» » Архитектор норман фостер его проекты. Норман фостер биография. Лондон: стадион “Уэмбли”

Архитектор норман фостер его проекты. Норман фостер биография. Лондон: стадион “Уэмбли”

Станция «Экспо» в Сингапуре, «Хёрст-тауэр» в Нью-Йорке, «Сити-холл» и «Мэри-Экс» в Лондоне, «Клайд Аудиториум» в Глазго – что общего между этими архитектурными сооружениями? Футуризм, космос, модернизм? Нет, общий у них – создатель.

Непревзойденный британский современный архитектор Норман Фостер (Norman Foster) по сей день поражает мир своими оригинальными проектами в стиле хай-тек.

Лауреат Императорской и Притцкеровской премий, зарубежный почётный член Российской академии художеств, обладатель высшего ордена Германии в области культуры «За заслуги» Норман Фостер родился в 1935 году в Англии в обычной семье рабочего. В юности он работал в казначействе Манчестера, изучал торговое право, а в качестве хобби рисовал эскизы воображаемых строений. Для карьеры архитектора было необходимо профильное образование, а его у Нормана не было. До 21 года он был вынужден браться за любую работу, и только потом поступил в архитектурную школу при Манчестерском университете, а следом - в Йельский университет, где познакомился со своим будущим партнером по мастерской «Команда 4» (Team 4) Ричардом Роджесом. Они вместе и придумали хай-тек.

Имя Нормана Фостера впервые громко прозвучало в 1966-м году в связи с проектом «Рилайенс контролс». И с тех пор архитектор стал удивлять мир своими идеями. Во многом благодаря этому человеку современный мир имеет такой облик, который мы знаем. Можно сказать, что он создал стиль мегаполисов XX и XXI веков.

Мосты, небоскребы, аэропорты, правительственные здания, торговые комплексы – для Фостера все задачи одинаково хороши и интересны. Его архитектурные проекты объединили 22 страны мира в единой дизайнерской концепции. Сейчас Норману 82 года, в его компании «Фостер и партнеры» работают более 500 человек, в том числе люди, имена которых известны во всем мире.

«Нужно все время изобретать себя заново – иначе наскучишь и себе, и людям» , − поделился секретом своего успеха архитектор в одном интервью.

Интересно, что Нормана Фостера волнует не только внешний вид зданий, но и их экологичность. Архитектор делает акцент на энергосбережении, ресурсах природы (солнечная энергия и так далее). В его проекты внедрены смарт-системы, позволяющие разумно распределять свет, воздух и тепло. Кстати, в собственном доме Фостера есть выход на крышу, на которой находится сад. В нём растут берёзы, специи и мята. Архитектор обожает завтракать там со своей семьей.

Давайте подробнее остановимся на самых значительных проектах Фостера.

Башню «Мэри-Экс» в Лондоне как только не называют в простонародье – и корнишоном, и сигарой, и неприличными фаллическими прозвищами. В этом 40-этажном здании, покрытом листами стекла, сейчас находится офис швейцарской компании Swiss Re. Споры об уместности этого сооружения в старинном Лондоне не утихают по сей день: одни считают эту груду вычурного стекла вульгарной пощёчиной чинному облику города, другие ратуют за функциональность и большое число офисных помещений (а также ресторанов и кафе на самой вершине), но кто-то рад, что его город «осовременился». Конечно же, для этого проекта Фостер применил свои главные принципы экологичности: в здании внедрены солнечные батареи, которые существенно экономят энергию, а также система естественной вентиляции воздуха. Этот дом-огурец, возведенный в 2004-м году, считается самым зеленым небоскребом в мире. И самым дорогим зданием Великобритании.

В 2007-м году в Лондоне свои двери открыл футбольный стадион «Уэмбли», рассчитанный на 90 тысяч зрителей, где проводит свои матчи сборная Англии. Обновленная версия этого знаменитого стадиона появилась на месте старого. Знаменито сооружение своей уникальной раздвижной крышей и решетчатой стальной аркой высотой 134 метра, которая ее поддерживает и позволяет маневрировать. Такая особенность - не столько ради красоты, сколько для функциональности: трава на поле стадиона растет значительно быстрее.

Если продолжить разговор о модернизации известных сооружений, то нельзя не упомянуть легендарный стеклянный купол на крыше берлинского Рейхстага.

