» » Государство покупает акции акционерного общества. Государственные облигации. Государственные ценные бумаги Необходимость в дополнительном финансировании государства

Государство покупает акции акционерного общества. Государственные облигации. Государственные ценные бумаги Необходимость в дополнительном финансировании государства

Современная экономика представляется достаточно сложным механизмом. Не менее сложной является система денег, ценных бумаг и прочих всевозможных платежных средств. Государственные облигации занимают важное место в этой нише, при этом их можно по праву назвать одним из старейших финансовых инструментов. О том, для чего государство выпускает облигации, какие их виды существуют, а также о многом другом, имеющем отношение к рынку ценных бумаг, вы сможете прочитать в этой статье.

Необходимость в дополнительном финансировании государства

Деньги, как платежное средство, можно сравнить с кровью, циркулирующей в организме экономики. Другими словами, без денег, или какого-либо другого их аналога, экономическая система попросту не сможет функционировать. Для любой экономической деятельности, коммерческой или даже государственной, необходима основа, финансовое обеспечение. В какой-то степени государственные облигации и прочие ценные бумаги вполне могут считаться платежным средством.

И если целью коммерческих предприятий является получение прибыли, ведь именно по этой причине они создаются, работают, производят и реализуют свою продукцию или предоставляют услуги, то вполне очевидно, что государство также нуждается в денежных средствах. Кроме этого, оно является участником этой системы распределения материальных благ, выполняет свои функции и обязательства перед людьми, собирает налоги и оказывает другие услуги. Как это всегда бывает, иногда денег не хватает, и столкнуться с этой проблемой может не только частный бизнес, но и государство.

Где взять деньги?

Для чего же все-таки нужен выпуск государственных облигаций? Являясь звеном экономической системы, государство нуждается в деньгах, которые необходимы ему для обеспечения всевозможных функций управления. Поступление денег в бюджет страны происходит в основном от налогов и таможенных пошлин. Поэтому в случаях, когда государство нуждается в дополнительном финансировании, логичным решением может стать повышение налогов и прочих сборов. Однако такие меры не всегда дают желаемый результат, ведь увеличившаяся может спровоцировать сокращение деятельности бизнеса или же вынудит его укрываться от уплаты налогов.

Еще одним решением может стать эмиссия – выпуск государством дополнительных денег, которые, казалось бы, помогут урегулировать все накопившиеся проблемы. Но и здесь не все так просто, как хотелось бы, ведь прирост количества денежной массы в обороте без соответствующего увеличения производства товаров и услуг приводит к обесцениванию денег. Инфляция делает попросту бессмысленной эмиссию новых купюр, так как цены при этом растут, что может даже усугубить ситуацию.

Остается единственный выход – взять деньги в долг. Такое решение выгодно тем, что для привлечения средств не нужно поднимать налоги и печатать новые денежные знаки, приток которых неизбежно приведет к инфляции.

Облигации как гарантия от заемщика

Облигации государственного займа представляют собой ценные бумаги, владельцу которых по истечении их срока действия государство гарантирует возвращение номинальной стоимости, а также выплату определенного процента. В этом случае эмитентом, то есть гарантом по долговым обязательствам, является государство или отдельные органы исполнительной власти, имеющие право выпускать ценные бумаги. В отличие от акций, чей курс подвержен колебанию, доходность государственных облигаций не изменяется, поэтому инвестирование в них представляется довольно надежным.

Многие страны прибегают к государственным займам с целью получения дополнительных ресурсов и решения финансовых сложностей. Облигации представляются хорошим средством для привлечения инвестиций. Если изучить структуру государственного долга развитых стран, то можно увидеть, что гособлигации, размещающиеся как на внутренних, так и на внешних рынках, занимают большую часть от всех долговых обязательств.

Помимо государств, для привлечения инвестиций ценные бумаги способны выпускать и коммерческие предприятия. По сравнению с государственными, приобретение подобных облигаций несет в себе больше рисков, ведь в случае разорения такого предприятия можно потерять вложенные средства. Тем не менее в случае банкротства юридического лица обязательства перед обладателями облигаций являются приоритетными.

