» » Художник оноре домье биография. Оноре домье. Биография Оноре Домье

Художник оноре домье биография. Оноре домье. Биография Оноре Домье

Среди французских мастеров, оставивших след в мировой истории, Оноре Домье занимает почётное место. Его творческий путь всегда был тесно связан с революционной борьбой. Выходец из народа, Домье всегда сохранял с ним тесную связь. Его картины выражали стремления простых французов - любовь к народу и веру в его силу художник пронёс через всю свою жизнь.

Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Едва достигнув сознательного возраста, он уехал в эпицентр революционной борьбы - в Париж, жители которого трижды в течение XIX века поднимались на борьбу со своими правителями. В 1830 году, в результате Июльской революции, французы наконец-то покончили с династией Бурбонов. В феврале 1848 года в Париже вновь вспыхнула революция, когда пролетарии бились с буржуа, а в 1871 году к власти впервые пришёл революционный пролетариат и наступили дни Парижской Коммуны. Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом, и скульптором) - это полотна, запечатлевшие эпоху. Он сам был живым участником борьбы.

Французский художник-график, живописец и скульптор Оноре Домье

"Восстание" (1848)

В искусстве всегда для Домье всегда был важен человек - художник создал целую серию работ, воспевающих человеческий труд. Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. Именно поэтому социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. Домье всегда стремился быть человеком своего времени, говорить на языке, понятном современникам. Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур.


" , отправляющийся на свадьбу" (1851)

Из живописных произведений Домье наиболее известны: "Восстание" (1848), "Мельник, его сын и осёл" (1849), "Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу" (1851) и "Прачка" (1861). Картины он писал до самой смерти. Даже когда совсем ослеп, он продолжал рисовать на ощупь. Его гротескные, утрированные и нарочито грубые образы вызывали восхищение Эдуарда Мане и Эдгара Дега , а многие импрессионисты называли его своим учителем.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных историй из жизни художника.

1. Однажды Домье попросил своего друга, имевшего свой домик в деревне, порисовать его уток. Специально к приезду художника со всего птичьего двора согнали уток. Пока они барахтались в лужицах и бегали по двору, Домье не обращал на них совершенно никакого внимания, курил трубку и разговаривал с другом о чём-то постороннем. Друг был разочарован, однако через несколько дней он зашёл в мастерскую художника и был удивлён одним этюдом. - А, узнали уточек? - спросил художник, - ваши! Очень они были хороши.

2. В одной из мастерских Парижа, которую снимал Домье с друзьями, раньше располагалось бюро по найму работниц. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Однажды к ним зашла дама, которая сказала, что работает акушеркой и хочет такую же вывеску, как у них - яркую, приятную и привлекающую клиентов. Так Домье получил один из своих первых живописных заказов, и заработал за"приятную" вывеску пятьдесят франков. По тем временам - неплохие деньги, к тому же, многим художникам и этого не удавалось выручить за свои работы.

3. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Он даже прибирался у него бесплатно. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. Анатоль же, когда убирался, распевал оперные арии, и однажды открыл Домье, что мечтал бы попасть на представление в Комическую оперу, но не хватает денег. Домье обрадовался. - Радуйтесь! - сказал он, - я имею право входа в эту вашу Оперу-комик, но ничто в мире не заставит меня переступить порог этого заведения. Так что вы можете ходить туда сколько угодно, хоть каждый день, просто представившись на кассе мной, меня все равно там не знают. Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака, и Оноре с радостью отдал ему свой. С тех пор привратник часто ходил на представления, но он, к сожалению, кроме пристрастия к музыке, имел пристрастие к алкоголю. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье - алкоголик.

4. После карикатуры на Луи Филиппа, которая называлась "Гаргантюа" , Оноре Домье кинули за решетку на полгода. Один из сокамерников, считавший себя великим физиономистом, увидев Домье, решил, что перед ним - закоренелый преступник. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. Однако Домье напускал на себя важный вид и только иногда отвечал, что это великая тайна, что только убеждало воришку в правильности своих выводов. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). Однако вор-физиономист отказывался в это верить и всех убеждал, что они сидят вместе с "Важной шишкой".

