» » Жизнь в девяностых. Воспоминания очевидцев. Что на самом деле случилось в девяностые годы Произошло в 90 годы

Жизнь в девяностых. Воспоминания очевидцев. Что на самом деле случилось в девяностые годы Произошло в 90 годы

Жизнь в девяностых. Воспоминания очевидцев

Сейчас, в связи со всякими малоприятными событиями в отечественной экономике, стало популярным вспоминать о лихих девяностых. Подаются эти воспоминания под «соусом», мол, вон в каких непростых условиях мы выживали, и ничего – справились. Даже наоборот, характер закалился и выработался здоровый пофигизм.

С выводом про стальной характер и здоровый пофигизм мы согласны, а вот с глаголом «выживали» не очень. Дело в том, что не было никакого сурового выживания. Тогда мы (большинство из нас) тогда просто жили. Жили, как все. Обычно. А уже потом, повзрослев, остепенившись и нарастив сальце на бочках, мы стали разглядывать своё прошлое с удивлением, восторгом и даже ужасом: «Как? Как сумели? Как не погибли тогда, в те шальные годы»? Как-как? Спокойно. Вот так. «Местами опасненько было, но весело. Братки здорово шалили, ну так все же знали куда и когда не следует ходить приличному человеку, чтоб не нарваться. А так – сигаретами торговал, алкоголем спекулировал… О! Один раз чуть не попал под разборки – поставщик кинул, а я уже и сделку оформил. Но мне тогда сильно повезло. Убили того парня, которому я пообещал партию товара. А партнёр его оказался дядькой душевным. Вернул я ему аванс, и разбежались полюбовно. Но поседел я тогда, конечно». Олег, 45 лет. «Я задумчиво хипповал. И то что у меня ни черта денег не было, казалось нормальной платой за свободу». Антон, 45 лет «В 90-е я была школьницей. Родители – инженеры. Не голодали, но было трудно. Шоколад, помнится, был роскошью, то есть каждый день покупать не могли. Мне что? Я шоколад не люблю, а мама у меня жуткая сладкоежка. Так за мной парень ухаживал, шоколадки носил, я их маме отдавала». Татьяна, 39 лет «Училась в школе, поступала в институт, училась в институте, подрабатывала маркёром, библиотекарем. Спекулировали еще там с семейством маленько. Сколько мы свиней из Белоруссии перетаскали на своем горбу. Не голодали. Но и не шиковали, конечно. Помню как сникерсы-баунти всякие резали на кусочки и делили “на всех”. Ирина, 38 лет

«Я работал в городской газете. Хорошее было место, надежное, зарплату платили – маленькую, но регулярно. Одновременно всякие вещи делал, которые делает молодежь, за девушками ухаживал, играл панк. Очень свободное было время, дурацкое и весёлое. Делай что хочешь, говори что хочешь, всем плевать» . Игорь, 44 года «А меня пытались познакомить с бандитом! Я такая была красивая в мамином крепдешиновом платье (мы тогда имели с нею общий гардероб), и я ему понравилась. Меня уговаривали, что он мне однокомнатную квартиру подарит, и машину, и что можно будет в универе вообще не учиться, а сразу дадут диплом и в прокуратуру пристроят на теплое место. Я как-то перспективами не впечатлилась. И не зря. Убили его где-то через год после этого». Наталья, 42 года «Шила кожаные куртки – либо из вторсырья, либо из ворованного, ибо кожа тогда не продавалась в принципе. Иногда платили деньгами, а иногда бартером, весьма разнообразным, от муки и картошки мешком до модельной обуви. Пельмени домашние были у меня ВСЕГДА, без вариантов, чтоб мы голодали – ни-ког-да»! Инга, 43 года.

«Училась. В универе на математика, а потом, решив, что математики никому не нужны, еще и на экономиста и одновременно бухгалтера. А вообще у меня в 1990м ребенок родился, и на самом деле я должна была с ребенком сидеть. Но кто же в 18 лет мог просто спокойной на месте усидеть, тем более, что вокруг все так интересно! Так и училась в 2-х местах, и работала с ребенком на руках. Как успевала вообще не знаю!». Анна, 42 года. Вначале “толпились” на стихийной барахолке – пряжа там, трикотажные костюмы дикие польские в горошек, пуховики китайские. В 94м бизнесменили с однокурсниками: солью оптово торговали. В 96м начали наконец-то что-то зарабатывать – разругались в хлам. В 98м продолбали почти всё, что досталось от делёжки бизнеса. Так весело было! Иногда ели чёрти что, но никогда не голодали и детей таки вырастили». Валерий, 45 лет «В 90-е я был пацаном, как раз начинался строительный бум, мы сбивались в бригады и нанимались в подсобные работники, принеси –подай- за пивом сбегай. На сникерс, жвачку и пепси хватало». Сергей, 37 лет.

«Я именно что выживала. С младенцем на руках и вечерним журфаком. Работу брала любую, лишь бы платили. Если перечислить все, что я в эти годы делала, – самой смешно становится. Набирала в “Лексиконе” тексты: самыми выгодными заказами оказались каталог работ какого-то советского художника-шизофреника и молитвенник с комментариями. Торговала шмотьем на Черкизовском рыке, мелочь всякую рукодельную мастерила к городским ярмаркам и за копейки сбывала. А вот на работу в “Российский союз белых колдунов и магов” меня таки не взяли». Татьяна, 41 год. «В самом начале 90-х пыталась понять, что мир стремительно меняется, а потом ушла в декрет:)) вышла уже в новую реальность, которая как-то без меня обустроилась. Но вообще не люблю вспоминать эти годы, темные они, неприятные по ауре». Анна, 39 лет. «Служил в Латвии в самые смутные годы. Выживали только благодаря пайку. Иногда бывало, сами с женой не ели, отдавали детям последнее. А потом кто-то из друзей меня «пожалел» и взял с собой в Польшу за шмотками. Ненавидел себя, но деваться было некуда. Встал на рынке с барахлом. Зато дети были сытые. Потом комиссовался, потихоньку свое дело организовал. Купил машину, магазин открыл. Выправились». Николай, 53 года.