Предыстория облигаций. Ценные бумаги в царской России

Пожалуй, не будет лишним рассказать предысторию появления облигаций. Само слово происходит от латинского obligatio, что переводится как «обязательство». В Средние века основными финансовыми центрами являлись ростовщики, выдающие кредиты. Им же можно было дать свои деньги «в рост». Альтернативой ростовщикам, деятельность которых, между прочим, осуждалась церковью, становятся облигации, появившиеся в Голландии в XVI веке. Изначально они были аналогом векселей, и выпускали их коммерсанты, платившие проценты по долговым обязательствам со своей прибыли. Условия погашения и проценты по первым облигациям заранее строго оговаривались.

Что касается России, то здесь государственные облигации появились по инициативе Екатерины II. Она как раз завоевала Крым, впрочем, для этого ей пришлось залезть в долги. Кредиторы, снабжавшие российскую армию, требовали расчета, поэтому Екатерина была вынуждена искать деньги за границей. Английские и немецкие банки пошли ей навстречу, тогда и появились на свет первые российские ценные бумаги. Рынок облигаций начал бурно развиваться приблизительно с момента отмены крепостного права. В стране велось активное строительство железных дорог, создавались большие предприятия – для этих целей и привлекались новые средства. Облигации выпускали металлургические компании, банки и российские правители, последние особенно нуждались в деньгах в период войн. В те времена владелец облигаций получал примерно 4% годовых, а сроки их действия обычно составляли от 5 до 50 лет.

Ценные бумаги СССР

Как уже говорилось ранее, государственные ценные бумаги представляются довольно надежным средством вложения денег, однако в 1917 году, после захвата большевиками власти в стране, все долговые обязательства Российской империи и временного правительства были признаны недействительными, то есть платить по старым счетам новая власть попросту отказалась. Зато уже в 20-х годах правительство СССР стало выпускать собственные так называемые выигрышные облигации, проценты по которым разыгрывались и выплачивались по принципу лотереи. Так как желающих покупать новые ценные бумаги было не так много, их приобретение сделали добровольно-принудительным.

В советское время выпускались разные виды облигаций, обязательная их покупка была отменена Хрущевым, а задолженность перед кредиторами была частично погашена лишь после 1977 года. При Брежневе выигрышные ценные бумаги приобрели некоторую популярность. А перед самым распадом СССР в стране появились товарные облигации, владелец которых получал право в ближайшем будущем приобрести различные товары, например, бытовую технику или даже автомобиль ВАЗ. Но, как и в 1917 году, после развала страны по этим долговым обязательствам никто толком не платил.

Цели выпуска

В наши дни страна может эмитировать облигации государственного займа по разным причинам, преследуя различные цели. Рассмотрим основные:

  • Для покрытия бюджетного дефицита.
  • При необходимости сокращения срока погашения предыдущих долговых обязательств.
  • Для кассового пополнения государственного бюджета.
  • Когда местными органами власти финансируются программы целевого назначения.
  • Для обеспечения равномерного и бесперебойного поступления средств по налогообложению в течение всего финансового года.
  • В случае, когда различные организации и учреждения, чья деятельность имеет важное экономическое и социальное значения для государства, нуждаются в финансовой поддержке.

Виды ценных бумаг

Так как гособлигации бывают разных типов, инвестор имеет возможность выбрать наиболее подходящие для себя варианты, исходя из собственных приоритетов.


Кроме этого, ценные бумаги государства номинируются как в национальной валюте, так и в зарубежной. Валютные облигации имеют несколько более высокую процентную ставку, при этом они не лишены гарантий защищенности со стороны государства. Еще такие ценные бумаги бывают рыночного и нерыночного назначения. К первым относятся ноты, боны, казначейские векселя, которые всегда можно продать или купить. Рынок облигаций не предназначен для сберегательных сертификатов и некоторых других видов банковских ценных бумаг.

Также ценные бумаги могут различаться по сроку действия. Например, государственные краткосрочные облигации обычно действуют от 7 дней до одного года. Среднесрочные ноты могут иметь срок погашения по займу от года до пяти, а долгосрочные боны погашаются через 5 лет и более. Впрочем, такие облигации можно предъявить к оплате в любое время, однако в этом случае выплаты по процентам будут существенно ниже.

