» » Inkeri Postimees - Ингерманландский почтальон. Откуда пошла ингерманландия Ингрия ижора ингерманландцы сепаратизм петербуржцев lj

Inkeri Postimees - Ингерманландский почтальон. Откуда пошла ингерманландия Ингрия ижора ингерманландцы сепаратизм петербуржцев lj

Откуда пошла Ингерманландия

О забытых и неизвестных страницах истории нынешней Ленинградской области, а еще шире – Северо-Запада, мы беседуем с краеведом, издателем Михаилом Марковичем Браудзе.

Начнем, как говорится, «от печки». Что же такое Ингерманландия, или Ингрия, о которой многие вроде бы много слышали, но все равно довольно смутно представляют себе, что же это такое?

– Название берет свое начало от реки Ижоры (на финском и ижорском языке – Инкери, Инкеринйоки) и ижор – древнейших жителей этой земли. Маа – по фински земля. Отсюда финско-ижорское название земли – Инкеринмаа. Шведы, видимо, плохо понимавшие финский, прибавили к топониму слово «ланд», тоже обозначающее «земля». Наконец, в XVII–XVIII веках к слову «Ингерманланд» было прибавлено русское окончание «ия», характерное для понятий, обозначающих край или страну. Таким образом, в слове Ингерманландия на трех языках встречается слово «земля».

Ингерманландия имеет вполне определенные исторические границы. Она ограничена с запада рекой Нарвой, на востоке – рекой Лавой. Северный ее предел примерно совпадает со старой границей с Финляндией. То есть, это значительная часть Ленинградской области вместе с Петербургом. Столицей Ингерманландии был город Нюен (Ниен, Ниеншанц), из которого фактически вырос Петербург, и хоть многие и отказывают им в родстве, но все-таки это один город, который менял названия, но остался европейской столицей, нося поочередно имена: Нюен, Шлотбург, Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград.

Чем обусловлен Ваш интерес к этой теме в истории нашего края? Может быть, кто-то из Ваших предков принадлежал к ингерманландским финнам?

– Как и многие, я стал интересоваться своими корнями и столкнулся с проблемой. Оказывается, в Питере и вокруг него не знают о том, где они живут. Немногие представляют, что такое Ингерманландия, все воспринимают эту землю по Пушкину «…на берегу пустынных волн…», более продвинутые еще слышали о борьбе Руси с немцами, некоторые осведомлены о шведах. Но почти никто не знает ни о води, ни об ижоре, также о финнах и немцах в наших краях.

В начале 1990-х меня потряс рассказ моей матушки, которая в 1940 году поехала к своим двоюродным сестрам в деревню Корабсельки Всеволожского района. Там почти никто не говорил по-русски. Позже я вспомнил, что в Парголово в конце 1960-х многие старушки заговаривали с моей матерью на непонятном мне языке. И главное, у меня есть тетушка Эльвира Павловна Авдеенко (в девичестве Суокас): ее рассказы приоткрыли для меня ранее неизвестный пласт нашей культуры – существование вблизи с мегаполисом иноязычной жизни ингерманландских финнов, ижоры, води, карел, которые были вплетены в тесные отношения с русскими, немцами, эстонцами и другими народами, проживающими на территории Ленинградской области.

– Давайте посмотрим на исторические факты непредвзято. Официально название «Ингерманландия» закрепилось за нашим краем после того, как по Столбовскому мирному договору 1617 года эти земли вошли в состав Швеции. Для нашего края эти времена были очень тяжелыми: шведы насаждали свою веру, местное население бежало, территория обезлюдела, и сюда переселяли уроженцев из Финляндии. Шведы проводили колонизацию захваченной ими земли. Более того, Ингерманландия, по сути дела, была глухой провинцией Швеции, куда даже ссылали преступников. Иными словами, само слово «Ингерманландия» может напоминать о печальном периоде истории нашего края. Стоит ли поднимать его на щит?

– Говорить о связи названия именно со шведским периодом не совсем корректно. Очевидно, что и шведский период тоже был неоднозначным. И в царские, и в советские времена в угоду определенной политической конъюнктуре он часто изображался в мрачных тонах. Между тем в первой половине XVII века давления на православных жителей края не было. Оно началось после Русско-шведской войны 1656–1658 годов, когда московские войска вероломно нарушили договор, и прекратилось после прихода к власти Карла XII.

В формировании нового субэтноса – ингерманландских финнов – наряду с переселенцами из Восточной Финляндии участвовали и тысячи ижор, принявших лютеранство, да и многие русские меняли веру (православные ижоры тоже сохранились до нашего времени). Многие военные и административные посты занимали «байоры» – потомки русских дворянских семей, оставшихся здесь и причисленных к шведскому рыцарству. И последним комендантом Ниеншанца был Иоган Аполов (Опольев), а парламентером к войскам Петра под белым флагом шел полковник шведской армии Пересветов-Мурат.

Еще один факт, почти неизвестный большинству: в шведской Ингерманландии нашли приют многие старообрядцы, гонимые на Руси приверженцы «древней веры». И несколько сот из них вместе со шведами участвовали в обороне Нарвы!

При этом я вовсе не хочу доказать, что «шведы были правы», завоевав этот край. Просто они были – и все. Ведь эстонцы не комплексуют по поводу того, что старый Таллинн построен различными «завоевателями» – датчанами, ливонскими рыцарями, шведами. И шведский период – причудливое время встречи на берегах Невы разных культур, востока и запада. Что плохого, если и шведы вписали свою страницу в историю края?

Кстати, в имперский период топоним «Ингерманландия» ни у кого не вызывал негативных эмоций. В составе русского флота в разные времена были четыре линейных корабля под названием «Ингерманландия». «Ингерманландскими» именовались два полка русской армии. Какое-то время на их шевронах красовался переработанный вариант ингерманландского герба. Да и название это знали фактически все сколько-нибудь образованные люди. И сейчас слова «Ингрия» и «Ингерманландия» употребляются многими общественными организациями и коммерческими структурами. Полагаю, что те, кто используют эти топонимы, уже не думают о финнах и шведах – названия живут своей самостоятельной жизнью, став неотъемлемой частью истории края.

Рассказывая об Ингерманландии, Вы, хотите того или нет, делаете акцент на историю финноязычного населения нашего края. Но не идет ли эта позиция вразрез с краеугольным тезисом, что Северо-Запад – это исконно русская земля, владения Великого Новгорода, отторгнутые Швецией и навсегда, по праву истории, возвращенные Петром Великим во время Северной войны?

– Тот факт, что древними жителями этой земли были финно-угры, ижоры, никак не противоречит другому историческому факту: эти земли с древних времен входили в состав Великого Новгорода, а затем единого русского государства. И если мы говорим о шведском завоевании, как нам рассматривать нападение Московского «ханства» на Новгородскую республику, и какой период в истории края следует считать более тяжелым? Ведь известно, что Новгород был более ориентирован на Европу, чем на Москву. Так что вопрос об отторжении земель Швецией неоднозначен. Ингерманландия всегда находилась в области интересов нескольких государств.

Многим ли сегодня нужна память об Ингерманландии на территории нынешней Ленинградской области? Может быть, это интересно только тем, кто связан с этим родственными корнями?

– Меня тревожит сам факт того, что подобный вопрос, к сожалению, до сих пор возникает в нашем обществе. Мы проживаем в многонациональной стране, граждане которой могут сосуществовать только в условиях уважения к менталитету окружающих людей и сохранения их культуры. Утратив многообразие представленных на нашей территории культурных традиций, мы потеряем собственную самобытность.

Думаю, что «ингерманландский» пласт – неотъемлемая часть истории нашей земли. Без знакомства с ним невозможно, к примеру, понять значительную часть топонимики Ленинградской области. Ингерманландские финны внесли свой вклад в российскую историю, веками обеспечивая Петербург мясом, молоком, овощами, служа в русской и советской армиях. Вообще же ингерманландские финны (или люди, имеющие финские корни) встречаются практически во всех сферах деятельности. Среди них были капитаны ледоколов «Литке» и «Красин» (братья Койвунен), герой Советского Союза Пиетари Тикиляйнен, известный финский писатель Юхани Конкка, уроженец Токсово. Этот список можно продолжить.

В 2011 году отмечалось 400-летие церкви Ингрии…

– Первый приход церкви Ингрии в наших краях был основан в шведское время, в 1590 году, для нужд гарнизона крепости Копорье (Kaprio). А для жителей первый приход открыли в Лемболово (Lempaala) в 1611 году, и уже к 1642 году насчитывалось 13 приходов, к концу шведского периода – 28. С началом «Большой злобы» – так называется в Финляндии Северная война (1700–1721 гг.) число приходов, естественно, уменьшилось. К 1917 году действовало 30 самостоятельных приходов плюс 5 несамостоятельных, капельных. В советское время количество приходов постоянно сокращалось, последняя церковь была закрыта 10 октября 1939 года в Юкках.

На сегодня на территории Ленинградской области существует 26 приходов, из них 12 старых (возрожденных) и 14 новых. Ныне Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии стала всероссийской и имеет 77 приходов по всей стране.

Как Вы считаете, Ингерманландия – это «историческая субстанция», уже полностью принадлежащая истории, или все-таки существует ее продолжение в сегодняшнем дне?

– В настоящий момент в Ленинградской области и Петербурге проживает, по различным оценкам, от 15 до 30 тысяч ингерманландских финнов. С 1988 года действует общество ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто», оно организует курсы финского языка, проводит национальные праздники – Юханнус, Масленицу, День Инкери, выпускает газету «Инкери». Есть и фольклорные коллективы. Общества ингерманландских финнов существуют в Финляндии, Эстонии, Швеции, а также в Сибири и Карелии, везде, куда забросили представителей небольшого народа суровые ветры ХХ века. В Нарве открыт небольшой, но очень информативный музей.

Что будет дальше с ингерманландскими финнами, какие формы примет национальное движение – сказать трудно. Лично меня интересует их история и культура, я стремлюсь, по мере возможностей, рассказать о ней всем, кого это увлекает. Это поможет людям с финскими корнями прикоснуться к истории своих предков. А представители других национальностей обогатят свои знания истории родного края.

Из книги Русская Атлантида автора

Глава 8 ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЛИТВА Всякая сущность обладает происхождением. Не всякое происхождение порождает сущность. Из высказываний философов По официальной московской версии, литовские князья - это злобные враги русских, которые при первом удобном случае

Из книги Русская Атлантида автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 8. ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЛИТВА 44. Большая советская энциклопедия. М.: Гос, науч. изд-во «Большая сов, энциклопедия», 1951. Вып. 2. Т. 8. С. 199.45. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Наука, 1991. Т. IV. С.

Из книги Русская Атлантида. Невымышленная история Руси автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 9 ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЛИТВА Всякая сущность обладает происхождением. Не всякое происхождение порождает сущность. Из высказываний философов По официальной московской версии, литовские князья - это злобные враги русских, которые при первом удобном случае

Из книги Рюрик. Потерянная быль автора Задорнов Михаил Николаевич

Откуда не есть и не пошла земля русская Итак, всемирно известный сыщик Холмс, переполненный гордостью за сделанное им открытие, спешит поведать о нем своему другу Ватсону:- Понимаете, Ватсон, первое, что я не понимаю, как русские могли поверить в то, что их первый князь,

Из книги Русский клуб. Почему не победят евреи (сборник) автора Семанов Сергей Николаевич

Откуда есть пошла русская партия Имена и названия, которые дает сама История, неоспоримы и не отменяемы. Обратимся тут к опыту Великой Русской революции. Остались навсегда в памяти знаменитые слова: «большевики» и «меньшевики». Ясно, что в самом наименовании первые

Из книги 50 знаменитых городов мира автора Скляренко Валентина Марковна

КИЕВ, ИЛИ «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ» Город, ставший колыбелью восточнославянской государственности. «Мать городов Русских», – говорили о нем древнерусские летописи. Сейчас Киев – столица Украины, один из крупнейших городов Европы, это административный,

Из книги Демонтаж автора Кубякин Олег Ю.

Откуда есть пошла земля Калмыцкая В описаниях монгольской эпопеи у всех без исключения историков прослеживается одна общая тенденция. Вначале представляя нам монголов, пришедших на Русь, под именем «монголы», затем они как-то плавно начинают называть их по-другому.

Из книги Загадочные страницы русской истории автора Бондаренко Александр Юльевич

Откуда пошла Земля Русская? Приверженцы самой древней веры наших предков - представители «Древнерусской Инглиистической церкви православных староверов-инглингов», проживающие в Омской области и некоторых других регионах России, - располагают, по их утверждениям,

Из книги Древние цивилизации Русской равнины автора Абрашкин Анатолий Александрович

Часть I Откуда пошла цивилизация? Всегда так будет, как бывало; Таков издревле белый свет: Ученых много – умных мало… А.С. Пушкин Люди в основной своей массе доверчивы. Сегодня это особенно проявляется в вопросах научного (и околонаучного) знания. Например, подавляющее

Из книги Ярослав Мудрый автора Духопельников Владимир Михайлович

«Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал править» Далекое прошлое русской, а в настоящее время и украинской, истории вызывало раньше и продолжает сегодня вызывать многочисленные споры, порождает разнообразные, порой диаметрально противоположные точки зрения и

Из книги Подлинная история русского и украинского народа автора Медведев Андрей Андреевич

Из книги Русь книжная автора Глухов Алексей Гаврилович

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

4 Откуда пошла русская земля? Каждого из нас интересует, откуда пошла Русская земля? Гипотез о ее происхождении историки сотворили много. Если обобщить (ИНТЕРНЕТ ИЗДАНИЕ «Лингвофорус») все существующие гипотезы о происхождении государственности у восточных славян и

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Глава VII. Откуда пошла Русская земля Сегодня какой-нибудь "чистейший русич" из Вологодской области уже просто не поверит, что его дед говорил еще по-вепски. Точно так же исчезли ливский язык в Латвии, водский или ижорский в Ленинградской области, исчезает карельский язык в

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

Глава I Откуда пошла русская земля? Каждого из нас интересует, откуда пошла Русская земля? Гипотез о ее происхождении историки сотворили много. Если обобщить все существующие гипотезы о происхождении государственности у восточных славян и имени «Русь», то можно выделить

Из книги Триединство. Россия перед близким Востоком и недалеким Западом. Научно-литературный альманах. Выпуск 1 автора Медведко Леонид Иванович

Откуда есть пошла Русь Начнем с того, что геополитики называют местопребыванием. Александр Блок, запугивая Европу скифами, напоминал ей после свершившейся Октябрьской революции: «Да, скифы – мы, да, азиаты – мы…» На самом деле Россия изначально была по большей части

Среди народов, подвергшихся при власти коммунистов тотальной депортации, были и ингерманландцы, на упоминание которых в СССР был наложен запрет до начала 1990-х годов. Другие репрессированные при Сталине народы были в своё время реабилитированы. Факт этнического геноцида ингерманландцев не признан государством до сих пор.

Ингерманландцы и ижорцы: в чём различия

С ингерманландцами часто путают народ, известный ещё по древнерусским летописям: ижору или ижорцев. Тождество между ними лишь в том, что название области Ингерманландия, как её прозвали шведы, действительно происходит от народа ижоры, точнее – Ingeri.

Ижорцы достоверно известны с конца XII века. Тогда они входили в состав Новгородского государства. Жили ижорцы между Финским заливом и Ладожским озером по обе стороны Невы. В конце XV века Ижорская земля вместе со всей Новгородской державой была присоединена к Московскому государству. Ижорцы сохраняли свой язык, родственный финскому, но в религиозном плане за века стали близки к русским, исповедовали православие.

После Смутного времени разорённая и обезлюдевшая Ижорская земля досталась Швеции. Шведские власти в XVII веке активно заселяли её финнами двух этнических групп – эвремейсы и савакоты. Они и стали основой народа, который назвали ингерманландцами. Между потомками эвремейсов и савакотов в Ингерманландии вплоть до начала ХХ века существовали диалектные различия. Слиянию ижорцев с ингерманландцами препятствовали различия не столько в языке, сколько в вероисповедании: переселённые были лютеранами. Ингерманландцы сохраняли также свои отличия и от большинства финнов.

Перед революцией в Санкт-Петербургской губернии проживало примерно 16 тысяч ижорцев и около 160 тысяч ингерманландцев. В Сибири насчитывалось около тысячи ингерманландцев. Это были потомки сосланных за бунт 1804 года.

Попытка национального самоопределения

Всплеск национального самосознания, охвативший подавляющее большинство народов Российской империи в момент её распада, не обошёл стороной и ингерманландцев. К тому же они вдохновлялись примером провозглашения независимости Финляндии.

Во время гражданской войны в Финляндии (январь-май 1918 г.), закончившейся победой местных белогвардейцев над красными, вождь белофиннов Маннергейм рассматривал вопрос о захвате Петрограда и провозглашении там «вольного города». Но узнав, что правительство кайзеровской Германии, помогавшее ему свергнуть финских большевиков, не собирается враждовать с большевиками российскими, оставил эту затею. Однако Ленину со товарищи были подозрительны настроения ингерманландцев, компактной массой живших совсем рядом с Петроградом. Советские правители решили провести против этого народа превентивные карательные мероприятия.

В мае 1919 года началась насильственная мобилизация ингерманландцев в Красную армию. В качестве меры принуждения большевики стали широко применять конфискацию имущества. Руководил расправой «красный латыш» Яков Петерс. В ответ жители нескольких волостей, расположенных по соседству с финской границей, восстали с оружием в руках. В июле 1919 года они провозгласили Республику Северная Ингрия. Братская Финляндия оказывала ей посильную помощь, не ввязываясь в открытое военное столкновение с советской Россией. Но в октябре 1920 года Финляндия заключила с РСФСР мирный договор в Тарту. Территория Северной Ингрии оставалась в составе РСФСР. Жители самопровозглашённой республики оставили родные дома и ушли в Финляндию.

Часть ингерманландцев, живших к югу от Петрограда, примкнула к белогвардейской армии Юденича и, после её поражения, вместе с ней ушла в Эстонию (таких беженцев насчитывалось больше тысячи). Общие демографические потери ингерманландцев окрестностей Петербурга за годы гражданской войны составили около 50 тысяч человек.

Геноцид ингерманландцев в 1930-40-е годы

В 1928 году по всей стране коммунисты начали политику раскулачивания. Среди ингерманландцев, большинство которых были зажиточными хозяевами, благодаря своей рачительности и трудолюбию, «раскулачивание» проводилось особенно свирепо.

В первой волне депортаций, в 1929-1931 гг., в различные районы Сибири, а также на Кольский полуостров, было выселено больше 18 тысяч ингерманландцев. Всё имущество конфисковалось, депортируемым разрешали брать с собой только то, что те могли унести в руках. О выселении объявлялось меньше чем за сутки. Так же происходили и все последующие депортации.

Во второй волне, проводившейся в 1935-1936 гг. примерно 41 тысяча «кулаков» с детьми была выселена в те же районы Севера и Сибири, а также в Казахстан и Среднюю Азию. Не поддающееся учёту количество населения было изгнано из мест проживания в связи со строительством линии укреплений вдоль границы с Финляндией.

В 1937-1938 гг. власти приступили к окончательной зачистке Ингерманландии от «антисоветских элементов». Этнос перестал признаваться как таковой, финские школы, газеты и театры в Ленинградской области были закрыты, ингерманландская интеллигенция подверглась тотальным репрессиям. Как «финские шпионы» были осуждены 10,6 тысяч жителей Ленинградской области, причём 80% из них были расстреляны.

С началом Великой Отечественной войны Военный Совет Ленинградского фронта во главе с К.Е. Ворошиловым и А.А. Ждановым принял решение о сплошной депортации всех оставшихся ингерманландцев в Архангельскую область. Однако из-за быстрого продвижения немецких войск это постановление удалось выполнить лишь частично. Значительная часть ингерманландцев оказалась на оккупированной территории.

Финляндия с 1942 года стала проводить политику возвращения ингерманландцев на историческую родину предков. Выехали с оккупированных территорий СССР в Финляндию почти все ингерманландцы – свыше 63 тысяч.

Осенью 1944 года, на переговорах о перемирии с Финляндией, Советский Союз выдвинул условием принудительное возвращение ингерманландских беженцев в СССР, по версии советской стороны – «насильственно угнанных в Финляндию». Хотя финские власти пытались спасти, кого было возможно, записывая их в финны, всё-таки больше, чем 43 тысячам ингерманландцев пришлось возвратиться в СССР. Большинство их было поселено в различных областях Северо-Запада европейской части РСФСР. В течение 40-х годов в Карелии были поселены и многие из депортированных ранее вглубь СССР ингерманландцев.

Многочисленные переселения способствовали растворению ингерманландского этноса. Тем не менее, сейчас их численность в России составляет более 20 тысяч человек.

Коллизии ингерманландцев не могли не коснуться ижорцев, которых зачастую тоже записывали как финнов и подвергали репрессиям на этом основании. В настоящее время ижорцев в Российской Федерации чуть более 200 человек.

Оригинал взят у nord_ursus в Приют убогого чухонца: история финского населения в окрестностях Петербурга

Второй по численности город в стране-Санкт-Петербург — находится у северо-западных рубежей, непосредственно примыкая к границам с Финляндией и Эстонией. История этого края, который именуют Ижорской землёй, Ингерманландией, Невским краем или же просто Ленинградской областью, хранит в себе ценный пласт культурно-исторического наследия, оставленный проживавшими здесь финно-угорскими народами. И сейчас, выезжая за пределы Питера, то и дело встречаешь названия сёл и деревень с вроде бы русскими окончаниями, но всё же не совсем привычными русскому уху корнями, — Васкелово, Парголово, Куйвози, Агалатово,Юкки и так далее. Тут, среди дремучих лесов и болот, издавна жили "чухонцы" — так русские называли финно-угорские народы — ижору, водь, финнов, вепсов. Слово это в свою очередь произошло от этнонима Чудь — общего названия прибалтийско-финских народов. Сейчас чухонцев под Питером осталось немного, — некоторые уехали в последние годы, некоторые просто обрусели и ассимилировались,кто-то просто скрывает свою пренадлежность к финно-уграм. В этой статье я попытаюсь хоть немного пролить свет на судьбу этих небольших народов в окрестностях Северной Столицы.

Карта Ингерманландии. 1727 год

Финно-угорские племена — такие как ижора, водь, весь, корела, — издревле населяли территории по берегам Финского залива, реки Невы и Ладожского озера. Для этих племён было характерно подсечно-огневое земледелие, в более северном ареале имели большее значение охота и скотоводство, а также, по берегам моря, — рыболовство. Согласно имеющимся на сегодняшний день результатам археологических исследований, заселение этих земель славянами начинается в VI веке, когда сюда переселяются племена кривичей, и продолжается в VIII веке, когда территории заселяют ильменские словене. Складываются предпосылки возникновения государства. Согласно традиционной российской историографии, датой основания Великого Новгорода считается 859 год, а 862 год — дата начала княжения Рюрика — считается датой возникновения Русского государства. Новгород был одним из самых мощных центров Древней Руси. Владения Новгорода в период его наибольшего расцвета занимали территорию, большую, чем современный Северо-западный федеральный округ, — тогда под его властью находились и Белое море, и Кольский полуостров, и Поморье и даже Полярный Урал.

Таким образом, прибалтийско-финские народы, проживавшие у Финского залива и Ладожского озера, также оказались под властью могущественного северного государства, через которое проходил торговый путь "Из варяг в греки". "Повесть временных лет" упоминает о том, что киевский князь Олег при походе на Константинополь в 907 году взял с собой, среди прочих племён и "чудь", то есть финно-угорские племена, жившие поблизости к Балтике:

«В год 6415 пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь".»

Во второй половине XII века в булле Папы Римского Александра III, высланной упсальскому епископу Стефану, встречается первое историческое упоминание о языческом народе ижора, который в тексте именуется "ингры". При этом территория нынешней Финляндии уже с 1155 года находится под властью шведов, после того, как шведскй король Эрик IX совершил крестовый поход и покорил финские племена, жившие на севере Балтики — емь(в русском произношении более распространено название ямь(от финского яаамит(jäämit) ),от него же пошло название города Ямбург) и сумь (суоми). В 1228 году в русских летописях ижорцы упоминаются уже как союзники Новгорода, участвовавшие совместно с новгородцами в разгроме отрядов финского племени емь, вторгшегося в пределы Новгородской земли в союзе со шведами:

«Последь же оставъшеся Ижеряне устретоша их бегающе, и ту их избиша много, а прок их разбежеся, куды кто видя»

Забегая вперёд, можно сказать, что именно тогда началось цивилизационное разделение финских племён посредством принадлежности разным государствам. Ижора, водь, весь и корела оказались в составе православной Руси и сами постепенно принимали православие, а сумь и емь — в составе католической Швеции. Теперь близкие по крови финские племена воевали по разные стороны фронта, — цивилизационное (в том числе религиозное) разделение взяло верх над кровной близостью.

Тем временем, в 1237 году Тевтонский орден осуществляет успешную экспансию в Прибалтику, захватив Ливонию, и укрепляется на русских рубежах, основав крепость Копорье. Новгород избежал разрушительного монгольского нашествия в то время как возникла серьёзная угроза с западной стороны. С самого момента закрепления шведов в Финляндии Карельский перешеек и устье Невы становятся местом территориальных споров между Новгородской Русью и Швецией. И 15 июля 1240 года шведы под руководством ярла Биргера Магнуссона совершают нападение на Русь. Происходит битва у впадения реки Ижора (получившей название как раз по племени) в Неву, известная как Невская битва, в результате которой новгородское войско под командованием князя Александра Ярославича, получившего в результате битвы прозвище Невский, одерживает победу. Упоминания о помощи финно-угров русскому войску можно увидеть и здесь. В хрониках упоминается «некий муж по имени Пелгусий (Пелгуй, Пелконен), который был старейшиной в Ижорской земле, и ему были доверена охрана морского побережья: и он принял святое крещение и жил посреди своего рода, погана суща, и в святом крещении дано ему было имя Филипп» . В 1241 году Александр Невский начинает освобождать западную часть Новгородской земли, а 5 апреля 1242 года его войско одерживает победу над Тевтонским орденом на льду Чудского озера (Ледовое побоище).

В XIII веке большая часть ижорцев, вожан (водь) и карел принимает православие. В административном делении Новгородской земли появляется такая единица как Водская пятина, получившая название по народу водь. В 1280 году князь Дмитрий Александрович укрепляет западные рубежи Новгородской республики, когда по его указу была построена каменная крепость Копорье(фин.Каприо), — на том же месте, где немцы построили деревянную крепость в 1237 году. Несколько западнее была построена крепость Ям (бывший Ямбург,ныне город Кингисепп). В 1323 году в новгородской крепости Орешек в истоке Невы, между Новгородом и Швецией был заключён Ореховецкий мирный договор, установивший первую границу между этими двумя государствами. Карельский перешеек разделялся надвое. К Швеции отошла западная его часть, где шведы в 1293 году основали город Выборг, к Новгороду — восточная с крепостью Корелой и Ладожским озером. Согласно условиям договора, Новгород передавал Швеции «по любви три погосты Севилакшю (Саволакс, — ныне в составе Финляндии), Яскы (Яскис или Яаски, — ныне посёлок Лесогорский Выборгского района), Огребу (Эуряпяя, — ныне село Барышево Выборгского района) - Корельскый погосты» . Вследствие этого часть племени корела стала проживать в Швеции и, будучи обращённой в католичество, приняла участие в этногенезе финнов.

Крепость Копорье. Ныне находится в составе Ломоносовского района Ленинградской области

Новгородско-шведская граница по Ореховецкому миру. 1323 год

Таким образом, в XIV веке мы наблюдаем такую картину расселения прибалтийско-финских народов: в Швеции живут финны и саамы, в Новгородской республике — карелы, вепсы, водь и ижора, в Ливонском ордене проживают эстонцы. В 1478 году Новгородская земля была завоёвана московским князем Иваном III и стала частью централизованного Русского государства. В 1492 году по указу князя на западной границе, напротив ливонского замка Нарва (Ругодив) была построена крепость Ивангород. При Иване IV Грозном после окончания Ливонской войны Россия в 1583 году заключает Плюсское перемирие со Швецией, которое приводит к изменениям государственной границы, — теперь западная часть Ижорской земли с крепостями Копорье, Ям и Ивангород, а также восточная часть Карельского перешейка с крепостью Корела отходят к Швеции, которая в свою очередь присоединяет Эстляндию, то есть северную часть Ливонского ордена (собственно Ливония отходит к Речи Посполитой). Теперь часть ижоры и води также оказывается под властью Швеции.

Изменение границ по Плюсскому перемирию. 1583 год. Территории, отошедшие Швеции, показаны серым цветом.

Но прошло всего семь лет, как Россия предприняла реванш за результаты Ливонской войны. В результате русско-шведской войны 1590-1593 годов Россия возвращает как Карельский перешеек, так и западную часть Ижорской земли. В 1595 году возврат земель был закреплён подписанием мира в ижорском селе Тявзино поблизости от Ивангорода.

Однако вскоре наступил коренной перелом в истории края. В 1609 году, во время Смуты, в Выборге был заключён договор между русским правительством Василия Шуйского и Швецией, по условиям которого шведы обязались оказать военную помощь России в деле борьбы против польской интервенции, в обмен на передачу Россией Корельского уезда (то есть восточной части Карельского перешейка) в состав Швеции. Шведским войском командовал полководец Якоб Понтуссон Делагарди — дворянин французского происхождения. После сокрушительного поражения объединённого русско-шведского войска в битве у села Клушино Делагарди под предлогом неисполнения русскими условия о передаче Корелы прекратил оказание военной помощи России. Швеция теперь выступила в роли интервента, оккупировав сначала Ижорскую землю, а затем, в 1611 году, захватив Новгород. В качестве предлога к этим действиям шведы использовали то обстоятельство, что московская Семибоярщина избрала на русский престол польского королевича Владислава, в то время как Швеция находилась в состоянии войны с Польшей и данное действие рассматривала как сближение России с Польшей. По этой же причине, говоря о событиях Смутного времени, Швецию ни в коем случае нельзя назвать союзником Польши, — она, как и Польша, осуществляла интервенцию в России, но не в союзе с Польшей, а параллельно. После захвата Новгорода шведы в 1613 году безуспешно осаждали Тихвин, а в 1615 году столь же безуспешно осадили Псков и захватили Гдов. 27 февраля 1617 в селе Столбово под Тихвином между Россией и Швецией был подписан Столбовский мир, по условиям которого Ижорская земля целиком отходила к Швеции.

Собственно говоря, переломный момент в истории Ижорской земли заключался именно в этом. После Столбовского мира очень многие православные жители земель, отошедших к Швеции, — русские, карелы, ижорцы, вожане, — не желая принимать лютеранство и оставаться под шведской короной, покинули свои дома и ушли в Россию. Карелы осели в окрестностях Твери, в результате чего образовался субэтнос тверских карел. Шведы, дабы не оставлять обезлюдевшие земли пустыми, стали заселять их финнами. На этой земле был образован доминион в составе Швеции (доминион — это автономная территория, имеющая статус выше, чем провинция), получивший название Ингерманландия. По одной из версий, данное название — калька термина Ижорская земля на шведский язык. По другой версии, оно происходит от старофинского Inkeri maa — "прекрасная земля" и шведского land — "земля" (то есть, слово "земля" повторяется дважды). Финны, переселённые в Ингерманландию, образовали субэтнос финнов-ингерманландцев (Inkerilaiset) . Большая часть переселенцев были выходцами из провинции Саволакс в Средней Финляндии, — они образовали группу финнов-савакотов (Savakot) , а также из уезда Эуряпяя (Äyräpää) , расположенного на Карельском перешейке, в среднем течении Вуоксы, — они образовали группу финнов-эвремейсов (Äyrämöiset) . Из ижорцев, оставшихся жить в Ингерманландии, некоторые перешли в лютеранство и были ассимилированы финнами, и лишь совсем небольшая часть смогла сохранить православие и самобытную культуру. В целом Ингерманландия оставалась в составе Швеции регионом достаточно захолустным, — сюда отправляли шведских ссыльных, а сама земля была мало заселена: даже через полвека после присоединения к Швеции население Ингерманландии составляло всего 15 тысяч человек. С 1642 года административным центром Ингерманландии был город Ниен (Ниеншанц), основанный в 1611 году, расположенный у впадения Охты в Неву. В 1656 году начинается новая война между Россией и Швецией. Первопричина военного конфликта лежала в успехах русских войск в начавшейся в 1654 году русско-польской войне, когда русские заняли территорию Великого княжества Литовского. Шведы, дабы не допустить захвата Польши русскими и, как следствие, укрепления России на Балтике, вторгаются в Польшу и заявляют о претензиях на территории, занятые русскими войсками. Русский царь Алексей Михайлович использовал данное обстоятельство как повод к попытке возвращения России выхода к Балтийскому морю, и русские войска вторглись в Прибалтику, а затем и в Ингерманландию, где встретили значительную поддержку со стороны оставшихся там православных ижорцев и карел, создававших с целью борьбы против шведов партизанские отряды. По Валиесарскому перемирию 1658 года Россия удерживала захваченные земли за собой, однако в 1661 году была вынуждена заключить Кардисский мирный договор и остаться в границах 1617 года, дабы избежать войны на два фронта — с Польшей и Швецией одновременно. После Кардисского мира произошла ещё одна волна ухода православного населения из Ингерманландии, вместе с уходившими оттуда русскими войсками, и, как следствие, усилился процесс миграции финнов из центральных провинций Финляндии. Теперь финны составляли уже абсолютное большинство населения Ингерманландии.

Административное деление Швеции в XVII веке

Герб шведской Ингерманландии. 1660 год

В самом начале XVIII века русский царь Пётр I положил конец территориальным спорам между Россией и Швецией за контроль над Карелией и Ингерманландией. Северная война началась в 1700 году сперва неудачно для России — поражением русских войск под Нарвой, но затем русские развили успешное наступление вглубь шведских территорий. В 1702 году была взята крепость Нотебург (Орешек), а в 1703 году была взята крепость Нюеншанц, а затем последовало важнейшее в истории России событие — основание Санкт-Петербурга, который в 1712 году стал новой столицей России. Русские войска продолжили наступать на Карельском перешейке и в 1710 году взяли Выборг. Как и в предыдущую русско-шведскую войну 1656-1658 годов, поддержку русским войскам оказывали партизанские отряды православных карельских и ижорских крестьян. Между тем, были нередки случаи перехода финнов-ингерманландцев на сторону России, они в большинстве своём предпочли остаться на своих землях после их присоединения к России. В 1707 году была образована Ингерманландская губерния, переименованная в 1710 году в Санкт-Петербургскую.Северная война завершилась в 1721 году блестящей победой России, которая, по условиям Ништадтского мирного договора, получила Прибалтику, Ингерманландию и Карелию, и статус империи впридачу.

Именно финны-ингерманландцы оставили финские названия сёл и деревень в окрестностях Петербурга, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Санкт-Петербург стал самым европейским русским городом. Не только потому что строился по канонам европейской архитектуры, но и потому что значительную часть его жителей составляли приезжие западноевропейцы — архитекторы, ремесленники, рабочие, в основном немцы. Были и ингерманландские финны — своего рода местные европейцы. Значительная часть петербургских финнов работала трубочистами, что создавало определённый стереотипный образ финнов в глазах русских. Также среди них были распространены профессии железнодорожных рабочих и ювелиров, женщины часто работали кухарками и горничными. Культурным и религиозным центром петербургских финнов была лютеранская финская церковь святой Марии на Большой Конюшенной улице, построенная в 1803-1805 годах по проекту архитектора Г. Х. Паульсена.

А окрестности Города на Неве по-прежнему оставались "приютом убогого чухонца". И, как ни странно это было бы сознавать сейчас, за пределами Санкт-Петербурга, не уезжая далеко от него, финскую речь в сёлах можно было услышать порой даже чаще, чем русскую! По состоянию на вторую половину XIX века население Ингерманландии (то есть Санкт-Петербургского, Шлиссельбургского, Копорского и Ямбургского уездов) без учёта населения Петербурга составляла около 500 тысяч человек, из которых финнов насчитывалось около 150 тысяч. Следовательно, финны составляли примерно 30% населения Ингерманландии. В самом Санкт-Петербурге финны по переписи населения 1897 года являлись третьей по численности нацией после великоросов, немцев и поляков, составляя 1,66% населения столицы. При этом в переписях населения XIX века отдельно записывались финны-ингерманландцы и отдельно — финны-суоми, то есть переселившиеся в Санкт-Петербургскую губернию из Великого княжества Финляндского уже после присоединения последнего к России (присоединение, напомню, состоялось в 1809 году, после последней русско-шведской войны). В 1811 году Выборгская губерния, завоёванная Россией ещё в Северную войну, была присоединена к Великому княжеству Финляндскому — автономной части Российской империи, поэтому переселившихся оттуда после 1811 года также относили к финнам-суоми. Ижоры по переписи 1897 года насчитывалось 13774 человека, то есть 3% населения Ингерманландии (опять таки, без учёта населения Петербурга) — в десять раз меньше, чем финнов.

Финская кирха святых апостолов Петра и Павла в селе Токсово. 1887 год

Финская кирха святой Марии в Санкт-Петербурге


Карта евангелическо-лютеранских приходов Ингрии. 1900 год

Но в 1917 году произошла революция, и наступил коренной перелом в истории всей нашей страны, и нашего края в частности. Изменились и российско-финские отношения. 6 декабря 1917 года финляндский сейм провозглашает государственную независимость Финляндской Республики (Suomen tasavalta) , которую через 12 дней признают большевики. Через месяц в Финляндии также вспыхивает социалистическая революция, а затем гражданская война, которая завершается поражением красных. После поражения в гражданской войне финские коммунисты и красногвардейцы бежали в Советскую Россию. При этом вопрос о границе между Советской Россией и Финляндией остаётся нерешённым. Главнокомандующий войсками Финляндии Карл Густав Эмиль Маннергейм считает необходимым "освободить" от большевиков Карелию, и весной 1919 года финские войска предпринимают неудачные попытки захвата Карелии.

Население северной части Ингрии находилось на территории, подконтрольной большевикам. Ингерманландские крестьяне подвергались продразвёрсткам и красному террору, который проводился в ответ на уклонение крестьян от мобилизации в Красную армию, многие из них бежали через финскую границу в приграничные финские сёла Раасули (ныне Орехово) и Рауту (ныне Сосново). В начале июня ингерманландские крестьяне из деревни Кирьясало подняли антибольшевистское восстание. 11 июня повстанцы в количестве около двухсот человек взяли под свой контроль деревню Кирьясало и близлежащие Аутио, Пусанмяки, Тиканмяки, Уусикюля и Ванхакюля. 9 июля была провозглашена независимая республика Северная Ингрия (Pohjois Inkerin Tasavalta) . Территория республики занимала так называемый "Кирьясальский выступ" площадью около 30 квадратных километров. Столицей стала деревня Кирьясало, а руководителем стал местный житель Сантери Термонен. За короткое время держава обзавелась государственной символикой, почтой и армией, с помощью которой пыталась расширить свою территорию, но потерпела неудачи в боях с Красной армией у сёл Никулясы, Лемболово и Грузино. В сентябре 1919 года руководителем республики стал офицер финской армии Юрье Эльфенгрен.

Флаг Республики Северная Ингрия Юрье Эльфенгрен

Почтовые марки Республики Северная Ингрия

Приблизительно показана территория, подконтрольная Республике Северная Ингрия

Но борьба ингерманландских крестьян за независимость так и осталась в истории. 14 октября 1920 года в эстонском городе Тарту был подписан мирный договор между Советской Россией и Финляндией, по условиям которого Северная Ингрия оставалась в советском государстве. 6 декабря 1920 года, во вторую годовщину независимости страны Суоми, в Кирьясало был проведён прощальный парад, после которого флаг Северной Ингрии был спущен, а армия вместе с населением ушла в Финляндию.

Северо-ингерманландская армия в Кирьясало

Советская власть в 1920-е годы проводила политику "коренизации", то есть поощрения национальных автономий. Эта политика была призвана снизить межнациональные противоречия в молодом советском государстве. Распространялась она и на ингерманландских финнов. В 1927 году в северной части Ленинградской области насчитывалось 20 финских сельсоветов. В том же году был образован Куйвозовский финский национальный район (Kuivaisin suomalainen kansallinen piiri ) , занимающий территорию севера нынешнего Всеволожского района, с административным центром в селе Токсово (название района от деревни Куйвози), в 1936 году район был переименован в Токсовский. По данным переписи 1927 года, в районе насчитывалось: финнов — 16370 человек, русских — 4142 человека, эстонцев — 70 человек. В 1933 году в районе действовало 58 школ, из которых 54 были финские и 4 русские. В 1926 году на территории Ингерманландии проживало: финнов — 125884 человека, ижоры — 16030 человек, води — 694 человека. В Ленинграде действовало издательство "Kirja", выпускавшее коммунистическую литературу на финском языке.

Путеводитель "На лыжах по окрестностям Ленинграда" 1930 года описывает Куйвозовский район следующим образом:

«
Куйвазовский район занимает большую часть Карельского перешейка; с запада и севера он граничит с Финляндией. Он образован при районировании в 1927 г. и причислен к Ленинградской области. С востока примыкает к району Ладожское озеро, да и вообще эти места богаты озерами. Куйвазовский район тяготеет к Ленинграду как в части сельского хозяйства огородно-молочного уклада, так и в части кустарной промышленности. В отношении же фабрик и заводов, последние представлены только Аганотовским Лесопильным заводом быв. Шувалова (в 1930 г. в нем работало 18 человек) в селенье Вартемяки. Площадь Куйвазовского района исчисляется в 1611 кв. км, ее население — 30700 человек, плотность на 1 км² — 19,1 чел. По национальностям население распределяется следующим образом: финнов — 77,1 %, русских — 21,1 %, из 24 сельсоветов 23 финских. Лес занимает 96 100 га, пашня 12100 га. Естественные сенокосы — 17600 га. В лесах преобладают хвойные породы — 40 % сосны, 20 % ели и только 31 % лиственных пород. Что касается скотоводства, приведем несколько цифр, относящихся к весне 1930 г.: лошадей — 3733, крупного рогатого скота — 14 948, свиней 1 050, овец и коз — 5 094. Из общего числа хозяйств района (6 336), падало на кулацкие в апреле месяце всего 267. Сейчас район завершает сплошную коллективизацию. Если на 1 октября 1930 г. в нем было 26 колхозов с 11,4 % обобществленных бедняцко-середняцких хозяйств, то на сегодняшний день в районе около 100 сельскохозяйственных артелей (на июль — 96) и 74 % коллективизированных хозяйств.

Велики успехи района по увеличению посевной площади: по сравнению с 1930 г. площадь яровых культур выросла на 35 %, по овощам на 48 %, по корнеплодам — на 273 %, по картофелю — на 40 %. Район прорезает линия Октябрьской жел дор. Ленинград — Токсово — Васкелово на протяжении 37 км. Кроме того, есть 3 крупных тракта и ряд мелких с общим протяжением в 448 км (на 1 января 1931 г.).

В ответ на выступления бело-фашистских группировок за финской границей с интервенционистскими планами район отвечает сплошной коллективизацией и увеличением посевной площади. Центр района находится в селении Токсово
»

Однако вскоре лояльность советской власти ингерманландским финнам почти сходит на нет. Как народ, живущий в приграничье с буржуазной Финляндией, и, к тому же, представяющий ту же нацию, что в этом государстве проживает, ингерманландцы считаются потенциальной пятой колонной.

В 1930 году началась коллективизация. На следующий год в рамках "кулацкой высылки" из Ленинградской области было выселено около 18 тысяч ингерманландских финнов, которые были отправлены в Мурманскую область, на Урал, в Красноярский край, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. В 1935 году в приграничных районах Ленинградской области и Карельской АССР по указу наркома внутренних дел Г. Г. Ягоды была произведена высылка "кулацкого и антисоветского элемента", при этом многие ссыльные были предупреждены о своём выселении лишь накануне. Сейчас однако нельзя однозначно утверждать, что это мероприятие было сугубо этнической депортацией. После этой акции многие финны оказались в Омской и Иркутской областях, Хакасии, Алтайском крае, Якутии, на Таймыре.

Приспущенные флаги Финляндии и Ингерманландии в знак протеста против
депортаций ингерманландских финнов. Хельсинки, 1934 год.

Следующая волна депортаций прошла в 1936 году, когда из тыла строящегося Карельского укрепрайона выселялось гражданское население. Ингерманландские финны были выселены в Вологодскую область, но фактически это мероприятие не было ссылкой в полном смысле, так как ссыльные не имели статус спецпоселенцев и могли свободно выехать с нового места жительства. После этого национальная политика в отношении финнов приобрела уже принципиально противоположный характер, нежели в 1920-е годы. В 1937 году были закрыты все финноязычные издательства, школьное образование переведено на русский язык, закрыты все лютеранские приходы Ингрии. В 1939 году был упразднён финский национальный район, который был присоединён к Парголовскому району. В том же году, 30 ноября началась кровопролитная советско-финская война, продолжавшаяся до марта 1940 года. После её окончания весь Карельский перешеек стал советским, и бывшие места проживания ингерманландских финнов перестали быть приграничной территорией. Опустевшие финские сёла теперь постепенно заселялись русскими. Ингерманландских финнов осталось крайне мало.

В Великую Отечественную войну Финляндия выступила союзником нацистской Германии, и финские войска вели наступление на Ленинград с севера. 26 августа 1941 года Военный совет Ленинградского фронта постановил немецкое и финское население Ленинграда и пригородов во избежание сотрудничества с врагом выслать в Архангельскую область и Коми АССР. Вывезти удалось немногих, однако, стоит заметить, что это спасло их от блокады. Повторная волна выселений была проведена весной 1942 года. Финнов вывезли в Вологодскую и Кировскую области, а также в Омскую и Иркутскую области и Красноярский край. Часть ингерманландских финнов осталась в блокадном Ленинграде и на оккупированной территории, познав все ужасы войны. Нацисты использовали ингерманландцев как рабочую силу и при этом выдавали их в Финляндию. В 1944 году, по условиям советско-финляндского перемирия, ингерманландские финны подлежали возвращению в СССР. При этом селились они теперь в Карелии, Новгородской и Псковской областях. В 1949 году ингерманландским финнам было в основном разрешено вернуться из мест ссылки, однако был наложен строжайший запрет на их расселение на родных землях. Вернувшихся финнов заселяли в Карело-финскую ССР — с целью повысить процент титульной нации республики. В 1956 году запрет на проживание в Ленинградской области был снят, в результате чего около 20 тысяч ингерманландских финнов вернулись на свои места проживания.

В 1990 году ингерманландские финны получили право на репатриацию в Финляндию. Президент Финляндии Мауно Койвисто начал активно проводить соответствующую политику, и за последние 20 лет в Финляндию уехало около 40 тысяч человек по программе репатриации,продолжавшейся до 2010 года. Чистокровные потомки ингерманландских финнов иногда ещё встречаются в Питере,в Ингерманландии,в Карелии и даже в местах ссылки, но их осталось крайне мало.

Такая вот непростая и во многом тяжёлая и трагичная судьба этого небольшого народа. Если проследить историю финнов-ингерманландцев, то можно заметить, что их место жительства периодически менялось,в силу непростого географического расположения их земель. С середины XVII века они мигрировали со своих исконных мест проживания в Ингерманландию, после Северной войны остались там же и два с лишним века жили бок о бок с русскими. В 1930-е годы их стали высылать кого на север, кого в Сибирь, кого в Среднюю Азию. Потом многих высылали во время войны.Многие были расстреляны во времена репрессий. Некоторые вернулись, жили в Карелии, а кто-то и в Ленинграде. Наконец в конце XX века ингерманландские финны получили пристанище на своей исторической родине.

Ижора и водь в настоящее время — народы в крайней степени малочисленные, так как в основном ассимилированы русскими. Действует несколько историко-краеведческих организаций энтузиастов, занимающихся изучением наследия и сохранением этих народов и их культуры.

В общем, нельзя не сказать о том, что финны-ингерманландцы внесли весьма значительный вклад в историю как самого Санкт-Петербурга, так и его окрестностей. Это выражается сильнее всего в местной топонимике и, кое где, в архитектуре. Давайте же беречь то, что досталось нам из прошлого!

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова ингерманландия

ингерманландия в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ингерманландия

ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (от швед. Ingermanland) одно из названий Ижорской земли.

Википедия

Ингерманландия

Ингерманла́ндия (Ингрия, Ижора, Ижорская земля; ; ; ; Ижера, Ижерская земля ) - этнокультурная и историческая область на северо-западе современной России. Располагается по берегам Невы, ограничивается Финским заливом, рекой Нарвой, Чудским озером на западе и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке. Её границей с Карелией считаются реки Сестра и Смородинка.

Ингерманландия (альбом)

«Ингерманландия» - первый официальный альбом петербургской группы « Электрические партизаны » и шестой авторский альбом Вадима Курылёва. Альбом замыкает трилогию «Дождаться Годо» - «Эквилибриум» - «Ингерманландия». Здесь мы попытались совместить созерцательную психоделику « Дождаться Годо » с радикалистским драйвом « Эквилибриума ». В поисках утерянной страны, растворившейся в прибалтийских туманах, мы побывали в разных пространствах и временах - от гиперборейских льдов до подземки индустриального мегаполиса. Вой сирен воздушной тревоги или дымящиеся рифмы торфяных болот - всё это в музыке «Ингерманландии».

Ингерманландия (значения)

  • Ингерманландия - историческая область.
  • Ижорская земля - историческое название территории, населённой народом ижора, во многом совпадающей с Ингерманландией.
  • Административные единицы:
    • Шведская Ингерманландия - провинция Швеции с 1580 по 1595, а затем с 1617 по 1721 годы.
    • Ингерманландская губерния - административное образование, существовавшее во времена Петра I.
  • Эстонская Ингерманландия - исторический регион в западной части Ингерманландии.
  • Республика Северная Ингрия - кратковременное государственное образование (1919-1920 год) на севере Ингерманландии.
  • Inkeri - финноязычная газета, выходившая в Санкт-Петербурге в 1884-1917 годах. В настоящее время под тем же названием выходят газеты Ингерманландского союза Эстонии и Санкт-Петербургской организации Союза ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто».
  • Ингерманландия - музыкальный альбом петербургской группы «Электрические партизаны».

Примеры употребления слова ингерманландия в литературе.

Была единая Ингерманландия под ее прямым управлением и латыши с эстонцами хоть злились, но.

России отошли Ингерманландия , Лифляндия, Эстляндия, Выборг и юго-западная Карелия.

Да за убыток по Ингерманландии отдано сорок пять тысячей душ да деньгами невступно шестнадцать тысячей.

Петр снова осадил Нарву, которая была самым важным пунктом Ингерманландии , и взял ее штурмом.

Не могу сейчас точно сказать, было ли это в Эстляндии или в Ингерманландии , помню только, что случилось это в дремучей лесной чаще, когда я вдруг увидел, что за мной со всех ног несется чудовищной величины волк, подгоняемый нестерпимым зимним голодом.

Происходил он из семьи дворянина Псковской губернии, чья голландцы-предки осели в Ингерманландии еще в бытность ее под шведом, до побед Петра Великого.

March 4th, 2009

Обнаружил недавно, что флаг Инкерии стал значит стремление к воссоединению Питера и ЛенОбласти. Всё бы ничего, но почему-то мне это вообще не нравится.

Ингерманла́ндия

Взято из вики.

(вед. Ingermanland, финск. Inkeri или Inkerinmaa, эст. Ingeri или Ingerimaa; Ингрия, Ижора, Ижорская земля, Приневский край) — этнокультурный и исторический регион, расположенный по берегам Невы, ограниченный Финским заливом, рекой Нарвой, Чудским озером на западе и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке. Границей с Финской Карелией считается река Сестра.

В 1708 году эти земли вошли в состав обширной Ингерманландской губернии, с 1710 — Санкт-Петербургской Губернии, а с 1927 года — Ленинградской области (следует отметить, что границы этих образований не совпадают друг с другом и значительно менялись с течением времени). Историческая Ингерманландия включает в себя город Санкт-Петербург, а также районы Ленинградской области: Волосовский, Всеволожский, Гатчинский, Кингисеппский, Ломоносовский, Тосненский, а также запад Кировского района до реки Лава.

История
Первые следы обитания человека на территории современной Ленинградской области относятся к эпохе мезолита (VIII— VII тысячелетие. до н. э.). С III тысячелетия до н. э. с двух направлений— с Урала и из Прибалтики — сюда начинают проникать финно-угорские и прибалтийско-финские племена.

Во времена викингов через территорию Ингрии проходил торговый путь «Из варяг в греки», что делало регион привлекательным для скандинавской аристократии.

Существует несколько версий происхождения названия региона. По одной из них, шведский король Олафа Шётконунга, когда его дочь Ингегерда выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, внёс в качестве приданного город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды). Согласно другой точке зрения, название региона происходит от ингерманландского слова — финск. Inkerimaa, означающего «земля инкери» (земля ижорцев). В любом случае, большинство исследователей сходится в том, что «Ингерманландия» представляет собой топоним-гибрид, где к финскому корню присоединено шведское «ланд».

С XII века Ижорская земля входила в состав Новгородской земли. Этот период Новгород постоянно вёл войны со шведами («Невская битва» 1240 года), датчанами, а также с Тевтонским орденом («Ледовое побоище» 1242 года).

В 1280 году заложена первая каменная крепость на территории Приневского края — Копорье. В 1300 шведами была построена крепость Ландскрона, однако спустя год она была взята соединённой дружиной из новгородцев и местных карел и срыта до основания. На месте бывшей Ландскроны долгое время существовало «Невское устье» — новгородское торжище, то есть, рынок.

Новгородское влияние в Ингерманландии достигло своего пика после заключения первого мирного договора со Швецией — «Ореховского мира», подписанного в специально заложенной крепости Орешек в 1323 году.

В XV веке Ижора, как и вся Новгородская земля была присоединена к себе Московским Великим княжеством. Для охраны своих западных рубежей в 1492 году по приказу князя Ивана III была построена крепость Ивангород.

В результате опричнины, а также из-за тягот начавшейся Ливонской войны, многие города и сёла Ингерманландии подверглись разгрому и вновь опустели. В деревнях Водской пятины осталось всего 6 % населенных дворов.

В мае 1583 по итогам неудачной для Ивана Грозного войны Московское царство заключило Плюсское перемирие со Швецией, по которому лишалась почти всей территории Ингерманландии.

В 1583 Ингрия стала владением (доминионом) Швеции (швед. Svenska besittningar), то есть в отличие от провинции, обладала статусом завоёванной территории и находилась под властью генерал-губернатора, который подчинялся напрямую королю.

В 1595 году Ингрия была возвращена Московскому государству по Тявзинскому договору.

В начале XVII века во время Смутного времени шведские войска сражались на стороне царя Василия Шуйского, который при заключении Выборгского договора 1609 пообещал за военную помощь Кексгольмскую волость. Поскольку московское правительство затянуло с исполнением обязательств, шведы оккупировали Ижорскую землю и Новгород. Новый царь Михаил Фёдорович вынужден был по Столбовскому миру 1617 года уступить Ингерманландию Швеции. Ингрия стала препятствием для проникновения русских на Карельский перешеек. Швеция взяла под свой контроль всю торговлю через Балтийское море.

Города Ивангород, Ям (ныне Кингисепп), Копорье и Нотебург (сейчас Шлиссельбург) стали центрами шведских ленов. Такое административное деление по сути в точности повторяло русское деление на уезды. Торговым и административным центром Шведской Ингрии стал город Ниеншанц (с 1642), а с 1656 местом пребывания генерал-губернатора стала Нарва.

Территория Ижорской земли оставалась малозаселённой. Из-за повинностей и начавшихся религиозных притеснений православное население покидало пределы шведской Ингрии. Уже к началу 1620-х годов в Ивангородском, Копорском, Ямском ленах опустело 60 % деревень. В 1664 году в регионе проживало около 15 тыс. человек. В опустошённой войной Ингерманландии шведы проводили активную переселенческую политику. Началась переселение на свободные земли крестьян с Карельского перешейка, из привыборгских уездов и провинции Саво. Часть ингерманландских земель была разделена между представителями знати и приближёнными короля, на чьи новые поместья началась активная высылка провинившихся шведских подданных. Ям, Копорье и Ивангород с уездами были отданы в аренду бывшему ревельскому купцу Богиславу Розену.

Освободившиеся земли начали также заселяться колонистами из Северной Германии: в крупных городах Копорье и Выборге поселились немецкие дворяне, купцы, ремесленники. Помимо этого, после заключения в 1661 Кардисского мира усилился процесс миграции финнов-лютеран (инкери) из центральных областей Финляндии и Карелии.

Шведские попытки распространения лютеранства встречали сопротивление православного населения. Несмотря на то, что принятие лютеранства освобождало новообращённых от податей, число перешедших в новую веру было невелико. В шведский период в Ингерманландии было основано 25 лютеранских приходов.

После почти ста лет пребывания в составе Шведского королевства Ингерманландия стала частью Российской империи по результатам Северной войны 1700—1721 (положение официально закреплено Ништадским миром). В 1703 в устье Невы на побережье Финского залива был заложен город Санкт-Петербург, ставший в 1712 столицей.

Пётр I основал на территории Ингерманландии «герцогство Ижорское». Первым (и последним) герцогом Ижорским стал Александр Меншиков. В 1708 территория была преобразована в Ингерманландскую губернию (с 1710 — Санкт-Петербургская, в 1914—1924 Петроградская губерния).

На территории региона был сформировано несколько новых полков русской армии, в том числе Ингерманландский пехотный полк Меншикова.

В 1715 г. в Санкт-Петербурге спущен спроектированный Петром I линейный корабль «Ингерманланд», бывший флагманом императора.

Советская власть в Ингрии

Сразу же после Октябрьской революции 1917 года северная часть Ингерманландии при поддержке независимой Финляндии, провозгласила государственный суверенитет (республика Северная Ингрия со столицей в деревне Кирьясало во Всеволожском районе Ленинградской области). Государственность Северной Ингрии существовала в 1918—1920 гг. Для советской власти эти события послужили поводом воспринимать ингерманландцев как неблагонадёжный элемент.

В 1920 по условиям Тартуского договора между РСФСР и Эстонией небольшая часть западной Ингрии была включена в состав Эстонской республики.

С 1927 года территория Ингерманландии входит в состав Ленинградской области. После выселения из области, а особенно из приграничных районов, людей, которых советская власть считала неблагонадёжными элементами, в частности, основной части прибалтийско-финского населения в 1936-ом, 1942-ом, 1943-ем годах и в ходе послевоенных репрессий, национальный состав Ингерманландии коренным образом изменился.

Герб Ингерманландии известен с 1581 как герб шведского «Ивангородского герцогства». Поле герба было синего цвета, крепостные стены — красными, а поток — серебряным. При Карле XII герб приобретает современную гамму (на золотом поле изображён речной поток, по обеим сторонам которого расположены крас-ные крепостные стены), и увенчивается короной.

В российский период использовался вариант герба, официально утверждённый в 1730: стены белые, с зубцами, на голубом или лазоревом поле. Этот герб, в качестве полковой эмблемы размещался на амуниции (до 1775 г.) и знамёнах (до 1797 г.) Ингерманландских мушкетёрского и драгунского полков. Герб Ингерманландии окончательно замещается гербом Санкт-Петербурга после ареста Христофора Миниха (в 1728—1742 генерал-губернатор Ингерманландии).

В период существования республики Северная Ингерманландия первоначальный вариант герба печатался на почтовых марках и газетах.

Флаг

В ноябре 1918 при самопровозглашении республики Северная Ингрия (в деревне Кирьясало), капитан Северо-Ингерманландского полка Е. И. Хаапакоски предложил проект знамени: на жёлтом поле синий скандинавский крест с красной каймой. Ныне он находится в Музее военной истории в Хельсинки.

В настоящее время этот флаг используется организациями ингерманландских финнов в России (Инкерин Лийтто и другими), Финляндии, Эстонии, Швеции, а также краеведческими клубами и сторонниками автономии края.

Народы
В разное время на территории Ингерманландии проживали следующие народы:

* Ижора
* Водь
* Русские
* Шведы
* Немцы
* Ингерманландские финны
* Вепсы
* Карелы

Этническая история

Самым древнейшим населением Ингерманландии, вероятно были лопари (саамы) — древний оленный народ финно-угорского происхождения, некогда населявший всю Карелию, в том числе — Карельский перешеек. О его древнем присутствии на территории Ингерманландии остались в основном, свидетельства в топонимике края, в частности, в Ореховецком уезде Водской пятины, в XV-XVII века занимавшем восточную часть Ингрии, существовал Егорьевский Лопский погост (лопь — летописное название лопарей).

В первом тысячилетии нашей эры на территории Ингерманландии появляются Корела и Ижора — близкородственные финно-угорские племена, вероятно некогда бывшие единым народом. Существуют версии, что они оттеснили из Приневья Емь, в летописное время обитавшую в центральной Финляндии. В западной части Ингерманландии с древнейших времён обитало племя Водь. На рубеже тысячилетий уже заметны торговые контакты населения будущих ижорских земель с одной стороны с варягами, а с другой — со славянами (приильменскими словенами Новгородской земли). В русских летописях финно-угорское население края получает название чудь.

С приходом русских автохтонное население испытало серьёзное влияние русской культуры, которое, в частности, сказалось на языке — почти все они двуязычны. И водь, и ижора приняли православие при активном участии русских миссионеров.

Ингерманландские финны
Субэтническая группа ингерманландских финнов являются потомками эмигрантов-лютеран, переселённых шведским правительством в XVII веке с запада Карельского перешейка и из центральных районов Финляндии. В настоящее время в Ингерманландии проживает около 20 тыс. ингерманландских финнов. Раньше из среды ингерманландских финнов особо выделялись две группы: эурямёйсет и савакот. Они отличались друг от друга по происхождению, говору, обычаям и одежде.

Ингерманландские финны всегда были тесно связаны с городской культурой. Во время репрессий по этническому признаку в 1930-е годы, а также во время Советско-финской войны 1939—1940 годов и Второй мировой войны численность резко сократилась. Так, наиболее массовые депортации финского населения в Сибирь и на Дальний Восток происходили в конце марта 1942 года.

В течение 1990-х гг. многие из оставшихся в Ингерманландии финнов получили право на репатриацию, и эмигрировали в соседнюю Финляндию. С ингерманландскими финнами исторически связана деятельность лютеранской Церкви Ингрии.