» » Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Осень. Конспект занятия в средней группе на тему "осень" Конспект занятия в средней группе поздняя осень

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Осень. Конспект занятия в средней группе на тему "осень" Конспект занятия в средней группе поздняя осень

Программное содержание:
закреплять представление о характерных признаках осени;
учить пользоваться словами, обозначающими признаки осени;
учить соотносить словесный образ со зрительным;
развивать познавательный интерес, память, речь, внимание.
Формировать эстетическое восприятие с помощью синтеза искусств.

Ход занятия:
1. организационный момент
2. Ребята, какое сейчас время года?
Игровой момент с зайчиком (игрушкой). Зайчик родился весной и ни разу еще не видел осень. Просит детей рассказать, какая она - осень. (Рассказы детей)
3.
Воспитатель читает стихотворение Ирины Токмаковой
Кончается лето Золотые, тихие
Кончается лето. Рощи и сады,
И солнце не светит Нивы урожайные,
И прячется где-то. Спелые плоды.
И дождь-первоклассник, И не видно радуги,
Робея немножко, И не слышен гром,
В косую линейку Спать ложится солнышко
Линует окошко. Раньше с каждым днём.

Обратить внимание детей на ключевые слова в стихотворении.

Мимические упражнения
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень. Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Какие изменения происходят в природе осенью?

Осень (Елена Эрато)

Осень - грустная пора,
Вот и дождь идёт с утра.
По стеклу дождинки
Сбегают, как слезинки,
Плачет осень, вот беда,
Стала улица пуста.
Теперь все ребятишки
Читают дома книжки.


Моросит, льет, капает, идет … (дождь). (Ребенок находит карточку с изображением дождя и дарит зайчику)
Если на улице дождь, то погода, какая? (дождливая)
После дождя на улице как? (сыро) Значит погода какая? (Сырая)

Слушание песни «Дождик»
Исполнитель: Е. Синельникова
Беседа:
1. Ребята, о чем поется в песенке?
2. Какой в песенке описывается дождик?
3. Какая музыка: веселая или грустная?
4. Что хочется делать под эту музыку?

Ой, ребята, сейчас нас вымочит дождь. Превратите эту фигуру в тот предмет, который нас спасет от дождя.

Если ветер
К дождю прикоснётся –
Дождь гитарой
Ему отзовётся.
Если ветру
Ответит волна,
Станет музыка моря слышна.
В листьях яблони
Ветер шумит перед сном –
Колыбельная песня
Плывёт над селом.

Воет, дует, свистит, срывает … (ветер). (Карточка с изображением ветра для зайчика)
Если на улице ветер, то погода, какая? (ветреная).
А в ветреную погоду шуршат, шелестят, летят, кружатся, опадают …что? (листья). (Карточка с изображением жёлтых листьев для зайчика)

«Лучик» Елена Эрато
Вышло солнце из-за туч,
Словно мячик, прыгнул луч,
Побежал он по дорожкам,
Как испуганная кошка,
Закружился, заиграл,
В новый день нам ключик дал.
Солнышко осеннее за тучки убежало,
солнышко осеннее тепла дает нам мало.

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
(Е.Трутнева)
Почему осенью опадают листья? (холодно, деревья готовятся к зиме).
Листья осенью летят,
что же это? (дети хором) Листопад!

Физкультминутка
Листья солнцем наливались
Листья солнцем пропитались
Налились, отяжелели
И по ветру полетели
Зашуршали по кустам
Видно их и тут и там
Ветер золото кружит
Золотым дождём шумит
(выполняют плавные взмахи руками
плавные круговые движения
постепенное движение обеими руками снизу вверх
покачивание подтянутыми руками
потирают ладошками
показывают плавно в сторону по одной то другой рукой
дети кружатся
поднимают руки вверх и произносят звук "Ш…”)

- Давайте спросим у зайчика, что он узнал об осени?
(Воспита¬тель и дети делают обобщающий вывод)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
Быстро, быстро поморгайте и закройте глаза,
Закройте правый глаз, левый,
Откройте правый глаз, левый,
Закройте оба глаза, откройте глаза;
Моргните правым глазом – закончили.
Моргните левым глазом – закончили.
Крепко, крепко зажмурьте глаза.
Откройте глазки.

Рассматривание репродукции картины
И. И. Левитан «Октябрь»
Беседа:

1. Ребята, на картине изображена природа. Значит это пейзаж.
2. какое время года изображено на картине? Докажите
3. как бы вы назвали эту картину? Почему?
4. что вам понравилось в этой картине?
В своей картине «Октябрь» он передал красоту увядания осенней природы на пороге скорой зимы. Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер треплет верхушки берёз. Они сбрасывают свой убор на пожелтевшую траву. Птицы уже улетели на юг, и тишина опустилась на лес.

Пальчиковая гимнастика
Ветер северный подул:
«С-с-с-с», все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

4. Творческая деятельность детей
Приём печатания (осенними листьями)

Игра перед занятием
Подвижная игра "Чьи детки?"
Возьмите в руки опавшие листочки, мы поиграем в игру "Чьи детки".
Повернись, покружись и в листочки превратись (дети кружатся)
Мы осенние листочки, разноцветные листочки (машут листочками)
Мы на веточках сидели, ветер дунул, полетели (побежали)
Листья осенью летят, что же это? (дети хором) Листопад! (подбрасывают листья)
Листопад, листопад, листья желтые летят, (машут)
Землю устилают, землю укрывают. (Дети бегут каждый к своему
дереву и приседают).
Воспитатель подходит поочередно к детям и спрашивает:
- Какие вы листочки? (березовые, рябиновые, осиновые). Все листочки нашли свои деревья.

Для чтения перед занятием
ОСЕННЯЯ СКАЗКА (Сергей Козлов)
С каждым днем все позднее светало, и лес стал таким прозрачным, что казалось: обшарь его вдоль и поперек - не найдешь ни одного листика.
- Скоро и наша береза облетит,- сказал Медвежонок. И показал лапой на одинокую березу, стоящую посреди поляны.
- Облетит...- согласился Ежик.
- Подуют ветры,- продолжал Медвежонок,- и она вся так и затрясется, а я буду во сне слышать, как падают с нее последние листья. А утром проснусь, выйду на крыльцо, а она - голая!
- Голая...- согласился Ежик.
Они сидели на крылечке медвежачьего домика и смотрели на одинокую березу посреди поляны.
- Вот если бы на мне весной вырастали листья? - сказал ежик. - Я бы осенью сидел у печки, и они бы ни за что не облетели.
- А какие бы ты хотел листья? - спросил Медвежонок.- Березовые или ясеневые?
- Как у клена? Тогда бы я осенью был рыжий-рыжий, и ты бы меня принял за маленького Лисенка. Ты бы мне сказал: "Маленький Лисенок, как поживает твоя мама?" А я бы сказал: "Мою маму убили охотники, а я теперь живу у Ежика. Приходи к нам в гости?" И ты бы пришел. "А где же Ежик?" - спросил бы ты. А потом, наконец, догадался, и мы бы долго-долго смеялись, до самой
весны...
- Нет,- сказал Медвежонок.- Лучше, если бы я не догадался, а спросил: "А что. Ежик пошел за водой?" - "Нет?" - сказал бы ты. "За дровами?" - "Нет?" - сказал бы ты. "Может, он пошел к Медвежонку в гости?" И тут бы ты кивнул головой. А я бы пожелал тебе спокойной ночи и побежал к себе, потому что ты ведь не знаешь, где я теперь прячу ключ, и тебе пришлось бы сидеть
на крыльце.
- Но я же ведь остался бы у себя дома! - сказал Ежик.
- Ну, так что ж! - сказал Медвежонок.- Ты бы сидел у себя дома и думал: "Интересно, это Медвежонок притворяется или по настоящему не узнал меня?" А я бы пока сбегал домой, взял маленькую баночку меда, вернулся к тебе и спросил: "А что. Ежик еще не возвращался?"" А ты бы сказал...
- А я бы сказал, что я и есть Ежик! - сказал Ежик.
- Нет,- сказал Медвежонок.- Лучше бы ты ничего такого не говорил. А сказал так...
Тут Медвежонок запнулся, потому что с березы посреди поляны вдруг сорвалось сразу три листика. Они немного покружились в воздухе, а потом мягко опустились в порыжевшую траву.
- Нет, лучше бы ты ничего такого не говорил, -повторял Медвежонок.- А мы бы просто попили с тобой чай и легли спать. И тогда бы я во сне обо всем догадался.
- А почему во сне?
- Самые лучшие мысли ко мне приходят во сне,- сказал Медвежонок.- Вон видишь: на березе осталось двенадцать листиков. Они уже никогда не упадут.
Потому что вчера ночью я во сне догадался, что сегодня утром их надо пришить к веточке.
И пришил? - спросил Ежик.
- Конечно,- сказал Медвежонок.- Той самой иголкой, которую ты мне подарил в прошлом году.

Список использованной литературы

1. Т.А. Литвинчик Дошкольникам о природных сообществах: конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром. – Содействие, 2010

2. О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - Мозаика-Синтез, 2010

3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Средняя группа

4. Тимофеева Л.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1979.

Конспект прогулки в средней группе
«Поздняя осень»Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем в гости к природе. Но прежде чем идти в гости давайте вспомним, как вести себя в гостях у природы?
Дети называют правила.
Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы знаете все правила поведения в природе и с вами можно смело отправляться. Итак, в путь!
Дети выходят на территорию детского сада.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А какой период?
Дети: Сейчас поздняя осень.
Стихотворение И. Мазнина «Поздняя осень».
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед.
Воспитатель загадывает загадку.
Снег идёт и тут же таит,
Зима упорно наседает,
Твердеет на стволе кора,
И можно встретить снегиря!
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что у осени есть три периода. Какие?
Дети: Ранняя осень, золотая и поздняя.
Воспитатель: Какие признаки поздней осени вы знаете?
Дети: Идут холодные дожди со снегом. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее. В ноябре листьев почти не осталось. Деревья готовятся к зиме. Опустели клумбы, не слышно пения птиц, ночи длиннее, день короче. На улице становится все холоднее.
Игра «Зайка»
Зайка серенький сидит (Сложить лапки на груди, как у зайчика)
И ушами шевелит. (Загибают пальчики – ушки зайчика)
Зайке холодно сидеть, (Гладить поочередно одной рукой другую)
Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладошки)
Зайке холодно стоять, (Скрестить руки перед грудью, потирать бока)
Надо зайке поскакать. (Прыгают пальчики поочередно по столу)
Кто-то зайку напугал – (Ладонями закрыть лицо)
Зайка – прыг – и ускакал (убегают пальчики по столу).
Воспитатель: А какие вы знаете народные приметы? А пословицы и поговорки?
Поговорки и пословицы: в ноябре зима с осенью борется; ноябрь – ворота зимы. Ноябрь – сумерки года; ноябрь осень замыкает. В ноябре снегу надует – хлеба прибудет. Осенняя пора – птицы со двора.
Приметы: первый прочный снег падает с ночи; если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. Сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду.
Предлагает вспомнить как листочки падали на землю и подвигаться под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Ноябрь» Дети свободно двигаются в такт музыке.
Наблюдение за погодой, отмечаем состояние погоды на календаре, повторение условных обозначений.
Беседа о значении подкормки для зимующих птиц
- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (Устроив кормушки). Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек.
Педагог и дети кладут в кормушку заранее подготовленный корм для птиц.
Воспитатель: А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края осенью?
Дети: Перелетные.
Педагог показывает иллюстрации «Перелетные птицы», вместе с детьми повторяет названия птиц.
Д/И «Кого не стало?»
Цель: развивать память, внимание.
Педагог показывает 3-4 картинки перелетных птиц, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают, какой птички не стало.
Подвижная игра «Птицы и осень»
Из играющих выбирают «осень». Остальные – «птицы». Каждый из детей говорит, какая он(она) птица. После этого игроки произносят такие слова:
«Птицы» (хором):
Осень, осень золотая,
Собираемся мы в стаи,
Улетаем в теплый край,
Говорим тебе: Прощай!
«Осень»:
Что ж! Счастливого пути,
Стайка быстрая, лети,
Вместе с юною весной
Возвращайся в край родной.
«Птицы» (хором):
Улетаем в теплый край,
Ты нас, осень, догоняй!
После этих слов «птицы» убегают, «осень» пытается их догнать.
Организация труда на площадке: очистка площадки от снега.


Приложенные файлы

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Поздняя осень».

Цели: Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях в природе, развивать зрительную память, мышление, связную речь, логическое и наглядно-образное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Поздняя осень».

Цели: Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях в природе, развивать зрительную память, мышление, связную речь, логическое и наглядно-образное мышление.

Оборудование: картинки с изображением различных периодов осени, краски, бумага, фотографии гроздьев рябины и калины.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева.

Миновало лето. Осень наступила.

На полях и рощах пусто и уныло.

Птички улетели, стали дни короче,

Солнышка не видно, темны, темны ночи.

Беседа с детьми о признаках и изменениях в природе осенью. Демонстрация картинок с изображением разных периодов осени.

Акцентирование внимания на отличиях между «золотой» осенью и поздней: нет листвы на деревьях, т. е. листопад закончился; в лесу уже нет грибов и ягод; в огородах и садах собран урожай; улетели перелетные птицы; дни стали короче, а ночи длиннее; одежда людей становиться все теплее.

Воспитатель: Ребята, поздней осенью надо заготавливать капусту - квасить. Для этого ее режут, солят и мнут руками. В таком виде она сохраняет все витамины. Давайте, мы тоже наготовим капусты.

Дети встают в круг и выполняют вместе с воспитателем.

Физкультминутка «Капуста».

Мы капусту рубим, мы капусту рубим.

Мы морковку трем, мы морковку трем.

Мы капусту солим, мы капусту солим.

Мы капусту жмем, мы капусту жмем.

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, как лесные звери приготовились к зиме. Есть ли у них теплый, уютный дом?

Дети читают заранее выученные стихотворения:

1-ый ребенок

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

2-ой ребенок

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3-ий ребенок

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

4-ый ребенок

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

5-ый ребенок

Спит в берлоге, косолапый,

До весны сосет там лапу.

6-ой ребенок

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель. Так вот как зимуют звери нашего леса!

Воспитатель: Даже поздняя осень богата красками. На рябине и калине листья опали, но остались красивые гроздья ягод. Зимой ими будут питаться птицы. Для нас эти ягоды тоже очень полезны. Из них можно варить варенье и компот. Давайте нарисуем и украсим нашу группу гроздями этих ягод.

Рассматривание работ, подведение итога.


Конспект комплексного занятия на тему: «Осень» в средней группе



Цели и задачи: уточнить и систематизировать признаки и особенности осени, научить видеть красоту осени. Учить выразительному чтению стихотворений. Закрепление знаний детей о признаках осени. Учить правильно пользоваться кисточками, природным материалом.
Умение работать в коллективе.
Материал : ватман, набор картинок, корзинка, листочки (природный материал), клей, подставка для кисточек, кисточки, тарелочки, салфетки.

Сюрпризный момент (ёжик сидит под деревом и смотрит на нас)
Воспитатель в костюме осени.
Время года отгадай:
Собирают урожай, разноцветный лес, красивый,
Мокнут скошенные нивы, тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают, грибники в леса спешат, листья желтые летят. Ежик листья собирает.
Свою норку утепляет.
- о каком времени года говорится в стихотворении?
- о чем говорится в стихотворении?
- что собирают в огороде? В саду? В лесу?
- что происходит с птицами осенью? С животными?
- а какие месяца осени вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- молодцы, ребята!
- многие поэтылюбили писать стихи об осени. Наши дети, тоже знают стихотворения про осень.
Лето миновало
Осень наступила
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое,
Если дождик льется
Это время года осенью завется.
- молодцы! Вы так много знаете об осени. А давайте мы с вами составим осенний пейзаж.
Я буду говорить стихи, а вы кладите картинку.
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, богрянный.
Осень наступила, высохли цветы
И глядят уныло голые кусты
(какую картинку можно подобрать?)
Грибочек, грибок
Маслянной бок
Серебрянная ножка
Прыгай в лукошко.
(какую картинку можно подобрать?)
Птицы улетели
Гуси, грачи, журавли.
(какую картинку можно подобрать?)
Дни стали холоднее
Надо одеваться теплее
(какую катринку модно подобрать?)
Посмотрите какой осенний пейзаж у нас получился.
Игра «Правильно- неправильно»
Я вам буду говорить предложения, а вы будете говорить правильно или нет.
Осенью мы ажаем картошку, огурцы (почему?)
Листья осенью облетают. Они разноцветные- желтые, красные, коричневые (правильно)
С юга прилетают птицы зимой(не правильно, почему?)
Молодцы!
Физминутка.
Осень в гости к нам пришла.
Свои краски принесла: желтые и красные,
листочки разные
ветер дунул- раз, два, три,
полетели посмотри.
Покружились и упали
Землю листьями услали.
Ребята! Посмотрите, какие листья упали в мою карзинку.
- давайте мы с вами поиграем, игра называется
«С какого дерева листок»
С рябины- рябиновый,
С тополя- тополевый,
С клена- кленовый,
С березы- березовый.
Молодцы! Всё знаете! А давайте мы нашей осени сделаем «Осенний ковер».
Раз у меня упали в корзинку много листочков, мы сделаем на ковре листопад.
Коллективная аппликация.

Татьяна Гильязова

Конспект занятия в средней группе "Поздняя осень ". Составила и провела воспитатель Гильязова Татьяна Александровна.

Реализация содержания программы в образовательных областях :

«Познавательное развитие» , «Художественно - эстетическое» , «Речевое развитие» .

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная деятельность.

Цели деятельности воспитателя : учить называть приметы поздней осени , сравнивать лето и осень , называть отличительные черты поздней осени от «золотой» , учить правильно располагать детали аппликации; формировать умение отвечать на вопросы распространёнными предложениями; развивать связную речь детей; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы : умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при заучивании стихотворения; владеет навыками самообслуживания, интересуется продуктивной детской деятельностью (аппликация «Осенний ковёр » ); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование : музыкальное сопровождение : П. И. Чайковский, цикл «Времена года» , сюжетная картинка «Поздняя осень » , иллюстрации по теме «Золотая осень » и «Поздняя осень » .

Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «ВРЕМЕНА ГОДА» . На ковре разбросаны осенние листья . Дети входят в группу и становятся на полукруг.

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, давайте с вами поздороваемся !

Доброе утро

Доброе утро! – Птицы запели.

Добрые люди, вставайте с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идёт по делам.

А. Кондратьев

Воспитатель читает стихотворение-загадку :

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года…зовётся (осенью ) .

Ответы детей : Осень .

Воспитатель : Давайте и мы с вами прочитаем стихи про осень .

Коля :

Осень – птица золотая ,

Полетела птичья стая,

Мы надели свитера,

Зонтик доставать пора.

Маша :

Прошла лисица под кустом

И обожгла листву хвостом.

Огонь по веточкам полез

И запылал осенний лес .

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня всё летят, летят…

Видно тоже в Африку улететь хотят.

Алиса :

Листья жёлтые танцуют,

С веток подают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад» .

Вика :

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят.

Под ногой они шуршат

Скоро голый будет сад.

Лиза :

За окном ветерок веселится :

То подпрыгнет, а то затаится.

И листочки бегут по дорожке,

Словно жёлтые мышки и кошки.

Настя :

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

Хочет прямо полетит,

Хочет в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт.

Воспитатель : Молодцы! Загадку отгадали, стихи прочитали. А сейчас давайте соберём опавшие листья, положим их в корзину и сядем на стульчики.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождём и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в садик надо.

2. Беседа по вопросам.

Как называется первый осенний месяц ?

А второй?

Сейчас уже третий месяц осени . А как он называется?

На улице тепло или холодно?

Солнце часто светит?

Дожди часто идут?

Дожди тёплые или холодные?

Трава растёт или засыхает?

Что происходит с листьями на деревьях?

Какую одежду носят люди?

3. Сравнение.

Задание :

а) Закончите предложения :

В октябре тепло, а сейчас - … (холодно) .

В октябре листья начинают падать, а сейчас - … (опали) .

В октябре птицы начали улетать, а сейчас - … (все улетели) .

В октябре солнце немного грело, а сейчас - … (не греет) .

В октябре дожди шли редко, а сейчас - … (часто) .

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает - … (первый снег) .

б) Сравните осень с летом . Скажите наоборот :

Летом солнце яркое, а осенью - … (тусклое) .

Летом небо светлое, а осенью - … (серое) .

Летом день длинный, а осенью - … (короткий) .

Летом деревья зелёные, а осенью - … (жёлтые) .

Летом люди одеваются легко, а осенью - … (тепло) .

Летом колхозники растят урожай, а осенью -… (убирают) .

в) Найдите ошибки :

В ноябре дети носят лёгкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из тёплых краёв.

4. Физкультминутка.

Мы листочки, мы листочки,

Мы - осенние листочки .

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

б) Листопад

(Е. Авдиенко)

Тучи в небе кружатся. Дети покачиваются с ноги на ногу.

Что ни шаг, то лужица. Ходьба на месте, высоко поднимая колени.

День осенний хмурится , Руки на поясе – повороты влево-вправо,

Листопад на улице. Кружатся на месте.

По дороге стелется Легко бегут по кругу.

Жёлтая метелица.

Воспитатель : Об осени есть стихи , которые пишут поэты, есть музыкальные произведения, которые пишут композиторы, а есть картины, которые пишут художники. Посмотрите на эти картины. Подойдите к той картине, где нарисована ранняя осень . Какими красками рисовал художник эту картину? Правильно. Ранней осенью преобладают зеленые краски и немного жёлтого. А сейчас, ребята, подойдите к той картине, где художник изобразил позднюю осень . Какими красками была нарисована эта картина? Правильно. Поздней осенью преобладают серые краски.

5. Описание поздней осени .

Воспитатель : Поздней осенью становится холодно . Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели тёплую одежду.

Дети по образцу описывают осень .

Воспитатель читает стихотворение :

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льётся, лужи у крыльца.

Раздается стук в дверь. Воспитатель приносит письмо от зайца и читает : «Здравствуйте, ребята! Мне грустно, я скучаю по лесу, но особенно по сухим жёлтым листочкам. На полянке в лесу, где я раньше жил, их было так много. Они так красиво кружились в воздухе и падали на землю. Осень . Холодно, все листочки облетели, высохла трава, по небу плывут тучки, идёт дождь. А на моей полянке нет листьев и мне нигде больше не найти такой красоты. Ребята, сделайте мне, пожалуйста, ковёр из листиков».

Вот с какой просьбой обратился к нам зайчик. Давайте поможем ему и сделаем осенний ковёр из листьев .

Дети выполняют аппликацию «Осенний ковёр для зайчика »

Вот, зайчик, смотри какой замечательный ковёр сделали для тебя ребята!

Итог занятия .

Воспитатель : О чём мы сегодня с вами говорили?

Что вы узнали об осени ?

Кто приходил к нам в гости?

Во что вы сегодня играли?

А сейчас, зайчик, наши ребята будут танцевать. А называется это танец «Листик, листик листопад» . Надеемся, что тебе это танец понравится и тебе станет веселее.