Структура рынка

Кредитором, приобретающим государственные облигации, может быть как физическое, так и юридическое лицо, а заемщиком выступает государство или какой-то его субъект. В момент приобретения ценных бумаг с заимодавцем заключается договор, в котором четко указываются все условия касательно сроков погашения займа, процентов по выплатам и другие права и обязанности сторон.

Сам рынок ценных бумаг бывает первичным и вторичным. Облигации, акции, сертификаты и векселя размещаются на первичном рынке, то есть на бирже, где их может приобрести любой желающий, конечно же, при наличии у него денежных средств. Все остальные операции, не связанные с торговлей на бирже, когда покупка-продажа ценных бумаг осуществляется посредством личных контактов или при помощи Интернета, причисляются к вторичному рынку. Впрочем, сегодня большинство финансовых организаций и других серьезных игроков работают на вторичном рынке ценных бумаг или производят сделки при помощи посредников.

Контроль рынка облигаций в России

Для обеспечения правомерной и стабильной работы рынка ценных бумаг как государственных, так и всех остальных, правительство обязано осуществлять контроль над деятельностью его участников. В России для этих целей создана специальная Федеральная комиссия Центрального банка (ФКЦБ), чья деятельность регламентируется Федеральным законом РФ. В каждом регионе страны созданы специальные территориальные органы, находящиеся в подчинении у ФКЦБ. Они имеют широкий круг полномочий и имеют право:

  • Выдавать участникам рынка ценных бумаг генеральные лицензии на осуществление их профессиональной деятельности, а также аннулировать и приостанавливать действие этих лицензий.
  • Наделять своими полномочиями местные органы власти, контролировать их работу в этой сфере.
  • Квалифицировать ценные бумаги, виды облигаций, а также определять аспекты их дальнейшего распространения.
  • Устанавливать всевозможные показатели и нормативы с целью снизить риски для участников рынка, связанные с операциями по ценным бумагам.
  • Принимать решения о ликвидации или учреждении дополнительных филиалов ФКЦБ в регионах.
  • Следить за выполнением всех предписаний и нормативов, регламентирующих работу рынка ценных бумаг, участвовать в выявлении нарушений, а также в дальнейших разбирательствах по этому поводу.

Этими органами и комиссиями, а также Федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами контролируются и государственные облигации РФ.

Инвестирование в гособлигации

Рынок государственных облигаций может подойти не каждому инвестору по причине ряда его особенностей. Инвестиции в государственный заем являются самым подходящим инструментом для тех, кто своими приоритетами ставит надежность сохранности своих накоплений и получение стабильного дохода, нежели высокие проценты, ведь гособлигации обычно имеют небольшую доходность.

Сегодня практически невозможно найти более надежный способ инвестировать свои личные средства, чем вложить их в государственные ценные бумаги. Они находятся под юрисдикцией законодательных актов, что гарантирует их стабильность и надежность – этим и компенсируется низкая доходность к погашению облигации, выпущенной государством. Гособлигации высоколиквидны ввиду их несомненной беспроигрышности, поэтому продать их не составит труда. Кроме этого, надежность таких ценных бумаг обусловлена тем, что они подкреплены не только экономическими возможностями государственной структуры, но и его активами и имуществом.

Государственные облигации, эмитентом которых выступает государство, что является весьма распространенной практикой в большинстве стран мира, считаются самым надежным и стабильным инструментом инвестирования.

Слинько Татьяна Петровна

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса РФ (далее, БК РФ ) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц являются одной из форм расходов бюджетов.

Вложение бюджетных средств в уставные капиталы юридических лиц, по сути, является инвестированием средств бюджета в различные отрасли экономики. Инвестирование осуществляется на основе договоров Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и юридическими лицами, в уставный капитал которых осуществляется такое инвестирование. Порядок и условия размещения бюджетных средств в качестве инвестиций в уставных капиталах (фондах) юридических лиц установлены статьями 79 и 80 БК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц.

Это право при осуществлении бюджетных инвестиций, в частности в открытое акционерное общество, подтверждается Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Общество передает инвестору свои акции на сумму, эквивалентную произведенным инвестициям. Эти ценные бумаги должны удостоверять права имущественного характера участника (акционера) по отношению к обществу. Это - неотъемлемое условие осуществления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Такое положение закреплено в Порядке выделения средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям при условии обеспечения участия Российской Федерации либо увеличения доли Российской Федерации в уставных капиталах этих организаций, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 548 (далее, Порядок ).