Ещё в 1993-м году Норман Фостер выиграл конкурс на реконструкцию здания. Его купол сделан из стекла и стали, диаметр составляет 40 метров, а в высоту он достигает 24 метров. Внутри находятся 360 зеркал, которые создают самую настоящую сказку из отражений.

Сейчас купол Рейхстага считается лучшей панорамной площадкой Берлина, на его вершине находится сад и ресторан, а туристы полюбили это место ещё больше, чем раньше. Интересно, что Фостер умудрился сохранить историческую внешность здания, но значительно «перекроил» его внутренности. Так, он снес некоторые стены, заменив их современными конструкциями.

Работы Фостера можно перечислять еще очень долго, за свою удивительную творческую карьеру архитектор возвел десятки невероятных сооружений. Но, конечно, на эти шедевры зодчества лучше смотреть вживую.

Архитектор (1935–)

Сэр Норман Фостер — выдающийся и плодовитый британский архитектор, известный своими инновационными и стильными конструктивными решениями, которые можно увидеть в таких зданиях, как берлинский Рейхстаг, нью-йоркская башня Херста и мэрия Лондона.

Синопсис

Родившийся в 1935 году в Манчестере, Англия, сэр Норман Фостер — отмеченный наградами и плодовитый британский архитектор, известный гладкими современными конструкциями из стали и стекла с инновациями в контурной обработке и управлении внутренним пространством. Он был частью архитектурной группы Team 4, прежде чем самостоятельно разветвляться, формируя то, что в конечном итоге будет называться Foster + Partners. Фостер получил признание за свой дизайн штаб-квартиры Уиллиса Фабера и Дюма в начале 70-х годов, а затем был ответственным за обновленный рейхстаг в Берлине после воссоединения Германии, а также за Херст-Тауэр в Нью-Йорке. Его проектная практика контролировала множество скрытых структур по всему миру.

Ранняя жизнь и образование

Норман Фостер родился 1 июня 1935 года в Манчестере, Англия.Единственный ребенок с общепризнанным интересом к конструкциям и дизайну, он вырос в рабочем районе и бросил школу в возрасте 16 лет, чтобы работать клерком в ратуше, а затем стал работать инженером в составе Royal Air. Сила на два года. Он продолжал изучать архитектуру в Университете Манчестера и завоевал почести за свои работы рисования, развивая пожизненную страсть к рисованию эскизов. Позже он получил стипендию в Школе архитектуры Йельского университета, получив в 1962 году степень магистра.

Культовые здания

Во время учебы в Йельском университете Фостер встретил Ричарда Роджерса. с двумя в конечном итоге становятся частью элиты мира архитектуры. В 1963 году Фостер вместе с Ричардом и Су Роджерсом, его будущей женой Венди Чизман и ее сестрой Джорджиной Уолтон,сформировал архитектурную организацию Team 4. Foster прекратил свою деятельность в 1967 году, сформировав Foster Associates, которая впоследствии стала Foster + Partners.

В начале 1970-х годов у Фостера был большой разрыв с проектированием штаб-квартиры Уиллиса Фабера и Дюма в Ипсвиче, малоэтажного офисного здания, которое было инновационным для использования эскалаторов, фасонных фасадов и идиллического здания. ориентированные на природу интерьеры. В конце 70-х и начале-середине-80-х годах Фостер и его команда работали над штаб-квартирой в Гонконге и Шанхайской банковской корпорации, современном здании с тремя башнями, в то время как в 90-е годы архитектор возглавляет обновление Рейхстага в Берлине, восстанавливая символический стеклянный купол после объединения Восточной и Западной Германии. В начале 2000-х годов Фостер также внес свой вклад в культовый горизонт Нью-Йорка своим дизайном Hearst Tower, 44-этажного небоскреба с треугольным фасадом на фундаменте в стиле ар-деко.

В число других известных структур, спроектированных Фостером, входят Центр визуальных искусств Sainsbury в Норвиче, Куала-Лумпур, Troika Towers, Франкфурт-на-Майне, Commerzbank, Международный аэропорт Гонконга и Лондонский Сити. Холл и Мост Тысячелетия. (Последняя конструкция, в которой использовались методы боковой подвески, была отремонтирована через несколько дней после инаугурации королевой Елизаветой, чтобы устранить колебания, вызванные интенсивным пешеходным движением.) Мост Тысячелетия является первым специализированным пешеходным мостом Лондона и стал новой достопримечательностью города. 21 век.

Глобальная экспансия

Foster + Partners — это международная организация, в которой работает более 1000 человек, и она продолжает заниматься проектами с бюджетами блокбастеров в самых разных странах. Сам Фостер стал не столько практическим чертежником, сколько глобальным менеджером, который стремится создать как можно больше времени, чтобы сосредоточиться на дизайне. Фостер был посвящен в рыцари в 1990 году и получил пожизненное звание девять лет спустя. Он получил множество дополнительных наград, включая Королевскую золотую медаль за архитектуру 1983 года и Притцкеровскую премию 1999 года.

Личная жизнь

Фостер женился на своей первой жене и бизнес-партнере Венди в 1964 году. Она умерла от рака в 1989 году, а Фостер вышла замуж за Сабиху Румани Малик в 1991 году. Оба развелись в 1995 году Фостер женился на своей третьей и нынешней жене, профессоре и издателе Елене Очоа, в 1996 году.У него несколько детей.

Фостеру был поставлен диагноз рак кишечника в возрасте 60 лет, и он получил химиотерапию для борьбы с этой болезнью. Он также перенес сердечный приступ, который несколько урезал его деятельность в качестве одиночного пилота, еще одну из его страстей.

Биография Нормана Фостера к его архитектурным решениям шла длинным и извилистым путём. Родился архитектор в 1935 г. в Манчестере в семье простых рабочих. Финансовое положение того времени вынудило Нормана оставить образование: несколько лет он работал в казначействе города, одновременно изучал торговое право. После Фостер ушёл служить в британские ВВС, однако уже тогда начал задумываться о профессии архитектора. По окончании службы будущий архитектор стал работать в пекарне, затем на заводе и, приближаясь к архитектуре, перешёл в мебельный магазин.

Лишь в 21 год Норман Фостер поступил в архитектурную Школу при Манчестерском университете. По её окончании в 1961 году, он выигрывает стипендию на обучение в университете Йельска в США. Там он знакомится с Ричардом Роджерсом и к 1963 году Фостер возвращается в Англию, где вместе с Роджерсом основывает мастерскую "Team 4" (Команда 4). В результате совместной работы данной команды родился такой архитектурный стиль, как «хай-тек», совершенно новое для того времени направление в архитектуре. Проект фабричного здания «Рилайенс контролс» 1966 года, делает имя архитектора знаменитым. И здесь начинается его долгий путь уже по лестнице архитектуры.

В 1967 Фостер открывает свою архитектурную фирму "Foster and partners". И до 1983 года он работает с Бакминстером Фуллером над рядом проектов. Одним из первых таких проектов является главный офис Willis Faber & Dumas – страховая компания в Великобритании (1971-75 годы). Внутренняя планировка, эскалаторы вокруг атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, демонстрируют постоянную озабоченность энергетическими показателями и социальными аспектами архитектуры.

В 1974 году Фостер принимается за проектирование здания Sainsbury Arts Centre – центр изобразительных искусств в кампусе Норвичского Университета в Англии. Проект воплощается в жизнь к 1978 году.

Главный офис банка в Гонконге

Главный офис банка в Гонконге «Hongkong and Shanghai Bank», построенный также под руководством Нормана Фостера, пожалуй, один из первых самых смелых проектов. Он же - первый небоскреб вне территорий Северной Америки. Фостером была разработана новая особенность возведения небоскрёбов без центральной оси, с использованием только наружного скелета. Такая структура даёт возможность создавать башни ещё более высокие. В период проектирования гонконгского банка (1979-86гг.), в 1983 году, архитектор получает золотую медаль RIBA, а в 1994 – аналогичную награду AIA.

1990 год Норману Фостеру приносит титул баронета, а 1999 – титул пожизненного пэра. В этом же году архитектор становится лауреатом премии Притцкера.

Компания Foster and Partners достигла международного уровня, под началом Фостера проекты здесь заказывает весь мир. Британский архитектор проектирует здания аэропортов, картинных галерей, торговые порты и целые города.

Здание мэрии Лондона

На работы Нормана большое влияние оказало как обучение в Америке, так и любовь к русским традициям. Он с каждым своим новым произведением удивляет мир и открывает некое новое обозрение в архитектуре. Основной стиль в его постройках – хай-тек, который он сам основал и вывел в свет. Фостер начинает проектировать музеи, один из самых последних XX века – это Бостонский музей изящных искусств 1999 года. Особая гордость местных горожан.

Старт третьего тысячелетия вдохновляет архитектора на новые открытия. Он проектирует символические здания в разных точках мира, делая акценты на каждую отдельную культуру, но при этом используя в качестве основы всё тот же стиль хай-тек. В 2004 году закончены строительные работы над его новым произведением во Франции.

Французский Мост Мийо высотой своих опор превышает высоту Эйфелевой башни в Париже.

Французский Мост Мийо

Жилой комплекс "Тройка"

Каждый последующий год Норман Фостер выдаёт новые проекты в самых неожиданных странах для его стиля.

Он использует хай-тек в восточных странах, например, Малазийский жилой комплекс из стекла и стали «Тройка» в Куала-Лумпур (2006 год) и развлекательный центр «Хан Шатыр» в столице Казахстана строился 4 года (2006-10). Гигантский шатер в 150 метров высотой, созданный из тёмного стекла и алюминия гармонирует с Астаной, только подчёркивая её восточный налёт. Копенгагенский зоопарк с названием Дом слонов в Дании (2008 год) в этом же стиле стал самым шикарным домом для экзотических животных.

Здание CITIC Bank в Китае (2011 год) и Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010 подтверждает неисчерпаемую фантазию британского архитектора. Павильон ОАЭ - это выражение пассивного проектирования с акцентом на экологические требования. Сам вид павильона отображает символическую связь с пустынным пейзажем, где расположены все семь эмиратов. Это лишь немногие из имеющихся реализованных проектов Нормана Фостера.

Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010

За всё своё архитектурное время Норман Фостер и его фирма спроектировали и построили свыше ста построек самых разных назначений. Сегодня получить проект от признанного архитектора – это большая честь для любой страны в мире.

Сделав многое в прошлом, Фостер не забывает и о будущем. Для каждой страны у него припасено нечто удивительное и, как всегда, уникальное. Готовые проекты будущих построек ждут своей реализации и восхищения инженерной мыслью признанного миром архитектора – Нормана Фостера.

Башня Россия высотой 612 метров (Москва). Самое высокое здание Европы.

Родился в Манчестере 1 июня 1935 года. Высоким происхождением судьба его не одарила - в рабочей семье не хватало денег на приличное образование, и Норман вынужден был отправиться на тяжёлую работу. Лишь к 21 году у него появилась возможность заняться учёбой - Фостер поступил в Манчестерский университет, где впоследствии окончил архитектурное отделение. Кроме того, будущий всемирно известный архитектор некоторое время учился в архитектурной школе Йельского университета США.
В 1967 году Фостер собирает свою архитектурную команду и с этого момента его имя уже не сходит с уст. В дебютных проектах ярко проявляется страсть архитектора к изящным конструктивным решениям. Всякий раз Норман Фостер словно решает головоломку, собирая множество паззлов воедино.

Главный офис банка в Гонконге \ Hongkong & Shanghai Bank (1986 г.)

К проектированию этого сооружения команда архитектора Нормана Фостера приступает в 1979 году. Небоскрёбы к тому времени строятся вот уже почти 100 лет - накопилось множество проблем, которые неизбежны при таких масштабах проектирования. Высотки похожи одна на другую, у подножия их возникают «острова отчуждения» (пустые, некомфортные для человеческой деятельности зоны), монотонные фасады приводят в уныние.Фостер бросает вызов костенеющей архитектуре небоскрёбов и выходит победителем: новаторство архитектора состоит в том, что он разработал совершенно новую конструктивную систему без использования центрального ядра жёсткости. Норман Фостер заключает сооружение в несущий каркас и преодолевает таким образом очередную высотную отметку. Здание банка в Гонконге становится самым высоким небоскрёбом вне территорий Северной Америки.

Коммерцбанк - Тауэр \ Commerzbank Tower (1997 г., Франкфурт-на-Майне, Германия)

Спустя десятилетие высота по-прежнему привлекает архитектора. Помимо оригинальных конструктивных решений в проектах большое внимание уделяется экономии ресурсов и экологичности здания в целом. Так Башня Коммерцбанка становится первым экологичным небоскрёбом Европы. При внушительной высоте в 259 метров сквозь все 56 этажей проходит центральный треугольный атриум. По периметру небоскрёба расположены панорамные площадки, сориентированные таким образом, чтобы обеспечить наибольшее количество естественного освещения.Ещё одна особенность проекта - использование стали в качестве основного материала строительства. Такое конструктивное решение значительно повысило стоимость работ, но позволило избавиться от массивных несущих колонн. Башню по спирали окружают «поднебесные сады» в 4 этажа высотой.

Аэропорт Станстед \ London Stansted Airport (1991 г., Лондон, Великобритания)

Не только конструкции и экология волновали Нормана Фостера в его творческой деятельности. Ещё одна страсть зодчего - самолёты. Возможно, это отпечаток службы в Королевских военно-воздушных войсках. Множество его объектов так или иначе связаны с полётами.Аэропорт Станстед в Лондоне удостоен премии Королевского института Архитекторов за использование уникальных многофункциональных конструкций. Крыша аэропорта держится на каркасе из металлических трубок, составляющих по форме перевёрнутые пирамиды. Внутри каждой трубки проходят коммуникации, обеспечивающие освещение, кондиционирование и телесвязь с диспетчерскими пунктами.При всей масштабности объект не выглядит тяжеловесным. Фостер мастерски применил здесь стекло и металлические каркасы, сделав крышу аэропорта ажурной, легко пропускающей свет, но защищающей от атмосферных воздействий.Аэропорт Станстед был запланирован как узловой пункт для так называемых low-cost airline. По это причине архитектор Норман Фостер отказался от дорогостоящих и не слишком эффективных решений, взяв на вооружение свой принцип «сложной простоты».


Здание Лондонской мэрии Сити Холл \ City Hall (1998-2002 г. Великбритания)

Лозунгом этого проекта стали прозрачность и доступность демократического процесса. Прототипом послужило знаменитое здание Рнйхстага а Берлине, которое Фостер реставрировал несколькими годами ранее.Внутри всего здания по спирали поднимается пандус общей протяжённостью 500 метров - с него можно свободно наблюдать за работой членов Лондонского собрания. Сити Холл также называют «Лондонской гостиной» за роскошные панорамные виды, открывающиеся с оборудованных площадок комплекса.Сооружение предельно экологично - здесь применена система перекачки родниковой воды, снижающая энергопотери при охлаждении на 25%. Фасад здания выполнен из 3844 уникальных стеклянных панелей, ни одна из которых не повторяет другую.

Музей Американских Воздушных сил \ American Air Museum (1987-1997 г., Кембридж)

Любовь к самолётам пронизывает и следующий проект Фостера. Полукупольная форма сооружения создает новое качество рельефа, отвечая природным формам. Главный фасад выполнен сплошным остеклением, внутри ангара основной экспозиции достаточно воздуха и света. Строгость конструкций и простота линий формируют образ свободного, полезного пространства, в котором без помех можно насладиться всеми деталями представленных экспонатов.


Стадион Уэмбли \ Wembley Stadium (2007 г., Лондон, Великобритания)

Стадион Уэмбли вмещает 90 тысяч зрителей. Уникальность сооружения состоит в невероятной 130-метровой ажурной арке, которая поддерживает выдвижные плоскости крыши и создаёт дополнительное освещение. Крыша стадиона, благодаря авторским конструкциям, защищает от солнечных лучей в восточном, западном и северном направлении.Арка стадиона Уэмбли на сегодняшний день является самой большой однопролётной конструкцией мира.

Виадук Мийо \ le Viaduc de Millau (2004 г., Франция)

Вантовый дорожный мост, пересекающий долину реки Тарн, обеспечивает связь между Южной Францией и Испанией. Виадук оборудован приборами и датчиками, которые со скоростью 100 замеров в минуту способны фиксировать малейшие сдвиги конструкции моста. Норман Фостер не только решает проблему дорожных заторов на старой трассе А 75, но и обеспечивает высокую окупаемость объекта за счёт постоянного притока туристов к этому чуду современной инженерной мысли.Строительство моста продолжалось 38 месяцев: 7 опор, 2.5 километра дорожного полотна и кристально верное ландшафтное решение.


Мост тысячелетия \ Millennium Bridge (1996-2000 г., Лондон, Великобритания)

Лондонский пешеходный мост пересекает Темзу, связывая районы Банксайз и Сити. Общая его протяжённость 325 метров, которая складывается из трёх пролётов. В структуру моста включены 2 речных пирса, есть верхний и нижний пешеходные уровни.Ёмкость моста - 5000 человек. Сразу после открытия его работу пришлось временно остановить из-за проблемы слишком больших резонансных колебаний. Все неполадки были устранены за 2 года и по мосту снова зашагали туристы.

Башня Джеймсон Хаус \ Jameson House Tower (2011г., Канада, Ванкувер)

35-тиэтажный многофункциональный комплекс предстояло органично включить в историческую среду и состыковать с постройками 20-х годов прошлого века. Для решения этой задачи Норман Фостер прибегает к необычному композиционному членению фасада башни. Первые два этажа продолжают торговую зону соседних домов. Следующие десять заняты офисами - плоская стена навесного фасада стыкуется с историческими постройками, соблюдая масштаб. Затем мы видим 23 этажа, в которых размещены жилые квартиры. Эта часть башни оформлена крупными эркерами, где по плану находятся гостиные с отличным видом на город. Кровля здания - эксплуатируемая. На верхних этажах, над пентхаусами, размещены озеленённые террасы.

Космопорт Америка \ Spaceport America (2011г., США+Мексика)

Норман Фостер пристально смотрит в будущее. Один из самых узнаваемых его проектов - космопорт в пустыне на границе США и Мексики. Первая в мире частная площадка для запуска суборбитальных ракетопланов подчинена ландшафту цветом и формой.Электроэнергия вырабатывается при помощи солнечных батарей, применена система повторной очистки воды, сама постройка углублена в землю с целью использовать геотермальную энергию для обогрева и охлаждения.Безупречное пространственное решение новых врат в безвоздушное пространство.


Норман Фостер безусловно является архитектором эпохи. Во время торжественного вручения ему золотой медали Королевского института Британских архитекторов в 1983 году Фуллер произнёс такие слова: «Я низко кланяюсь Вам, Норман, за Вашу исключительную целостность».Несмотря на преклонный возраст, архитектор работает со множеством проектов, которые наверняка скоро займут своё место в золотых архивах мировой архитектуры.

Марианна Бродач

В каждом проекте сэр Норман Фостер и его команда используют элементы, присущие зданиям высоких технологий, и каждое творение достойно отдельного внимания.

В этой подборке читайте о первом в мире экологичном высотном здании, «большой оранжерее», самом необычном здании мэрии, башне-«огурце», изогнутом небоскрёбе, первой высотке Нью-Йорка с «Золотой» оценкой по LEED и частном космодроме.

ОБ АРХИТЕКТОРЕ

Сэр Норман Фостер - английский архитектор, один из основателей и руководителей архитектурного бюро Foster and Partners. Является обладателем множества наград, в числе которых самые престижные Притцкеровская и Императорская премии. Был возведён королевой Елизаветой II сначала в звание рыцаря, а затем барона. Фостер, отмечающий в следующем году свой 80‑летний юбилей, родился в Манчестере (Великобритания). Окончил Школу архитектуры и городского планирования Манчестерского университета. В 1961 году выиграл стипендию на обучение в Йельском университете (США), откуда вышел со степенью магистра в области архитектуры. Здесь же Фостер познакомился с Ричардом Роджерсом. В 1967 году вместе с ним, а также с сёстрами Чизман учредил архитектурную студию Team 4, где команда создала много проектов в стиле хай-тек. Позже Фостер основал свою архитектурную студию Foster Associates, которая в 1990 году была
переименована в Foster and Partners. Сотрудничество с архитектором Ричардом Фуллером, с которым архитектор познакомился в 1698 году, повлияло на то, что при проектировании Фостер всё больше внимания стал уделять сохранению окружающей среды.
Проекты бюро Фостера реализованы по всему миру. Первым значимым объектом стала штаб-квартира Willis Faber & Dumas (Великобритания, 1975). Своё первое высотное здание - Hongkong and Shanghai Bank - Фостер построил в Гонконге (КНР, 1986). Широко известны работы студии над терминалом лондонского аэропорта «Станстед» (Великобритания, 1991), высотным зданием Commerzbank во Франкфурте-на-Майне
(Германия, 1997), виадуком Мийо (Франция, 2004), башней Hearst Tower в Нью-Йорке (США, 2006), зданием «Хан-Шатыр» в Астане (Казахстан, 2010), а теперь и магазином Apple в Стамбуле (Турция, 2014).
Для России архитектурное бюро Foster and Partners также разработало
несколько проектов. Это 600‑метровая башня «Россия» в Москве-Сити, проекты реконструкции Новой Голландии в Санкт-Петербурге, «Хрустального острова» в Нагатинской пойме, здания «Апельсин» на месте ЦДХ, Музея изобразительных искусств им. Пушкина и др. По различным причинам пока ни один из этих проектов не осуществлён.

Главное правление банка Commerzbank

Commerzbank во Франкфурте-на-Майне (Германия, 1997) - одно из самых высоких зданий в Европе. Вместе с тем это первое в мире экологичное высотное здание. Горизонтальная проекция небоскрёба представляет собой треугольник со скруглёнными вершинами и немного выпуклыми сторонами. Центральная часть сооружения занята огромным треугольным атриумом, проходящим по всей высоте здания.

Атриум является каналом естественной вентиляции для смежных офисных помещений. Примерно две трети года сотрудники банка могут регулировать уровень естественной вентиляции путём индивидуального открытия окон. Только при сложных погодных условиях автоматизированная система управления оборудованием климатизации задействует систему механической вентиляции. Благодаря такой схеме организации вентиляции энергопотребление в Commerzbank на 30 % ниже, чем в традиционных высотных зданиях таких же размеров. Охлаждаемые теплоёмкие перекрытия с замоноличенными трубопроводами используются для естественного охлаждения здания вместо традиционной системы кондиционирования воздуха. Снижению энергозатрат способствуют также двухслойные светопрозрачные ограждения, теплозащитное остекление, герметичные стеклопакеты.
Особенностью комплекса являются зимние сады. Они размещены по спирали вокруг треугольной формы здания и занимают четыре этажа. Сады заполняют большие объёмы неразделённого офисного пространства и одновременно играют важную роль в создании микроклимата здания: за счёт аккумулирования теплоты солнечной радиации создаются дополнительные теплопоступления. Издали зимние сады создают впечатление прозрачности здания. Источники рассеянного света, расположенные в садах, в ночное время подсвечивают Commerzbank тёплым жёлтым светом.

«Большая оранжерея» Национального ботанического сада Уэльса

«Большая оранжерея» занимает центральную часть Национального ботанического сада Уэльса в Кармартен-шире (Великобритания, 2000). Здесь используются характерные для этого места экологические условия, в данном случае - для обогрева и обслуживания здания с наиболее эффективным потреблением энергии.
Частично отопление осуществляется при помощи котла, работающего на биомассе. Это современная уста-новка по сжиганию древесных отходов от садовой стрижки и предварительно обработанных отходов, поставляемых подрядчиками, занимающимися сбором мусора. По сравнению со сжиганием нефтепродуктов, в данном процессе в воздух выделяется незначительное количество серы и окислов азота. Более того, количество углекислого газа, которое получается в процессе горения, приблизительно равно его количеству, поглощённому растениями во время роста. Благодаря этому обеспечивается близкий к равновесию цикл углекислого газа.
Для управления климатическими параметрами в оранжерее применяется автоматизированная система управления, которая в случае необходимости открывает стеклянные панели, из которых состоит кровля здания.

Здание лондонской Мэрии City Hall

Необычная форма City Hall (Лондон, Великобритания, 2002), напоминающая яйцо, была выбрана архитектором не случайно: площадь поверхности наружных ограждающих конструкций на 25 % меньше, чем у здания кубической формы того же объёма.
Мэрия имеет 17‑градусный наклон в южную сторону, причём перекрытие каждого этажа образует своеобразный ступенчатый козырёк, выступающий наружу и исполняющий роль солнцезащитного элемента офисных помещений, расположенных этажом ниже.
Форма здания, наклон, применение элементов фасада в качестве солнцезащитных устройств, использование штор-жалюзи, расположенных внутри двойного фасада, позволяют снизить теплопоступления от солнечной радиации в летнее время (и теплопотери зимой) и минимизируют воздействие прямого солнечного освещения, которое может вызвать дискомфорт.
На фасадах установлены специально изготовленные светопрозрачные элементы. Интересно, что каждая из панелей уникальна по форме при ширине около 1,5 м. С помощью лазерной обработки им была придана конфигурация в соответствии с данными, полученными при расчёте формы здания. Это гарантировало высокую точность изготовления и обеспечило лёгкость последующего монтажа конструкций.

Офис швейцарской страховой компании Swiss Re

Высотное здание, в котором находится головной офис швейцарской страховой компании Swiss Re (Лондон, Великобритания, 2004), получило за свою оригинальную форму неофициальное название «Корнишон» (The Gherkin). Такая форма отвечает специфическим требованиям малого пространства, на котором расположено строение: в этом случае оно выглядит менее громоздким, чем обычный прямоугольный блок с такой же эквивалентной площадью помещений; двойной изгиб башни уменьшает отражения и улучшает светопроницаемость; тонкий профиль максимально увеличивает пространство и степень проникновения дневного света на уровне земли.

Основу фасада здания-«огурца» составляют три базовых элемента: первые два - наружная оболочка из двойного стекла с низкой излучательной способностью и внутреннее остекление, расположенное на расстоянии 1,0-1,4 м от наружного. Третий элемент - это система механических козырьков, находящихся между оболочками и образующих воздушные камеры.
В здании предусмотрена система вентиляции смешанного типа с преимущественным использованием естественной вентиляции. Было установлено, что в течение 40 % времени естественная вентиляция может применяться в дополнение к системе кондиционирования воздуха и в определённые периоды может выступать единственной формой охлаждения воздуха для некоторых участков здания.
Стратегия взаимодействия здания с окружающей средой основана на размещении небесных садов в шести треугольных врезках в краях каждой круглой плиты настила - в плане полы похожи на ступицы автомобильных колёс с радиальными спицами. Полы на разных уровнях повёрнуты по отношению к полам соседних уровней, и, таким образом, сады кажутся поднимающимися спиралью по периферии здания.
Сады образуют часть системы естественной вентиляции здания, в них высажены растения, интенсивно насыщающие воздух кислородом.

Штаб-квартира Hearst Tower

Здание Hearst Tower (Нью-Йорк, США, 2006) - офис одноимённой корпорации - первым из всех высотных башен Нью-Йорка получило оценку «Золотой» по сертификации LEED. Потребление энергии в здании на 26 % меньше, чем у аналогичного по назначению и традиционного по конструкции высотного объекта.
Башня имеет сплошное остекление. Высота каждой панели равна четырём этажам. При строительстве здания была применена диагональная сетка, используемая во многих других проектах архитектора.
В Hearst Tower смонтировано 15 скоростных лифтов, в которых максимально использованы энергосберегающие технологии. В частности, пассажиропоток регулируется интеллектуальной системой управления движением лифтов.
Среди экологичных решений можно отметить, например, сбор дождевой воды и использование конденсата, образующегося от работы системы кондиционирования, для бытовых целей.

Башня The Bow

The Bow является самым высоким зданием в Калгари (Канада, 2013). Небоскрёб имеет форму дуги, напоминающую изгиб реки Боу, в честь которой оно и названо. Такая форма выбрана ещё и потому, что вогнутая часть, обращённая на южную сторону, по сути выступает в роли солнечной ловушки. В этом случае достигается значительное уменьшение потребления энергии. Кроме того, при изогнутой форме здания требуется меньше стальных конструкций, т. к. на такое здание воздействуют меньшие аэродинамические нагрузки.

Фасады имеют сплошное остекление и узнаваемую сетчатую оболочку (высота каждого треугольника равняется шести этажам). За счёт этого в офисах стало возможным использование преимущественно естественного освещения.
Во всю высоту здания простирается атриум, который защищает помещения как от перегрева, так и от переохлаждения. На трёх уровнях он разделён зимними садами, где высажены различные растения и организованы зоны отдыха для сотрудников.

Космодром «Америка»

Космодром «Америка» (Нью-Мексико, США, 2014) - первый в мире частный космодром, предназначенный для суборбитальных полётов космических туристов и для запуска космических кораблей с исследовательскими целями.
Здание имеет внушительные размеры, но в пустынной местности не выглядит громоздким, т. к. органично вписано в окружающую среду благодаря использованию природных форм и удачному цветовому решению.
Часть здания заглублена в землю, что защищает его от воздействия палящих лучей заходящего солнца и снижает затраты энергии на охлаждение. Массивные ограждающие конструкции позволяют использовать перепад наружных температур в течение суток для охлаждения здания днём и обогрева ночью.

Марианна Бродач - вице-президент НП «АВОК», профессор МАрхИ, главный редактор журнала «Здания высоких технологий».

При благоприятных параметрах наружного воздуха в здании имеется возможность организовать приток свежего воздуха с помощью естественного проветривания не только для помещений, расположенных по периметру здания, но и для внутренних помещений, оснащённых световыми фонарями.
Пассивные методы защиты здания от негативных воздействий наружного климата, таких как резкие суточные перепады температуры, позволили отказаться в здании космодрома от энергозатратных систем охлаждения и отопления здания и сделали возможным использование только альтернативных источников энергии. В качестве источника теплохолодоснабжения используется геотермальная энергия. Для дополнительного охлаждения применяются системы с климатическими балками. ●


Энергоэффективность , Зелёное строительство