«А я как-то сразу понял, куда всё идёт, а поскольку человек я не «деловой», крутиться не умею, пошёл на курсы английского (были тогда при МИДе), устроился сначала шофёром на инофирму, а когда язык подтянул до нормального уровня, перешёл (спасибо шефу) в менеджеры. К 98му был уже заместителем начальника представительства с личным шофёром и окладом в 2000 евро». Анатолий, 48 лет. « У меня (сейчас смеяться будете) был свой видео-салон. Всё, как положено. Ментам платил, браткам платил, но на хлеб с икрой хватало. Порнушкой? Ну, не брезговал конечно. Так тогда это самым спросом пользовалось. Что ж я дурак – отказываться от денег». Станислав, 55 лет. «На финской строительной фирме работала инженером. Устроили меня туда по страшному блату. Зарабатывала целых 300 долларов в месяц и содержала мужа, двоих детей, маму, папу и сестру с ребёнком. Всем хватало, еще и копить умудрялись». Лариса, 53 года. «Таксовал я. Платил мзду, кому положено, и таксовал. Девочек возил с Тверской по клиентам. Насмотрелся всякого, даже вспоминать не хочу. Но был обеспечен «от» и «до»». Юрий, 57 лет

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

"Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х гг. Суверенная Россия, Российская Федерация после провозглашения независимости 12 июня 1990 г. включала в себя 89 регионов, в том числе и 21 национальное образование. Устанавливалась двухступенчатая система органов представительной власти - Съезд народных депутатов и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием Президент Б.Н. Ельцин, он же был Главнокомандующим Вооруженными силами страны. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд Российской Федерации.

Президент страны заявил о своем стремлении продолжить курс реформ . Ему предоставлялись широкие полномочия для проведения экономических реформ. Руководство страны взяло курс на "шоковую терапию", идея которой состояла в применении либеральной модели функционирования экономики и опиралась на опыт реформ, которые проводились в Польше.

Главой экономического блока реформ стал Е.Т. Гайдар, возглавивший правительство России в январе - декабре 1992 г.

Программа реформ включала следующие направления:

Либерализация большинства цен, т.е. отказ от административного регулирования;

Свобода торговли;

Проведение приватизации, т.е. разгосударствление собственности с целью превращения частного сектора в основной сектор экономики;

Жесткие меры налогового обложения.

Идеологи реформ предполагали, что к концу 1992 г. на этой основе будет достигнута стабилизация экономики и созданы условия для ее подъема, а сам рынок без давления государства создаст оптимальную структуру экономического развития.

Экономическая система была обременена структурными диспропорциями:

Преобладанием добывающих отраслей над перерабатывающими;

Высокой долей предприятий, работающих на военные нужды.

Фактором, осложнявшим либеральные реформы, была дезорганизация народнохозяйственного комплекса, т.е. разрыв хозяйственных связей после распада СССР.

Для проведения рыночных реформ не было создано политико-правовой базы: отсутствовали необходимые рыночные законы, а министерства и ведомства работали по-старому.

С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены . Для сбалансирования бюджета правительство стало сокращать важнейшие государственные программы. Резко упало финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ. Это поставило на грань краха наукоемкие производства. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Сбербанке. Упали социальные расходы, что ударило в первую очередь по малообеспеченным семьям.


Приватизация охватила вначале предприятия розничной торговли, общественного питания, службы быта. Уже в первый год приватизации в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. В приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к скорейшему созданию класса собственников, который стал бы опорой существовавшего режима. Поэтому за бесценок приватизировались отдельными лицами предприятия и даже целые отрасли. Новый хозяин, который не вложил в приобретаемую собственность значительных средств, не стремился к обновлению производства, модернизации фондов.

Таким образом, приватизация не привлекла финансовых ресурсов для оздоровления экономики и ее роста. Но московская приватизация дала экономический эффект, который позволил за счет полученных средств профинансировать важнейшие столичные программы развития и начать модернизацию жилищного фонда.

Приватизация не получила народной поддержки. По плану приватизации каждый гражданин страны имел право получить свою долю общественной собственности, созданной в годы Советской власти. Приватизационный чек - "ваучер" - должен был стать символом равных возможностей в создании собственного дела (бизнеса). Государство не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, поэтому народ оказался обманутым.

По существу приватизация привела к деиндустриализации страны. С 1990 г. ежегодное падение производства составило 20%. К середине 90-х гг. разрушенной оказалась тяжелая промышленность, распалась энергетическая инфраструктура страны. Вместо социальной модернизации общества приватизация привела к глубокому социальному расколу. Только 5% населения страны (100 тыс. семей из 145 млн человек) завладели национальным богатством России. Среди них ведущее место заняли представители аппарата управления, проводившие приватизацию. Государственные богатства скупали представители "теневой" экономики. В процессе приватизации преимущества имели и представители номенклатуры - "директорский корпус", "хозяйственники", которые широко использовали служебные связи.

Резкое снижение социальной защищенности граждан России привело к высокой смертности - более 1 млн человек ежегодно. С 1990 по 1995 г. возрос уровень преступности в полтора раза. К середине 90-х гг. средний предпринимательский доход в 8 - 10 раз превышал среднюю заработную плату и в 30 - 40 раз - среднюю пенсию граждан России.

В стране все больше стали утверждаться принципы индивидуализма и вседозволенности. Резко упала роль производящих форм труда - учителя, инженера, ученого и др.

Как показывает опыт преобразований, масштабные изменения в обществе должны производиться с согласия всего общества, с учетом национальных традиций и находиться под контролем общества.

Противостояние двух ветвей власти . С начала проведения рыночных реформ шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом реформ в большей части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многих слоев общества. Правительство постепенно лишалось "кредита доверия", стал расти авторитет оппозиционных сил. В 1992 - 1993 гг. в центре политической жизни России был конфликт между исполнительной (Президент России) и представительной (Съезд народных депутатов - Верховный Совет) властями, т.к. между ними отсутствовало разделение полномочий. Он отразил два подхода к будущему развитию страны: либерально-демократического и державно-коммунистического.

В апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов РФ сложился оппозиционный блок "Российское единство", который объединил противников правительственного курса реформ. Сторонниками блока постепенно стала большая часть депутатов. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов РФ Президент РФ Б.Н. Ельцин предложил провести референдум о доверии Президенту и Съезду народных депутатов. В результате упорной борьбы между двумя ветвями власти решено было провести референдум 25 апреля 1992 г.

В референдуме приняли участие более 69 млн человек (65% общего числа граждан), в целом граждане России поддержали Президента Б.Н. Ельцина и проводимые им реформы. Но формула подсчета голосов позволила оппозиции продолжать борьбу против реформ.

Часть оппозиции перешла к насильственным действиям. В результате столкновений демонстрантов с милицейскими силами во время первомайского праздника 1993 г. получили ранения несколько сотен человек и погиб один работник милиции. Складывающаяся обстановка приобретала все более опасный характер.

Противостояние властей обострилось осенью 1993 г. К этому времени был подготовлен проект новой Конституции Российской Федерации, который предоставлял Президенту все более широкие права. Парламент стал откладывать принятие новой Конституции.

Конституционный кризис 1993 г. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. Это был антиконституционный шаг со стороны Президента. Часть депутатов отказалась признать законность действий Президента и заявила об отстранении его от власти. К присяге был приведен новый Президент - А.В. Руцкой. Было сформировано параллельное правительство и выпущено обращение "К народу". В нем отмечалось, что проводимые реформы исполнительной власти "ведут к развалу экономики, науки, образования, здравоохранения, культуры, армии, к всеобщему обнищанию народа и началу вымирания россиян, к невиданному разгулу преступности". Указ Президента расценивался как "государственный переворот". Охрану Белого дома и депутатов, находившихся в нем, взяли на себя сторонники оппозиции.

2 - 3 октября 1993 г. в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, а также неудачная попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В Москве было объявлено чрезвычайное положение и введены войска.

Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокирован армейскими частями. Президент принял решение о насильственном разгроме Верховного Совета. Армия выступила на стороне Президента. 4 октября после огня из танковых орудий Белый дом был взят, а его защитники арестованы. Среди них были убитые и раненые.

События октября 1993 г. различные слои общества восприняли по-разному, но это были трагические страницы посткоммунистической российской истории. "Черный октябрь" разрушил систему Советов. Всенародное голосование по доработанному проекту новой Конституции должно было дать ответ на вопрос, что придет на смену Советам.

На 12 декабря были назначены выборы в новый парламент и референдум по вопросу о принятии Конституции России. Между политическими партиями развернулась борьба за голоса избирателей. Ни одна из политических партий, поддерживающих курс Президента, не набрала более 15% от общего числа избирателей. Неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии В.В. Жириновского (ей отдали голоса более 25% голосов).

Важным шагом в стабилизации общественной жизни явилась поддержка большинством фракций Госдумы Договора об общественном согласии, провозглашавшего гражданский мир до проведения следующих выборов 1996 г.

Новым органом законодательной власти стало Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, а Государственную Думу I созыва возглавил И.П. Рыбкин.

Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения. В течение 1993 - 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. Подавляющая часть из них была подписана Президентом.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. (См. дополнительный хрестоматийный материал.) www.ido.edu.ru\ffec\hist\chrest\x11_2_1.html> Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся всенародно избираемый Президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им также принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира.

Новая Конституция получила поддержку населения страны при низком кворуме и предельно допустимом числе голосов, поданных "за" (28% избирателей, что почти на 22% меньше принятых цивилизационных норм для утверждения конституционных правил в обществе посредством референдума). Так или иначе народным голосованием были закреплены правомочия Президента. Новая политическая власть, установившаяся в результате событий 21 сентября - 4 октября 1993 г., получила формальное одобрение на свое существование 30 млн российских граждан из 106.

Избрание новой законодательной власти в лице Федерального Собрания было поддержано всеми российскими регионами, кроме Чечни и частично Татарстана.

Декабрьская Конституция 1993 г. закрепила важнейшие изменения в политической системе России.

Прежде всего это был выбор в пользу президентской республики, в которой представительные органы играли не первостепенную роль. Сохраняя полноту компетенции в вопросах законодательства, они не могли не вмешиваться в сферу полномочий исполнительной и судебной властей.

Вторым итогом года явилась ликвидация вертикали законодательных органов от Центра до мест, выражавшихся в системе Советов. Теперь представительные институты в Центре и на местах стали различаться по типу, названиям, функциям. Высший представительный орган - двухпалатное Федеральное Собрание - отличается от бывшего Верховного Совета тем, что его обе палаты действуют самостоятельно, различаются по функциям, составу, способам формирования и связям с избирателями.

В субъектах Федерации на смену Советам или Верховным Советам пришли Законодательные собрания республик, краев, областей. Это уже не подчиненные, а самостоятельные органы, обладающие своим набором полномочий и прав. Ниже их - тоже самостоятельные муниципальные органы власти, занимающиеся местными делами.

В январе 1994 г. Президент провел реформу, целью которой было разведение функций президентской исполнительской вертикали и правительства так, как это вытекает из новой Конституции. Правительство сосредоточивает в руках высшие функции хозяйственного управления, превращаясь в орган хозяйственной, экономической политики. А президентская вертикаль концентрирует у себя функции политического руководства - от высших президентских органов до местных администраций. Министерства, имеющие политическое значение (силовые структуры, дела национальностей и др.), контролируются Президентом через институты Совета Безопасности и другие конституционные механизмы.

Подобная концентрация власти, характерная для президентской республики, вызывает опасения у многих политических сил. Может вызвать тревогу тот политический деятель, который попытается воспользоваться возможностями новой Конституции для создания авторитарного режима. Аргументом в пользу поворота к авторитаризму является перспектива роста политической нестабильности, связанная с формированием новой многопартийности. Государственная Дума испытывает влияние партийных страстей - столкновение фракционных интересов, конфликты личностей и групп.

Верхняя палата - Совет Федерации - оказалась более защищенной от влияния партийных интересов и конфликтов. Но здесь ощутимо влияние местных элит, региональных политических партий и блоков.

По своему персональному составу российское правительство является коалиционным. Процедура его формирования, учитывающая деловые качества кандидатов на министерские посты, характерна для беспартийного правительства.

Чеченский кризис (1994 - 2000 гг.). Политическая обстановка 1994 - 1995 гг. была относительно спокойной. 28 апреля 1994 г. был подписан Договор об общественном согласии, в котором говорилось об исключении возможности разрешения возникающих в обществе проблем через насилие в каких бы то ни было формах.

Развитие общественной жизни было нарушено вводом Российских войск на территорию Чеченской республики.

В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Еще осенью 1991 г. там был распущен Верховный Совет и в конце октября этого года проведены выборы президента Чеченской республики. Президентом Чечни стал генерал в отставке Д.М. Дудаев. 1 октября он объявил о государственном суверенитете Чеченской республики. Следом за этой акцией последовал указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии. В свою очередь, Д.М. Дудаев ввел в Чечне военное положение.

11 декабря 1994 г. в республику были введены подразделения войск Министерства внутренних дел и Министерства Обороны РФ с целью восстановления конституционной законности и правопорядка на ее территории. Началась военная операция федеральных войск в Чечне. С 31 декабря по 1 января 1995 г. проходил штурм г. Грозного российскими войсками. 19 января был взят президентский дворец. Но на этом война не закончилась, а стала приобретать затяжной характер. В феврале 1996 г. Б.Н. Ельцин признал ошибочность своего решения о вводе войск в Чечню. В ноябре 1996 г. российское и чеченское руководство подписали соглашение о мире. Оно предусматривало вывод федеральных войск из Чечни и проведение в республике новых президентских выборов.

27 января 1997 г. новым президентом Чечни был избран А. Масхадов - сторонник национальной независимости Чечни. Весной между Российской Федерацией и Чеченской республикой Ичкерия был подписан договор о мире и принципах взаимоотношений, но вопрос о выходе Чечни из состава России был отложен.

К осени 1999 г. возникла проблема терроризма не Северном Кавказе. Чеченские боевики захватывали заложников, устраивали взрывы и погромы. Федеральное правительство начало бороться с террористами силовыми методами, что привело к началу второй чеченской войны. К весне 2000 г. широкомасштабные боевые операции в Чечне были прекращены. Но боевики продолжают проводить террористические акты и диверсии. Правительство России поставило задачу восстановления в Чечне экономической и социально-политической жизни.

Выборы в Государственную Думу II созыва и президентские выборы . 17 декабря 1995 г. в России были проведены выборы в Государственную Думу II созыва. В выборах приняли участие 64% населения страны. В состав Думы вошло 450 депутатов. За места в нижней палате парламента вели борьбу 43 политические партии и объединения. Лишь четырем из них удалось преодолеть 4% барьер. Больше всего голосов получила КПРФ - более 22%, на втором месте оказалась ЛДПР - 11%, на третьем - правительственный блок "Наш дом - Россия" во главе с премьер-министром В.С. Черномырдиным. За блок "Яблоко" Г.А. Явлинского проголосовало 7% избирателей, принявших участие в выборах. Потерпело поражение политическое объединение "Выбор России", получив менее 5% голосов.

Эти выборы показали, что значительная часть населения страны не поддерживает политику, проводимую руководством страны.

На 16 июня 1996 г. были назначены выборы Президента, и политические силы страны приступили к их подготовке. Основными соперниками были действующий Президент Б.Н. Ельцин и лидер КПРФ Г.А. Зюганов. По итогам второго тура отдали голоса Б.Н. Ельцину 37,02%, а Г.А. Зюганову - 27,73%.

Осенью 1996 г. в 50 российских регионах прошли выборы глав администраций. В Совете Федерации не осталось сенаторов, назначенных в свое время Б.Н. Ельциным. Теперь должность главы администрации стала выборной. Характерно было то, что победителями становились не политики, а опытные хозяйственники и умелые администраторы.

Итоги "первой пятилетки" новой России . Экономические итоги пятилетия неутешительны. За это время производительность труда в российской промышленности снизилась до 45%. Безработными стали 13% трудоспособного населения. За период реформ разрыв в уровнях душевого дохода между верхними по доходам 10% населения и низшими 10% вырос до соотношения 20:1. Многие социальные новшества оказались неэффективными: страховая медицина, негосударственные пенсионные фонды и др. Значительно сократились ассигнования на науку и образование - с 2 до 0,32%.

Разочарование охватило большинство граждан, на глазах которых происходит расцвет коррупции и преступности. Сильно довлела над правительством России идея отказа (под видом борьбы с монополизмом) от государственной поддержки крупного производства. Осуждалось и государственное регулирование. Под видом приватизации происходит выкорчевывание крупных объединений и концернов. Были нарушены естественные связи между предприятиями, результатом чего стали остановка производства и безработица.

Произвол в экономике под лозунгом народной приватизации привел к тому, что стоимость национального богатства страны была явно занижена.

Не улучшилось положение и в сельском хозяйстве. Не выполнена государственная программа повышения плодородия земель, являвшихся основой роста урожайности. Внесение минеральных удобрений упало до 30 кг на гектар. Государственная комплексная программа механизации и электрификации сельскохозяйственного производства не финансировалась.

Свернуты были и все социальные программы на селе: строительство жилья, объектов культуры и здравоохранения, дорог, газификация, водоснабжение и т.д. Налоговая, ценовая, кредитная, инвестиционная политика расстроила финансовое состояние отрасли.

"Островком" в Российской Федерации, где не было допущено падения производства продуктов питания, является Татарстан. Здесь сохранились колхозы и совхозы, 96% их работали на прежней организационной основе.

Экономическое и социально-политическое положение России во второй половине 90-х гг. Социально-экономическое положение России во второй половине 90-х гг. продолжало ухудшаться. Весной 1997 г. обновленное правительство В.С. Черномырдина разработало основные направления своей деятельности, связанное с реформированием естественных монополий, коммунальной и пенсионной реформами, а также реформой правительственного аппарата. Кабинет министров принял решение об отмене неоправданных таможенных и налоговых льгот.

Катастрофическое положение складывалось в финансовой сфере, в связи с чем был принят Закон о секвестировании расходов федерального бюджета (сокращение государственных затрат).

Правительство В.С. Черномырдина предприняло некоторые меры для выхода из опасного финансового кризиса. С этой целью была произведена номинация рубля и принят Закон о банкротстве. В 1998 г. дважды по инициативе Б.Н. Ельцина произошла смена Правительства.

В августе 1998 г. в стране разразился финансовый кризис .

17 августа правительство и Центральный банк РФ сделали заявление о финансовом положении и путях выхода из создавшейся ситуации, объявив о банкротстве страны и установлении моратория на выплату долгов зарубежным банкам. Последствия кризиса были тяжелы для населения страны. Рост цен и инфляции привели к снижению реальных доходов граждан на одну треть. Произошел кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

В сентябре 1998 г. новым главой правительства стал Е.М. Примаков . Правительство отошло от реформаторского натиска и перешло к гибкому политическому маневрированию. Правительство снизило налоговую нагрузку на промышленность, сократило налоги на прибыль и добавленную стоимость. Были установлены льготы по выведению из-под налогообложения средств предприятий, инвестируемых в развитие производства, модернизацию и внедрение новой техники. На прилавках магазинов появились отечественные товары ("реформаторы" искусственно сделали неконкурентноспособной большую часть отечественной продукции).

Были предприняты меры по поддержке экспорта российской продукции, усилению контроля за деятельностью федеральных государственных предприятий и открытых акционерных обществ, по усилению борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией.

К числу кадровых решений правительства Е.М. Примакова следует отнести усиление руководства государственного комитета "Росвооружения".

Правительство решало сложные задачи в условиях ограничения зарубежных кредитов, саботажа ряда чиновников, информационной войны, развязанной обиженными олигархами. Это было сильное Правительство, отличавшееся профессионализмом, опытом и патриотизмом.

В мае 1999 г. Е.М. Примакова сменил С.В. Степашин , которому на смену летом этого же года пришел В.В. Путин, названный преемником Б.Н. Ельцина.

Новое Правительство также стало искать пути выхода из кризиса. Планировалось снижение налогов, усиление контроля со стороны государства во внешней торговле. В развитии социальной политики обращалось внимание на повышение пенсий и должностных окладов работникам бюджетной сферы и др.

19 декабря 1999 г. в России состоялись выборы в Государственную Думу III созыва. Наибольшее количество голосов получили коммунисты - 24,22%; правительственный блок "Единство" - 23,3%; "Отечество - вся Россия" - 12, 64%; "Союз правых сил" - 8,72%; "Яблоко" - 6,13%; "Блок Жириновского" - 6,08%.

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин заявил об уходе с поста Президента Российской Федерации, и исполняющим обязанности Президента стал премьер-министр В.В. Путин .

На президентских выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин одержал победу. В своей предвыборной кампании он определил национальные приоритеты, включавшие следующие направления: повышение жизненного уровня; борьба с преступностью; обеспечение прав собственности и др. В области внешней политики он исходил из национальных интересов страны.

Среди первых шагов на посту Президента стала реформа федеральной власти, согласно которой создавалось 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента России. Был предложен проект реформирования Совета Федерации.

17 мая 2000 г. кабинет министров возглавил М.М. Касьянов . Кабинет министров принял правительственную программу на 10 лет, включающую реформирование налоговой системы, жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию естественных монополий, принятие земельного кодекса. Также предполагается реформирование в области здравоохранения, системы образования и социального обеспечения.

Выводы. В постперестроечный период Россия перешла к складыванию рыночных отношений, т.е. начала новый этап модернизации экономики, на пути к которой встретились большие трудности и были допущены серьезные ошибки со стороны политического руководства страны. За десятилетие преобразований возникли острые социальные проблемы, вызвавшие раскол общества на бедных и богатых.

Реформирование страны не завершено. Следует сделать еще много для того, чтобы построить правовое государство и обеспечить достойную жизнь каждому человеку.

Промышленное развитие России в 90-е гг. претерпело серьезные качественные изменения. Новое руководство Российской Федерации ставило задачу перестройки экономики с плановодирективных рельсов на рыночные с последующим вхож­дением России в мировой рынок. Следующим этапом предполагалось ускоренное продвижение страны к постро­ению информационного общества.

В 90-е гг. в России произошла приватизация огромной государственной собственности; сложился товарный рынок; частично конвертируемой валютой стал рубль; началось формирование национального финансового рынка; появился растущий год от года рынок рабочей силы.

Однако решить поставленные в ходе экономических реформ задачи в полной мере не удалось. Результатом стало резкое падение в 90-е гг. уровня как промышленного, так и сельскохозяйственного производства по сравнению с предшествующим временем. Для этого были как объек­тивные, так и субъективные причины.

Стартовые условия реформ оказались крайне неблагоприятными. Внешний долг СССР, перешедший к России в 1992 г., превышал, по некоторым подсчетам, 100 млрд долларов. В последующие годы он значительно вырос. Диспропорции развития экономики также сохранились. «Открытость» российской экономики для иностранных товаров и услуг помогла в короткий срок ликвидировать товарный дефицит - главную болезнь советской экономической системы. Однако возникшая конкуренция с импортными товарами, которые в силу более благоприятных условий хозяйствования оказываются дешевле аналогичных российских товаров, привела к серьезному спаду оте­чественного производства (лишь после кризиса 1998 г. российские производители сумели частично переломить эту тенденцию в свою пользу).

Наличие огромных удаленных от Центра дотационных районов страны (Сибирь, Север, Дальний Восток) в условиях формирующегося рынка больно ударило по федеральному бюджету, оказавшемуся не в состоянии справиться с резко выросшими затратами. Предельного износа достигли основные производственные фонды. Разрыв хозяйственных связей, последовавший за распадом СССР, привел к прекращению выпуска многих высококлассных видов продукции. Немалую роль сыграли также неумение хозяйствовать в непривычных условиях, изъяны в политике приватизации, перепрофилирование многих предприятий в связи с конверсией военного производства, резкое сокращение государственного финансирования, падение покупательной способности населения. Существенное негативное воздействие на экономику страны оказал миро­вой финансовый кризис 1998 г. и неблагоприятная конъюнктура зарубежных рынков.

Проявились и причины субъективного порядка. В ходе реформ у их инициаторов сложилось ошибочное представление о том, что в условиях перехода к рынку роль государства в экономике ослабевает. Однако исторический опыт показывает, что в условиях ослабления государства нарастает общественная нестабильность и разрушается хозяйство. Лишь в сильном государстве стабилизация экономики наступает быстрее, а реформы ведут к подъему экономики. Отказ от элементов планирования и централизованного управления происходил в то время, когда ведущие страны искали пути по его совершенствованию. К негативным результатам вело и копирование западных моделей экономики, отсутствие серьезного изучения специфики исторического развития собственной страны. Несовершенство законодательства создавало возможность, не развивая материального производства, получать сверхприбыли путем создания финансовых пирамид и т. п.

Производство промышленной и сельскохозяйственной продукции к концу 90-х гг. составило лишь 20-25% от уровня 1989 г. Уровень безработицы вырос до 10-12 млн человек. Ориентация производства на экспорт привела к формированию новой структуры отечественной промышленности - ее основу составили предприятия добываю­щей и обрабатывающей промышленности. Страна потеряла лишь за 10 лет более 300 млрд долларов вывезенного капитала. Свертывание собственного промышленного производства привело к началу процессов деиндустриализации страны. Если в XX век Россия вступила в первой десятке промышленно развитых стран, то в 2000 г. она по производству промышленной продукции на душу населения оказалась на 104-м месте в мире, а по валовым пока­зателям ее производства - во втором десятке. По совокупности основных экономических показателей Россия занимала к этому времени 94-е место. По ряду показателей Россия отставала теперь уже не только от развитых стран Запада, но и от Китая (втрое), Индии (вдвое) и даже от Южной Кореи.

Несмотря на предпринятые к концу 90-х гг. меры по оживлению экономики и даже наметившийся рост промышленности, основа экономики России оставалась прежней - зависимость от продажи сырья и особенно нефти и природного газа. Насколько опасно такое положение, наглядно демонстрировала ситуация, связанная с падением мировых цен на энергоносители в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ (2000):

Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государство, подверженное коррупции, с нечеткими границами компетенции не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности. Неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса…

Социальная сфера

В условиях затяжного экономичес­кого кризиса развитие социальной сферы также находилось в достаточно болезненном состоянии. В обстановке резкого сокращения поступлений в бюджет расходы на науку, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение сократились почти в 20 раз! В первые годы экономической реформы это поставило социальную сферу в крайне тяжелое положение. Средняя заработная плата научных сотрудников составила к концу 90-х гг. 12- 14 долларов в месяц при прожиточном минимуме 50 долларов. Из-за нехватки средств прекратилось перспективное планирование научных работ (которое ранее осуществлялось на 20 лет вперед).

Тем не менее проявились и некоторые положительные тенденции. Впервые в истории страны численность студентов вузов составила 246 человек на 10 тыс. населения. Однако этот показатель стал возможен благодаря открытию множества частных учебных заведений, уровень образования во многих из которых оставался весьма низким.

Отечественное здравоохранение было лишено возможности оказания бесплатной полноценной помощи больным и к концу 90-х гг. занимало по основным важнейшим показателям 131-е место в мире.

Ниже прожиточного минимума оказались пенсии по старости и инвалидности.

Под предлогом отсутствия бюджетных средств власти в начале 90-х гг. убрали из Конституции право граждан на полное среднее образование, бесплатное жилище и медицинское обслуживание.

За 10 лет заметно изменилась социальная структура общества. Удельный вес богатых россиян составил 3-5%, средний класс - 12-15%, по 40% - бедные и нищие.

Все это требовало радикального пересмотра самих основ социальной политики в целях обеспечения защиты населения в переходный период. Такой пересмотр начался с избрания главой государства в 2000 г. В. В. Путина.

Демография

Социально-экономическая ситуация в стране не могла не отразиться на демографии.

Если в начале XX в. 76% населения страны составляли граждане в возрасте до 50 лет, то к концу века имелось почти такое же количество лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Средний возраст жителей России примерно 56 лет, в то время как, по прогнозам, в США и Западной Европе он через несколько лет будет 35- 40 лет, а в Китае и Японии - 20-25 лет. За 1997- 2000 гг. детское население России сократилось на 4 млн че­ловек и составило 39 млн человек. Низкий уровень жизни привел к тому, что процент здоровых детей неуклонно сокращался, в 2001 г. таких детей среди младших школьников было только 8-10%, среднего школьного возраста - 6%, а среди школьников старших классов - лишь 5%.

С 1993 г. в России смертность превышала рождаемость, и вскоре естественная убыль населения достигла 1 млн человек в год. Средняя продолжительность жизни женщин стала теперь не 75 лет (как в 1979 г.), а лишь 69, мужчин - не 69, а 56. За 10 лет население России сократилось более чем на 10 млн человек. При сохранении такой тенденции создалась угроза сокращения населения страны к 2015 г. еще на 22 млн человек (седьмая часть жителей России).

Для исправления этой ситуации Правительство страны приняло целый комплекс мер по повышению жизненного уровня населения.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000):

Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация - одна из тревожных.

Повседневный быт

Перемены, происходящие в повседневном быте всех основных социальных групп населения, оказались стремительными и радикальными.

Уже в 1992 г. потребление мяса сократилось на 80%, молока - на 56%, овощей - на 84%, рыбы - на 56% от уровня и без того скудного 1991 г. К лету 1998 г. ситуация несколько изменилась к лучшему - потребление населением основных продуктов питания превысило некоторые показатели дореформенного периода, однако оставалось достаточно низким.

Развернувшееся жилищное строительство помогло в короткий срок сократить очереди на получение муниципального жилья, однако отсутствие средств у населения делало невозможным покупку квартир.

Обилие в магазинах и на рынках товаров повседневного спроса вело к снижению цен.

Доступными для большинства работающих граждан стали покупка не только телевизоров, холодильников, СВ-печей, но также и автомобилей, постройка небольших дачных домиков. Численность личных автомобилей только в Москве к концу 90-х гг. составила 2,5 млн, превзойдя показатели двадцатилетней давности почти в 10 раз.

Развитие рынка жилья привело не только к свободной купле-продаже квартир, но и к появлению в большом количестве (не менее 1 млн человек) бездомных, продавших жилье и оказавшихся на улице.

Новым явлением городской жизни стало появление большого количества беспризорных детей (официальная статистика называла в конце 90-х гг. цифру в 2,5 млн человек).

Большой общественной проблемой стали пьянство, наркомания, проституция, коррупция. Осложнение криминогенной обстановки, особенно в крупных городах, делало необходимым усиление роли государства, его важнейших институтов в наведении порядка.

Таким образом, социально-экономическое развитие страны в 90-е гг. было полно противоречий. Оно отражало переходный характер переживаемой страной эпохи.

В 90-е было здорово?! Автор, ты упорот?
1. Окрыляющее чувство свободы.
Какой свободы до этого не хватало, срать на улицах?
Очень хорошо о той "свободе" показано в фильме "убить дракона", ролик прилагается. В Нижнем Новгороде по ночам стреляли, братки отстреливали друг друга. Справа калаш строчит, слева из Макарова популивают. Свобода ёпта!
2. Лёгкие деньги.
На улицах обували, мы, пацаны, в Москву менее 4-5 человек не выезжали, потому что на вокзалах и возле метро крутились местные кучки отморозков, называемые сейчас "гопники". Только действовали они более нагло и по беспределу, ибо безнаказанность и, читай выше, свобода! На рынках и в ларьках сбывался откровенный, некачественный левак, некачественные просроченные продукты. Лёгкие деньги - это здорово?!
3. Импортные товары.
Забугорное барахло хлынуло на рынок. Все кинулись покупать телевизоры, видеомагнитофоны и прочее. Масса подделок, масса китайского говна. Из-за импортного говна было здорово развалить страну?
4. Каждый был на своём месте.
Каждый пытался заработать как мог, потому что задержки по зарплате были жуткие. Я, офицер Российской Армии, за несколько месяцев не получал денежное довольствие и копал медный кабель ночами, потому что жрать нечего было. Я был на своём месте? Командиры днём нам внушали, что надо Родину оберегать, а сами ночами работали на погрузчиках на местом заводике, водку грузили. Потому что семье жрать надо было. Менты были бесправные от слова вообще, в итоге быстро сообразили и отжали у бандюков их "бизнес", заодно сильно проредив их ряды. Они тоже были на своём месте? Учителя выезжали в колхозы, потому что даже их нищенскую зарплату не выдавали, они были на своём месте?
5. У нас был самый весёлый в мире президент.
Если это шутка, то она крайне неудачная. Когда мы смотрели как пьяный Борька прыгает по сцене или "руководит" оркестром, мы не смеялись, нам было безумно стыдно. Армию развалил, страну развалил, на стратегические объекты были допущены пиндосские "консультанты", предприятия продавались за копейки, народ жил в крайней нищете. Смешно? Нам ни хера не было смешно.
6. У людей появилась надежда.
Что??! Все мои воспоминания о 90-х в серых тонах. Была жуткая безработица, денег не платили, отсюда столько "коммерсантов", которые пытались хоть как-то заработать на жизнь. Была жуткая безнадёга, никакого просвета не было видно. Реформы гробили всё на корню. В один день мы обнищали, было 6 тысяч на семью на книжке и за один день на эти деньги уже нельзя было ничего купить. До сих пор помню безумного грузина, который бегал по Курскому вокзалу с чемоданом 500-рублёвок, расшвыривал их и орал "на х%й они мне теперь нужны?!!". Надежда?? В СССР каждый знал что закончив институт он пойдёт работать по специальности, знал что получит квартиру и т.д. Была СТАБИЛЬНОСТЬ. В 90-е никто не знал что будет завтра и даже сегодня вечером.
7. Все были миллионерами.
Что весёлого? Деньги обесценивались. Да, мы шутили, что мол стали миллионерами, но это был смех сквозь слёзы.
8. Возможность выезжать за границу.
Даа. Все смогли лично убедиться, что в забугорных магазинах действительно больше 40 видов колбасы продаётся. Масса народа решив, что их все ждут за бугром свалили из страны. В люди выбились единицы. Сколько таких вернулось после 2000-го? Вся эта анархия, что творилась в стране, не стоила такого удовольствия.
9. Ностальгия по детству и юности.
Это просто воспоминания о детстве. Мы, например, бутылки собирали, сдавали, ехали на ВДНХ и, если нас не обували местные "свободные пацанчики", которые "были на своём месте", покупали пару плакатов с Брюсами и Шварцами, или покупали жвачки "Дональд" или "Турбо". Последние реже, потому что стоили в 3 раза дороже "Дональда". И, если нас не обували на обратном пути, привозили всё это до дому.
10. «Модная» одежда.
Низкого качества барахло из Турции и Китая. Модным было всё, что было ярким и цветным. Мы как туземцы, которые реагировали на зеркала и бусы, покупали низкокачественное говно фирм "Ададис" и пр..
Я не знаю ни одного человека, который застал "лихие 90-е", который хотел бы их повторения. Ни одного! Молодые сопляки, которые сами в этом не варились, а читали о той "романтике", не в счёт.
Автор или толсто троллит или упорот. Если это такая шутка, то я её ни разу не понял.
Теперь хоть уминусуйтесь..

Все вопросы, стоявшие перед суверенной Россией в 90-е годы, сводились к двум крупным проблемам: вывести страну из экономического кризиса и про­должить демократические преобразования общества.

Для выхода из экономического кризиса правительство страны осуществля­ет переход на рыночные методы хозяйствования. Объявлялось о переходе к ры­ночным ценам, проведении приватизации, земельной реформы с правом купли-продажи земли, реформировании банковской системы и т.д. В январе 1992г. бы­ла проведена либерализация цен. Если до этого цены на все виды продукции ус­танавливало государство, то теперь они формировались под влиянием спроса и предложения на рынке. Либерализация имела два важных последствия: некогда пустые магазины стали стремительно наполняться разнообразными товарами, но в то же время стали очень быстро расти цены на товары и услуги: уже к концу 1992 г. они выросли в 100-150 раз (при ожидаемом уровне в 3-4 раза). Началась инфляция, снизился уровень жизни населения: в 1994г он составил 50 % от уров­ня начала 90-х годов. С конца 1992г. началась приватизация государственной собственности. К осени 1994г. она охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли и услуг. Первый этап ее проводился на основе приватизационных чеков, бесплатно выданных всем гражданам России; с осени 1994г. начинается второй этап приватизации - свободная купля-продажа частных и акционерных предприятий на биржах по рыночному курсу. Происходило преоб­разование колхозов в производственные паевые товарищества и фермерские хо­зяйства. Однако экономический кризис продолжал углубляться, до конца 90-х го­дов производство сокращалось и только в конце 1999г. наметился небольшой подъем экономики.

В 90-е годы продолжалась демократизация России. Реальными стали пра­ва и свободы граждан, сформировалась многопартийная система, выборы стали носить реальный характер и осуществляться на основе конкуренции нескольких кандидатов на пост. Главой исполнительной власти стал избираемый всенарод­ным голосованием президент. Высшей судебной инстанцией является Конститу­ционный суд РФ.

Осенью 1993г. происходит конституционный кризис: столкновение испол­нительной и законодательной власти страны. Все недовольные проводимыми реформами в России объединились вокруг Верховного Совета РФ и выступили против президента Б. Н. Ельцина, олицетворявшего новый курс страны. 2-3 ок­тября 1993г. оппозиция организовала в Москве демонстрации, предприняла штурм мэрии и Останкинского телецентра. В столицу были введены войска, вы­ступление оппозиции оказалось подавленным, а Верховный Совет был распу­щен Конституционный кризис осени 1993г. имел ряд последствий:

1. в России оформилась президентская республика (в отличие от парла­ментской республики);

2. произошла десоветизация страны, Советы были упразднены как органы власти; десоветизация страны, после ее декоммунизации 1991г. в результате по­давления путча ГКЧП и роспуска КПСС, поставила последнюю точку в процесс разрушения коммунистического режима, советской формы власти, созданной большевиками;

3. создан новый высший законодательный орган России - Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат: верхней - Совет Федерации и нижней -Государственной Думы. Уже 3 раза в Государственную Думу проводились выбо­ры (в 1993, 1995 и 1999 годах) на многопартийной основе. Победившие партии создают в Думе свои фракции, наиболее крупными из них являются фракции КПРФ, «Яблоко», ЛДПР и др.

Одной из сложных проблем внутренней политики России является нацио­нальный вопрос. Особо он обострился на Северном Кавказе. Сепаратистское движение в Чечне привело к необходимости введения федеральных войск на территорию этой республики. Результатом этого явились две чеченские войны: в 1994-1996 гг. и в 1999-2000гг. Чеченская республика осталась в составе единой Российской федерации.

Внешнеполитический курс РФ носит мирный характер, он направлен на сохранение территориальной целостности и независимости страны и на поддер­жание дружественных отношений со всеми странами мира. Россия добилась признания себя в качестве правопреемницы СССР в ООН, а также помощи за­падных стран в проведении курса реформ. Важное значение придается развитию отношений со странами СНГ (Содружество Независимых Государств), куда кро­ме России входит еще 11 бывших советских республик. Российское правительст­во стремилось сохранить интеграционные связи между ними. Отношения между бывшими советскими республиками осложняются вопросами, связанными с раз­делом имущества бывшего СССР, неурегулированным, в некоторых случаях, по­граничным вопросом, а также дискриминацией русскоязычного населения в ряде республик.

Преобразования, происходящие в России в 90-е годы XX века - это попыт­ка возврата на европейский путь развития после большевистского (азиатского) периода существования страны.