При осуществлении бюджетных инвестиций в открытое акционерное общество акции не становятся собственностью инвестора. В этом случае возникает право государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала и имущества открытого акционерного общества, подтвержденное акциями такого общества, в обязательном порядке переданными инвестору в сумме, эквивалентной произведенным инвестициям.

Согласно Порядку выделение средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу в качестве организаций - получателей бюджетных средств, осуществляется целевым назначением на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию. Подобные расходы возможны лишь в том случае, если будут включены в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на указанные цели, утвержденную федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

При предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам специально уполномоченными органами исполнительной власти или местного самоуправления заключается договор об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Предметом такого договора является передача акционерным обществом собственных акций в федеральную собственность по рыночной стоимости на сумму средств, предусмотренных в рамках финансирования расходов на государственные капитальные вложения и направляемых обществу на финансирование реконструкции и технического перевооружения отдельных производств, включенных в адресную инвестиционную программу по перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд.

По условиям договора акционерное общество обязано предоставить Минфину РФ отчет о ходе выполнения работ и расходовании денежных средств, полученных в рамках финансирования инвестиционной программы, а также оформить документы, подтверждающие переход права собственности к Российской Федерации, субъекту РФ или муниципального образования в лице специально уполномоченного органа исполнительной власти или местного самоуправления, права на акции общества, выпущенные, как правило, дополнительно в результате увеличения уставного капитала общества.

Такой договор следует рассматривать как договор купли-продажи акций общества, а денежные средства, полученные обществом из федерального (регионального) бюджета на финансирование реконструкции и технического перевооружения производства, не могут рассматриваться в контексте статьи 6 БК РФ как целевые бюджетные средства, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе.

В подтверждение нашей точки зрения можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2006 года № Ф04-5759/2006 (26172-А67-14) по делу А67-14708/05. Предметом разбирательства был отказ налогового органа в возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного за счет денежных средств, полученных акционерным обществом по договору между Министерством Финансов РФ, Министерством государственного имущества РФ (договор заключен в 2004 году ) и открытым акционерным обществом.

Суд указал, что отказ налогового органа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость является неправомерным, поскольку общество при оплате основного средства выполнило все условия, предусмотренные статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ, а денежные средства, полученные налогоплательщиком по договору купли-продажи акций, не могут рассматриваться как целевые бюджетные средства, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе и не образующие налоговый вычет.

Таким образом, хозяйственные операции, вытекающие из такого договора, следует отражать, с одной стороны, как операцию по продаже акций общества и получение оплаты за них, а, с другой стороны, как использование полученных денег на нужды общества, пусть даже и специально оговоренные как предмет финансирования из бюджета.

Получены денежные средства из бюджета на р/счет (спецсчет)
Денежные средства признаны оплатой за акции по рыночным ценам, утвержден отчет эмитента
Зарегистрировано увеличение уставного капитала в результате дополнительной эмиссии (выпуска акций) по номинальной стоимости
Разница между рыночной и номинальной стоимостью акций
Использование денежных средств согласно целевому назначению
Поступило имущество от поставщика по стоимости без НДС
Выделен НДС, предъявленный к оплате поставщиком
Введено в эксплуатацию основное средство
НДС, предъявленный поставщиком, признан налоговым вычетом
Начислены амортизационные отчисления по основному средству
* НДС не облагаются операции по реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы) (пп.12 п.2 ст.149 НК РФ);

** записи по счету 80 «Уставный капитал» в случае увеличения уставного капитала производятся лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы, что подразумевает под собой регистрацию изменений в установленном порядке;

*** если первоначальная стоимость и срок полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета совпадает, то сумма амортизационных отчислений, начисленная в бухгалтерском учете, признается в качестве налоговых расходов при определении налогооблагаемой прибыли.

Государство на рынке ц/б может выступать в роли эмитента и инвестора. Как эмитент оно имеет возможность выпускать только . Выпуск акций на государственном уровне априори невозможен, т.к. страна не является Акционерным обществом и не может выпускать ц/б, предоставляющие право собственности на нее (нельзя купить долю в государстве).

Выпуская облигации, государство, таким образом, оформляет гос. долг, выплачивая инвесторам проценты по нему. Однако в качестве инвестора, государство может приобретать ценные бумаги российских компаний и быть собственником данных организаций пропорционально купленной доли.

Акции государства – собственность страны в отношении российских компаний

В России есть ряд крупнейших компаний-эмитентов, которые являются флагманами российской экономики, и доля государственного участия в таких компаниях порой очень значительна. Акции государства приобретаются с целью контроля на федеральном уровне, такие организации еще называют гос. предприятиями.

Акции государства – список федерального имущества

Ниже в порядке убывания государственной доли участия перечислены экономико-образующие компании России. Государство владеет акциями в лице Федерального агентства по управлению гос. имуществом.

  • – 79,55% принадлежит государству.
  • – 78,1% в собственности у правительства.
  • – 75,16% владеет РФ.
  • – 75,5% собственность РФ.
  • – 60,38% относится к собственности РФ.
  • – 57,58% принадлежит Банку России.
  • – 51,17% в собственности РФ.
  • – 50,002% владеет гос-во.
  • – гос-во владеет компанией через ОАО ГАЗПРОМ, чья доля в нем составляет 10%.
  • – доля гос-ва 6,86%.
  • – крупнейшая частная нефтяная компания, бумаги которой в основном принадлежат юридическим лицам.
  • – организация является частной, менеджмент является собственником 60% акций компании
  • – самая закрытая компания, которая до сих пор не раскрыла точную структуру капитала акционеров, лишь присутствует информация о том, что более 90% акций принадлежит прочим акционерам.

Таким образом, акции государства – это ценные бумаги самых значимых предприятий страны и нужно всегда учитывать, что доля может меняться. Точную долю можно найти на официальном сайте соответствующей компании в разделе «Структура акционерного капитала».

Акции – инвестиционный инструмент компаний. Открывая акционерное общество, учредители выпускают ценные бумаги, которые могут купить все желающие. Деньги переходят компании, позволяя ей развиваться, а владельцы акций получают гарантии. Впоследствии они могут рассчитывать на дивиденды (долю от прибыли) или часть имущества, если компания закроется.

Вопрос в том, кто гарантирует, что держатель акции получит дивиденды или деньги после ликвидации компании?

Ответ прост: государство. А вернее, его центробанк. Дело в том, что прежде, чем продавать ценные бумаги (и вообще начинать деятельность), компания проводит государственную регистрацию акций. Именно регистрация делает акции ценными бумагами.


Порядок регистрации акций


Процедура и правила регистрации ценных бумаг – акций, облигаций – закреплены в местном законодательстве. В России это Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

Эмитент (т.е. компания, выпускающая ценные бумаги) обязан провести регистрацию выпуска акций в течение месяца после учреждения юридического лица. В противном случае акционерное общество может быть закрыто.

Для этого:

  1. В акционерном обществе проводят собрание, на котором принимают решение о выпуске ценных бумаг. Это решение закрепляется в документе.
  2. Эмитент подает документы на регистрацию выпуска акций в ЦБ РФ.
  3. Сразу после регистрации ценные бумаги размещаются, то есть переходят акционерам.
  4. Эмитент подает документы на регистрацию отчета об итогах выпуска. Это необходимо сделать в течение 30 дней после окончания эмиссии.

Если ЦБ РФ отказывает в регистрации отчета, акции отзывают. Успешная регистрация отчета означает, что эмиссия прошла по закону, и акции имеют ценность. Результаты эмиссии публикуются в открытых источниках (печати). Каждому выпуску акций присваивают уникальный номер.


Формат и способы размещения акций


В зависимости от организационно-правовой формы и целей эмиссии акционерное общество вправе размещать акции по открытой или закрытой подписке. При закрытой подписке ценные бумаги передают ограниченному кругу лиц, при открытой – неограниченному. От этого зависит и способ размещения.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – инструмент (в виде бумаг) выпущенный государством. Чаще всего – это различные виды облигаций, которые выпускаются под государственное обеспечение, размещают на рынке для решения различных макроэкономических задач, к примеру, финансирование дефицита бюджета или стерилизации денежной массы. Эти бумаги являются долговыми ценными бумагами. По сути, это долговое обязательство эмитента перед приобретателем этого обязательства, которое эмитент обязуется погасить в срок и по полной мере, выплачивать по нему проценты, если они причитаются в соответствии с договором, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре, при покупке ценных бумаг.

Основная черта гос-облигаций - доходность, которая образуется вследствие годового дохода по ценной бумаге к ее рыночной цене.

Сейчас существуют ценные бумаги как - государственные долгосрочные обязательства , государственные краткосрочные обязательства (ГКО) , облигации государственного сберегательного займа , облигации федерального займа , краткосрочные обязательства , золотые сертификаты , облигации внутреннего валютного займа и.т.д.

Основным пониманием является то, что гос-облигации это финансовый инструмент с фиксированным доходом, при котором доходность обратно пропорциональна их рыночной цене.

Они могут выпускаться центральным органом , органом власти на месте, отдельного, относительно независимого, государственного учреждения, а так же организацией, которая пользуется государственной поддержкой . Поэтому некоторые ценные бумаги, которые были выпущены частными юридическими лицами, в определенной мере, могут иметь, статус государственных бумаг, если гарантируется по ним государственная доходность.

Цель выпуска ГЦБ

Эмиссию (выпуск) ГЦБ используют для решения следующих задач:

Существуют следующие разновидности ГЦБ, которые зависят от целей выпуска:

1.) Долговые ценные бумаги , нужны чтобы покрывать постоянный дефицит государственного бюджета. Эти бумаги, как правило, долгосрочные и среднесрочные.
2.) Ценные бумаги, которые покрывают временный дефицит бюджета (кассовый разрыв) . Он появляется в связи с тем, что, с одной стороны поступают неравномерно налоги, а с другой стороны, постоянные расходы государства. И по этой причине время от времени (в конце-начале квартала) проявляется временный дефицит бюджета, чтобы ликвидировать его выпускают краткосрочные ценные бумаги . Это могут быть финансовые векселя , сроком на 60 дней обращающиеся в Японии, и векселя управления наличностью со сроком 50 дней, которые выпускаются в США.
3.) Целевые облигации , выпускают, чтобы реализовать конкретные проекты. К примеру, Великобритания выпускала для формирования необходимых денежных ресурсов по национализации транспорта - транспортные облигации . Япония практикует выпуск строительных облигаций , которые формируют денежные средства для крупномасштабного строительства.
4.) Ценные бумаги для предприятий, которые покрывают долг перед государством. Например, в 1994-1996 годах такие бумаги были выпущены в Российской Федерации в виде казначейских обязательств . Данные казначейские обязательства, в условиях дефицита бюджета использовались государством как расчет за работу, которые выполняли по государственному заказу и затем профинансированные из федерального бюджета. Предприятия, получавшие казначейские обязательства вместо оплаты продавали их на вторичном рынке. Те, кто приобретал казначейские обязательства, имел возможность рассчитаться по своим долгам перед государством этими бумагами (уплатить налоги).

Государство использует ценные бумаги для развития, регулирования экономики и решает такие задачи как:


К государственным ценным бумагам и вообще к ценным бумагам, причастны денежные документы:


ГЦБ и определение их назначения

Итак, в основе мировой практики, к числу государственных ценных бумаг, можно отнести следующие ценные бумаги: государственные облигации , казначейские векселя , сберегательные сертификаты .

Во-первых , они используются государством для мобилизации сбережений граждан, временно свободных денежных (финансовых) средств институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховые компании и.т.д.), чтобы финансировать расход бюджета, превышающий его доход.

Во-вторых , при помощи ценных бумаг регулируется денежное обращение.

В США, например, эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк - Федеральная резервная система (ФРС) под приемлемое обеспечение, в основном государственными облигациями. После того как ГЦБ были размещены на первичном рынке, их обращение переходит на вторичный рынок. Если это необходимо, то ФРС скупает их у коммерческих банков. Результатом такой операции становиться увеличение резервов коммерческих банков в ФРС. И за счет этого у коммерческих банков появляется возможность выдавать значительные суммы кредитов предпринимателям. Таким образом, изменяя учетные ставки по кредитам и скупки ценных бумаг и суммы выпуска, ФРС регулирует обращение денежных средств.

Виды государственных ценных бумаг

В России в силу различных этапов развития рынка выпускали следующие виды ГЦБ:


США выпускает следующие ГЦБ:

Как пример ГЦБ СССР: