» » Народная вышивка крестом. Народная вышивка. Схема народной вышивки «лучшая доля»

Народная вышивка крестом. Народная вышивка. Схема народной вышивки «лучшая доля»

Все приведенные схемы русской вышивки крестом взяты из первого сборника великорусских и малороссийских узоров 1877 года издания. Хотя с того момента выхода альбома в свет прошло более века, но они крайне интересны и сегодня всем мастерицам, вышивающим крестом. Кроме традиционных русских орнаментов в альбоме представлены и символы, характерные для народной вышивки крестом (лошади, птицы, олени и т.д.) И, кроме того, вы найдете здесь схемы жанровых картинок. Если вас заинтересуют именно жанровые картинки, то рекомендуем посмотреть издания. Там такие картинки представлены значительно шире.
Мотивы из сборника великорусских и малороссийских узоров 1877 года лаконичны. Цвет геометрических вышивок традиционно красный, иногда дополняемый синим, черным или зеленым. Использовать эти мотивы русской вышивки крестом вы можете при создании рушников, вышитых салфеток и скатертей, как детали декорирования одежды или аксессуаров (сумочек, кошельков и т.п.). Небезынтересны будет этот альбом и при плетении (или ткачестве) поясков и тесьмы – в качестве образцов. Да и для создания вязанных узоров страницы этой книги могут послужить вдохновением.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 1.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 2.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 3.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 4.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 5.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 6.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 7.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 8.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 9.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 10.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 11.

Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам. Вышивали преимущественно девушки и лишь весной, до начала полевых работ, словно бы творя заклинание на урожай. Большинство узоров, что вышила молодуха на приданом, образно повествует, как небо дает плодородящую силу земле, а она родит на благо людей свои плоды. «Пусть так будет всегда», - словно говорят вышивки, которые были своего рода молитвой о будущем урожае, просьбой, чтобы вечно светило солнце, родила земля и никогда не пресекся род человеческий.

Известно, что в древности славяне, тоже земледельцы, поклонялись полотенцам-убрусам, - вернее, священным изображениям, вышитым на холсте. На протяжении многих веков узоры эти бережно передавались из поколения в поколение, из рода в род, от матери к дочери и сопутствовали человеку во все дни его жизни. Само слово «узор» происходит от древнеславянского «узрети» (увидеть).

В древней Руси понимали смысл этого слова еще и как «красота», «благо». В славянских языках, в частности, в русском, «узор» имеет много однокоренных слов: заря, зарница, зарево. Все они по своему смыслу связаны со значениями «свет» и «тепло». Восходя к первоначальному древнему культу неба и солнца, узоры являли собой «знамения неба», Конец поло­тенца. Вторая половина XIX в. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити.

«Божественные знаки».
Шов роспись, счетная гладь. 47×33. Из Карго­поля.

Когда-то были они не столько украшением в нашем понимании, сколько знаками и образами божества у наших древних предков. Украшенное ими полотенце всегда висело в «красном углу», иным отирали новорожденного ребенка, а разузоренный плат-ширинка необходим был в свадебной обрядности.

Г.П.Дурасов - "Каргополье. Художественные сокровища"

Конец полотенца. Холст, х.-б. Вторая половина XIX в. Ткань, льняные, шерстяные и х.-б. нити.
Шов роспись и счетная гладь. 34 х 32. Из деревни Калитинская.

Подол празд­ничной женской рубахи. Первая половина XIX в. Фрагмент. Холст, шелковые и х.-б. нити.
Досюльный шов, косой крест. 26 х 146.

Стан празд­ничной женской рубахи. Первая половина XIX в. Фрагмент. Холст, кумач, шелковые, шерстяные, х.-б. нити. Двусторонний шов, счетная гладь. 80 X 60.


Стан празд­ничной женской рубахи. Начало XIX в. Фраг­мент. Холст, х.-б. и шелковые нити.

Дву­сторонний шов, счетная гладь. 78 X 190.

История возникновения вышивки крестиком уходит вглубь веков. Когда не было ни письменности и ни христианских молитв. В ту далекую эпоху женщины вышитым крестиком обращались к языческим богам с просьбой защитить их и их близких от горя и напастей. Вышивка крестиком носила сугубо сакральный смысл.

Славяне вышивали в основном красными нитками по белому полю. Расписывали крестом одежду, обувь, простыни, занавесы, полотенца.

Каждый узор. каждая черточка были наполнены особым смыслом. Несли в мир и богу собственное послание.

Одним из распространенных символов в славянской вышивке занимает символ солнца- квадрат, ромб, круглые розетки, крестиков или свастики (вращающееся светило). Кроме солнца большое значение для славян. да и не только для славян имели земля. вода. дождь. Так прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, наклонные линии – дождь.

Кроме геометрических фигур часто в вышивке встречается композиции с женской фигypой в центpе и оленями по сторонам ее. Так изображают мать Рода – Роженицу. Мать Рода в вышивке изображали или с оленями или с всадницами по бокам. В первом случае она символизировала защиту рода, призвана была оградить от болезней и бесплодия. Часто эту композицию вышивали на обрядовых полотенцах, простынях. Это один из мощных оберегах рода. Также эту композицию вышивали на свадебных ручниках и младенцам в люльку.

Трехчастные композиции является довольно распространенным сюжетом языческой славянской вышивке. Это и богиня и две всадницы. Это богиня и птицы, Это богиня и лоси или кони.

Практика использования текстильного орнамента в лечебных целях хорошо известна в народной культуре.

Новости о вышивке.

Оказывается, за тысячу лет до компьютерной эры наши предки пользовались пикселями

Сотни больших и маленьких квадратиков стремительно сменяют друг друга на огромном экране, выстраиваясь в незамысловатые фигуры – впечатление, что вдруг «затанцевали» рушники и вышиванки наших прабабушек. Загнала в компьютер, осовременила и по-другому взглянула на символы предков харьковский дизайнер Юлиана Алимова. Свой проект она назвала «Цяцьки. Народный пиксель-арт». Объясняет, что виртуализировать славянские символы и знаки начала быстро, когда разгадала секрет.

Нарисовала, чтобы вернуть любовь

Магические символы и знаки на протяжении многих столетий играли огромную роль в жизни наших предков, утверждает Юлиана. Их рисовали на посуде, вышивали на рубахах, простынях, рушниках и при этом верили, что они способны приносить счастье и исполнять желания.

За любовь и семейное счастье у наших предков отвечали и символы птиц. Их изображений сохранилось около тысячи. Если две птицы вышивались с повернутыми друг к другу головами, речь шла о счастливой, взаимной любви. Если наоборот – любовь не складывалась.

Пиксель – неделимый прямоугольный объект, обладающий определенным цветом. Пиксели, расположенные по строкам и столбцам, составляют компьютерное изображение. От количества пикселей зависит детальность изображения.

Схемы вышивок.

Вышивали роженицу по разному в зависимости от языческого аграрного календаря. И просили помощи и плодородия Земли и рода. Женский Оберег, приводящий к гармонии женскую сущность. Спокойствие и радость на душе сразу отражаются и на внешности — Вы становитесь краше и привлекательней, а главное — здоровее.

Другим женским оберегом был ЛАДИНЕЦ . Он дает спокойствие, радость и осознавание себя Женщиной.

Усиливает рост волос на голове, замедляет — на других частях тела (за счет установления нормального гормонального фона). Он дарует женское здоровье и продлевает женскую красоту.

Красный лучик остается неизменным в любом случае, цвет второго лучика изменяется в зависимости от знака Зодиака. Для стихии Земли — классический черный. Для стихии Огня тоже используется черный, но можно и золотисто-коричневый. Голубой — для Воздуха, синий, бирюзовый — для Воды.

Другим распространенным оберегом является ЛЕЛЬНИК . Он оберегает, дарит нежность и привлекательность. Чисто девичий оберег. Но до трех лет мог быть и у мальчиков в люльке. Для младенцев также вышивали так называемый Радинец.

Для девушек и молодых женщин вышивали Живу. Она наполняла душу, защищаемой гармонией и радостью, а тело — крепким здоровьем и энергией. Считалось, что Жива хорошо снимает стрессы и усталость, наполняет жизненной энергией..

Оберег посвящён двум славянским Богиням — Ладе (её знак изображён на лицевой стороне оберега) и Живе — богине жизни и Весны — её знак на обороте.

Этот оберег по свойствам похож на оберег «Гармония Женского начала», но его действие больше направлено на поднятие духа, жизненной силы, нежели на излечение женских болезней.

Мощнейший Семейный Оберег является Свадебник. Он символизирует объединение двух Родов. Слияние двух Стихиальных Свастичных Систем (тела, Души, Духа и Совести) в новую Единую Жизненную Систему, где Мужское (Огненное) начало соединяется с женским (Водным). Очень часто на оборотной стороне Свадебника изображали символ Белобога. как символ добра и благополучия. Такой оберег хранит от ссор и бед. Творит лад в семье. Иногда делали три подвески из речного жемчуга. Три подвески символизируют три мира — Мира Яви, нави, Прави.

Для отведения черных чар вышивали Чароврат. Чароврат изображали в виде Огненного вращающегося Креста. Славяне, как огнепоклонники считали, что Огонь уничтожит тёмные силы и различные чары и тем самым очистит души и тело оберегаемого.

Для исполнения желания, исцеления и твердости духа вышивали Цветок Папоротника. В народе его называют Перунов Цвет. От болезней и напостей часто также вышивали оберег Оделень трава. также как и в Чароврате, и в Перуновой звезде считалось, что огонь сжигает все беды и напасти. поэтому то эти обереги очень похожи. Духобор вышивали для больного человека. Покрывалам с такой вышивкой укрывали заболевшего и раненого. Считалось. что Великий Божественный Огонь духобора уничтожит в человеке все хвори телесные и болезни Души и Духа.

Изображение сказочной птицы — павы (иногда ее называют жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.

Славянская вышивка имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них — Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, «исподнего» мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.

Разбирая символику славянских вышивок, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и аллегоричность — признак высокой культуры общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово, от больших городов до самых малых поселений.


Занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре.

Чем интересен этот вид рукоделия?

В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:

  • городская;
  • крестьянское рукоделие;
  • вышитые мотивы, которые использовались как оберег.

С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.


Русская вышивка — старинный вид народного искусства

В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.


Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940

Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.


Искусство вышивания имеет многовековую историю

В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).


Сундук с приданым

Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.

Вышивка в французском стиле

Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.


Славянский оберег вышитый крестиком

Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.


Вышитый оберег с изображением

Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.

Северные традиции

Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.


Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.


Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.


Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам

Красиво смотрелась и белая строчка. В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.


Белая вышивка

Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.

Особенности южан

Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами.


Вышивка росписью

Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.


Вышивка гладью по белоснежному шелку

Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.


Цветная гамма была достаточно разнообразной:

  • Рязань славилась своей вышивкой в синих тонах;

Рубаха вышитая в синих тонах
  • в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;

  • Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;

Русская вышивка — явление чрезвычайно сложное и многогранное
  • в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.

Вышивка — едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества

При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.

Вышивальные ритмы в центре России

Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.


Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа

В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.


В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области. Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити. Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.


Белоснежная вышивка шелковыми нитями

Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити. Изображение ромба в русской вышивке

Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.



С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.

Изучая народную вышивку, я понимаю, что надо понимать отдельные символы и их сочетание. В других темах я рассказываю об отдельных узорах, а здесь - о их сочетаниях. Узоры народной вышивки России, нашего Севера, удивительны. Их сочетания, простые схемы народной вышивки рождают целые истории!

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ- ГАРМОНИЯ»


Схема народной вышивки «Русский крест – гармония»

Символы народной вышивки :

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «ромб»

Для кого : для женщины, желающей укрепить свой имеющийся брак.

Значение : гармония.

Особенность этой вышивки : активность земной мужской силы.

Действие на женщину : лад в семье, благополучие в отношениях с мужчиной, повышение собственной активности, энергии, напористости, если необходимо - призыв души ребенка, благополучное рождение.

Действие на мужчину : лад в семье, благополучие в отношениях с женой, активизация жизненного центра «ярло», отвечающего за жизненные силы.

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ – ПРИЗЫВ»



Схема народной вышивки «Русский крест – призыв»

Символы народной вышивки :

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «ромб»
  • знак благополучия и соединения мужского и женского начал «засеянное зерно»

Для кого : для женщины, желающей найти своего суженного и сделать правильный выбор.

Особенность этой вышивки : преобладание женских энергий, как в земной, так и небесной сфере, мужская энергия в этой вышивке «небесная», то есть речь идёт о мужчине, родственном по духу.

Действие на женщину : телесная энергия, повышение привлекательности, возвышение способностей к предвидению и выбору, запуск в пространство призыва для мужчины - суженного.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «РУССКИЙ КРЕСТ – ЛЮБОВЬ»



Схема народной вышивки «Русский крест – любовь»

Символы народной вышивки :

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «полуромб»

Для кого : для женщины, желающей воспламенить любовь мужчины, и для мужчины, желающего быть любимым.

Особенность этой вышивки : преобладание «земных» энергий, как мужской, так и женской, причём речь не идёт о рождении ребёнка, а именно о земной любви между мужчиной и женщиной.

Действие на женщину : телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над мужчиной, возрождение чувств в женщине, которые «перекидываются» на мужчину. Действие значительно усиливается, если такой же орнамент нанести на подол свитера.

Действие на мужчину : телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над женщиной, возрождение чувств в самом мужчине, которые «перекидываются» на женщину.

СХЕМА НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ «ЛУЧШАЯ ДОЛЯ»

Название «Лучшая доля» - не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.



Схема народной вышивки «Лучшая доля»

Символы народной вышивки :

  • «Полрепья - Предок»
  • женский символ «Ромб»
  • женский символ «Небесная Оленуха – Прародительница»
  • знак Богини - Матери, Хозяйки судеб, Великой Макошь

Для кого : для девочки и девушки с пожеланием безопасности в родительской семье, для женщины, желающей сохранить и приумножить имеющееся.

Значение славянских узоров : просьба - уверенность в лучшей доле на будущее

Особенность этой вышивки : в схеме народной вышивки преобладающее присутствие божественных сил: предки со стороны матери (символ «Небесная Оленуха – Прародительница») предки со стороны отца (символ «Орепий»), присутствие Богини Судьбы Макошь - всё это рядом с земным ромбом, символизирующим женщину - просительницу.

Действие на женщину : лад в семье, благополучие, благосостояние, уважение окружающих.

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «БЛАГОПОЛУЧИЕ»

Название «Благополучие» - не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных на этой схеме вышивки.



Народная вышивка России «Благополучие»

Символы народной вышивки:

  • Знак Солнце – Девы, Веснянки, дарующей радость и жизнь
  • Знаки Прибогов, приносящих дары с Неба
  • Знак Богини Мать - Сыра Земля, дарующей благополучие
  • Знак Небесной Тучи – Оленухи
Для кого: для незамужней женщины, для замужней женщины, желающей новый уровень в жизни, обеспеченность, спокойствие и уважение

Особенность этой вышивки: вышивка, мягко влияющая на ситуацию, приводит в движение небесные силы, которые начинают работать на богатство и спокойствие. Небесное покровительство Богини Мать - Сыра Земля создает всеобъемлющее покровительство, остальные знаки поддерживают эту древнюю славянскую магию

Действие на женщину: чувство спокойствия, осознания своей красоты и привлекательности, спокойное принятие заслуженного благополучия.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «ДОСПЕХИ ПРЕДКОВ»

Название «Доспехи предков» - не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.



Народная вышивка России «Доспехи предков»

Символы народной вышивки:

  • знак «Крючки - Кони»
  • знак «Орепий - Предок»
  • Бога Перуна «Перунов цвет»

Для кого: мальчика и мужчины с целью защиты от влияний внешней среды

Значение славянских узоров: знак Перуна, Покровителя воинов в светлом тоне означает небесное покровительство этого Бога, присутствие коней земного цвета означает быстрое приближение этого покровительства; причина покровительства - Орепий - Предок, то есть мужчина защищен силой своих предков.

Особенность этой вышивки: быстрое приближение небесного покровительства Перуна и Предков, так как именно кони, впряженные в божественную колесницу, земного цвета.

Действие на мужчину: защищенность от неблагоприятного воздействия внешней среды, как физического, так и энергетического.

СХЕМЫ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ РУССКОГО СЕВЕРА

Давно у нас просят схемы обережной народной вышивки показать. Мы их собрали по северным деревням и наконец-то с вами делимся этим знанием.

Все это - северный обережный крест, самый сильный защитный символ. Можно вышивать его привычным крестиком, а лучше - северным наборным (счётным) швом.

Помните главное правило обережной вышивки: всё должно быть натуральным, начиная от ткани и ниток, и заканчивая иглой. Лучше всего подойдут для этого иглы из кости или из латуни .