность, близкие и так с полуслова понимают и выполняют его желания, договаривают фразы, заканчивают предложения.
  6. Психологические травмы. Они могут быть связаны с ранней разлукой с матерью, в следствие различных факторов.

Эндогенные (внутренние) факторы

К ним относятся физиологические особенности организма ребенка, влияющие на речевое формирование.

  1. Проблемы внутриутробного развития (гипоксия беременных, токсикозы, родовые травмы, инфекционные заболевания матери) так или иначе могут сказаться на речевых центрах коры головного мозга малютки и впоследствии повлиять на становление речи.
  2. Нарушение физического слуха. Понижение слухового восприятия влечет за собой недоразвитие речи детей. Бывает, что ребенок реагирует на многие звуки окружающего мира, а частота человеческой речи для него малодоступна.
  3. Органические поражения речевых зон коры головного мозга вследствие родовой травмы или аномалий пренатального периода вызывают полное отсутствие или частичное недоразвитие речи (алалия). Гораздо чаще встречается у мальчиков. В этом случае проявления выглядят различно. В зависимости от локализации поражения. У детей такое осложнение может проявляться либо в полном отказе от вербального общения, либо в непонимании, что от него хотят взрослые.
  4. Недостаточность созревания центральной нервной системы, тормозящее речевое развитие (недоношенные детки).
  5. Дефекты артикуляционного аппарата: подвижность языка, подъязычной связки, тонус мышц губ, лица (помогут в этом вопросе такие специалисты, как логопед и невролог).

Более сложные по структуре патологии, носящие стойкий характер, также могут быть причиной задержки речевого развития:

  1. Интеллектуальные нарушения, представленные первичным дефектом, а нарушение речи, как вторичное проявление.
  2. Расстройства аутистического спектра. При данной аномалии развития, как и во всех других дефектах, речь не является единственным признаком, указывающим на эту проблему. Поэтому ни в коем случае не стоит примерять всё на своего ребенка.

Что может быть тревожным сигналом для родителей?

Как было сказано ранее, все дети развиваются по индивидуальному сценарию. Но некоторые процессы в развитии позволяют отследить намечающуюся проблему и принять необходимые мер, так как речевое развитие оставляет след на умственном и познавательном. Если возникают вопросы, не лишним будет визит к профессиональному неврологу, специализирующемуся на речевой практике.

На что стоит обратить внимание:

  • вспомнить, как развивалась речь малыша изначально. Прошла ли она все стадии: гуление, лепет, первые слова. Не прерывалось ли речевое развитие;
  • понимает ли ребенок обращенную к нему речь, реагирует ли на неё;
  • ребенок не выполняет простых просьб (подай, положи, принеси), не смотрит на взрослого, не откликается на своё имя;
  • малыш не умеет просить, подходить к нужному предмету, громко кричит, устраивает истерику;
  • к совсем мало слов, он мычит, не произносит привычных слов, а также плохо воспринимает речь окружающих;
  • либо, наоборот, повторяет сложные слова бессмысленно, бесцельно, не используя их в качестве общения или коммуникации;
  • неврологические проявления в комплексе с речевым недоразвитием, такие как: ходьба на носочках, тремор (дрожание) подбородка, рук, слабая моторика;
  • стереотипные (похожие) движения, не применяемые для игры – хождение по кругу, открывание или закрывание двери, выстраивание игрушек в ряд.

Эти симптомы могут представлять опасность, если встречаются в комплексе. В противном случае, паника неуместна.

Какие специалисты помогут?

Если у ребенка обнаружены подобные проявления, главное, не упустить сроки. Современная медицина и педагогика наполнена методами развития речи и устранения проблем. Необходимо пройти комплексное обследование. Сначала посетить педиатра, который поможет с направлениями к нужным специалистам:

  1. Отоларинголог (лор). Исключит дефекты органов слуха, артикуляции. В случае выявления проблемы направит на дополнительные исследования, посоветует посетить сурдолога.
  2. Невролог. Поможет разобраться с проблемами развития нервной системы ребенка, с отклонениями в психических процессах. Назначит комплекс всевозможных исследований, одни из них аудиограмма, эхограмму, энцефалограмма. Выпишет медикаментозные препараты, способствующие развитию мозговой деятельности.
  3. Логопед-дефектолог. Проверит возможные аномалии артикуляционного аппарата, уровень развития речи. Порекомендует родителям различные упражнения для язычка, а также тактику вызывания речи у деток.

Специалисты помогут собрать общую картину формирования ребенка и разобраться, действительно ли присутствуют отклонения.

Как развивать речевые способности двухлеток

Даже если ребенку показаны занятия с логопедом-дефектологом (порой дорогостоящие), в возрасте двух лет они краткосрочные по времени. Малыш занимается такой деятельностью 10-15 минут. Упражнения организуются только в виде игры и могут успешно выполняться родителями самостоятельно. Нужно помнить, что крохе потребуется повышенная активность от взрослых. Необходимо проговаривать каждое своё действие, спрашивать, вызывать на разговор, отвечать на вопросы, мотивировать, проговаривать вместе слова.

Упражнения проводятся лишь при положительных эмоциях, так как в этом случае будет результат. Для того чтобы закрепить навык, необходимы многократные повторения. В играх обязательно использовать наглядный материал, яркие игрушки, картинки, заинтересующие внимание малыша. Также не лишним будет учитывать опыт познания окружающего мира ребенком, не произносить непонятных слов, и не строить длинных предложений. Сокращать слова, показывая на предметы. Материал для игр подбирается по принципу от простого к сложному. Занятия должны включать в себя различные виды деятельности, направленные на развития определенных навыков.

За малейшие достижения крохи обнимайте, целуйте, проявляйте эмоции, так как ребенок даже в этом возрасте уже способен устанавливать причинно-следственные связи. Если мама радуется, значит нужно «это повторить»! Малыш познаёт мир с помощью подражаний за взрослыми, и поэтому в игре следует максимально заинтересовать своего молчуна.

Выбираем игры

Главная задача взрослого – научить малыша подражанию. Основной принцип обучения – постепенность, неторопливость.

  • «Делаем зарядку». Смысл игры в том, что взрослый придумывает упражнения, которые кроха бы повторил и выполнил вместе с ним: хлопки, прыжки, шаги, взмахи руками, ногами. Сначала движения выполняются по отдельности, затем материал усложняется и добавляются попутные, например, хлопаем в ладоши и шагаем на месте.
  • Весёлая логоритмика. Это музыкальные игры для развития ритма и чувства музыки, а также использование простых слов, обозначающих движения: «Хлоп-хлоп, топ-топ». Взрослый обязательно проговаривает все действия под музыку. Такие занятия благоприятно сказываются на речевом и моторном развитии ребенка, позволяют быстро достичь положительного эффекта и эмоционального отклика, особенно, если выполняются вместе с любимой мамой.
  • «Игры с предметами». Например, купаем куклу Катю. Мама проговаривает каждое действие: «Давай возьмём куколку, разденем её, а затем положим в ванночку. Нальём водички, тёпленькой, чтобы куколке было приятно…» Максимально оречевляем процесс, а необходимые атрибуты для игры, такие как ванночка, вода, помогут сделать процесс интересным и захватывающим внимание ребенка. Ваш малыш обязательно начнёт подражать действиям, а впоследствии и пытаться проговаривать слова вместе с вами.
  • Игры потешки. Недаром ещё наши прабабушки знали всевозможные прибаутки, наполненные фольклорным творчеством. Такие присказки просты для запоминания и повторения, наиболее понятны деткам своими незатейливыми ритмами. В развитии речи двухлетних детей используют именно их. «Ладушки-ладушки», «Гули-гули» и многое другое.
  • Игры с мелкими предметами. Тренировка тонкой моторики, напрямую связанной с речевыми зонами коры головного мозга. Предложите крохе порвать вместе лист цветной бумаги на мелкие частички, а затем из них соберите какую-либо композицию, обязательно похвалив своего маленького помощника. Во время совместной деятельности проговаривайте каждое действие, например, «кап-кап, дождик пошёл, фух-фух, снег полетел, шур-шур, ветер подул».
  • Можно соорудить пальчиковый бассейн из различного безопасного мелкого наполнителя, и под пристальным контролем «искупать» маленькие пальчики, проговаривая что происходит.
  • Приучайте кроху к совместному чтению детских книжек. Для начала нужны книги без текста, с яркими крупными красочными картинками, наилучшим образом здесь помогают музыкальные книжки. Показывая картинки, описываем нарисованное своими словами, обращаем внимание на детали, останавливаемся, рассматриваем, проговариваем. Затем можно использовать иллюстрированные книги с небольшими стихотворными изложениями, написанными большими буквами для того, чтобы малыш привыкал, что книги можно читать и слушать.
  • «Звуки животных и предметов». Можно использовать игрушки-макеты животных, а можно картинный материал. «Кто это? Курочка! Как говорит курочка? Ко-ко-ко». «Что это? Самолёт! Как гудит самолёт? У-у-у.» Такие упражнения значительно развивают артикуляцию ребенка, можно и подуть как ветерок «Ш-ш-ш», и позвенеть как комарик «С-с-с». Развитие получает не только артикуляционный аппарат, но и фонематический слух, отвечающий за различение речевых и неречевых звуков. Мы фокусируем внимание ребенка на том, что можно произносить отдельные звуки.
  • Развитие общей моторики. Координации движений тела. Помогут игры с мячом, большим и маленьким. Также способствуют положительной динамике игры на фитболе. Существует комплекс упражнений, направленных на формирование физических способностей малютки. А, как известно, психофизическое развитие работает в комплексе с психоречевым.


Занимаясь с неговорящими детьми необходимо понимать, что должна быть правильно организована речевая среда и создана мотивация к совместной деятельности. Нужно быть готовым к тому, что всё получится не сразу, какое-то время займёт поиск контакта с малышом. В некоторых случаях совместная работа с неврологом поможет добиться положительных результатов. Вероятно, два года для родителей неговорящего ребенка совершенно не повод для паники, но в любом случае совместная работа по развитию речи не будет лишней, а только поможет малышу сформировать правильное и своевременное представление об окружающем мире.

Все родители желают, чтобы их любимые дети развивались в соответствии с возрастными нормами. К сожалению, происходят случаи, когда у малышей наблюдается задержка развития, в частности довольно распространенная проблема, когда ребенок не говорит в 2 года. В связи с этим важно разобраться в возможных причинах и помочь заговорить своему любимому чаду.

Существует множество факторов, почему ребенок не разговаривает в 2 года. Наиболее часто встречающимися являются следующие причины:

  1. Нарушение работы слухового аппарата. Если малыш плохо слышит, то, следовательно, у него возникают проблемы и с восприятием речи других людей. Когда у ребенка наблюдается тяжелая степень, например, глухота, он не способен разговаривать вообще либо произносит слова с сильным искажением.
  2. Наследственная предрасположенность. Бывает, что дети, родители которых начали говорить поздно, сталкиваются с такой же проблемой. Ничего удивительного в этом нет. Но если кроха даже к 3 годам не начинает разговаривать, то следует обеспокоиться и проконсультироваться со специалистом.
  3. Ослабление организма. Плохое речевое развитие может быть вызвано и тем, что малыш родился недоношенным либо страдает серьезной патологией, которая способствует задержке развития нервной системы.
  4. Испуг или психологическая травма. Такое возможно, к примеру, если ребенка слишком рано оторвали от матери. Выявить психологическую травму можно, обратив внимание на некоторые проявления. Такие малыши часто пугаются, вздрагивают от громкого шума, вида человека и прочего, а также страдают недержанием мочи.
  5. Дефицит внимания. Тот факт, что родители ввиду занятости слишком мало уделяют внимание своим деткам, может привести к речевому расстройству. Нужно всегда обращать внимание, когда малыш обращается, что-то просит, не стоит игнорировать его, ссылаясь на занятость. В результате ребенок может начать общаться намного позже своих ровесников.
  6. Чрезмерная опека. Но и перебарщивать с опекой детей также не следует. Если родители всегда удовлетворяют потребности малыша сразу же, как только он чего-то захочет, то у него отпадает необходимость разговаривать и объяснять свои потребности и желания.

Многие родители считают, что девочки развиваются немного быстрее, чем мальчики. Соответственно и говорить должны начинать первыми. Однако, не существует никаких научных подтверждений, которые бы обосновали такое мнение. Поэтому не стоит обращать на это внимание.

Случается и такое, что дети не желают разговаривать в 2 и даже 3 года, а затем начинают неожиданно для всех говорить, причем речь развивается очень быстро и за короткий промежуток времени идет целыми предложениями. Поэтому не следует беспокоиться, если кроха отлично понимает речь взрослых и нормально развивается во всех остальных направлениях. Выполняйте рекомендации, описанные в этой статье, и запаситесь терпением.

Но обязательно обращайте внимание на нарушения в развитии ребенка. Это может служить сигналом очень серьезных патологий.

Заболевания нервной системы как причина задержки развития речи

Развитие нервной системы играет важнейшую роль для всего организма, в том числе и для деятельности речевого аппарата. Фактором, почему ребенок не говорит в 2 года, может стать патология данной системы. Выделяют несколько форм речевого расстройства:

  • Дизартрия.
  • Афазия.
  • Моторная алалия.
  • Сенсорная алалия.

Дизартрия

Данное нарушение может протекать в средней, тяжелой и стертой степенях. Пациентов беспокоит сбивчивый ритм дыхания, наблюдается гнусавый оттенок голоса, произношение звуков смазывается, как будто ребенок говорит в нос.

Если малыш страдает тяжелой формой патологии, то нарушается тонус лицевой мышечной ткани, она становится слишком расслабленной либо, наоборот, напряженной.
Малыш не способен поднимать вверх язык, высовывать его, доставать до уголков ротовой полости. Наблюдается дрожь языка. Если пациент старается его удержать, то он приобретает синий оттенок, вызывается обильное отделение слюны.

К тому же у ребенка нарушается крупная и мелкая моторика. Он теряет способность прыгать, стоять на одной ноге, замечается неловкость рук, невозможность удерживать равновесие.

Возникнуть такой недуг может вследствие асфиксии или родовой травмы, повреждения или наличия новообразования в головном мозге, наследственная предрасположенность к заболеваниям центральной нервной системы.

Афазия

Эта патология также может быть причиной, почему ребенок не говорит в 2 года. Бывает, что у малыша нормально развивается слух и органы артикуляции, но происходит нарушение речи, которая уже начала формироваться. При афазии речь ребенка начинает искажаться, теряется смысл фраз, плохо произносятся звуки.

Данная патология может привести к тому, что произойдет задержка интеллектуального развития крохи. Расстройство может возникнуть, вследствие того, что ребенок получил травму головы, страдает опухолью либо воспалением мозга.

Моторная алалия

Это заболевание может проявляться в различных отклонениях. Ребенок может полностью не разговаривать, а может просто плохо говорить, путая окончания, склонение и так далее.
При тяжелой степени ребенок не может говорить в 2 года, хотя и воспринимает речь взрослого. При этом ребенок даже не способен самостоятельно расположить губы и язык в необходимое положение.

К причинам развития данного расстройства относится повреждение клеток тех частей головного мозга, которые отвечают за деятельность речевого аппарата, либо задержка их развития из-за травмы во время родов, перенесения инфекционных заболеваний, негативного влияния токсичных веществ на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

Дети, страдающие этой патологией, не понимают смысла речи окружающих людей, даже не могут воспринять отдельное слово. В некоторых случаях у пациента наблюдается такое состояние, когда он плохо говорит, произнося слова бессмысленно и бессвязно. Также возможно, что у малыша затормозится интеллектуальное развитие, появится раздражительность, проблемы с крупной и мелкой моторикой.

Из всего этого нужно сделать вывод, что при проявлении каких-либо выше перечисленных симптомов необходимо срочно обращаться к специалистам.

Данные специалисты работают с детьми, у которых нарушена или отсутствует речь. Они рекомендуют всем родителям малышей, у которых задерживается развитие речи выполнять следующие упражнения:

  • Показывать пальцем на какой-либо предмет, произнося четко его название. Затем взять руку ребенка и дотронуться до этого объекта, опять повторив слово. Крохе будет намного легче усвоить название предмета, если у него создастся какая-нибудь ассоциация с ним, например, что он холодный, гладкий и так далее.
  • Сесть напротив малыша, чтобы он видел лицо, и воспроизводить слова. При этом важно усиливать артикуляцию, шире открывая рот, сильнее вытягивая губы. Ребенок будет смотреть на родителя и пытаться повторить то, что он делает и произносит. Такое занятие придется всем детишкам по душе.
  • Изучать животных можно немного упростив задачу. Не следует учить полные слова, можно сначала попробовать изучить звуки, которые произносят звери. К примеру, показывать собачку и проговаривать «Ав-ав», кошку «Мяу, мяу» и так далее.
  • Петь простые песенки, написанные специально для маленьких деток. Нужно подобрать такое музыкальное произведение, в котором часто звучат одни и те же слова. Необходимо при этом активно артикулировать. Важно, чтобы ребенку 2 года была небезразлична эта песня, иначе он не захочет подпевать вам. Благодаря пению слова намного проще запоминаются и произносятся.

Проводя такие занятия ежедневно, нужно проявить терпение. Положительный результат обязательно будет, но не так скоро, как бы этого хотелось.

Если ребенок в 2 года не разговаривает, то проблемы могут носить психологический характер. В связи с этим стоит проконсультироваться и с психологом. Данные специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Чаще проводить такую игру, как подражание звукам животных или природы. К примеру, можно продемонстрировать малышу, как дует ветер «ууууу», в это время дуть на ребенка. Кроха обязательно постарается сделать то же самое. Также можно применить эту игру в процессе купания, воспроизводя звуки воды.
  2. Еще лучше будет, если родители совместят двигательную активность с изучением слов. Ведь большинство деток не любят сидеть на месте, поэтому могут не заинтересоваться игрой в одни слова. Для таких активных малышей рекомендуется проводить игру «Ладушки», показывать действия из какой-нибудь сказки и прочее.
  3. Нужно постоянно говорить обо всем, что происходит вокруг. Даже в процессе кормления ребенка необходимо говорить, что ему дают, почему это нужно кушать и так далее. Или усаживая в коляску, говорить, а какой предмет он садится, куда сейчас повезет его мама.
  4. Хорошей обстановкой для развития, является та, в которой присутствуют и другие малыши. Дети быстрее учатся разговаривать, общаясь со своими ровесниками.
  5. Важным занятием является чтение детских книжек. В процессе нужно делать паузы, акцептировать внимание крохи на тех словах, которые ему уже знакомы, давать возможность произносить их.
  6. Петь колыбельные песенки перед сном – это также прекрасный вариант упражнения для тех, кто плохо говорит. При этом нужно медленно растягивать слова в процессе пения, чтобы малыш мог их усваивать и в дальнейшем произносить.
  7. Обязательно требуется развивать мелкую моторику ребенка, которая тесно связана с деятельностью речевого аппарат. Нужно давать крохе щупать мелкие игрушки, к примеру, камушки, пуговицы, крупу и прочее. В современных детских магазинах можно найти огромное количество предметов, изготовленных именно для того, чтобы дети развивали мелкую моторику.

Мало знать способы, которые помогут развить речь, если ребенок не хочет говорить в 2 года. Самое главное, это сделать так, чтобы все занятия проходили интересно для самого малыша. В противном случае он просто не будет слушать родителей, думая, что его заставляют разговаривать.

Родителям необходимо проводить тренировки в форме игры, проявлять доброжелательность, демонстрировать, как это весело узнавать что-то новое. Тогда кроха намного быстрее привыкнет к окружающему его миру и станет активно принимать участие в его познании и озвучивании.

Стоит обратить внимание на то, что происходит внутри семьи. Должна быть создана такая атмосфера, чтобы ребенок в 2 года сам желал общаться с родителями. Не следует слишком сильно опекать свое чадо. Дети быстрее начнут развиваться, если в центре внимания будут объекты внешнего мира, их свойства, а не сам ребенок.

Также родителям стоит внимательнее присматриваться к своему малышу, возможно, получится самим подобрать наиболее оптимальный способ развития речи, который будет уместен в конкретной ситуации. Например, если ребенок любит слушать песни, то нужно чаще включать их, тогда он охотнее будет пополнять свой словарный запас.

Таким образом, способов, что делать, если ребенок в 2 года не разговаривает, множество. Если родители не могут сами справиться с речевым развитием своего чада, то не стоит медлить с визитом к специалисту. Он разработает специальный комплекс упражнений, который нужно выполнять ежедневно, и будет наблюдать за динамикой развития речевого аппарата.