» » Модернизация индийской экономики. Опыт эволюционной демократической модернизации индии Факторы способствующие модернизации в индии

Модернизация индийской экономики. Опыт эволюционной демократической модернизации индии Факторы способствующие модернизации в индии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы определяется следующим. Под давлением передовых западных стран в XIX в. Индии и Китаю пришлось открывать свои границы для внешнего мира и искать пути на вызов индустриальной века. Япония проделала феноменальный рывок в процессе модернизации - она стала первым индустриальным обществом среди не западных стран. Однако Индии и Китаю этого сделать не удалось: "великая Поднебесная империя" рухнула в пучину анархии и децентрализации государства. Будучи аграрными, отсталыми и изолированными обществами, эти страны катапультировали в противоположные траектории - от периферии в "центр" мирового развития (Япония) и от "центра" на "обочину" (Китай и Индия).

Новизна данной работы определяется тем, что сравнение процессов модернизации двух близлежащих стран, имеющих практически сходную культуру, может показать особенности исторического развития многих современных стран Востока и объяснить причины их взлётов и падений.

Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в Индии и Китае. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Рассмотреть специфику процесса модернизации в Индии.

2. Показать особенности процесса модернизации в Китае.

Хронологические рамки данного исследования начало XIX - начало XX века. Территориальные рамки данного исследования - Индия и Китай в современных границах.

1. ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ В ИНДИИ

В самом общем виде можно отметить, что в плане жесткости социальной структуры и ее сопротивляемости любым нововведениям Индия не представляла собой некого уникального феномена на фоне других восточных цивилизаций. Как отмечает известный отечественный востоковед Л.С. Васильев, «традиции и институты во всех неевропейских цивилизациях были целеустремленно направлены на то, чтобы не допустить таких новшеств, которые могли бы подорвать силу централизованной власти и свято хранимую устойчивость веками складывавшихся социальных отношений». Такая структурная особенность всех восточных цивилизаций не могла не сказаться, по мнению данного автора, на их историческом сознании: «На Востоке исторический процесс - как и вообще отношение к времени - не воспринимался в качестве линейного, а консервативная стабильность реально превратила его в цикличный». Е.Б. Рашковский о той же особенности восточного историзма пишет следующее: «Циклическое воззрение на мировой процесс (чередование миров - чередование народов и культур - чередование форм правления и династий в предустановленной и имманентной динамике) - неотъемлемый элемент господствующих исторических воззрений в традиционных культурах Востока». Единственным известным исключением из этого правила является еврейская традиция.

Определяя специфику индийской цивилизации, Л.С. Васильев отмечает, что в ней фактором, консервирующим общественные отношения, и, тем самым, оказывающим опосредованное воздействие на общественное сознание, было не столько государство, сколько система общин и каст. Это, в общем и целом верное наблюдение, требует в нашем случае некоторых пояснений и детализации.

Общеизвестным является тот факт, что особенностью социальной структуры индийского общества на протяжении практически всего периода его существования являлась жесткая варново-кастовая система. Однако следует особо подчеркнуть, что как жесткость, так и стабильность существования данного социального феномена, были обусловлены не какими-либо внешними факторами, как то, например, государство. Ибо сильного централизованного деспотического государства Индия не знала. Причина была скрыта во внутренних ментальных установках индийского сознания. Пронизанность всей жизни индуса сложным ритуалом и многоуровневый иерархизированный характер его восприятия обусловили стремление отдельных групп индийского общества к обособлению с целью обеспечить должное соблюдение всех правил ритуальной чистоты. Наиболее яркое отражение значения данной установки индийского сознания на процесс самоорганизации индийского общества нашло в той роли, которую в нем с древнейших времен играло жречество, иначе варна брахманов. Их авторитет и престиж практически всегда, за исключением, может быть, периода господства неортодоксальной системы буддизма, в традиционной Индии были беспрекословны. И, как пишет крупный отечественный индолог Р.Б. Рыбаков, основой этого было то, что «системообразующую роль в индуизме играет понятие ритуальной чистоты…, делающее неуязвимой для логических и эмоциональных доводов триаду каста - карма - дхарма». Таким образом, роль ритуала в оформлении конституирующих черт индийской культуры трудно переоценить. Едва ли мы сможем назвать еще одну такую цивилизацию на земле, все сферы жизни представителей которой, от момента зачатия и до смерти, были бы в такой же степени ритуализированы. До сих пор для многих индийцев страх перед нарушением ритуальных предписаний оказывается зачастую сильнее страха смерти. По мнению многих авторов, пишущих об Индии и пытающихся сформулировать перечень черт, лежащих в основе данной цивилизации, именно вся совокупность обрядов и ритуалов определяет ее целостность.

В логике же нашего рассуждения это обстоятельство выводит нас вновь на обозначенную выше проблему определения всех факторов, обусловивших «аисторичность» индийского сознания. Ритуал, как важнейший социальный феномен, регулировавший жизнь индийского общества на протяжении веков и даже тысячелетий, безусловно, является одним из них. Ведь он предполагал нерефлексивное воспроизведение неких первооснов, а, следовательно, всячески ограничивал любое продвижение вперед. Именно он в значительной степени обеспечивал ту самую «консервативную стабильность» в индийском обществе, от которой проистекало цикличное восприятие времени. Но, кроме того, ритуал еще и усиливал уже обсуждавшуюся выше «потустороннюю ориентацию» индийского сознания, снижая для него значение «мира повседневности». Как отмечал другой известный отечественный индолог В.С. Семенцов, «любая ритуальная культура жестко делит мир на две сферы - сакральную и профаническую. Сакральная есть сфера собственно ритуальных священнодействий. Готовясь войти в нее, человек обязан пройти определенную подготовку - очищение… Считается, что входя в сакральный круг, человек становится причастным неземному миру… Возвращаясь назад к профаническому существованию, человек снимает с себя запреты, которым он подвергался в сакральной сфере… Профанический мир, с одной стороны, безопаснее и "удобнее" мира сакрального… Вместе с тем мир профанический лишен той значительности и внутренней ценности, которые присущи миру сакральному. Поэтому человек стремится расширить сферу сакрального, обставляя обрядами все сколько-нибудь значительные события своей жизни». Поскольку ни в какой другой культуре мы не встречаем такой степени ритуализованности всех человеческих проявлений, то получается, что для индийцев соотношение между "сакральным" и "профаническим" сильно смещено в сторону первого. Иначе говоря, даже всю свою посюстороннюю деятельность индийцы стремились привязать к инобытию. А отсюда понятно их невнимание к повседневной истории, и как следствие, неразвитость исторической рефлексии.

Говоря об индийском обществе в целом, отметим, что на всем периоде его существования оно отличалось не только известной заданностью и жесткостью сложившихся в нем социальных связей, укорененных в ментальности индийцев, но также и поразительной пластичностью, толерантностью и свободой самовыражения для индивида, стремящегося к самореализации, прежде всего, в духовной сфере. По этому поводу один из представителей неоиндуизма Сатпрем пишет: «Если мы взглянем на духовный мир Индии изнутри, то обнаружим, что Индия - это страна исключительной духовной свободы, не имеющая себе равных». Проявление данной свободы мы можем обнаружить уже в текстах Ригведы, чьим своеобразным "интеллектуальным девизом" был тезис: «Истина - одна, мудрецы же говорят о ней по-разному». Опираясь на него, самое привилегированное и авторитетное индийское сословие брахманов могло развивать индийскую религиозно-философскую традицию, не ограничивая себя в плане духовной интуиции.

2. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В КИТАЕ

индия китай модернизация ритуал

В отношении Китая Иммануил Хсю, автор фундаментального труда "Взлет современного Китая", пишет: "Поиск нового порядка повлек за собой крайне трудную борьбу против высокомерия, презрения ко всем иностранным предметам и неисправимой веры в то, что обильная Поднебесная не нуждается в учебе у каких-то диковинных варваров, от союза с которыми мало что можно достичь."

Однако после второго поражения Китая в "опиумной" войне и англо-французской оккупации ее столицы - Пекина - в 1860 г., наиболее прогрессивные мандарины пришли к осознанию того, что западный вызов неизбежен и что Китай должен измениться если он желает выжить. Они начали то, что вошло в историю под названием движение за "самоусиление", т.е. политику реформ "сверху". Несмотря на некоторые подвижки, этот курс, как пишет И. Хсю, был "искусственной попыткой модернизации; одобрялись только те аспекты, которые имели непосредственную пользу, игнорируя полностью при этом наиболее фундаментальные элементы Западной цивилизации - политические системы, экономические институты, философию, литературу и искусство. Даже прогрессивные китайцы в то время верили в то, что Китаю мало в чем нужно учиться у Запада за исключением оружия."

Хотя встреча Запада с Китаем началась в 16 и 17 вв., однако до середины 19 столетия влияние более развитых стран было не столь значительным. Примерно со второй половины 19 в. вторжение "заморских варваров" привело к радикальным переменам в Поднебесной. Опиумные войны в Китае усилили деятельность иностранных держав в стране, что окончательно сломало ее изоляцию от внешнего мира, вынудив искать пути ответа на вызов внешней экспансии.

В 1895 г. японский премьер-министр Ито Хиробуми спросил величайшего китайского реформатора Ли Хунчжаня, приехавшего в г. Симоносеки подписать унизительный для Китая мир после поражения в войне с Японией, почему Китай оказался неспособным изменить себя так, как это сделала Япония Мэйдзи-исин: "Десять лет назад я говорил с тобой о реформе, но почему до сих пор ничего не сделано?". Ли ответил: "Дела в моей стране настолько сдерживаются традицией, что я не смог осуществить то, что предполагал. Мне стыдно от непомерных желаний и отсутствие власти их реализовать."

Ли Хунчжань был действительно величайшим государственным деятелем Поднебесной 19 в. При определенных обстоятельствах он мог бы стать Дэн Сяопином 19 в. Ли занимал множество высокого ранга государственных постов. Первоначально он надеялся использовать вторжение Запада к выгоде Китая. Также как и любой японский лидер, он понимал острую необходимость для страны адаптировать достижения Запада если она хочет выжить. Он приложил немало усилий осуществить в стране ряд преобразований в стиле японской революции Мэйдзи, что, однако, встретило яростное сопротивление консервативной части бюрократии.

Однако главным препятствием на пути осуществления реформаторских замыслов "самоусиления" страны во второй половине 19 столетия было иное, а именно - китайская элита была обуяна чувством культурного превосходства и этноцентризма по отношению ко всему не китайскому. Императоры и господствующие слои по старинке воспринимали "поднебесную" империю как "пуп земли", т.е. Китаю нет нужды учиться у "варваров"; страна преодолела многие нашествия, преодолеет и это; достижения, институты и традиции "чжунго" ("срединного государства") пережили все другие цивилизации. Любые трудности воспринимались верхушкой как временные, а вторжение западных держав - лишь как попытка отсталых варваров ограбить великую империю. Император и его окружение, как отмечает британский исследователь Фил Динс, попросту не понимали в то время, что происходило за пределами страны, у них не было ни малейшего представления о наступившем индустриальном веке. Многовековая привычка повелевать заслонила от взора дряхлеющей империи произошедшее фундаментальное изменение сил в международной системе государств. Китай требовал от западных стран подчиниться своему воображаемому могуществу. Его лидеры не смогли сразу понять глубину того глубокого кризиса, в котором оказалось государство и общество.

Во-вторых, маньчжурские правители, столкнувшись с опасностью (растущая нестабильность, конкуренция со стороны европейских промышленных товаров, Опиумные войны, массовые стихийные протесты), не использовали все имеющиеся в их распоряжении средства (чайная и хлопковая промышленность, длительный период контактов с Западом, экономические и людские ресурсы).

Китай находился в более благоприятном положении для проведения модернизации до Опиумных войн.

Однако его лидеры упустили шансы установить деловые отношения с иностранными кампаниями и правительствами. Например, вместо тщательного изучения причин широкого распространения торговли опиумом, император и его правительство попытались ее ликвидировать путем применения драконовских мер; позднее они не изучали японский опыт реформ. Китайские власти боролись скорее против следствий, чем с подлинными причинами дестабилизации страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жесткая заданность всей жизни индийца ритуальными нормами и предписаниями, которая должна была ограничивать, во-первых, доступ к сакральному знанию внутри самого индийского общества узким кругом брахманского сословия, а, во-вторых, тем более отрезать доступ к нему для всех неиндуистов, оказывается при ближайшем рассмотрении не столь уж однозначно непреодолимой. На протяжении всей своей истории индуизм, который в соответствии с самой индийской традицией правильнее было бы именовать Дхармой, непрерывно распространялся как "вширь", так и "вглубь". Именно это позволило всё-таки встать Индии на рельсы модернизации, в отличие от Китая, который так и остался в прошлом.

Цинские правители Китая упустили свой шанс модернизировать во время страну из-за своего пренебрежения к мировому опыту и знаниям. В итоге все попытки реформ завершились революцией и длительным периодом гражданской войны. Индия же пошла по более мягкому пути реформ.

Только с приходом к власти мудрого Дэн Сяопина положение вещей в Китае кардинально изменилось: китайцы ринулись на выучку к передовым странам, прежде всего - США. Как результат - Китай за последние два десятилетия превратился в мировую экономическую державу. Как и идийцы во второй половине прошлого столетия, китайцы в конце нынешнего столетия решили покончить со своей изоляцией и пойти к западным "варварам" для того чтобы учиться, выживать и побеждать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. - М., 1998. Т. 1. - 623 с.

2. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования и культовая практика. - М., 1977. - 429 с.

3. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. - М., 2002.

4. Касты в Индии. - М., 1965. - 374 с.

5. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. - М., 1977.

6. Рашковский Е.Б. Культурное наследие народов Востока и современный научно-технический прогресс // Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. - М., 1984. - C. 400 - 437.

7. Рыбаков Р.Б. Социально-регулятивные функции индуизма // Индуизм: традиции и современность. - М., 1985. - С. 30 - 52.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общее изложение истории Индии с момента появления этой цивилизации. Аграрные отношения Индии и основные черты земледелия и скотоводства. Городское население Индии, его образ жизни, основные достижения в области городского производства и архитектуры.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2010

    Анализ истории семейно-брачных отношений в условиях кастового общества. Место женщины в индийском обществе. Роль неприкасаемых в национально-освободительном движении в Индии в первой половине XX века. Современное состояние проблемы неприкасаемости.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2015

    Исходные составляющие, влиявшие на модернизацию колониального общества в ЮВА. История установления британского колониального господства в Индии. Модернизация общественных отношений в процессе британской колониальной политики. Модернизация во Вьетнаме.

    реферат , добавлен 26.08.2015

    Социально-экономические и политические перемены в Индии (1966–1984 гг.), деятельность И. Ганди на посту премьер-министра. Особенности политики модернизации. Индийско-северокорейские отношения. Советско-индийские сотрудничества во второй половине XX века.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2013

    Институциональные преобразования в Китае: сущность, предпосылки, особенности, причины. Сущность социализма с "китайской спецификой". Проблемы постреформистского развития и модернизации страны. Китай в мировой политике: ресурсы, цели, перспективы.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2010

    Жизнь Индии и ее политика в XIX веке. Влияние Англии на ее политическое и экономическое развитие. Эксперименты и методы управления английских властей. Структура колониального механизма в Индии. Специфика колониализации Англией этого государства.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2014

    Подъем освободительного движения в Индии, участником которого стала буржуазия. Процесс формирования партийной системы, отразивший рост национального индийского капитала. Создание Индийского Национального Конгресса; либеральное и радикальное направления.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Генезис древнеиндийской цивилизации. Религия, литература, архитектура и скульптура Древней Индии. Ведизм, джайнизм, индуизм - основы духовной культуры индийского ареала. Деление древнеиндийского общества на варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры).

    реферат , добавлен 02.09.2010

    Внутриполитические факторы раздела Британской Индии. Формирование Индийского Союза и Пакистана. Позиции британских властей и индийских политических партий в отношении статуса доминиона Британской Индии. Экономические и политические последствия раздела.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2012

    Брахманизм и буддизм - направления в политической и правовой идеологии Древней Индии, религиозно-мифологическое мировоззрение которых изложенно в Ведах – древних ритуальных книгах ариев. Начало кастовой организации индийского общества и "Законы Ману".

Вопрос 48. Какую политику проводила колониальная администрация Великобритании в Индии в 1920-1930-е гг.?
В годы Второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Ведущая политическая партия страны - Индийский Национальный Конгресс (ИНК) - начала кампанию граж­данского неповиновения , призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена.

Однако с завершением войны Индия оказалась на грани революции. Тяготы военного времени исто­щили терпение населения. Летом 1945 г. в крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сфор­мированные из индийских подданных Британской империи.

1. Предоставление независимости и раздел страны [§33 п.1 Загладин].

В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей прошли выборы в законо­дательное собрание. Большинство получила партия ИНК , которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те про­винции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.

Схема 8. Британская Индия после обретения независимости

В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась по религиоз­ному признаку на два государства - индуистскую Индию и исламский Пакистан , которые получали статус доминионов. Княжествам и про­винциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в со­став какого из государств они войдут.


  • В результате миллионы человек оказались вынужденными пере­селенцами.

  • Многие города стали ареной кровопролитных столкнове­ний между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения ре­лигиозного фанатика пал лидер освободительного движения М. Ганди.

  • Осенью 1947 г. на спорную территорию княжеств Джамму и Кашмир из Пакистана вторглись отряды пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские вой­ска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг. , прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.
Завершающим шагом к приобретению Индией независимости было принятие Конституции 1950 г.

Правящей партией стал ИНК. Ее лиде­ром до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - И. Ганди (1917-1984), затем ее сын Р. Ганди (1944-1991).

2. Особенности политики модернизации [§33 п.2 Загладин].

Условия , в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложно­стью.

  • Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разор­ван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались па тер­ритории Пакистана, отношения с которым были напряженными.

  • На территории Индии проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями.

  • В стране были штаты с демократи­ческой формой правления и полунезависимые княжества.
ИНК проявлял большую осторожность в проведении социально-по­литических преобразований , пытался преодолеть наиболее архаичные формы организации общественной жизни.

  • Ликвидировалась кастовая система , уравнивались в правах пред­ставители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения).

  • Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель , помещики лишались права собирать налоги с крестьянства.

  • В то же время правительство не на­рушало традиционного уклада сельской жизни , системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством, системой самоуправ­ления.

  • Собственность бывших колониальных властей стала основой госу­дарственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные и военные предприятия, ирригационные сооружения.

  • Установилась система пятилетних планов. Индия использовала тех­ническое содействие СССР , в частности для создания металлурги­ческой промышленности.

  • Предприятия и банки , которые находились в собственности национальной буржуазии, первоначально не были национализированы. Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности.

  • В 1960-е гг. правительство национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на макси­мальный размер земельных владений.
Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Государственные инвестиции в ключевые секторы экономики сочетались с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, вводились особые льготы.

Итогом модернизационной политики стало формирование много­укладной экономики , усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11 до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74 до 64%. Выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы высоко­технологичного производства, научные центры. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия и ракетной тех­ники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей компьютеры, моделирующие процессы, происходящие при ядерных взрывах.

В результате «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрения современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые обеспечила себя продовольстви­ем. Особенностью социально-экономического развития Индии было со­седство передовых технологий с натуральным хозяйством в деревнях, хотя там сложились отдельные центры современного типа аграрного производства.

До трети взрослого населения Индии неграмотно. Но именно сель­ское, неграмотное и малограмотное население, а не малочисленный сред­ний класс, обеспечивало в стране социально-политическую стабиль­ность.

Не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, традиционно консервативное крестьянство поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс впервые потеряла власть, проиг­рав выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокра­щения рождаемости. Сельские избиратели расценили это как покуше­ние на устои их жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.

Утрата власти ИНК была непродолжительной. В 1978 г. эта ста­рейшая партия Индии реорганизовалась. Часть ее членов, во главе с И. Ганди, создала партию ИНК(И), добавив к ее названию начальную букву имени лидера. В 1979 г. партия ИНК(И) вернула себе власть. Однако ее господство на арене политической жизни страны уже завер­шалось. Об обострении политической борьбы свидетельствовала гибель И.Ганди в результате покушения в 1984 г. и ее сына Раджива - в 1991 г.

Успехи индустриального развития, рост образовательного уровня обусловили возникновение нового среднего класса - мелких хозяев города и деревни, интеллигенции. Они стали социальной базой неболь­ших политических партий, которые, объединившись, смогли создать серьезный противовес ИНК(И).

В 1980 г. оформилась стоящая на пози­ции традиционных для Индии религиозно-общинных ценностей Бхаратия джаната парти (БДП).

В 1988 г. отколовшиеся от ИНК груп­пировки, враждебные клану Ганди, создали партию Джаната дал (ДД). В 1989-1991 гг. эта партия завоевала большинство и сформировала правительство.

На выборах 1996 г. ни одна из партий не получила большинства голо­сов. Однако коалиционное правительство, сформированное ДД, ком­мунистами и рядом небольших партий, поддерживаемых ИНК(И), про­существовало недолго.

На досрочных выборах в парламент 1998 г. победила БДП , предложившая избирателям новую концепцию дальней­шего развития индийского общества.


  • Во-первых, был выдвинут принцип культурного национализма . Он означал единство нации, народа, культуры, основанной на традиционных религиозных ценностях. БДП, в частности, обязалась внести соот­ветствующие изменения в конституцию, поощрять строительство храма бога Рама, ввести полный запрет на забой коров и экспорт говядины.

  • Во-вторых, предлагалось начать решительную борьбу с коррупцией , злоупотреблениями властью, расширить права общинного само­управления.

  • В-третьих, выдвигался принцип экономического национализма , увеличения темпов роста экономики за счет поддержки отечественных товаропроизводителей. Приоритетным провозглашалось производство продуктов питания. 60% бюджетных фондов намечалось направить на развитие сельского хозяйства.

  • В-четвертых, ставилась задача обеспечения социальной гармонии. К 2010 г. намечалось решить жилищную проблему населения, обеспе­чить его полную грамотность.

  • В-пятых, предлагалось обеспечить безопасность страны созданием ядерного оружия.
Придя к власти в 1998 г., правительство приняло меры для поддерж­ки предпринимательской деятельности, частичной либерализации внеш­ней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.

По абсолютному объему валового внутреннего продукта (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США - в 80 раз.

3. Внешняя политика Индии [§33 п.3 Загладин].

В годы «холодной войны» Индия придер­живалась политики неприсоединения, была одним из основателей это­го движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отноше­ния с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.

В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была проведена на местности. Одно­временно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г. При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.

В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакиста­ном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало многомиллионный приток беженцев в Индию. Последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточ­ного Пакистана, который стал независимым государством Бангла­деш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на запад­ных границах Индии.

Власть в Пакистане перешла от армии к гражданской администра­ции. Он вышел из военного союза с США и Великобританией, норма­лизовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией. В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по вопросам прохождения границы в Гималаях.

С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. Индия и Пакистан провели испытания ядерного оружия.

К началу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями. По своим ресурсам, уровню технологического развития страна имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же вре­мя перед ней стоят сложные проблемы - неравномерность в развитии штатов, сепаратистские движения, рост межэтнических и религиозных конфликтов.

Вопросы и задания


  1. Объясните причины обострения борьбы за независимость Индии после второй мировой войны. К каким итогам она при­вела?

  2. Выявите основные направления модернизации независимой Индии. Чем этот процесс отличался от развития других стран Азии?

  3. Охарактеризуйте основные направления и особенности внеш­ней политики Индии. Какую роль в ней играли и играют отно­шения с СССР, с Россией?

  4. Подумайте, какие факторы дают основания считать, что Ин­дия имеет большие перспективы развития в XXI веке.

XX век в лицах

Джавахарлал Неру (1889-1964) - пре­мьер-министр Индии в 1947-1964 гг. Родился в семье одного из лидеров партии ИНК М.Неру. Окончил Кембриджский уни­верситет в Англии. Занимался адвокатской практикой. В 1912 г. вступил в ИНК, с 1929 г. вошел в ее руководящие органы. Сторонник взглядов М.Ганди. За участие в национально-освободительном движении подвергался преследованиям колониальных властей, около десяти лет провел в тюрьме. Будучи главой правительства выступал про­тив религиозного фанатизма, за гармонию в отношениях между религиозными общинами. Во внешней полити­ке отстаивал мирные отношения с другими государствами, неприсо­единение Индии к военным блокам. Считал важным развитие дружес­ких отношений с СССР, был с визитами в Советском Союзе в 1927, 1955, 1967 гг.

Индира Ганди (1917-1984) - премьер-ми­нистр Индии в 1966-1977 гг. и 1980-1984 гг. Рано вступила на арену политической жиз­ни, в 1938 г. стала членом ИНК, неоднократ­но подвергалась преследованиям колони­альных властей.

В 1959 г. избрана председателем ИНК, вошла в правительство, созданное после смерти Д.Неру в качестве министра инфор­мации и радиовещания, с 1966 г. - премьер-министр. Совмещала этот пост с постом министра иностранных дел и финансов. Сторонник продолжения политики неприсо­единения. Стремилась к модернизации ин­дийского общества. После поражения ИНК на выборах 1977 г. утратила пост премьер-министра и лидера партии. В 1979 г. вернула его себе, а в 1984 г. стала жертвой покушения.

Раджив Ганди (1944-1991) - премьер-ми­нистр Индии в 1984-1989 гг. Сын И. Ганди, учился в Кембриджском уни­верситете в Лондоне, окончил летную школу в Дели, в 1968-1980 гг. служил пилотом в авиакомпании «Индиан эйрлайнз». К политической карьере И. Ганди готовила брата Раджива, Санджая Ганди, который уже в 20 с небольшим лет стал депутатом пар­ламента. В 1980 г. Санджай погиб, и мать настояла, чтобы Раджив занял ставшее вакантным место в парламенте. В 1983 г. Р. Ганди - генеральный секретарь ИНК(И). После гибели И. Ганди избран Пред­седателем партии. Став премьер-мини­стром Индии, стремился продолжать курс модернизации, начал кампа­нию борьбы с коррупцией. В 1984-1986 гг. возглавлял движение Неприсоединения.

В 1989 г. партия ИНК(И) потерпела неудачу на парламентских выборах. Р. Ганди ушел в отставку. В 1991 г. стал жертвой покушения.

В годы второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) начала кампанию гражданского неповиновения, призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии.

Предоставление независимости и раздел страны. В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.

В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.

В результате миллионы человек оказались вынуждены переселяться из родных мест. Многие города стали ареной кровопролитных столкновений между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.

Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г.

Правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - И. Ганди.

Особенности политики модернизации. Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разорван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались на территории Пакистана, отношения с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.

В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством.

Собственность бывших колониальных властей стала основой государственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные, военные предприятия, ирригационные сооружения. В государственном секторе установилась система пятилетних планов. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. В 1960-е гг. правительство, стремясь предотвратить развитие социального неравенства, повысить степень контроля над экономикой, национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1, что близко к показателям европейских стран с социально ориентированной экономикой.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации.

Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы.

Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах.

Передовые технологии в городах соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.

В результате проведенной «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия. Тем не менее, в период 1980-90-х гг. среднегодовой прирост производства ВНП в Индии на душу населения составлял около 3,2% .

В 1990-е гг. в условиях укрепившейся экономики правительство стало принимать меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, частичной либерализации внешней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.

Внешняя политика Индии. В годы «холодной войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, была одним из основателей этого движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.

В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была демаркирована (проведена на местности). Одновременно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г.

При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.

В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало приток многомиллионных потоков беженцев в Индию. За ним последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который стал независимым государством Бангладеш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на западных границах Индии.

Власть в стране перешла от армии к гражданской администрации. Пакистан вышел из военного союза с США и Be 1 ликобританией, нормализовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией.

В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по прохождению границы в Гималаях.

С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия, став ядерными державами.

К рубежу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития Индия, наряду с Китаем, имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же время перед Индией стоят крайне сложные проблемы.

Стала проявляться неравномерность в развитии штатов Индии, усилились сепаратистские движения, наметился рост межэтнических, религиозных конфликтов. По абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США - в 80 раз.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните причины обострения борьбы за независимость Индии после второй мировой войны. К каким итогам она привела?

2. Выявите основные направления модернизации независимой Индии. Чем этот процесс отличался от развития других стран Азии?

3. Охарактеризуйте основные направления и особенности внешней политики Индии. Какую роль в ней играли и играют отношения с СССР, с Россией?

4. Подумайте, какие факторы дают основания считать, что Индия имеет большие перспективы развития в XXI веке?

В годы второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) начала кампанию гражданского неповиновения, призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии.

Предоставление независимости и раздел страны. В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.

В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.

В результате миллионы человек оказались вынуждены переселяться из родных мест. Многие города стали ареной кровопролитных столкновений между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.

Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г. Правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - И. Ганди.

Особенности политики модернизации. Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разорван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались на территории Пакистана, отношения с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.

В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством.

Собственность бывших колониальных властей стала основой государственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные, военные предприятия, ирригационные сооружения. В государственном секторе установилась система пятилетних планов. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. В 1960-е гг. правительство, стремясь предотвратить развитие социального неравенства, повысить степень контроля над экономикой, национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1, что близко к показателям европейских стран с социально ориентированной экономикой.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы.

Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах.

Передовые технологии в городах соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.

В результате проведенной «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия. Тем не менее, в период 1980-90-х гг. среднегодовой прирост производства ВНП в Индии на душу населения составлял около 3,2% .

В 1990-е гг. в условиях укрепившейся экономики правительство стало принимать меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, частичной либерализации внешней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.

Внешняя политика Индии. В годы «холодной войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, была одним из основателей этого движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.

В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была демаркирована (проведена на местности). Одновременно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г. При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.

В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало приток многомиллионных потоков беженцев в Индию. За ним последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который стал независимым государством Бангладеш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на западных границах Индии.

Власть в стране перешла от армии к гражданской администрации. Пакистан вышел из военного союза с США и Be 1 ликобританией, нормализовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией.

В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по прохождению границы в Гималаях.

С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия, став ядерными державами.

К рубежу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития Индия, наряду с Китаем, имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же время перед Индией стоят крайне сложные проблемы.

Стала проявляться неравномерность в развитии штатов Индии, усилились сепаратистские движения, наметился рост межэтнических, религиозных конфликтов. По абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США - в 80 раз.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните причины обострения борьбы за независимость Индии после второй мировой войны. К каким итогам она привела?

2. Выявите основные направления модернизации независимой Индии. Чем этот процесс отличался от развития других стран Азии?

3. Охарактеризуйте основные направления и особенности внешней политики Индии. Какую роль в ней играли и играют отношения с СССР, с Россией?

4. Подумайте, какие факторы дают основания считать, что Индия имеет большие перспективы развития в XXI веке?

Индия обладала богатыми природными ресурсами и плодородными землями. Главными богатствами её были текстиль, хлопок, шёлк. Ещё в XIV-XV вв., когда мусульманские купцы стали вести активную торговлю индийскими товарами, было построено множество удобных портов. Через эти порты в Европу поступали экзотические индийские товары, благодаря которым сложилось впечатление о сказочном богатстве Индии. Европейцы, торговавшие с Индией, постепенно сосредоточили в своих руках контроль над портами, вмешивались даже в политическую борьбу местных правителей. Индия в это время была политически нестабильной страной. Империя Великих Моголов переживала период упадка, на ее наследство претендовало несколько государств. В колонизации Индии принимали участие европейцы различных национальностей, но наиболее сильны были позиции англичан и английской Ост-Индской компании, объединившей в своих руках как торговые, так и дипломатические отношения с Индией. Англичане активно вмешивались в политические распри индийцев и правили по принципу "разделяй и властвуй". Уже к началу XIX в. практически вся Индия была под контролем англичан. В 1858 г. государственная власть в Индии перешла к представителю Великобритании со статусом вице-короля, и Индия стала британской колонией.

Завоевание Индии англичанами привело к тому, что страна превратилась в сырьевой придаток Великобритании, разорялась и слабела год от года. Её несметные богатства потекли на Запад. Но так Индия включилась в мировой рынок: англичане строили дороги и открывали промышленные предприятия, создавали новую администрацию. Английский язык для страны, говорящей на разных языках, стал объединяющим началом. Активное внедрение запад ной культуры способствовало проникновению в Индию европейского опыта, знаний, образа жизни. Знакомство с Западом стало реальностью для социальных верхов индийского общества, для индийских интеллектуалов, оно способствовало распространению европейских культурных ценностей.

Индия разделилась на две части: в городах шел активный процесс модернизации, а деревня оставалась по-прежнему традиционной. Радикальные партии не имели в Индии массовой поддержки, т.к. индийцам традиционно были близки идеи ненасилия. В XX в. самым известным политическим лидером, сыгравшим особую роль в истории Индии, стал Махатма Ганди, возглавивший партию Национальный конгресс, разработавший теорию ненасильственного сопротивления. Ганди сумел обратить нравственные ценности своей страны на такую сферу как политика. Возглавленное им движение набирало силу, и после окончания Второй мировой войны Индия получила независимость. За десятилетия своего независимого развития Индия решила задачи огромной важности. Процесс модернизации страны продолжался: в стране развивалась промышленность, она сама обеспечивала себя продовольствием, возникли наукоёмкие отрасли, проводились социальные реформы.

Современная Индия – светское и демократическое государство. Индия достаточно успешно идёт по пути научно-технического развития. Однако процесс модернизации охватил далеко не все слои индийского населения. В Индии реально существует два общества: примерно пятая часть индийцев, чей образ жизни повторяет европейский с его ценностями и стандартом жизни, и остальное население, ведущее привычный для их предков образ жизни. Обе части остаются достаточно обособленными и живут каждая по своим законам в одной стране.

Самой большой проблемой современной Индии является неконтролируемый демографический рост. В отличие от Китая, где жесткие меры контроля над рождаемостью, введенные государством, помогли снизить рост народонаселения, Индия не имеет такой программы. Попытки поставить рождаемость под жесткий контроль оказались неудачными, вызвав грандиозную волну стихийного недовольства. Темпы прироста населения составляют два процента в год. По прогнозам социологов, именно Индия будет самой многонаселённой страной в XXI в.: около 1,5 млрд. населения к 2050 г. по прогнозам демографов. Парадоксальность ситуации заключается в том, что древнейшая цивилизация мира состоит в основном из юных и молодых людей.

Высокие темпы рождаемости не позволяют стране решить экономические и социальные проблемы, повысить уровень жизни населения, обеспечить образование и медицинское обслуживание всех индийцев. Индия сейчас дает миру треть всех неграмотных. Большая часть средств, выделяющихся в государственном бюджете Индии на образование, тратится не на преодоление безграмотности (в стране не учится половина детей), а на развитие высшего образования. Возможно, что работает инерция тысячелетних представлений об образовании как привилегии высших каст.

Былые представления о кастовой иерархии претерпевают изменения: конституция защищает неприкасаемых (для них резервируются места в учебных заведениях, на государственной службе). В то же время современные производства и институты часто организуются по кастовому принципу – существуют кастовые кооперативы, колледжи, банки. В брачных объявлениях обязательно указывается кастовая принадлежность невесты.

Существуют прогнозы о том, что Индия может стать следующим экономическим чудом Азии. Такие выводы делаются хотя бы экспорта индийского программного обеспечения, который составляет 33 % мирового вала.

Индия - слишком большая страна, чтобы можно было определить её развитие по простой формуле. История этой «вечной цивилизации» может быть интерпретирована по-разному; так же, как и ее будущее.