» » Что такое трансферты в экономике. Трансферты - это эффективный инструмент в регулировании социального положения населения. Значение слова трансферт

Что такое трансферты в экономике. Трансферты - это эффективный инструмент в регулировании социального положения населения. Значение слова трансферт

Операция в системе национальных счетов. Экономический субъект предоставляет товары, услуги или активы другой стороне, не получая от нее возмещения взамен.

Трансферт простыми словами

Один человек имеет какие-либо ценные бумаги, документы на какое-то здание или просто деньги. И хочет передать это другому человеку или организации безвозмездно, скажем, в качестве помощи. Для этого он просто оформляет это документально и ставит свою подпись. Все, теперь владелец — тот, на кого переписаны эти материальные ценности.

Сущность и виды трансферта

Трансферт - различные платежи, услуги или товары, перераспределяемые на федеральном уровне на безвозмездной основе:

  • перемещение средств между счетами субъекта в результате сделки;
  • передача права собственности на ценные бумаги;
  • перераспределение акций общества между учредителями;
  • перемещение денежных средств из фонда поддержки регионов в бюджеты нижнего территориального уровня.

Трансферт включает в себя различные инструменты: дотации, субвенции и другие пособия.

Трансферт различается по видам:

  • текущий трансферт - отчисления подоходного налога, социальное страхование, пособия, добровольные взносы, подарки, штрафы;
  • капитальный вид - передача права собственности активов на безвозмездной основе.

Бюджетный трансферт

Официальный трансферт в госбюджете - безвозмездное необязательное поступление в виде дотации, субвенции, дарения, полученного от национального или иностранного учреждения государственного управления.

Действие трансферта зависит от его типа. Региональные или местные власти получают нецелевой трансферт для использования средств по своему усмотрению на цели. Процент федерального налога в бюджет субъектов страны или финансирование общественных благ - нецелевой трансферт.

Целевой трансферт - перемещение средств на определенные правительственные задачи. Программа - хороший метод передачи ресурсов для функций, важных с точки зрения Правительства.

Цели трансферта

Трансферт предоставляется для выполнения задач:

  • обеспечение вертикального баланса бюджета;
  • горизонтальное выравнивание дохода;
  • выравнивание доходов населения услугами, финансируемыми из казны;
  • стимуляция местных органов власти к политике, отвечающей интересам региона.

Трансферт из бюджетов всех уровней

Из федеральной казны страны трансферт предоставляется как помощь субъектам РФ, субсидирование программ правительства, регионам и другие безвозмездные перечисления.

Трансферы предоставляются на условиях:

  • соблюдение субъектами бюджетной и налоговой базы;
  • отсутствие долга перед федеральной казной;
  • запрет на предоставление госкредита из казны юридическим лицам.

Если в течение двух последних лет доля дотации превысила 50%, то средства предоставляются после подписания договора с Минфином страны о мерах по увеличению эффективности расхода бюджетных денег.

Трансферы предоставляются из бюджета субъекта:

  • субвенция местной казне из регионального фонда;
  • субсидии для долевого финансирования правительственных программ и приоритетных расходов на социальные нужды;
  • государственные кредиты из казны на год.

Местные бюджеты также предоставляют трансферт - дотации, обеспечивающие финансовую поддержку населению, и субсидии, направленные на решение муниципальных задач.

Любой вид трансферта - правительственный инструмент органов власти, помогающий регулировать финансы отдельных субъектов страны.

Возникновение рассматриваемого понятия перемещения либо перераспределения ресурсов (материальных или денежных) сопровождает человечество на протяжении многих веков, однако называлось оно по-разному, да и сущность трактовалась несколько иначе.

В современном понимании трансферты - это:

Перемещение результатов сделки между счетами субъекта;

Приказ банка в письменном виде своему корреспонденту о выдаче некоторой суммы денег указанному лицу;

Передача права на владение именными ценными бумагами от одного лица другому с обязательной регистрацией передачи собственности в соответствующих реестрах фирмы, после которой финансовые отчеты, дивиденды и объявления о собрании должны быть высланы новому владельцу;

С помощью трансфертного документа осуществляется перераспределение акций АО среди своих учредителей;

Перевод денежных ресурсов из фонда финансовой региональной поддержки в бюджеты нижнего территориального уровня. При этом доля каждого субъекта Российской Федерации, требующего такой финансовой помощи, установлена расчетным путем.

Таким образом, трансферты - это различные платежи, которые перераспределяются на федеральном уровне.

Анализ современной системы таких распределений в России свидетельствует о невыполнении ею функции социальной защиты в качестве механизма регулирования которое остро нуждается в такой поддержке.

Поэтому социальные трансферты представлены системой мер натуральной и денежной помощи малоимущим, не связанной с их участием в деятельности компаний как в настоящее время, так и в прошлом. Целью их предоставления является гуманизация общественных отношений, что предотвращает рост преступности и поддерживает внутренний спрос.

Доля и объем направляемых государством на нужды ресурсов зависят от модели социальной ориентации и могут быть различны. Так, в начале 90-х годов в Японии отмечалось распределение на социальные нужды 16% ВВП, в США - 19,4%, в ФРГ- 27,5%, в Швеции - 39,8%.

В период экономического кризиса потребность в возрастает, и на передний план выступают трансферты. Это может превратиться в непосильное бремя для российской экономики, и ее постепенное увеличение может вступать в противоречие с Сегодня в Росси действует свыше тысячи нормативных актов, которыми предусмотрено свыше 250-ти социальных льгот для 200 категорий граждан. Количество человек, претендующих на эти льготы и компенсации, достигает ста миллионов.

Устройство рыночной экономики само по себе делает неизбежным государственное вмешательство в доходную сферу для их перераспределения. Трансферты это успешно решают, так как благодаря данному инструменту у правительства появляются средства, предполагаемые для направления на удовлетворение определенных потребностей (например, экология, оборона и развитие социальной инфраструктуры).

Именно поэтому крайне необходима координация некоторых финансовых потоков, которые направляются в социальную сферу в субъектов и общегосударственных социальных фондов.

В отличие от социальных, государственные трансферты представляют собой выплаты, не связанные с приобретением услуг или товаров. К ним можно отнести стипендии, пенсии, выплаты по медицинскому страхованию и некоторые пособия.

Трансферт (transfer) — односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе , товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации.

Трансферт — операция, в которой одна сторона предоставляет товар, услугу или денежные средства другой стороне без получения от последней какого-либо эквивалента.

Значительная часть трансферта носит социальный характер: различные выплаты, льготы, помощь гражданам, предоставляемая в натуральной форме.

В бюджетной сфере под трансфертом понимают любые формы перевода средств из одного уровня бюджетной системы в бюджет другого уровня, отчисления от налогов в порядке бюджетного регулирования. С помощью трансферта региональные и местные бюджеты, органы социальной защиты населения получают средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных государственным законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.

Различают текущие и капитальные трансферты.

Текущие трансферты осуществляются регулярно, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят:

  • выплаты из бюджета (пенсии, пособия, стипендии);
  • добровольные взносы;
  • гуманитарную помощь и др.

Капитальные трансферты — единовременные значительные по масштабу безвозмездные передачи средств, связанные с приобретением или выбытием активов; получение на из бюджета; продажа по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др.

Текущие и капитальные трансферты могут производиться не только в денежной, но и в натуральной форме (передача права собственности на капитал, предоставление бесплатных или по низким ценам услуг в области культуры, здравоохранения, образования и др.).

В функциональной классификации расходов трансферты неприбыльным (некоммерческим) организациям социальной сферы проходят по соответствующим разделам, а трансферты населению отражаются в основном в разделах «Образование», «Здравоохранение и физическая культура», «Социальная политика».

Капитальные трансферты подразделяются на: трансферты внутри страны (взносы в предприятий и организаций, средства, передаваемые на или капитального ремонта, покрытие предприятиям убытков прошлых лет, компенсацию потерь основных фондов от стихийных бедствий, компенсации за счет бюджета выплат основных сумм кредитов, предоставленных банками предприятиям и населению и др.), и трансферт за границу (безвозмездная помощь и т.п.).

В банковском деле трансфертом называется перечисление средств с одного счета на другой.

Трансферт — передача, перемещение денежных средств и других экономических объектов (смена их собственника или просто изменение места нахождения, например, перевод денег по почте):

  1. перевод денежных средств из одного финансового учреждения в другое. Банковские операции, связанные со встречными переводами национальных или национальной и конвертируемой валют двух или нескольких стран;
  2. передача иностранной валюты из одной страны в другую;
  3. перенос сделки с одного счета на другой;
  4. передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому, осуществляемая, как правило, при помощи передаточной надписи ().

1. Общие трансферты (универсальные, выравнивающие) - это трансферты, которые не носят целевого характера. Общий трансферт предполагает субсидирование региональных бюджетов в части как компенсации недостаточной налоговой базы, так и дополнительных бюджетных затрат, необходимых для производства государственных услуг на уровне требуемого стандарта.

Формула общего трансферта

где - величина трансферта для i-го региона;

Численность населения i-го региона;

Стандартный душевой бюджетный доход;

Стандартная величина душевого бюджетного расхода;

Индекс отклонения величины налоговой базы i-го региона от стандартного уровня;

Индекс отклонения расходов в i-м регионе от стандартного уровня.

2. Целевые трансферты - это трансферты, которые предоставляют для решения определенных задач.

Виды целевых трансфертов :

а) проектные гранты , предназначенные для финансирования отдельных инвестиционных проектов (предоставляются, как правило, на конкурсной основе);

б) грант с открытым финансированием - грант, который компенсирует территории определенную часть их расходов по определенной статье (выделяются на законодательной основе);

в) особые трансферты , которые предоставляются для решения особых задач (землетрясения, ураганы, наводнения и различные политические события (забастовки), военные действия).

Особые бюджетные режимы - это бюджетные меры по развитию инвестиционной активности в депрессивных регионах.

Виды особых бюджетных режимов:

а) особые бюджетные режимы регионов и субъектов РФ (предполагается расширение бюджетной автономии региональных властей, полномочий по налогообложению и финансированию расходов);

б) особый локальный бюджетный режим (специальный бюджетный режим устанавливается на небольшой территории, где создаются специальные экономические зоны).

К инструментам бюджетного регулирования в РФ относятся:

а) нормативы отчислений от совместных налогов;

б) дотации, субсидии, субвенции:

- дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня для покрытия текущих расходов;

- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на осуществление определенных целевых расходов; стиционной активности в депрессивных регионах.

в) средства, поступающие по взаимным расчетам из ФБ в бюджет субъекта РФ в связи с принятием решений федеральным правительством и неучтенных в региональных бюджетах.

Для оказания финансовой помощи в составе бюджетов созданы:

(1) в федеральном бюджете -

Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) ;


Фонд регионального развития;

Фонд компенсации;

Фонд софинансирования социальных расходов;

Фонд реформирования региональных финансов;

(2) в региональных бюджетах -

Региональные фонды финансовой поддержки поселений;

Региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

Региональные фонды муниципального развития;

Региональные фонды софинансирования социальных расходов;

Региональные фонды компенсаций;

(3) в бюджетах муниципальных районов - районные фонды финансовой поддержки поселений.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (рис 3)

Рисунок 3 – Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Методика распределения Федерального фонда финансовой поддержки регионов Действует с 1994 г. Фонд образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Методика его распределения неоднократно изменялась. С 1 января 2005 г. действует следующая методика.

1. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ до распределения дотаций из Фонда (БО) определяется по формуле

БО=ИНП/ИБР

где ИНП - индекс налогового потенциала РФ;

ИБР - индекс бюджетных расходов субъекта РФ.

Индекс налогового потенциала (ИНП) - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта Федерации.

Индекс бюджетных расходов (ИБР) - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов РФ от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.

Общий объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ (ФФПР,) , определяется по формуле

ФФПР = Т1 + Т2 ,

где Т1 и T2; - объемы дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ на первом и втором этапах соответственно.

Уровень, установленный в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 60%.

уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 100%.

В 2000 г. был создан Фонд регионального развития , который предназначался для аккумуляции инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. Средства Фонда выделялись для финансирования федеральных программ развития регионов.

В 2001 г. в федеральном бюджете был создан Фонд компенсаций . Средства этого фонда в виде целевых субвенций направлялись на финансирование федеральных мандатов (решений, принятых федеральными органами власти). Цель его - обеспечение равного доступа всех граждан к социальным гарантиям государства.

Фонд софинансирования социальных расходов был создан в 2002 г. в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с повышением первого разряда единой тарифной сетки работников бюджетных учреждений и предоставления населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фонд реформирования региональных финансов был создан в 2002 г. для финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах. Источником формирования фонда являлись средства займа в ВБРР и средства федерального бюджета.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты предоставляются в форме:

Финансовой помощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений, дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

Субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций;

Средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта РФ перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта РФ перед федеральным бюджетом;

Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

Бюджетных кредитов местным бюджетам.

В целях унификации методологии формирования и распределения средств фондов финансовой помощи местным бюджетам Минфин РФ разработал и утвердил приказом от 27 августа 2004 г. № 243 «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по формированию межбюджетных отношений».

Фонды финансовой поддержки муниципальных образований создаются в целях предоставления муниципальным образованиям финансовых ресурсов для обеспечения полномочий органов местного самоуправления. Эта задача решается путем сокращения отставания уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов с низким уровнем бюджетной обеспеченности собственными доходами от уровня, достаточного для выполнения муниципальных полномочий. То есть финансовая помощь выделяется муниципальным образованиям с недостаточным уровнем бюджетной обеспеченности. Но бюджетная обеспеченность зависит от налогового потенциала муниципального образования. Следовательно, для определения необходимости выделения финансовой помощи конкретному муниципальному образованию в процессе бюджетного планирования надо сделать расчеты его налогового потенциала и бюджетной обеспеченности. Налоговый потенциал - то оценка доходов, которые могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования. Уровень бюджетной обеспеченности показывает, во сколько раз больше или меньше объем доходов бюджета конкретного муниципального образования, приведенный к сопоставимому виду с помощью учета ценовых факторов и численности потребителей бюджетных услуг (населения), среднего по всем муниципальным образованиям данного типа объема доходов на душу населения.

Уровень бюджетной обеспеченно

сти муниципалитетов собственными доходами до распределения

средств фондов финансовой поддержки (БОг) может быть опреде

лен по следующей формуле:

БО = (НП/ (Н КПР))/(ПД/Н) ,

где НП - налоговый потенциал муниципального образования;

Н - численность населения муниципального образования;

ПД - суммарный по субъекту РФ прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех муниципальных образований одного типа;

Н - численность населения субъекта РФ.

Если уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования, полученный с помощью данной формулы, больше единицы (например, 1,2), это означает, что оно обеспечено доходами выше, чем все муниципальные образования этого типа (на 20%).

И наоборот, если уровень бюджетной обеспеченности меньше единицы (например, 0,6), значит, это муниципальное образование обеспечено доходами в меньшей степени, чем муниципальные образования этого типа в среднем (на 60% от среднего уровня) .

Полученные уровни расчетной бюджетной обеспеченности служат базой для дальнейших действий по расчету финансовой помощи из фондов финансовой поддержки.

Выравнивание бюджетной обеспеченности может производиться различными методами, в частности методом

Пропорционального выравнивания;

Выравнивания до максимально возможного уровня;

Комбинированным методом.

1. Пропорциональный метод выравнивания бюджетной обеспеченности заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки пропорционально отставанию уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов от уровня бюджетной обеспеченности, выбранного в качестве критерия выравнивания. То есть в случае принятия решения о том, что право на получение финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности имеют муниципалитеты, уровень бюджетной обеспеченности которых отстает от среднего более чем на 30% (уровень бюджетной обеспеченности которых от 0 до 0,7), критерий выравнивания будет равен 0,7. Муниципальные образования, имеющие уровень бюджетной обеспеченности выше данного критерия выравнивания, не будут получать средства из фондов финансовой поддержки.

2. Метод выравнивания бюджетной обеспеченности до максимально возможного уровня заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки таким образом, чтобы после выравнивания уровень бюджетной обеспеченности наименее экономически развитых муниципалитетов был одинаков.

3. Комбинированные методы предполагают либо использование последовательно метода пропорционального выравнивания и метода выравнивания до максимально возможного уровня, либо использование метода пропорционального подтягивания несколько раз с различными критериями выравнивания бюджетной обеспеченности.

фр. transfert) - 1) перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую; 2) передача права владения именными ценными бумагами (акции,вексель, облигации, чеки) одним лицом другому; 3) обмен населением между государствами на основе международного соглашения, автоматическое изменение гражданства; 4) в РФ применительно к бюджетной сфере понятие "Т." употребляется с 1994 г. как перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов. Начиная с 1994 г. приобретает все более широкий смысл. Сейчас под Т. подразумеваются практически любые платежи, перераспределяемые на федеральном уровне.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРАНСФЕРТ

1) перевод денежных сумм и других ценностей; применяется, в частности, в международных платежных отношениях при переводе суммы платежа из одной страны в другую, что обычно связано с изменением валюты страны должника на валюту страны кредитора; 2) передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому; 3) в бюджетных отношениях применяется как финансовая помощь нуждающимся регионам для обеспечения обязательных выплат населению (пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных правовыми актами). Направляется в бюджеты нижестоящего уровня из фондов поддержки регионов, образуемых в составе вышестоящего бюджета. Так, формирование федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ закрепляется, начиная с 1994, ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В широком смысле - любые платежи, перераспределяемые на федеральном уровне. Л. И. Булгакова