"Гаргантюа" (1831)

5. Домье не любил многие новшества. Особенно ему не нравилась фотография, которую он не считал за искусство, а тогда многие считали, что фотография заменит живопись. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего . В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Фотографы ставили их напротив приглянувшегося объекта, открывали объектив и стояли с часами в руках, порой по несколько минут. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. - Терпение - добродетель ослов, - отрезал Домье.

6. У Домье был друг - одноногий художник Диаз, который, несмотря на физический недостаток, отличался буйным нравом. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Однажды он вернулся с прогулки в возбуждении, сказав, что встретил юношу в блузе, которые носят художники по фарфору. Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Тогда Диаз схватил поленце и разогнал мерзавцев, а после обратил внимание на то, что юноша неплохо рисует. - И как его зовут?- спросил Домье. - Не помню, кажется, его фамилия Ренуар . У бедняги не хватает денег на краски, и от этого он злоупотребляет жженой костью. Я считаю, нужно ему помочь. А вы? - С радостью, - ответил художник. Так юному и никому неизвестному на тот момент Ренуару достался целое богатство - мешок не совсем засохших красок.

7. Домье хотели наградить орденом Почётного Легиона, одновременно с ним собирались отметить той же наградой . Оба отказались. Курбе написал министру, что не желает принимать знаки отличия от правительства, связанного с монархическим строем. Расчет был верным - письмо опубликовала одна парижская газета, весь о революционере-Курбе разнеслась по Франции, и он стал ещё известнее. Домье же свой отказ никак не пояснил. Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. - Ах, как хорошо, - Курбе бросился ему навстречу, - ты отказался от креста, как и я! Но почему ты ничего не сказал? Можно было раздуть целую бурю из этого! - Зачем? - удивился Домье, - я сделал то, что должен был сделать. Зачем еще кому-то об этом знать? После этого Курбе однажды огорченно заметил: - Ничего из Домье не выйдет. Он - мечтатель.

Французский художник Оноре Домье (Honoré Daumier) родился в семье стекольщика. Его первыми опытами в живописи были , выполненные в технике литографии. Но Домье довольно скоро осознал свое истинное призвание – он стал рисовать карикатуры.

Его идея состояла в том, что власть и сила есть не только у политиков, но и у великих художников, творчество которых влияет на сознания людей. Его первые работы были опубликованы в журнале «Карикатюр», уже по названию которого становится ясно, какой жанр привлёк начинающего художника.

Первые значительные произведения в жанре политической карикатуры появились, когда Домье было 33 года. И суровый мир сразу же нанёс ему удар за своеволие и дерзость. Так, за работу «Гаргантюа», которая представляла собой карикатуру на короля, художник был заключён в тюрьму на полгода. Но это не погасило его пыл. Напротив, наказание лишь подбросило дров в огонь негодования автора и принесло ему известность.

Домье очень эмоционально отреагировал на революционные события, которые взволновали его до глубины души. В 1835 году был закрыт «Карикатюр», но Домье стал работать в «Шаривари», потому что никакая цензура не могла его остановить.

В 1834 была создана работа «Улица Транснонен». Она ужасает зрителя, так как на ней изображены страшные события того года. Рабочие восстания завершились разгромом, и с бунтовщиками расправились безжалостно.



На полотне зрители видят зверски убитую семью. На первый взгляд кажется, что четыре человеческие фигуры спокойно и мирно спят, но затем приходит осознание, что лежащие на полу люди мертвы, и убили их солдаты королевской армии. Жуткие подробности картины заставляют зрителя содрогнуться: тело мужчины, фигура которого находится в центре литографии, сползло и придавило маленького ребёнка. Домье не только передал всю трагичность и несправедливость данной ситуации, но и с мастерством разграничил свет и тень на своей работе.

Тема семьи, живущей во времена революций, прошла через всё творчество Домье. В 1848 году он написал картину «Семья на баррикадах». На полотне можно увидеть четыре фигуры: мужчину в преклонных годах, пожилую женщину, юную девушку и мальчика.



Стиль работы определяют как реализм, но какой это реализм! Светотень передаёт ощущение революционного порыва, а эмоции подчёркиваются молниевидным контуром. Из-за этого картина становится более мощной, сильной и порождает сложные чувства.

Гротеск в работах Оноре Домье не вызывает отвращения. Зрители смеялись, глядя на его карикатуры, а государственные деятели негодовали.

С каждым годом уникальный стиль Домье становился всё более узнаваемым. Его творчество восхищало таких художников, как и . И имя Оноре Домье не кануло в историю: в 1992 году режиссёр-мультипликатор Джефф Данбар, основываясь на произведениях этого мастера карикатуры, снял анимационный фильм «Закон Домье».

1

Статья посвящена анализу влияния исторической действительности Франции середины XIX века на творчество Оноре Домье.

карикатура

буржуазия

литография

1. Бенджамин У. Шарль Бодлер: Лирик в эру развитого капитализма. – Лондон: Британская Национальная библиотека, 1973. – 218 с.

2. Векслер Д. Человеческая комедия: Парижская физиогномика и карикатура 19-го века. – Чикаго: изд. Чикагского университета, 1982. – 134 с.

3. Грэм Т. Физиогномика в европейском романе: лица и судьбы. Принстон: изд. Принстонского университета, 1982 г, 179 с.

4. Коллер П., Летбридж Р. Литература и изобразительное искусство во Франции 19-го века. – Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1994. – 105 с.

5. Мейн Д. Шарль Бодлер. Художник современной жизни. – Лондон: Фейдон, 1964. – 317 с.

6. Мориарти М. Структура художественного произведения во Франции 19-го века. – Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1994. – 202 с.

7. Уйат Х., Уйат С.Полотно и профессия: институциональные изменения во французском художественном мире. – Нью-Йорк: изд. Дом Джон Вилли, 1965. – 171 с.

8. Ханнуш М. Бодлер и карикатура: от комизма до современного искусства. – Юниверсити парк: ПА, 2003. – 188 с.

9. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=22023.

Исторические события и политическая ситуация середины девятнадцатого века во Франции в одинаковой степени влияли и на живопись и на литературу. Изменчивый политический климат, появление новых всё более совершенных достижений в науке и технике, а также развитие новых художественных и литературных направлений и стилей - всё это создало условия для эксперимента, как в литературе, так и в изобразительном искусстве. Под влиянием этих изменений социально-культурной среды, в творчестве Оноре Домье и его литературных современников сформировались схожие художественные взгляды и подходы к изображению французского общества, поскольку их произведения предназначались для одной и той же аудитории.

Целью исследования является анализ исторической действительности Франции середины девятнадцатого века, влияние эпохи на творчество Оноре Домье. Данная исследовательская работа опирается на корпус англоязычной искусствоведческой литературы (Бенджамин У., Коллер П., Мориарти М.). Методологически работа носит междисциплинарный характер, так как затрагивает не только область истории искусства, но и сферу политологического анализа, сочетая историческую и логическую методику.

Середина девятнадцатого века во Франции ознаменовалась чередой сменяющих друг друга монархических и республиканских правительств, т. о. буржуазия пыталась выяснить, какая форма политической власти с учётом многочисленных соперничающих политических фракций будет наилучшим образом соответствовать её интересам. В ходе политической борьбы буржуазия стремилась вытеснить старые аристократические правила и нормы и укрепить свою социально- культурную позицию во французском обществе, что в конечном итоге увенчалось успехом. Такое сочетание политических потрясений с усилиями буржуазии утвердить свои позиции в социальном и культурном пространстве создало среду, как способствующую свободе самовыражения, так и ограничивающую её. В этот период романтизм с его акцентом на свободу самовыражения пришел на смену классицизму с его ограниченностью форм и связью с аристократическим прошлым. Переход к романтизму открыл возможности для появления новых художественных форм с довольно жесткими традициями, например в поэзии и живописи. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. Одним из ведущих представителей французского романтизма был поэт, романист, драматург и художник, Виктор Гюго, ещё в начале своей творческой деятельности заложивший многие из основ этого направления в искусстве. Утверждая перехода к романтизму, Домье высмеивает художников и ученых, продолжавших придерживаться идеалов классицизма в карикатурах на героев мифов и классической литературы. классицизма (Серии L’histoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица)).

В то время как романтизм провозгласил свободу формы выражения в литературном и художественном творчестве, многие из правительств, приходивших к власти в этот период, пытались, путем принятия законов против такой свободы или просто прибегая к помощи силы, ввести цензуру литературных и художественных произведений, авторы которых критиковали политику, направленную на ограничение свободы творчества. Появление в начале тридцатых годов карикатуры Домье на короля Луи-Филиппа, где он сравнивал телосложение короля с грушей, привело к заключению художника в тюрьму и послужило стимулом для принятия сентябрьских законов 1835, ограничивавших свободу прессы.

Рис. 1. Оноре Домье Les Poires (фр. игра слов груша - глупец), 1830, опубликована в журнале La Caricature (фр. «Карикатура»)

Сентябрьские законы заставили ряд художников и писателей, занимавшихся политической сатирой, отойти от политических тем. Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. другие художники и писатели использовали свой опыт в политической сатире и начали писать физиологические очерки, бытовые нравоописательные рассказы, для периодической печати, где объектом пристального внимания стали все стороны буржуазной жизни. После принятия сентябрьских законов Домье отказался от политической сатиры и сосредоточил всю свою энергию на карикатурах типичных образов парижан. Этот резкий переход от открытой политической сатиры к более тонкой критике французского общества в результате тщательного изучения буржуазной жизни проложил путь реализму, появившемуся в середине девятнадцатого века.

Техническая революция

Новые технологии значительно изменили также и процесс создания произведений искусства и литературы. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. возникла литография - быстрый способ создания оттисков, позволивший художнику в быстрой последовательности создавать большое количество копий графических работ и быстро реагировать на текущие события. Домье одним из первых художников стал использовать литографию в качестве приоритетной техники. В литературном мире удешевление бумаги, появление быстрых печатных станков, а также улучшение типографских и переплетных работ позволили печатать большие тиражи книг, что послужило массовому распространению грамотности в период с 1820 по 1850 год. Эти технологические нововведения в печати также способствовали резкому увеличению газет и периодики. В 1824 в Париже насчитывалось 47,000 подписчиков газет; в 1836 году их было 70,000; а в 1846 году уже 200,000. Эти газеты формировали рынок художественной литературы, который обеспечивал пополнение доходов авторов и способствовал формированию новых отношений между авторами и издателями.

Творчество - политическая трибуна

Во времена Домье создание как художественных, так и литературных произведений претерпели значительные изменения. К середине девятнадцатого века система академической салонной живописи, строго регулировавшейся вкусами и интересами аристократического двора, уже не являлась посредником между художником и публикой. Росла популярность выставок, и критики формировали художественный вкус. писатели обнаружили, что им необходимо развивать более широкие связи с читающей публики для увеличения продажи своих книг и обеспечивать себе популярность, создавая статьи для газет и журналов. В отсутствии аристократической поддержки искусства и литературы художники и писатели всё больше обращаются к широкой публике, и особенно к буржуазии, являющейся господствующим классом, чтобы среди её представителей найти почитателей своих работ. Художники и писатели пересматривают свои отношения с публикой, и нормой становятся литературно-художественные инновации, а не стремление полагаться на традиционные символы социального и культурного престижа. На протяжении всей своей творческой деятельности Домье чутко реагировал на изменения в политике, требованиях и вкусах издателей и публики. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества, и само творчество меняется со временем.

