» » Родительское собрание тему трудовое воспитание школьников. Родительское собрание " трудовое воспитание детей начинается в семье". Мероприятия по трудовому воспитанию

Родительское собрание тему трудовое воспитание школьников. Родительское собрание " трудовое воспитание детей начинается в семье". Мероприятия по трудовому воспитанию

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Тема: Воспитание в труде.

Цель: получить информацию об организации труда в семьях учащихся; сформировать у родителей представление о роли, возможностях и способах трудового воспитания.

Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание трудовое. Труд всегда был основой для человеческой жизни, для создания её благополучия.

Первое – это насколько подготовлен ваш ребенок к участию в трудовой жизни. От этого будет зависеть его благосостояние, материальный уровень его жизни. Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудовых качеств человека – это подготовка и воспитание будущего гражданина.

Второе – трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд становится для него основной формой проявления личности и таланта.

Третье – в труде воспитываются нравственные качества, ответственность, взаимопомощь. Совместные трудовые усилия, работа в коллективе, взаимопомощь – формируют человеческие отношения. Эти отношения состоят не только в том, что человек отдаёт свои силы обществу, но и в том, что он и от других хочет того же.

Четвёртое – неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы и другие физические качества. Главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека.

Пятое – необходимо указать еще на одно обстоятельство. Труд имеет значение не только общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни.

В трудовом воспитании важным является следующее: перед ребенком должны ставиться посильные задачи, не обязательно на короткий период.

С возрастом трудовые усилия должны быть усложнены.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ:

    Поливать цветы в комнате или во всей квартире.

    Вытирать пыль.

    Накрывать на стол перед обедом.

    Следить за письменным столом.

    Кормить и ухаживать за домашними животными.

    Производить уборку в своей комнате.

    Следить за своей одеждой.

    Отвечать за порядок в шкафу.

    Помогать взрослым по хозяйству.

Распределяя обязанности, нужно всегда помнить, что дети учатся в школе, и значительную часть времени они проводят в учебном учреждении. Родители должны подсказывать как выполнить ту или иную работу. Родители должны воспитывать у детей способность терпеливо, без хныканья выполнять работы. Потом, даже самая неприятная работа, будет приносить ему радость.

Никогда не нужно выполнять работу за ребенка, только в редких случаях, когда часть задания, явно, ему не по силам.

Рекомендую, в решении поставленных трудовых задач, какие-либо поощрения или наказания. Сам процесс деятельности должен доставлять удовольствие. Признание хорошо выполненной работы должно быть лучшей наградой за его труд.

Еще один немаловажный аспект трудового воспитания – бюджет семьи. Здесь можно воспользоваться следующими советами:

    Как можно раньше ребенок должен узнать где работают родители, в чем состоит их работа, насколько она трудна, что производят они на работе.

    Ребенок должен знать семейный бюджет. Участвовать при распределении денег, должен знать, в чем нуждается семья в первую очередь.

    Если семья не испытывает материальных затруднений, нельзя допускать, чтобы ребенок гордился этим.

    Немаловажное значение имеет воспитание честности.

Заботливость, бережливость, ответственность – это основные качества, которые и формируются в сочетании с трудовым воспитанием. Родители должны помнить, что воспитывая хорошего, честного хозяина – они тем самым воспитывают и хорошего гражданина. Важно, чтобы отношения внутри семьи строились в спокойном и, в тоже время, в дисциплинированном порядке. Чтобы не было излишней нервозности, нытья, а было бы больше бодрости и дружного стремления улучшить всем вместе жизнь семьи.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Николай Заболоцкий.

Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся. Ей не принято отводить конкретные часы (как музыке, физкультуре). Труд — одно из важных составляющих учебно-воспитательной работы в государственных учебных заведениях. Воспитательная трудовая деятельность планируется педагогом, имеет цель, задачи, методы. Помимо этого, педагоги активно используют мероприятие, как эффективную форму воспитания. Мероприятия по трудовому воспитанию проводятся на базе школы (детского сада), так и вне ее стен.

Темы мероприятий по трудовому воспитанию берутся не случайно. Выбирая тему, педагог руководствуется:

  • Поставленной задачей;
  • возрастом детей;
  • местом проведения;
  • конечной целью.

Тема должна интересно звучать, иметь позитивное настроение, нести в себе содержание и цель мероприятия.

Мероприятия по трудовому воспитанию

«Зачем нужны мероприятия в таком не очень радостной деятельности, как трудовое воспитание?» — такой вопрос задают порой студенты педагогических колледжей, а так же молодые родители. Сначала скажите себе, зачем вообще нужны мероприятия? Зачем детские сады и школы тратят дополнительное время (часто еще средства­) на проведение тематических праздников, бесед, экскурсий, родительских гостиных и прочих интересных моментов? Какая цель у них?

Учебно-воспитательная деятельность была бы очень скучной, если бы не разнообразие методов и форм. Форма досуга – одна из самых эффективных. В неформальной обстановке, с позитивом, часто с музыкой и смехом, решаются важнейшие педагогические задачи , закрепляются пройденные материалы, приобретается полезный опыт, укрепляются связи между учебным заведением и семьями.

Трудовое воспитание многие сегодня воспринимают, как нечто неважное, скучное и рутинное. Цель мероприятий – перевернуть это понятие в сторону позитива, пользы и разнообразия.

Мероприятий и досуг по трудовому воспитанию в школе

Трудовое воспитание в школе – больная тема, как для педагогов, так и для родителей учащихся. Министерство образования утверждает законы, программы и требования, а родители, порой, с этим в корне не согласны. Добиваться идеального баланса в своей деятельности школа старается средствами различных мероприятий, которые проводят совместно с учащимися или родителями.

Составляя план мероприятий по трудовому воспитанию, педагоги включают в него все формы:

  • беседа;
  • экскурсия, как внеклассное мероприятие;
  • классные часы (темы классных часов ниже);
  • родительские собрания;
  • кружки декоративно-прикладного и технического творчества;
  • посещение дней открытых дверей в профессиональные ВУЗы;
  • родительские собрания;
  • консультации для родителей;
  • конкурсы между классами.

Примерные темы мероприятий по трудовому воспитанию в общеобразовательной средней школе

Форма мероприятия Тема
Классные часы. Беседы 1. «Мой дом - наведу порядок в нем»
2.«Без труда ничего не даётся»
3. «Мои обязанности в семье» (с учащимися 1 -4-х классов)
4. «Роль знаний в выборе профессии»
5. «Мир профессий и твое место в нем»
6. «Влияние темперамента на выбор профессии»
7. «Способность к труду - главное качество человека» (с учащимися 5-8-х классов)
8. «Первые шаги при устройстве на работу»
9. «Трудовые права молодежи»
10. «Личное и общественное в выборе»
11. «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни» для учащихся 9-х классах
Родительские собрания 1. «Слагаемые выбора профессии»
2. «Дороги, которые выбирают наши дети»
3. «Воспитание трудолюбия в семье»
4. Как воспитать себе помощника?» (в начальной школе)
5. «Приобщение младших подростков к полезному труду».
Консультации для родителей 1. «Каким трудом можно заниматься с ребенком дома»
2. «Ошибки и затруднения в выборе профессии»
3. «Оценка способности ребенка к выбору профессии»
4. «ССУЗы и ВУЗы г. Москвы и Московской области и условия поступления в них» (пример)
Проведение конкурсов, месячников, декад 1. «Самая чистая школа»
2. «Самый чистый класс»
3. «Самая оригинальная клумба»
Оформление информационных стендов внутри общеобразовательной школы 1. «Твоя профессиональная карьера»
2. «В мире профессий»
3. «В помощь выпускнику»
4. «Выбери свою профессию»

Беседы по трудовому воспитанию в детском саду

Беседа, как средство трудового воспитания в ДОУ является важной, но не основной его формой. Маленьким детям трудно что-то представить со слов. Им нужен пример, часто, наглядный . Такие беседы проводят после прочтения сказки, рассказа, или просмотра мультфильма («Морозко» (средняя группа), Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (подготовительная), Мультфильм «Вовка в тридевятом царстве» (старшая группа).

Игры по трудовому воспитанию в ДОУ для детей средней и старшей группы (4-6 лет)

Как уже было сказано, игровая деятельность в дошкольном возрасте – ведущая. Средствами игр закрепляется информация, полученная в ходе беседы. Игры могут быть дидактическими (используемые в образовательной деятельности), а могут быть сюжетно-ролевые. Каждая игра, направленная на , должна соответствовать его возрасту. Цель таких игр – формирование положительного отношения к труду.

В средней группе дети начинают знакомиться с понятиями «профессия» и «работа». Узнают, как и зачем взрослые люди трудятся. В списке профессий для ознакомления присутствуют те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Это повар, дворник, няня, учитель, музыкант, художник, маляр, водитель, продавец, парикмахер. Они должны понимать суть труда (менеджер, стилист и прочие в это список не попадают) . В старшей группе дети могут играть под руководством воспитателя, так и самостоятельно. Для самостоятельных сюжетно-ролевых игр в группах организовываются игровые зоны: парикмахерская, магазин, больница, мастерская и т.д.

Игры по трудовому воспитанию для детей 4-6 лет

Вид игры Тема игры. Ее цель
Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий.
Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Сюжетно-ролевая игра «Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Читайте еще: Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

В процесс трудового воспитания включаются не только воспитатели, но и все сотрудники ДОУ. Во время музыкальных занятий можно поиграть в такую игру:

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры . Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Музыкальный руководитель играет. Все идут по кругу и поют: Мы по кругу идем, тебе песенку поем. Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия движениями, но если возможно, то передает звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.

Мероприятия по трудовому воспитанию для дошкольников подготовительной группы

Дети подготовительной группы имеют ясное представление о труде взрослых, о его назначении. Они обладают достаточными умениями и навыками выполнения простейших видов работ. Методическая работа по трудовому воспитанию ведется согласно перспективному и календарному планированию.

Игры и мероприятия по трудовому воспитанию для детей 6-7 лет

Форма мероприятия Тема, цель
Игры на развитие навыков самообслуживания 1. Игровое упражнение «Все делаем по порядку» - учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю одежду
2. «Путешествие в страну чистоты» - воспитывать аккуратность при выполнении обязанностей, уверенность
3. Соревнование «Самый лучший дежурный по столовой» учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре
4. Соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым
5. «Одень куклу» - закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду
6. Игра – соревнование «Кто опрятней и аккуратней» - закрепить привычку следить за своим внешним видом, без напоминания и контроля взрослого.
Игры по ХБТ (хозяйственно бытовой труд) 1. Сюжетно-ролевая игра (С.Р.И) «Семья» - приучать детей с ответственностью выполнять свои обязанности
2. Игра - соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым.
3. Игра – соревнование «Кто лучше очистит участок от снега» - воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, распределять обязанности.
Игры на формирование представлений о профессиях и труде взрослых 1. С.Р.И. «Нефтяники» - воспитывать познавательный интерес к труду взрослых.
2. С.Р.И. «Космонавты» - расширять представление профессии космонавт, значимости их труда, учить правильно распределять роли.
Беседы по трудовому воспитанию, направленные на развитие навыков самообслуживания, представлений о профессиях и ХБТ 1. «Кто трудится в детском саду» - учит различать профессии взрослых по существенным признакам.
2. «Порядок в шкафу» - формировать умение трудится индивидуально, проявлять самостоятельность.
3. Рассматривание иллюстраций « Стирка кукольного белья» - закреплять последовательность стирки кукольного белья.
4. « Моя одежда и обувь» - воспитывать аккуратность; умение самостоятельно оценивать свой внешний вид.
5. «… И зубной порошок!» - Закрепить умение осознанно без напоминания взрослого следить за К.Г.Н.
6. «Культура поведения во время приема пищи» - закреплять навыки культурного поведения за столом.
7. «Чистота тела» - закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Досуг 1. Досуг «Что такое личная гигиена» - закрепить и обогатить знания детей о личной гигиене в быту, представления детей о необходимости выполнения правил личной гигиены.
2. Физкультурный досуг «23 февраля – красный день календаря» - формировать у детей интерес к разным военным профессиям, их взаимосвязи. Воспитывать уважение к защитникам родины.
Темы, предложенные нами – примерные, рекомендованные программой трудового воспитания в детском саду. Темы могут варьироваться, новые игры постоянно создаются активными педагогами детского сада.


Родительское собрание: «Воспитание в труде»

Цели:

  • Получить информацию об организации труда в семьях учащихся;
  • Формировать у родителей представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания.

Подготовка к собранию:

Проведение анкетирования учащихся класса.

Вопросы анкеты:

Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения?

Ты выполняешь их сам, или тебя нужно просить?

Какие из домашних дел ты хотел бы считать своими обязанностями?

Что ты знаешь о работе своих родителей?

Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?

Подготовить аналогичные анкеты для родителей.

Ход собрания:

Классный руководитель (беседа). Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание не трудовое. Труд всегда был основой для человеческой жизни, для создания ее благополучия.

Первое , о чем в особенности должны помнить родители, - это насколько подготовлен ваш ребенок к участию в трудовой жизни. От этого будет зависеть его благосостояние, материальный уровень его жизни. Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудовых качеств человека - это подготовка и воспитание будущего гражданина.

Второе: трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. Научить творческому труду - это особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью. Когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда. Когда труд становится для него основной формой проявления личности и таланта. Творческий труд совершенно невозможен у тех людей, которые к работе подходят со страхом, которые бояться усилий, боятся, так сказать, трудового пота, которые на каждом шагу только и делают, что соображают, как бы поскорее отделаться от работы.

Третье: в труде воспитываются нравственные качества - ответственность, взаимопомощь. Человек, который старается на каждом шагу увильнуть от работы. Который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами чужого труда - безнравственный человек. И наоборот, совместные трудовые усилия, работа в коллективе, взаимопомощь формируют человеческие отношения. Эти отношения состоят не только в том. Что человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других хочет того же.

Четвертое: неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы и другие физические качества. Главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека.

Пятое: необходимо указать еще на одно обстоятельство. Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение в личной жизни.

В трудовом воспитании важным является следующее: перед ребенком должны ставиться посильные задачи, не обязательно на короткий период. Они могут носить длительный характер, даже продолжаться месяцами и годами. Важно то, что ребенку должна быть представлена некоторая свобода в выборе средств, и он должен нести некоторую ответственность за выполнение работы и за качество. Меньше будет пользы, если вы скажете ребенку: «Вот тебе веник, подмети эту комнату, сделай это так или этак». Лучше будет, если вы на долгое время поручите ребенку поддерживать чистоту в определенной комнате, а как он будет это делать - предоставьте решать и отвечать ему самому. В первом случае вы поставили перед ребенком только физическую задачу, во втором случае вы поставили перед ним задачу организационную: последняя гораздо выше и полезнее.

Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем эффективнее она будут в педагогическом отношении. Многие родители не учитывают этого обстоятельства и поручают детям выполнение того или иного задания, размножив его на много мелких трудовых задач. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отдалены от игры.

Примерный перечень домашних обязанностей.

(Каждая семья может скорректировать этот список в зависимости от условий и в соответствии с возрастом детей)

Поливать цветы в комнате или во всей квартире.

Вытирать пыль.

Накрывать на стол перед обедом.

Следить за письменным столом.

Отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и содержать книги в порядке.

Складывать газеты и журналы в определенном месте.

Кормить и ухаживать за домашними животными.

Производить полную уборку в своей комнате или уголке.

Следить за своей одеждой, пришивать пуговицы, вешалки.

Отвечать за порядок в шкафах на кухне.

Помогать матери или отцу по хозяйству.

Распределяя обязанности, нужно всегда помнить, что дети учатся в школе, и значительную долю их свободного времени занимает выполнение школьных домашних заданий. Родители должны осторожно подсказывать, как лучше выполнить ту или иную работу. Ребенок должен уметь выполнять и такие работы, которые не вызывают у него особого интереса, которые кажутся в первый момент ненужными и скучными. Вообще он должен осознать, что решающим моментом в трудовом усилии не заинтересованность, а его польза, необходимость. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость.

В том случае, когда интерес недостаточен, чтобы вызвать у ребенка желание потрудиться, можно использовать метод просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора. Ее так нужно произнести, чтобы ребенку казалось, что он исполнить просьбу по собственному доброму желанию, не побуждаемый к этому никакими принуждениями. Нужно говорить: «У меня к тебе просьба. Хотя это и трудно, и у тебя всякие другие дела...»

Просьба самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять им не следует. Форму просьбы лучше выбирать в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием ее выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, используйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового. Если и в этом случае не будет результата, тогда следует прибегать к принуждению. Принуждение может быть различное - от простого повторения поручения до повторного резкого и требовательного. Но в любом случае, никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользу и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Немаловажная проблема для родителей - это так называемые ленивые дети. Здесь следует отметить, что лень. То есть неприятие трудовых усилий, только очень в редких случаях объясняется плохим состоянием здоровья, физической слабостью, вялостью духа. Большей частью лень у ребенка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого раннего возраста родители не воспитывают у ребенка силу воли, не приучают его преодолевать препятствия, не формируют у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычку трудиться.

Способ борьбы с ленью единственный - постепенное втягивание ребенка в область труда. Но лень, как часто это бывает, не единственный недостаток. Есть дети, которые охотно выполняют любую работу, но делают ее без увлечения, без интереса, не задумываясь о конечном результате. Они работают только потому. Что хотят избежать неприятностей, упреков и т. д. Такая работа очень частот напоминает усилия «рабочей лошади», когда не надо задумываться, для чего эта работа, как она выполнена и, в итоге, дети привыкают относиться к труду некритически, не заботясь о качестве выполненной работы. А высокое качество нужно требовать всегда. Если оно для ребенка посильно и доступно его пониманию. Не нужно при этом ругать ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать, нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделана заново.

При этом никогда не нужно выполнять работу за ребенка, только в редких случаях, когда часть задания ему явно не по силам. Не рекомендуется применять в решении поставленных трудовых задач какие-либо поощрения и наказания. Сам процесс деятельности должен доставлять ребенку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание хорошо выполненной работы должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы. Не следует хвалить ребенка в присутствии ваших знакомых и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работу или за невыполненную работу. Самое важное в этом случае - добиться того, чтобы работа была все-таки выполнена. Домашнее хозяйство представляет собой очень удобное поле для воспитания многих очень важных особенностей характера будущего гражданина-хозяина.

Еще один немаловажный аспект трудового воспитания - бюджет семьи. Зачастую родители заботятся только о том, чтобы у ребенка все было, чтобы он был хорошо накормлен, хорошо одет, снабжен игрушками и удовольствиями. Все это они делают по своей доброте и любви, отказывая себе во многом, даже в самом необходимом, а ребенок даже не знает об этом, то постепенно начинает думать, что он лучше всех, что его желание для родителей - закон.

В такой семье дети часто ничего не знают о работе отца или матери, не знают, насколько она трудна. Тем более они ничего не знают о работе других людей. Они помнят только о своих желаниях и их удовлетворении. Это очень неправильный и вредный путь воспитания, от которого, прежде всего, страдают близкие. Здесь можно воспользоваться следующими советами:

Как можно раньше ребенок должен узнать, где работают отец и мать, в чем состоит их работа, насколько она трудна, что производят они на работе. Вообще, как можно раньше ребенок должен хорошо понять, что те деньги, которые родители приносят домой, заработаны трудом, усилием и напряжением.

Ребенок должен знать семейный бюджет. Сколько зарабатывают родители, участвовать при распределении этих денег, должен знать, в чем нуждается семья в первую очередь, кому из членов семьи, что более необходимо.

Если семья не испытывает материальных затруднений, нельзя допускать, чтобы ребенок гордился этими условиями перед другими. Но если семья, по разным причинам, с трудом удовлетворяет свои потребности, нужно добиваться, чтобы ребенок не завидовал другим детям. Именно в такой семье нужно воспитывать терпение, стремление изменить обстоятельства.

Немаловажное значение имеет воспитание честности. Честность - не врожденное, а приобретенное качество личности, прежде всего, в семье. Честность - это открытое, искренне отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное. Если ребенок хочет яблоко и открыто об этом заявляет, это будут честно. Родители должны внимательно следить за воспитанием честности у ребенка. Если вы дали какое-либо поручение, то обязательно проверьте деликатно, чтобы не обидеть ребенка.

Заботливость, бережливость, ответственность - это основные качества, которые и формируются в сочетании с трудовым воспитанием. Родители должны помнить, что, воспитывая хорошего и честного хозяина, они тем самым воспитывают и хорошего гражданина. Важно, чтобы отношения внутри семьи строились в спокойном и, ВТО же время, дисциплинированном порядке, чтобы не было излишней нервозности, а больше было бодрости и дружного стремления улучшить всем вместе жизнь семьи.

Педагогический практикум для родителей

Предложить родителям ответить на вопросы анкеты. Вопросы аналогичны тем, на которые отвечали ученики.

Предоставить возможность родителям сравнить свои ответы с ответами их детей. Сделать выводы.

Предложить родителям сформировать свои выводы по поставленной проблеме трудового воспитания.

Примерные выводы: (возможно дополнение).

Определить детям постоянные обязанности, которые им будут по силам.

Не платить деньги за выполненную работу.

Не забывать хвалить или благодарить детей, если поручение выполнено хорошо.

Не наказывать детей за невыполненные задания.

Другие…

Итоги собрания. Для выяснения эффективности проведенного собрания предлагаю на последующих встречах обсудить возникающие проблемы, чтобы совместно находить оптимальный выход.

Задачи:

    Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.

    Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.

Вопросы для обсуждения:

    Труд и его значение в жизни ребенка.

    Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка.

    Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе.

Ход собрания

(Cлайд 2) "Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К.Д.Ушинский).

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка ? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. (Слайд 3) Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания .

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка !

Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием(слайд 4). Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. (Слайд 5) Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.

И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая (Слайд 6).

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя (Слайд 7). Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

В трудовом воспитании детей важен пример. (Слайд 8) В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь (Слайд 9)

Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

И в заключении несколько советов:

Советы родителям (слайд 10)

    Будьте последовательны в своих требованиях.

    Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

    Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

    Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

    Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

    Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Ну и для снятия напряженности такие шуточные стихи о семье.

Когда появилось слово “семья”?
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Кто деток родит мне, богиня моя?
Кто их воспитает, царица моя?
Кто есть приготовит, о радость моя?
Кто платье сошьет, постирает белье,
“Я.я”, – тихо молвила Ева: “Я, я”
Вот так на Земле появилась семья.

Когда-то о нем не слыхала Земля –
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
И Ева тихонько ответила:“Я”.
И Ева покорно ответила, “Я”
И Ева все также ответила “Я”.
Меня приласкает, украсит жилье?
Сказала она знаменитых семь “я”.

Родительское собрание
на тему «Трудовое воспитание в семье и школе».
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

"Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К.Д.Ушинский

Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей-школьников в семье.

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом, - говорят в народе. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развивать и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела - не перечислить, так из много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучить детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это не такие уж сложные дела. Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять.

Главное, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней - привычку заботиться о близких, формируя, тем самым, благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни - я сам почищу картошку".

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

В своей работе я столкнулась с тем, что дети 9-11 лет не умеют выжать тряпку, помыть доску, парту.

Самая главная награда для ребенка - то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен, вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей - тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Ведь если вы приготовили обед, это обычное дело, правда? А вам приятно услышать похвалу, знать, что вы доставили кому-то удовольствие. Поэтому доброе слово всегда уместно, если ребенок красиво накрыл стол, аккуратно застелил кровать, вовремя поливает цветы.

Но если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность. Если ваш ребенок хорошо поработал - помог разобрать кладовку, убрать зимние вещи, починил утюг, особенно, если он для этого отказался от прогулки, телевизионной передачи, то... То дайте ему почувствовать, что вы считаете его взрослым.

Награда за труд - это продвижение на одну ступеньку в мир взрослых, потому что в следующий раз ребенок сможет выполнить что-то еще более сложное, а значит, и интересное.

2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы классного руководителя и предложения родителей, высказанные на родительском собрании.

3. Предложить родительскому комитету школы обсудить на своем заседании проблемы трудового воспитания детей в семье.