» » Честность в капитанской дочке. Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка. Отношение героев к Маше Мироновой

Честность в капитанской дочке. Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка. Отношение героев к Маше Мироновой

В романе Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" затрагивается множество проблем, одной из которой является проблема чести и долга. За основу взято реальное историческое событие - восстание под предводительством Пугачева. На фоне данного события отлично видна тема чести и долга перед Родиной. Два персонажа: Петр Гринев и Швабрин по-разному реагируют на восстание, в ходе которого становится ясно, кто готов защищать родную землю от врага, а кто желает получить только выгоду и показал себя трусом.

Петр Гринев - дворянин, его обучением занимался отец, именно он настоял, чтобы сын отправился на службу. Отец Петра Гринева также дает ему наставление, которое сыграет ключевую роль в принятии решения главным героем. "Береги честь смолоду, а платье снова" - слова отца главного героя.

Петр Гринев вкладывает свое в понимание "честь", для него это не только связанное со службой, но и личное, более широкое понятие.

Противопоставлен Петру Гриневу Швабрин. Швабрин - типичный пример человека лживого, завистливого и способного на разные низости и гадости. Швабрин далек от русского народа, он не понимает бунт Пугачева, также герой считает себя лучше всех, поэтому его поведение распущенно и вызывающе. Понятия чести у Швабрина нет. Это можно понять из ситуации с Машей Мироновой. Швабрин оскорбляет и унижает невинную девушку, преследуя свои личные интересы. Петр Гринев же, наоборот, смог защитить честь молодой девушки, в которую он действительно влюблен.

Восстание Пугачева помогает понять сущность двух главных героев. Швабрин, сдавшись под угрозами, спешит присягнуть предводителю восстания. Гринев же, хорошо обдумав, даже под угрозой смерти не совершает ошибочного поступка и остается верен императрице, а значит и своей стране.

Также в произведении показан другой вид чести - преданность Савельича. Он был верен своему барину в любых ситуациях, никогда не лгал, был способен на великие поступки ради отца Петра Гринева.

Таким образом, Пушкин в своем произведении показывает главное качество, присущее русскому человеку, это преданность, честность и умение постоять не только за себя, но и за родину, близкого человека, друга.

2 вариант

Данная проблема является одной из основных в произведении. На примере героев автор показывает разные варианты поведения человека, попавшего в экстремальную ситуацию.

Прежде всего, образцом следования чести является главный герой Петр Гринев. Под угрозой казни за отказ перейти к мятежникам, он не нарушает присягу государыне. Только стечение обстоятельств и вызванное его поведением уважение со стороны Пугачева спасают ему жизнь.

Еще до восстания Гринев ведет себя в строгом соответствии с принципами дворянской чести. Он вступается за оскорбленную Швабриным Машу и не пытается избежать возобновления дуэли, вызванного случайным вмешательством посторонних. Во время поединка Петр Гринев ведет себя в строгом соответствии с представлениями о том, как должен поступать офицер и дворянин.

Отрицательный герой и враг Гринева Швабрин, хотя также является дворянином, состоящим в офицерском звании, следовательно, обществом к нему предъявляются те же требования, представляет собой пример недостойного поведения. Еще до начала бунта Швабрин нарушает неписанный кодекс чести. Его сплетни о Маше Мироновой были недопустимым поступком, за которым должна была последовать дуэль. Во время поединка он пользуеться тем, что Гринев отвекся и наносит ему рану. Это не было формальным нарушением дуэльных правил и обычаев, но, безусловно, трактовалось всеми как бесчестный и аморальный поступок. В экстремальной ситуации Швабрин показывает, что жизнь для него важнее любых принципов, перейдя на службу к Пугачеву. Он показан приверженцем модных французских «вольнолюбивых» идей, которые заменяют стержень, без которого немыслим честный и добропорядочный человек.

Примером следованию долгу и принципам офицерской чести является отец Маши – Иван Кузьмич. В отличие от Швабрина, он не потомственный дворянин, комендантом крепости стал, выслужившись из нижних чинов. Однако он не идет на сделку с совестью и отказывается служить Пугачеву, прекрасно понимая, что за это придется заплатить жизнью. Миронов противопоставляется Швабрину тем, что его представления о чести и долге базируются на личных качествах. Он действительно честный и добрый человек, для которого предательство является чем-то омерзительным.

Противопоставление вольнодумца Швабрина и простого русского человека Ивана Кузьмича показывает, что автор видел честь и верность как неотъемлемые составляющие человеческой личности, а не как нечто чему можно научить.

Другим примером простого русского человека, честно исполняющим свой долг, служит слуга Гринева Савельич, честно, не рассуждая, заботящийся о своем барине.

Гринев, Миронов и Савельич не думали о чести и долге, а просто имели твердые принципы.

Сочинение 3

В произведении «Капитанская Дочка» повествуется о крестьянском восстании, глава этого протеста крестьян Емельян Пугачев. Эту историю рассказывает человек, который был участником данных событий.

Очень ярко в этом произведении автор выразил мысль о чести и достоинстве, каждого простого человека. Так Петр Гринев остается на службе у императрицы, помогает Марии Мироновой. Он даже и не представляет, как бы мог поступить по-другому, ведь он присягал на верную службу императрице.

Швабрин не поддерживает своих моральных устоев, переходит на сторону Пугачева. Он совсем не поддерживает крестьян, просто хочет оказаться на выгодном месте, чтобы получить все привилегии от службы.

Слуга молодого Гринева остается верен своему барину, ведь Савельич не знает другой жизни, кроме как помощь во всем молодому аристократу. У него и в мыслях не было переходить на сторону Пугачева. Во время конфликта, когда Пугачев захотел расстрелять Гринева, Савельич предлагает себя вместо своего воспитанника.

Но Пугачев, естественно не решается убить старика. Петр Гринев же по наставлению отца, так же искренне и честно выполняет свой долг. Оказавшись в плену, и выручая из плена Миронову, он все равно остается на стороне императрицы. Ведь его отец учил всегда Петра быть честным и справедливым во всех ситуациях.

Именно поэтому самым главным героем данного произведения можно назвать Петра, ведь именно он пронес через все жизненные передряги веру в свою службу. Он не соглашается на предложения Пугачева получить достойную службу, ведь эта служба будет на стороне восстания, крестьяне же хотели свергнуть императрицу.

Швабрин совсем другой по характеру, он оказался в Белгородской крепости по причине того, что убил человека. Он постоянно пытается оклеветать всех вокруг, ненавидит крестьян. По причине того, что хотел жениться на маше Мироновой, а она ему отказала, стал рассказывать о ней разные истории, которых не было на самом деле.

Кроме того что Швабрин перешел на сторону восставших крестьян, он еще умудряется дать ложные показания против Петра Гринева. Это настолько лживый и лицемерный герой, что он в произведении выступает как антипод чести и достоинству. Так как у него их просто нет.

Отец Маши Иван Кузьмич, не соглашается перейти на сторону восставших крестьян, за это его убивает Пугачев. Но последними его словами были, ты нам не царь и не глава, а самозванец. Так поступали многие военные, они оставались верны своей службе.

Но много людей и перешли на сторону Пугачева, поэтому внимательно читая данный роман, можно понять насколько есть чистые сердцем люди, которые хранят честь и достоинство. На протяжении всей жизни, даже в самых суровых жизненных обстоятельствах.

Несколько интересных сочинений

    В парке растёт много разных деревьев. Осенью все листья становятся красными, жёлтыми и коричневыми. Некоторые ещё остаются зелеными. Все деревья яркие, разноцветные. Это так красиво! Часть листьев падает на землю.

Береги платье снову, а честь смолоду

Наверное, каж­дый из нас впервые задумался над справедливостью этой известной пословицы, когда читал в школе «Капитан­скую дочку» А.С. Пушкина. Действительно, что такое честь: многие сегодня, к сожалению, считают это поня­тие надуманным, эфемерным, оторванным от реальной жизни. Другие утверждают, что именно честь всегда бы­ла основой верности Родине, делу, семье. Попытаемся ответить на вопрос: что же такое честь и почему ее, по словам А.С. Пушкина, нужно с юных лет « беречь, как хрустальный сосуд, как главную жизненную драгоцен­ность».

Обратимся к роману «Капитанская дочка». Главный герой, молодой русский дворянин Петр Гринев, проходит через тяжелейшие испытания, не уронив чести офицера и порядочного человека. Как ему это удается? Читатель знает, что Петруша, как его ласково называет Савельич, не получил серьезного образования и достойного воспи­тания. С одной стороны, месье Бопре, который «в отече­стве своем был парикмахер» и не пытался даже вложить в душу русского мальчика понятия о чести и достоинст­ве, поскольку нельзя вложить в воспитанника то, чем не обладаешь сам. С другой стороны, до отъезда в Белогор­скую крепость Савельич хоть и числился «дядькой» Пет­руши, но никакого влияния на подростка не оказывал, потому что пока юный дворянин относился к пожилому человеку только как к слуге. Откуда же в неокрепшей душе мальчика представления о чести? Безусловно, это влияние родителей, в первую очередь отца, вельможи екатерининского времени, пострадавшего именно за че­стность и порядочность.

Когда Петруша попал в Белогорскую крепость, неза­метно для него самого продолжилось формирование представлений о чести и достоинстве. Общение с семьей капитана Миронова стало настоящей школой доброты, человеческой отзывчивости, примером служения России. Таким образом, к моменту захвата крепости Пугачевым молодой русский офицер Петр Андреевич Гринев был уже сформировавшейся личностью, человеком, для ко­торого честь дороже жизни. И никакие обстоятельства не могли поколебать Петрушу изменить своим нравствен­ным принципам. Поэтому на предложение бунтовщика он гордо и честно отвечает, что один раз уже присягал отечеству и государыне - «боле присягать не буду». Ге­рой Пушкина, безусловно, рисковал своей жизнью, столь смело и решительно отказавшись от сотрудничества с Пугачевым. Но именно честь и смелость молодого офице­ра и оценил грозный предводитель крестьянского вос­стания. Потому он и помогает Петруше, что видит в этом вчерашнем мальчике нечасто встречающееся даже в офицерской среде нравственное качество - честь солдата и человека!

Через много испытаний пришлось пройти Гриневу и его любимой Маше. Бесконечно восхищают и удивляют их поведение и поступки: нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах не поступились они достоинством, свои­ми представлениями о долге, чести, справедливости. И каким замечательным примером являются они для всех нас!

Таким образом, можно сделать вывод: честь - это не умозрительное, оторванное от жизненных реалий поня­тие. Это непреходящая нравственная ценность, которая формируется еще с детства и которую надо беречь всю жизнь. Ее антиподы - бесчестье, подлость, предательст­во. Сохранить честь смолоду, как считает и сам прекрас­но знавший, что такое честь, Пушкин, удастся не всем: только требовательные к себе, постоянно работающие над собой, порядочные, достойные, честные способны на это!

0

V_V

Береги честь смолоду... Так гласит предисловие Пушкина к началу своего романа "Капитанская дочка". Ведь эта пословица дана нам не спроста. Мы должны задуматься об этом, честь-она с нами всегда, ходит рядом, если с молодости сохранить безукоризненную честь, то в будущем вас будут уважать и ценить, да и самому человеку будет очень тепло на душе.

В романе "Капитанская дочка" очень ярко выражены примеры чести и бесчестия. мы можем увидеть эти примеры в главных героях романа:в Швабрине и в Петре Гринёве.

Швабрин-самый яркий пример бесчестия. Как он предал свою Родину, предал своих родных и друзей. Он предал свою любовь-Машу. Он же так ухаживал за ней, клялся в любви,предлагал выйти замуж, а что потом? Потом спокойно смотрел на то, как убивают её родителей, убивают его приятелей, его друзей. Он сам рассказывал мятежникам, кто предатель, кто глава Белогорской крепости. как он легко перешёл на сторону предателей Родины, как нагло ходил потом и плевал на своих друзей, для него главное было-спасти своё шкуру,свою жизнь. Он обычный трус. А разве не так? только трусом можно назвать такого человека, иначе никак. Заставлял насильно, с угрозами, с шантажом выйти замуж за него Марию Миронову. Его не волновало то, что её родителей у всех на глазах убили, что она осталась сиротой, его это никак не волновало.

А Пётр Гринёв был полной противоположностью Швабрину, он мог воспользоваться милостью Пугачёва, предать Родину, но он остался верен ей. Потому что чувствовал свой долг перед Отчизной. Он понимал, что предательство и трусость-самые худшие качества человека.

Гринёв мог быть любимцем Пугачёва, пользоваться его щедростью, пользоваться его милостью, жить хорошо. но его совесть, его дух не дали склониться перед ним. Какие бы не были обстоятельства, он отстоял свою честь, защитил свою любовь-Марию.

Не смотря на все трудности, все невзгоды своей судьбы и мятежа, мы с гордостью читали этот роман и восхищались Петром Гринёвым. Он сберёг свою честь, он защитил Родину и остался со своей Марией.
В романе Пушкина очень много мудрости, много смысла того, что нужно хранить и беречь то, что дано с детства. А именно в этом романе- честь.

Также примером чести может стать семья Мироновых. Не смотря на то, что крепость взята, комендант и его жена не предали Родину, не предали своих близких и погибли героической смертью. Читая строки о их смерти, невольно вздрагиваешь от гордости за них.

0

buzz
13.03.2019 оставил(а) комментарий:

Честь - это одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно - значит прислушиваться к голосу совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество над остальными, поскольку никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути. Он ценит свои убеждения и остается верен им до конца. Бессовестный человек наоборот – рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что сам себя предал. Лжец теряет свое достоинство и переживает нравственный упадок, а потому у него нет духовной силы отстаивать свою позицию до конца. Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь - смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев - Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается. Зато читатель видит, кого выбирает Маша.

Приход Пугачева в крепость - еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым предает и себя, и Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. И Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гринева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война - это тоже испытание для чести. В повести В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей - партизан Сотников и Рыбак. Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно вызывается идти на поиски продовольствия, «потому что другие отказались». Он в одиночку отстреливается от полицаев, в то время как Рыбак убегает и бросает своего товарища. Даже попав в плен, на допросе, под жестокими пытками, он не выдает местоположения своего отряда. Сотников погибает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

0

Oleg74
13.03.2019 оставил(а) комментарий:

Одной из проблем, поднимаемых в произведении, является понятие чести и долга. Об этом говорится в эпиграфе повести: «Береги честь смолоду». Эта тема всегда волновала русских писателей и является центральной в нашей литературе. В «Капитанской дочке» каждый герой наделен своим чувством долга и чести.

Когда же закладываются эти качества? Пушкин, безусловно, считает, что в детстве. Один из главных героев Петр Гринев вырос в нравственной семье. С первых страниц звучат слова старого слуги Савельича, знакомящие читателя с устоями, царящими в доме Гриневых: «Кажется, ни батюша, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...». Петру Андреевичу есть с кого брать пример.

Гринев изображен как предельно честный и бескорыстный человек. Возвращая карточный долг, он руководствуется только чувством долга и чести, хотя Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Далее Петр Гринев, несмотря на недовольство старого слуги, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Казалось бы, это бездумный поступок, но он спасает жизни им обоим. Пушкин хочет показать, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Люди чаще всего помнят добро, сделанное им. У благородного человека больше шансов на житейское счастье.

Свое понимание чести и долга у крепостного Гриневых Савельича, которого приставили следить за «барским дитятей». Для него ухаживать и везде следовать за молодым барином - долг и обязанность. Он, что бы ни случилось, везде сопровождает своего барина, оберегая его от всяких напастей. Узнав о том, что Гринев проиграл Зурину сто рублей, он искренне переживает и волнуется о том, что старик Гринев может осудить его за невнимательное отношение к сыну. Старый крепостной считает своей обязанностью следить за барским добром. Савельич сердится на Петра Андреевича за то, что тот отдает заячий тулуп бродяге-вожатому, при этом даже не посчитавшись с мнением своего дядьки. Что бы он ни делал, постоянно чувствуется его искренняя преданность своему барину.

Захват Белогорской крепости Пугачевым является кульминационным моментом. В это время начинают проявляться все истинные качества людей. Родители Маши Мироновой отказываются дать присягу мятежникам и погибают. Они ведут себя как люди чести и долга. Капитан Иван Кузьмич до последней минуты остается верен данной им присяге и даже на вопрос, ответ на который решает его судьбу, он, «изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: "Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!"».

Продолжение ниже

0

Oleg74
13.03.2019 оставил(а) комментарий:

Не предает свое офицерское достоинство и Петр Гринев. Но молодой человек был помилован Пугачевым из чувства благодарности за старую услугу. Атаман увидел в Петре Андреевиче благородство и оценил это качество. Искреннее выражение таких чувств у молодого Гринева, как честь и долг, оказало влияние и на Пугачева. Казачий атаман рассказывает Петру старую калмыцкую сказку о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Сказочный орел являлся символом революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев открыто говорит атаману: «Затейлива... Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». После такого ответа Пугачев глубоко задумался о правильности своего жизненного выбора.

Антиподом Гринева в повести «Капитанская дочка» является Швабрин. Молодой офицер, выходец из аристократических кругов, с самого начала повествования представлен бесчестным человеком. В крепости многие к нему испытываю неприязнь. Посватавшись к Маше Мироновой, он получает отказ. Швабрин таит на сердце зло. Через некоторое время Гринев откровенно делится со Швабриным своими чувствами, показывая стихи, посвященные Маше. В ответ на это Швабрин пытается очернить девушку в глазах Петра. Но тот не только не прислушивается к нему, а вызывает Швабрина на дуэль. Низость этого человека проявляется даже во время поединка, когда Швабрин для нанесения удара использует нечестную позицию. Далее его бесчестность выражается еще более ярко. Герой нарушает офицерскую присягу, лицемерно примыкая к Пугачеву. Цели восстания чужды Швабрину, который глубоко презирал народ, боялся и ненавидел Пугачева.

Однако Пушкин наделил своего отрицательного героя хорошим воспитанием, образованностью, умом. Швабрин хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Для чего Пушкин использует этот литературный прием? Видимо, чтобы показать, что внешняя культура мало влияет на основные черты характера человека, становление его положительных черт. Решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Перейдя на сторону восставших, Швабрин пытается что- нибудь изменить в своей судьбе, надеясь отомстить Гриневу и навсегда завладеть Машей Мироновой. Но предводитель мятежников не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент. После разоблачения Швабрин опускается еще ниже. Для того чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, якобы «раскаявшись» перед государством, он предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.

Тема чести и долга - это центральная проблема в исторической повести «Капитанская дочка». Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.

0

Kaif
14.03.2019 оставил(а) комментарий:

Тема эта задается уже эпиграфом к произведению - рус­ской народной пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на во­енную службу. И уже сам поступок Андрея Петровича Гри­нева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторо­ну глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гри­невы - старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Тема чести и бесчестия варьируется в сюжете пушкинской повести. Она воплощена здесь и как дворянская честь (биль­ярдный проигрыш Гринева Зурину), и как защита чести дамы (дуэль Гринева со Швабриным). Однако основное значение понятия «чести и бесчестия» в «Капитанской дочке» - это воинская честь, верность присяге, верность долгу перед От­чизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотноше­ний Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепо­сти Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Од­нако Гринев не может признать в нем государя, так как пони­мает, кто он есть на самом деле. Рискуя собственной жизнью, он отказывается служить Пугачеву, сохраняет верность воин­ской присяге.

Тема чести воплощается и в других эпизодах романа. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, не­жели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся при­сягнуть Пугачеву.

Тему бесчестия иллюстрирует в «Капитанской дочке» по­ведение Швабрина. Этот персонаж противопоставлен семье Гриневых в повести. Противопоставляя этих героев, Пушкин выражает свою излюбленную мысль: старое, коренное дво­рянство сохранило свои лучшие человеческие качества - сме­лость, выдержку, чувство долга. С самого начала Швабрин ведет себя недостойно: из ревности оговаривает Машу Миро­нову. Когда Пугачев захватил крепость, Швабрин сразу же перешел на сторону бунтовщиков, изменив государственной присяге. Бесчестно и безнравственно ведет себя он по отношению к осиротевшей Маше, насильно удерживая ее возле себя. Бесчестен Швабрин и в финале романа: захваченный войсками императрицы, он доносит на Гринева, того обвиня­ют в государственной измене.

Тема чести и долга неразрывно переплетается в сюжете с темой милосердия. То, что для Гринева является испытанием его чести, для Пугачева оказывается испытанием на добро и мило­сердие. Какова же авторская позиция в повести? А.С. Пуш­кин в повести утверждает модель противостояния кодекса че­сти и абсолютных нравственных норм. И мы видим, что един­ственное, что может помочь человеку выжить в трудной ситу­ации, - это внутренний голос совести. Поэтому «Капитан­ская дочка» считается величайшим произведением, заключа­ющим в себе христианские, православные истины.

Хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь - это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, позволяющих ему достичь поставленной цели, заслужить уважение других людей и не потерять уважение к самому себе. Под совестью же можно понять неспособность переступить через вечные моральные принципы. Эти два понятия взаимосвязаны, так как «жизнь по чести» помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Недаром слово «честь» перекликается с таким человеческим качеством, как «честность», а также можно назвать слово «почесть» - по чести. Проблема чести и совести волновала писателей, поэтов во все времена.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Человек, лишенный этого чувства, неспособен жить в кругу себе подобных, не на-редив окружающим. Он может уничтожить весь мир, если его не остановить. Такие люди сдерживаются не внутренними, а внешними оковами - страхом наказания, тюрьмы, одиночества и т. д. Но это еще не самое плохое. Человек, предавший собственную душу, поступивший вопреки чести и совести, уничтожает себя самого. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести - падение моральных устоев - это одно из сложнейших состояний человека, всегда волновавших писателей. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в подробностях рассмотреть, как это происходит в жизни и к каким результатам может привести. Главный герой повести Петр Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя не слишком адекватно.

Один из главных героев повести «Капитанская дочка», Петр Гринев, понимает честь как действие всегда по совести. Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней - это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть честь у Гринева - это долг.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя с какой-то стороны отрицательного, Пугачева. Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Субъективное восприятие чести Пугачева и делает его отрицательным персонажем. Как человек он может быть и неплохим: платит добром за . Но в качестве захватчика он жесток.

Одна из основных идей повести была задана автором с самого начала словами: «Береги честь смолоду». Этот наказ получает Петруша от отца, отправляясь к месту службы в далекую и глухую крепость, а не в столичный полк, как надеялся поначалу.

В Белогорской крепости Гринев свято помнит наказ отца. Он защищает Машу от клеветы Швабрина. Гринев неплохо владеет шпагой, умеет постоять за честь оскорбленной и обиженной девушки. И только вмешательство Савельича дает премущество Швабрину, в очередной раз поступающему подло, нанося предательский удар отвлекшемуся противнику.

Гринев же от поступка к поступку восходит «к вершинам нравственного воспитания». И когда перед Петром Андреевичем встает вопрос жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить свою жизнь или погибнуть честным офицером, сохранив доброе имя, Гринев выбирает последнее. Только добрая воля Пугачева спасает нашего героя от виселицы. Пугачев в этой ситуации, как мы уже говорили выше, также поступает по чести.

В любой ситуации Петр Андреевич ведет себя достойно, будь то с бунтовщиком Пугачевым во время беседы с ним в кибитке или на суде среди равных себе. Для него нет разницы, перед кем держать слово. Он дворянин, и, однажды присягнув, соблюдает верность государыне и Отечеству.

Ни одно противостояние Гринева героям или судьбе, раскрывшееся на страницах повести, не сумело отнять у него честь и достоинство. Честь и впрямь нельзя отнять. Человек, поступающий по чести, неспособен расстаться с этим чувством под влиянием окружающих. На мой взгляд, человек может потерять честь, но происхо-дит это не только и не столько под влиянием обстоятельств. Они служат лишь своего рода катализатором. В сложной ситуации раскрываются все самые темные стороны души человеческой. И здесь в самом герое заключены силы справиться с ними.

Один из героев повести «Капитанская дочка», Швабрин своим примером подтверждает вынесенное в название данной работы высказывание А. П. Чехова. Он теряет честь. Обозленный, потерявший любимую девушку, Швабрин примыкает к Пугачеву, и впоследствии его осудят как нарушившего присягу офицера. То есть Пушкин продемонстрировал, что человек, потерявший честь, будет наказан - судьбой или людьми. На примере Швабрина автор хочет показать, что образованность, наносная культура и воспитанность мало влияют на становление характера человека. Ведь Швабрина можно считать умным собеседником, нельзя его назвать и абсолютно отрицательным персонажем.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовали по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, его могли оправдать. Гринев же не раскрыл имени любимой девушки, предпочтя смерть бесчестию. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша обратилась к императрице с просьбой защитить Гринева. И добро победило.

Честь и совесть можно назвать важнейшими характеристиками души человека. Поэтому проблема чести присутствует в произведениях большинства писателей. Понимание чести, что вполне естественно, различно у каждого человека. Но ис-тинность или ложность этого понимания доказывается самой жизнью.

На примере повести Пушкина «Капитанская дочка» мы постарались рассмотреть понятие чести и его значение в жизни человека. Хотелось бы подвести итоги: честь и в самом деле нельзя отнять. С этим не справятся никакие невзгоды, опасности и жизненные сложности. Человек может лишиться чести только в том случае, если сам откажется от нее, предпочтет ей что-либо другое: жизнь, власть, богатство... Но при этом не все осознают, сколь многое теряют. Сила и человечность человека заключается именно в его чести.

Сочинение на тему: Честь и бесчестие в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"


В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" основной принято считать тему чести. Интерес писателя к восстанию Пугачева и яркой личности его предводителя, привел к созданию этой повести.

В "Капитанской дочке" Пушкин рассматривает важные вопросы, волнующие каждого человека: вопросы чести и бесчестия, благородства и низости. Только чувство собственного достоинства и чести позволяет человеку оставаться человеком. Знаменитые слова отца Петруши, заимствованные им из фольклора - береги честь смолоду - стали для Гринева жизненным кредо.

Присяга отечеству и императрице обязывали его хранить верность им, даже в самых трудных обстоятельствах. Заставить его отречься от всего того, во что он верил не может даже смертная казнь. Достоинство и простота вызывают удивление и симпатию даже у лидера восстания, который впоследствии отпускает Гринева "на все четыре стороны".

Но в повести есть и антигерой, променявший свою верность на предательство. Этим героем является Алексей Иванович Швабрин. Именно он становится "проводником" Петруши в Белогорской крепости. Швабрин с первых строк своего появления ведет себя бесчестно, в частности это выражается в наговорах и клевете на Машу Миронову, которая отвергла его ухаживания.

После взятия крепости казаками Швабрин предпочитает не вспоминать о своей присяге и переходит на сторону восстания. Спустя некоторое время после отъезда "гостей" из Белогорской крепости Швабрин подло мстит Маше. Он запирает ее в комнате без еды и воды с требованием выйти за него замуж. Согласиться на это героиня не может. Сильной и развитой оказывается эта хрупкая на вид девушка. Какая сила духа заключена в капитанской дочке. Смотря на нее, на ее характер и несокрушимые принципы, мы понимаем, что Пушкин правильно выбрал героя для названия своей повести.

Несмотря на беспардонный напор Швабрина Маша лучше умрет, чем выйдет за предателя родины без чести и совести. Маше остается только одно - идти на поклон к императрице.

В итоге герои воссоединяются. Честь, простота и достоинство являются наилучшими проводниками во всех жизненных ситуациях - вот главная мысль, которую хочет донести до нас писатель. Многие считают, что нельзя бороться с судьбой. Что все предопределено. Я считаю, что у каждого из нас, на любом отрезке пути, есть выбор. Между честью и бесчестием. Между любовью и ненавистью. Между прощением и злопамятностью. От каждого нашего выбора зависит вся наша дальнейшая жизнь. Главное это вовремя сделать правильный выбор.

Честь и бесчестие

Цитаты и эпиграфы

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.

В. Г. Белинский

Честь - это желание снискать почести; соблюдать свою честь - это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.

Ф. Вольтер

Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье.

Б. Паскаль

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

А. П. Чехов

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.

А. Шопенгауэр

Понятие чести в наше время

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всего: 441 слово

Честь и бесчестие

Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук. Еще рано говорить, что я живу по чести. Но надеюсь, что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.

В наше время кажется уже, что понятия "честь и достоинства" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. " Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя поводов было предостаточно.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.

Честь женщины

Каждому новорождённому даётся имя. Вместе с именем человек получает историю своего рода, память поколений и представление о чести. Иногда имя обязывает быть достойным своего происхождения. Иногда своими поступками приходится смывать, исправлять негативную память рода. Как не потерять достоинство? Как защитить себя перед лицом возникшей опасности? Очень трудно быть готовым к такому испытанию. В русской литературе можно найти много подобных примеров.

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Людочка» идёт повествование о судьбе юной девушки, вчерашней школьницы, приехавшей в город на поиски лучшей жизни. Выросшая в семье потомственного алкоголика, как примороженная трава, она всю свою жизнь пытается хранить честь, какое-никакое женское достоинство, пытается честно работать, строить отношения с окружающими её людьми, никого не оскорбляя, всем угождая, но держа на расстоянии. И люди её уважают. Уважает за безотказность и трудолюбие её квартирная хозяйка Гавриловна, уважает за строгость и нравственность убогий Артёмка, уважает по-своему, но почему-то молчит об этом, отчим. Все видят в ней человека. Однако на её пути встречается омерзительный тип, уголовник и подонок – Стрекач. Ему не важен человек, его похоть превыше всего. Предательство «друга-ухажёра» Артёмки оборачивается для Людочки страшным финалом. И остаётся девушка со своим горем одна-одинёшенька. Для Гавриловны в этом особой проблемы нет:

Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут, тьфу нонче на эти дела…

Мать вообще отстраняется и делает вид, что ничего не случилось: взрослая, мол, сама пусть выкручивается. Артёмка и «друзья» зовут провести время вместе. А Людочка не хочет жить так, с замаранной, растоптанной честью. Не видя выхода из такого положения, она решает не жить вообще. В своей последней записке она просит прощения:

Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут-то, не спросила. Люди добрые, простите!

Уже то, что Гавриловна, а не мать стоит здесь на первом месте, свидетельствует о многом. А самое страшное, что никому дела нет до этой несчастной души. В целом мире – никому…

В романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова каждая героиня имеет своё представление о чести. Дарья Мелехова живет только плотью, о её душе мало говорит автор, да и герои в романе вообще не воспринимают Дарью без этого низменного начала. Её похождения и при жизни мужа, и после его смерти показывают, что честь для неё вообще не существует, она готова совратить собственного свёкра, лишь бы удовлетворить желание. Её жалко, ведь человек так бездарно и пошло проживший свою жизнь, не оставивший о себе никакой доброй памяти – ничтожен. Дарья так и осталась воплощением низменного, похотливого, бесчестного женского нутра.

Честь важна для каждого человека в нашем мире. Но особенно честь женская, девичья остаётся визитной карточкой и всегда привлекает особое внимание. И пусть говорят, что в наше время нравственность – пустой звук, что «замуж какую попало возьмут» (по словам Гавриловны), важно – кто ты таков для себя, а не для окружающих. Поэтому мнения незрелых и недалёких людей в расчет не берутся. Для каждого честь была и будет на первом месте.

Всего: 463 слова

Что такое честь

(нет литературного примера)

Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты, о ней размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченной. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.

Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.

В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.

Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.

Тема чести в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнить главных героев, безусловно, большее уважение вызовет Гринев, потому что, несмотря на молодость, он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановиться, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду».

О чести

(нет литературного примера)

Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.

Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.