Оноре де Бальзак и Оноре Домье

именно в творчестве Оноре де Бальзака чаще всего, в сравнении с творчеством всех других литературных деятелей той эпохи, критики находят ассоциации с работами Оноре Домье. «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции, изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Профессиональная деятельность Домье и Бальзака несколько раз пересекалась: Домье иллюстрировал некоторые романы Бальзака, а Бальзак проработал год в La Caricature - том же самом журнале, для которого Домье создавал свои ранние сатирические литографии. В основном же, однако, их сравнивают, потому что в своих работах они пользуются схожими стилистическими принципами. Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». Я убежден, что сам Бальзак поддержал бы это мнение, тем более обоснованное, что талант художника-бытописателя является талантом смешанным, поскольку в него вливается значительная литературная струя. « Оба Домье и Бальзак работали на поприще журналистики, и в своем творчестве обращались к одной и той же публике и отражали аналогичные события современной им действительности. Они проявляли повышенный интерес к социальным явлениям парижской жизни, особенно к изучению обычаев и нравов людей; их поведения и внешности. Бальзак часто характеризует героя через его манеру одеваться или в мельчайших подробностях описывает обстановку комнаты, чтобы нарисовать социальный портрет изображаемого героя. Домье выискивал карикатурные сцены французской жизни, изучал и критиковал представителей буржуазного класса. Реализм, как и карикатура, предоставляет читателю лишь общий взгляд на вещи, давая ему возможность сформировать своё суждение. В то же время, однако, любое узнавание или признание, возникшее у читателя, вовлекает его в этот процесс. Искусство Бальзака и Домье заключается в том, что они приглашают свою публику судить о характере французской жизни состоящей из их повседневного опыта, привлекая их внимание к собственной принадлежности к изображаемой социальной среде.

Рис. 2. Оноре Домье. Le Wagon de troisiéme classe («Вагон третьего класса»). 1863-1865. Холст, масло

Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал: «Домье - народный художник. Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а, следовательно, и великое для нас, прочих людей. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки… Это люди - я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль». Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.

Заключение

Как и у многих писатели его времени, приверженность идеям французской республики у Домье находит выражение не только в тематике его работ, но и в использовании прогрессивных технологий в создании произведений, призывавших народные массы к политической борьбе. Точно также как технологические усовершенствования в печати позволили совершить громадный скачок в книгопечатании, литография позволила Домье быстро печатать оттиски гравюр, в результате чего появилось огромное количество его работ. Как и его литературные современники, писавшие статьи для газет и журналов, выходивших большими тиражами, Домье искал свою публику среди широких народных масс, а не в элитном аристократическом клубе. литографии Домье, как и самые передовые литературные произведения эпохи, превращали видевших их людей в критиков существовавшего общества, призывая их бросать вызов социальным нормам, в особенности тем которые не служили интересам всей страны.

Библиографическая ссылка

Селиванов А.О., Матяр Т.И. ОНОРЕ ДОМЬЕ И ЕГО ЭПОХА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 8-4. – С. 103-106;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5706 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Оноре Викторен Домье (26 февраля 1808-10 февраля 1879) - французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.

Биография Оноре Домье

Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. Будучи сыном марсельского стекольщика, он вместе с семьей переехал в Париж в 1816 году. Там получил образование у Ленуара, также обучался литографии. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа.

Творчество Домье

Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий.

В 1832 г. за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключен в тюрьму.

С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.

Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона.

Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем едкой насмешки.

Сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале «Charivari». Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона). За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д.

Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г.

Домье записался в члены Парижской коммуны.

Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп.

Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.

1. Однажды Домье попросил своего друга, имевшего свой домик в деревне, порисовать его уток. Специально к приезду художника со всего птичьего двора согнали уток. Пока они барахтались в лужицах и бегали по двору, Домье не обращал на них совершенно никакого внимания, курил трубку и разговаривал с другом о чём-то постороннем. Друг был разочарован, однако через несколько дней он зашёл в мастерскую художника и был удивлён одним этюдом. — А, узнали уточек? — спросил художник, — ваши! Очень они были хороши.

2. В одной из мастерских Парижа, которую снимал Домье с друзьями, раньше располагалось бюро по найму работниц. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Однажды к ним зашла дама, которая сказала, что работает акушеркой и хочет такую же вывеску, как у них — яркую, приятную и привлекающую клиентов.

Так Домье получил один из своих первых живописных заказов, и заработал за «приятную» вывеску пятьдесят франков. По тем временам — неплохие деньги, к тому же, многим художникам и этого не удавалось выручить за свои работы.

3. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Он даже прибирался у него бесплатно. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще.

Анатоль же, когда убирался, распевал оперные арии, и однажды открыл Домье, что мечтал бы попасть на представление в Комическую оперу, но не хватает денег. Домье обрадовался. — Радуйтесь! — сказал он, — я имею право входа в эту вашу Оперу-комик, но ничто в мире не заставит меня переступить порог этого заведения. Так что вы можете ходить туда сколько угодно, хоть каждый день, просто представившись на кассе мной, меня все равно там не знают.

Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака, и Оноре с радостью отдал ему свой. С тех пор привратник часто ходил на представления, но он, к сожалению, кроме пристрастия к музыке, имел пристрастие к алкоголю. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье — алкоголик.

4. Домье не любил многие новшества. Особенно ему не нравилась фотография, которую он не считал за искусство, а тогда многие считали, что фотография заменит живопись. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Фотографы ставили их напротив приглянувшегося объекта, открывали объектив и стояли с часами в руках, порой по несколько минут. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье.

5. У Домье был друг — одноногий художник Диаз, который, несмотря на физический недостаток, отличался буйным нравом. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Однажды он вернулся с прогулки в возбуждении, сказав, что встретил юношу в блузе, которые носят художники по фарфору.

Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Тогда Диаз схватил поленце и разогнал мерзавцев, а после обратил внимание на то, что юноша неплохо рисует. — И как его зовут?- спросил Домье. — Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. У бедняги не хватает денег на краски, и от этого он злоупотребляет жженой костью. Я считаю, нужно ему помочь. А вы? — С радостью, — ответил художник.

Так юному и никому неизвестному на тот момент Ренуару достался целое богатство — мешок не совсем засохших красок.

6. Домье хотели наградить орденом Почётного Легиона, одновременно с ним собирались отметить той же наградой Гюстава Курбе. Оба отказались. Курбе написал министру, что не желает принимать знаки отличия от правительства, связанного с монархическим строем. Расчет был верным — письмо опубликовала одна парижская газета, весь о революционере-Курбе разнеслась по Франции, и он стал ещё известнее. Домье же свой отказ никак не пояснил.

Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. — Ах, как хорошо, — Курбе бросился ему навстречу, — ты отказался от креста, как и я! Но почему ты ничего не сказал? Можно было раздуть целую бурю из этого! — Зачем? — удивился Домье, — я сделал то, что должен был сделать. Зачем еще кому-то об этом знать? После этого Курбе однажды огорченно заметил: — Ничего из Домье не выйдет. Он — мечтатель.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: vm.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Будучи сыном марсельского стекольщика, он вместе с семьей переехал в Париж в 1816 году. Там получил образование у Ленуара, также обучался литографии. Вскоре Домье стал выполнять карикатуры к еженедельнику «Caricature». В 1832 году изображение Луи Филиппа послужило основанием для заключения Домье в тюрьму на шесть месяцев.

Двое выдающихся литографий «Rue Transnonain», «Le Ventre legislatif» свидетельствуют о раннем стиле, горьком, ироничном видении художника. После подавления «Caricature» его работы появлялись в «Charivari», где Домье безжалостно осмеивал буржуазное общество в очень реалистичном стиле.

Наслаждаясь в свое время выполнением карикатур (которых, к слову, он выполнил более 4000), сегодня Домье рассматривается как один из лучших мастеров своего дела. Также за биографию Оноре Домье было выполнено около 200 небольших полотен с драматической мощью, стилистически близких к литографским оттискам. Среди них: « Christ and His Disciples», «Republic» (Лувр), «Three Lawyers» (Вашингтон), романтичные «Don Quixote», «The Third-Class Carriage» (обе картины в музее «Метрополитен»).

Также Домье выполнил около 30 скульптур – небольших, окрашенных бюстов. Примеры его работ в этой области находятся в галерее искусств Уолтера, Балтимор. В последние годы художник страдал от прогрессирующей слепоты.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку